Конституция Российской Федерации 1993 г.: понятие, основные юридические свойства, функции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Российской Федерации 1993 г.: понятие, основные юридические свойства, функции.




 

Конституционное закрепление системы государственных органов. Российская модель «разделения властей».

Разделение ветвей государственной власти — еще одна важная черта РФ как демократического государства. Государственная власть в РФ, гласит ст. 10 Конституции РФ, осуществляется на основе разделе­ния на законодательную, исполнительную и судебную; органы этих ветвей власти самостоятельны. В условиях, когда принцип разделения ветвей власти десятилетиями и даже столетиями с порога отбрасывал­ся и признавался принципиально негодным для российской государст­венности, четкое конституционное закрепление данного положения имело особое, фундаментальное значение. Без этого переход на путь реального демократизма был бы невозможен, ибо этот принцип служит важной гарантией обеспечения свободы, подчинения государства праву и закону, предотвращения возврата к самовластию, беззаконию и тоталитарному режиму. Впервые принцип разделения властей был провозглашен у нас Декларацией о государственном суверенитете РСФСР как важнейший принцип ее организации и функционирова­ния как правового государства, а в апреле 1992 г. он был включен в Конституцию РФ в качестве одной из незыблемых основ конституци­онного строя России. Указанные общие положения Конституции РФ конкретизируются во многих других ее статьях при определении ста­туса и компетенции Президента РФ, Федерального Собрания, Прави­тельства, судов РФ, ее субъектов и т.д., о чем подробно говорится в дельнейшем.

Не предвосхищая последующее изложение, важно обратить внима­ние на пути реализации принципа равновесия ветвей власти и их вза­имных сдержек и противовесов в Конституции РФ даже в условиях имеющегося в ней серьезного перекоса в пользу исполнительной влас­ти. Так, Государственная Дума, Федеральное Собрание как законодательная ветвь власти обладает исключительным правом принятия за­конов, но они вступают в силу только после подписания и обнародова­ния Президентом, имеющим право отлагательного вето; в свою очередь Федеральное Собрание имеет возможность преодолеть это вето квали­фицированным большинством каждой из двух его палат. Другой при­мер. Президент РФ обладает правом при определенных условиях рас­пустить Государственную Думу, а Федеральное Собрание в свою оче­редь при определенных условиях имеет право отстранить Президента от власти. Еще пример. Председателя Правительства назначает Прези­дент, но Государственная Дума обладает конституционным правом вы­ражения на то своего согласия или несогласия. Кроме того, только Совет Федерации обладает правом назначать на должности Генераль­ного прокурора РФ и судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, но право представления кандидатур на эти долж­ности сохраняется лишь за Президентом РФ. Важная роль в регулиро­вании взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти принадлежит судебной власти, прежде всего Конститу­ционному Суду РФ, независимому от двух других ветвей власти и подчиняющегося только закону.

Для того чтобы обеспечить разделение власти по вертикали, ст. 5 Конституции РФ предусматривает в качестве основ федеративного устройства РФ не только ее государственную целостность и единство системы государственной власти, но и разграничение предметов веде­ния и полномочий между органами государственной власти РФ и ор­ганами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самооп­ределение народов в РФ. Она устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Часть 3 ст. 11 Конституции РФ устанавли­вает, что разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, Федератив­ным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Жесткая модель разделения властей.


 

Источники конституционного права Российской Федерации: понятие, виды, иерархия.

Источники конституционного права — признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм.

Источники КП представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права.

Принцип верховенства федерального права объединяет все эти относительно автономные нормативно-правовые массивы в единую конституционную систему регуляторов. Действует, таким образом, единая согласованная (консолидированная) правовая система, базирующаяся на верховенстве Конституции РФ и федеральных законов.

Виды источников права в РФ:

1. по уровню юридической силы (по юридической силе не получится выстроить единую лестницу, так как государство федеративное. Есть точка зрения, что во многих случаях нельзя сравнивать документы по юридической силе).

2. по субъектам, которые создают соответствующие источники (выделение по субъектам, которые создают соответствующие источники, проблематично, так как есть сложность в названии Конституции. Как правило, в РФ источники КП ранжируются по тому, что у них написано в «шапке»).

Формы(по Лексину):

На федеральном уровне:

1. Конституция (основная роль)

2. Ратифицированные международные договоры

3. Федеральный конституционный закон

4. Федеральный конституционный закон

5. Указы Президента (иногда распоряжения)

6. Постановления Правительства

7. Постановления палат Федерального Собрания

Другие источники:

1. акты советского времени

2. акты РФ, принятые в формах, которые сейчас не используются.

На региональном уровне:

1. Конституция или Устав субъекта РФ

2. законы (некоторые субъекты выделяют конституционные законы)

3. акты высшего должностного лица

4. акты правительства

На местном уровне:

· Устав муниципального образования

5. Нетрадиционными источниками КП выступают

a. конституционные обычаи,

b. ратифицированные РФ международные договоры,

c. общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие нормы конституционного уровня.

Источники КП в РФ

1. Конституция РФ 1993 года

2. Декларации ( -//- о языках народов РФ, -//- о суверенитете)

3. Акты Конституционного собрания:

a. отказать

b. принять

c. вынести на референдум

4. Акты Конституционного Суда РФ

5. Законы о поправках

6. ФКЗ

7. ФЗ

8. Указы Президента РФ

9. Нормативные акты палат Федерального Собрания

10. Нормативные акты Правительства РФ

11. Акты законодательной власти субъектов РФ

12. Акты местного самоуправления

13. Договоры


 

6. Способы и порядок принятия и пересмотра конституции. Порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации и внесения в нее иных изменений.

 

На правовом уровне это регулируется специальным федеральным законом №33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.

Пересмотр Конституции: гл. 1,2,9. А в главах 3-8 могут вноситься поправки. Конституция предусматривает, в ст. 139, что пересмотру не могут подлежать гл. 1,2,9. Действующий российский парламент не может вносить поправки в эти же главы, т.к. эти главы содержат фундаментальные основы российского строя, прав личности (статуса) => изменить их может только народ => только созывом референдума.

В ст. 135 указано, что инициировать пересмотр гл. 1,2,9 парламент может и если он будет поддержан..., то созывается Конституционное собрание, ~ и м. изменять Конституцию, либо подтвердить неизменность Конституции. Если Конституционное собрание одобряет изменения, то 2/3 голосов примут проект новой Конституции, либо вынесут этот проект на референдум (всенародное голосование). Конституция считается принятой, если проголосует более 50% избирателей от участвующих, но участие - не менее 50% населения.

Поправки в Конституцию.

Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии и процедурой принятия ФКЗ.

Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае.

Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется.

А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст. 65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом Президента.

Лекции:Пересмотр = принятие новой Конституции – при изменении 1, 2, 9 глав. Все остальное – поправки.

Процедура пересмотра (ст. 134, 104):Инициатива может исходить от: Президент, Правительство, ГосДума, законодательный (представительный) орган субъекта федерации, группа численностью не менее 1/5 от членов ГД или Сов.Ф.

Новый проект К., одобренный ГД и Сов.Ф., поступает на рассмотрение Конституционного Собрания.

Про этом законодательная инициатива пренадлежит: Прз, Пр, ГД, с.ф., каждый член ГосДумы или Совета Федерации, Конституционный Суд, Верховный и Высший Арбитражный суды.

Закон о Конституционном Собрании не принят, возможно от того, что не хотят допустить изменений Конституции.

Внесение поправок (гл. 3-8):Поправки не должны затрагивать положения 1, 2 и 9 глав. Например, нельзя изменить положение о местном самоуправлении (гл.8), так как в ст.12 гарантируется местное самоуправление. Нельзя вносить несвязанные поправки в одном законе.

Принятие ФКЗ: 2/3 ГД => ¾ СФ => Президент

ФКЗ не меняет положений Конституции!

Принятие специального закона об изменении Конституции: 2/3 ГД => ¾ СФ => 2/3 законодательных органов субъектов (в течении года – все ждут до конца срока!) => СФ проверяет законность => Президент (может обратиться в Верховный Суд за разъяснением)

Изменение ст. 65:Появление (в РФ – только объединение) и исчезновение субъекта – ФКЗ об изменении Конституции. Изменение названия – указ Президента. Изменение статуса – пересмотр (ст.5).

Очень важно, но не реализуется: необходимо всеобщее обсуждение для возможности каждого внести предложение об изменении формулировок.

Учебник:Прежде всего Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Она содержит четыре статьи - 134 - 137.

В ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался.

Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Круг субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст. 104 Конституции определен в качестве субъектов законодательной инициативы. Это вполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства.

Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65.

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа Российской Федерации - права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят).

Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998 г.

Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <*> детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1146.

 


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.017 с.)