Цель и задачи изучения финансовой науки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи изучения финансовой науки.



Цель и задачи изучения финансовой науки.

Цель: овладение знаниями о сущности и форме проявления финансов в современных экономических системах для целенаправленного воздействия на экономическую ситуацию.

Задачи изучения:

  • Знание понятийного аппарата финансовой науки и практики
  • Овладение знаниями о взаимозависимости и взаимосвязи основных элементов финансов
  • Ознакомление с генезисом развития финансов
  • Умение осуществлять поиск финансовой информации, анализировать и делать самостоятельные выводы
  • Понимать специальную финансовую литературу.

 

 

Место финансовой науки в системе наук.

Экономические науки:

  • Общие (политэкономия, экономика)
  • Межотраслевые (экономическая статистика, ценообразование, менеджмент, финансы)
  • Специальные (ДКБ, налоги и налогообложение, РЦБ, финансы предприятия, инвестиции)

Финансыотносятся к межотраслевым экономическим наукам, так как изучают общественные отношения, участником которых является государство.

Финансовая наука основывается на общественных экономических науках, тесно связана со статистикой, мировой экономикой, математикой, правом и т.д.

 

Финансы – общественные отношения, определяющие способы формирования доходов государства в соответствии с его потребностями.

Финансовая наука определяет, какими должны быть эти способы, чтобы экономика не истощалась, а государство развивалось.

 

Классификация наук. Классификация экономических наук.

Классификация наук:

 

Экономические науки:

  • Общие (политэкономия, экономика)
  • Межотраслевые (экономическая статистика, ценообразование, менеджмент, финансы)
  • Специальные (ДКБ, налоги и налогообложение, РЦБ, финансы предприятия, инвестиции)

Финансы относятся к межотраслевым экономическим наукам, так как изучают общественные отношения, участником которых является государство.

 

 

5. Диалектический материализм как методология финансовой науки. Научные абстракции. Методы научного познания: анализ и синтез, количественный и качественный анализ. Логический и исторический методы.

 

Методология изучения финансов – это диалектический материализм – это означает, что любое финансовое явление рассматривается в развитии, причем это развитие обусловлено материальными потребностями общества или его отдельными группами и классами.

 

Рассматривать явление в развитии есть процесс формирования научного мышления, т.е. формирования абстракций.

 

Научная абстракция – обобщенные понятия, выработанные людьми путем мышления, отвлеченные от непосредственной конкретности изучения явления.

Основные методы:

  1. анализ и синтез – в процессе анализа мышление идет от видимого конкретного к абстрактному, явление расчленяется на составные части и стороны; синтез предполагает рассматривать отдельные стороны как целое во взаимосвязи отдельных элементов.
  2. единство логического и исторического – исторический метод означает исследование финансовых элементов или финансовых инструментов в исторической последовательности.
  3. индукция и дедукция – индукция – форма умозаключения от частного к общему; дедукция – форма умозаключения от общего к частному и единичному.
  4. количество и качество математический и статистический анализ позволяет изучить количественные характеристики явления (темпы инфляции), качество финансовый явлений и инструментов рассматривается через содержания понятия (больше или меньше).

 

Предмет финансовой науки.

Предмет финансовой науки – изучает общественные отношения, одним из субъектов которого является государство, по поводу материальных условий обеспечения его воспроизводства.

 

Государство: понятие, признаки, функции, ресурсы, необходимые государству.

Государство – институт, обеспечивающий поддержание стабильности социальной структуры, основной институт политической системы.

 

Признаки:

  • институциональный: наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющие функции государственной власти;
  • юридический: право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
  • географический: определенная территория, на которой распространяется юрисдикция государства.

Функции:

  • сохранение отношений собственности;
  • оборона;
  • обеспечение внутреннего правопорядка;
  • обеспечение социально-экономического развития.

Ресурсы:

· в натуральной форме (продукты);

· повинности (работы, услуги, гос. заказы);

· универсальный товар (деньги).

 

Труд. Предмет труда. Средства труда.

Труд – процесс сознательной целесообразной деятельности людей, при помощи которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей.

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует.

Средства трудаорудия труда (то, чем человек непосредственно воздействует на предмет труда) и условия производства (здания, дороги, земля и т.д.).

Процесс производства – процесс соединения труда и средств производства (предметы труда и средства труда).

Производительные силы – рабочая сила (люди – труд), предметы труда, средства труда.

 

Финансовые отношения в Древнем Египте: особенности государственного устройства; функции государства; основные государственные ведомства; источники ресурсов; направления использования ресурсов. «Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», «Папирус Вильбура».

Одно из древнейших государств в мире. Его местоположение способствовало развитию поливного земледелия. Характеризуется многочисленными войнами. Появляются ремесленники, а земледельцев в принудительном порядке используют на царских и храмовых землях.

В Древнем Египте в 4 тысячелетии до н.э. в государственном устройстве выделялись 3 основных ведомства:

  • военное;
  • общественных работ;
  • финансов.

Это было связано с особенностью государственного устройства и природно-клнматическими особенностями страны.

Источники ресурсов:

  • военная добыча: пленные, скот, зерно, золото, серебро и др.;
  • государственная собственность;
  • трудовые повинности населения;
  • денежная подать;
  • продукты, поставляемые в государственную казну.

Осуществляется строгий учет материальных и трудовых ресурсов:

  • периодические переписи населения;
  • составление земельных кадастров;
  • учет скота и птицы.

Самый древний трактат "Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи" (ок. 1710-1560 г. до н.э.), где:

  • прославляется должность писца;
  • рассматриваются основные должностные обязанности.

 

"Папирус Вильбурга" (1158 г. до н.э.):

  • сведения о результатах обмера царско-храмовых земель на берегу Нила в Среднем Египте.

 

 

Финансовые отношения в Древнем Китае: особенности государственного устройства, основные функции государства; основные функции государства; источники ресурсов; направления использования ресурсов. «Гуань-Цзы».

Происходило усиление центральной власти. Превыше всего был закон. Глава государства – император (хуанди), в руках которого былазаконодательная, исполнительная и судебная власть.Существовала воинская повинность. Каждый налог собирали "свои" сборщики.

 

Одним из главных трактатов по проблемам государственного устройства является "Гуань-Цзы" (4 век), в которой рекомендуется:

  • установить уровеньналогов исходя из качества земли;
  • установить количественнуюнорму повинности в соответствии с положением в стране;
  • обосновано возможное построение финансовбез прямых налогов, которые предполагалось заменить на прибыльот экспорта природных ресурсов и надбавкой в цене соли и железа;
  • основная задача государства – регулирование цен одинаково по всей стране.

 

Финансовые воззрения в Древней Греции: особенности государственного устройства, функции государства; источники ресурсов; направления использования ресурсов. Взгляды Ксенофонта (источник, годы жизни), Аристотеля (источник, годы жизни).

Полноправными афинскими гражданами были лица, у которых родители были гражданами Афин. Рабский труд использовался в домашних работах, в с/х, строительстве. Одним из источников рабства служила долговая зависимость. Государство было политической организацией свободных граждан. По форме правления оно представляло собой демократическую республику.

 

Ксенофонт (430355 года до н.э.), "О доходах Афинской Республики".

Считал, что видами государственных доходов являются:

  • налоги;
  • таможенные пошлины;
  • сдача в аренду государственного имущества и рабов.

Предлагал строить

  • гостиницы;
  • магазины;
  • сдавать рабов для добычи серебра.

 

Аристотель (384322 годы до н.э.), "Афинское государственное устройство"

  • Основные взгляды на обеспечение деятельности государства.

 

 

Древний Рим: особенности государственного устройства, функции государства; источники ресурсов; направления использования ресурсов. Труды Катона, Варрона, Колумеллы, Гая Плиния Старшего, основные идеи.

 

Была республиканскаяформаправления. Интенсивно развивалосьпроизводство, что привелок значительным социальнымсдвигам. Рабы были государственные и частные. Раб был собственностьюсвоегохозяина. Высшими государственными органами были народноесобрание, сенат, магистратуры.

В древнем Риме было больше практики, чем теории и интерес представляет собой анализ практики формирования и распределения финансовых ресурсов.

В экономической истории Древнего Рима выделяется 3 периода:

  1. становление античного полиса и формирование рабовладельческих отношений (V-III вв. до н.э.);
  2. период классического рабства (II до н.э. – II в н.э.);
  3. кризис рабовладельческого строя и феодализация экономического базиса.

Общим их элементом этих периодов является формирование крупных землевладений.

 

Катон (234149года до н.э.), "О земледелии" – рабы являются орудием труда.

Варрон (116 – 27года до н.э.), "О сельском хозяйстве".

Коллумела (1 век), "О сельском хозяйстве".

Гай Глиний Старший (23 – 79 года), "Естественная история"– рабы являются людьми, а не орудием труда.

 

Система: понятие, основные характеристики: целостность; структурность; взаимозависимость системы и среды; иерархичность; множественность описания, наличие процессов передачи информации, наличие процессов управления.

Система – это совокупность элементов, находящиеся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство, целостность.

 

Бюджетная система: понятие.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней: федеральных, местных, субъектов федерации, экономических отношений, формирующих их, а также субъектов управления.

 

83. Предприятия, учреждения, организации как элементы финансовой системы.

Предприятие– это юридическое лицо, которое ведет производственную или иную хозяйственную деятельность в сфере материального производства.

Организация – юридическое лицо, осуществляющее деятельность в непроизводственной сфере, а также в сфере услуг.

Учреждение – особый вид организации, образуемой для определения вида деятельности по выполнению государственных функций.

 

Функции финансовых рынков.

· аккумулирование финансовых ресурсов;

· формирование цен на свободные финансовые ресурсы;

· распределение финансовых ресурсов в соответствии со спросом на них и покупательской способностью субъектов финансовых отношений;

· снижение совокупных общественных затрат по аккумулированию, распределению и использованию финансовых ресурсов.

 

Содержание финансовой политики.

  • определение целей, ожидаемого результата;
  • определениезатрат по реализации заданной цели и достижению запланированных результатов;
  • формированиефинансовогомеханизма, который обеспечит решение задач;
  • определениеисточников и методовформированиярезервов.

 

 

Бюджетная политика.

Бюджетная политика –совокупность принимаемых решений органами законодательной, исполнительной власти в сфере определения основных направлений развития бюджетных отношений и конкретных мер по их использованию в интересах государства и общества.

 

Налоговая политика.

Налоговая политика – система мероприятий, проводимая государством в области налогов.

 

110. Таможенная политика.

Таможенная политика – совокупность мероприятий по взиманию государством косвенных налогов с товаров, провозимых через национально-таможенную границу.

 

111. Таможенные пошлины как инструмент таможенной политики.

Таможенные пошлины, как косвенный налог, подразделяется на:

  • фискальные, взимаемые с целью получения дополнительных бюджетных доходов;
  • протекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;
  • антидемпинговые, защищающие внутренний рынок от ввоза товаров по ценам ниже мировых; компенсационные для снижения конкурентоспособности ввозимых товаров;
  • специальные, ответные на дискриминационные меры или недобросовестную конкуренцию

 

Акцизная политика.

Акцизная политика – совокупность мер косвенного налогообложения юридических лиц с целью регулирования потребления отдельно взятых товаров.

 

 

Денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий по регулированию спроса и предложения на денежные и кредитные ресурсы.

 

Денежная политика.

Денежная политика – совокупность мероприятий по обеспечению в необходимой мере денежными средствами экономического развития страны.

 

116. Эмиссионная политика.

Эмиссионная политика – часть денежной политики, направленная на урегулирование объемов денежной массы в экономике с целью обеспечения ее оптимальным количеством денежных средств для установленных параметров экономического роста.

 

Валютная политика.

Валютная политика – совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных отношений с целью достижения установленных параметров экономического роста и обеспечения экономической безопасности.

 

Кредитная политика.

Кредитная политика – совокупность мероприятий по управлению объемами заимствованных на рынке ссудных капиталов ( рынок кредитов+рынок ценных бумаг).

 

Инвестиционная политика.

Инвестиционная политика – совокупность мероприятий по формированию финансовых ресурсов для обеспечения процессов простого и расширенного воспроизводства.

 

Финансовое прогнозирование.

Финансовое прогнозирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением желательных параметров развития финансовой системы и возможных траекторий ( способов, последовательности действий) их достижения.

 

121. Финансовое планирование

Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, научно обоснованный процесс определения потребности в финансовых ресурсах, источников финансовых ресурсов, методов их мобилизации, объемов аккумулируемых финансовых ресурсов, способов и условий их использования.

 

122. Основания финансового планирования.

Финансовое планирование основывается на:

  • использовании финансовых долгосрочных нормативов (ставки налогов и платежей, ставка рефинансирования, ставка доходности, рентабельности);
  • выборе оптимального варианта финансового развития;
  • использовании экономико-математических методов для оптимально выбранных параметров и принятых решений;
  • выборе периода планирования, позволяющего получить в оценке высокие степени вероятности.
  • Использовании балансового метода (взаимосвязь доходов и расходов)

 

Баланс финансовых ресурсов.

Баланс финансовых ресурсов – документ, отражающий формирование и использование ресурсов планируемых на основе: бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, ссудных фондов, денежных фондов предприятия и организации, денежных средств граждан.

 

126. Баланс денежных доходов и расходов населения.

Баланс денежных доходов и расходов – документ, отражающий движение денежных средств в наличной и безналичной форме, в котором учитываются заработная плата, пенсии, пособия, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, стипендии, доходы от обмена товарами между группами населения, оплата товаров и услуг, налоги и добровольные взносы, сбережения во вкладах и займах.. Данный баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает соотношение между оплатой труда и пенсионным обеспечением, показывает рост объемов товарного предложения.

 

127. Перспективный финансовый план: понятие, цели разработки, особенности

Перспективный финансовый план – документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Цели разработки:

  • Информирование законодательных органов о предполагаемых среднесрочных перспективах развития экономики и социальной сферы
  • Комплексное прогнозирование финансовых последствий разработанных реформ, программ, законов
  • Выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики
  • Отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременное принятие соответствующих мер

Особенности:

  • Утверждается законодательно
  • Разрабатывается на 3 года
  • Исходной базой является бюджет на текущий год
  • Ежегодно корректируется с учетом уточненного среднесрочного прогноза социально – экономического развития
  • Составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации

128. Финансовый контроль: понятие, значение.

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке хозяйственных и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Целями финансового контроля является:

  • обеспечение эффективности и законности финансовой хозяйственной деятельности,
  • предупреждение расточительности и хозяйственности,
  • выявление факторов хищения и злоупотребления.

 

Предварительный финансовый контроль.

Предварительный– производится до выполнения каких-либо финансовых мероприятий.

 

По содержанию:

  • документальные включают проверку различных финансовых документов. На основе анализа можно определить правильность расходных средств;
  • фактическая: проверка наличных денег, ц/б, материальных ценностей.

По времени осуществления:

  • плановая ревизия должна проводится в производственной сфере не реже одной проверки в год, а в непроизводственной сфере – два раза в год;
  • внеплановая – назначаются в связи с поступлением сигналов, жалоб, требующих неотложной проверки.

Цель и задачи изучения финансовой науки.

Цель: овладение знаниями о сущности и форме проявления финансов в современных экономических системах для целенаправленного воздействия на экономическую ситуацию.

Задачи изучения:

  • Знание понятийного аппарата финансовой науки и практики
  • Овладение знаниями о взаимозависимости и взаимосвязи основных элементов финансов
  • Ознакомление с генезисом развития финансов
  • Умение осуществлять поиск финансовой информации, анализировать и делать самостоятельные выводы
  • Понимать специальную финансовую литературу.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.025 с.)