Коэффициентный анализ. Основные подходы к изучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коэффициентный анализ. Основные подходы к изучению

Поиск

Коэффициентный анализ. Основные подходы к изучению

Существует четыре различных подхода к применению числовых методов для интерпретации работы компании на основе финансовой информации:

1) традиционная коэффициентная техника пирамиды (DuPont), разработанная для изучения финансовых отчетов;

2) использование дискриминантных функций для разделения на определенные группы компаний, особенно для предсказания банкротств;

3) метод классификации компаний;

4) классификация коэффициентов.

Данную книгу мы решили посвятить использованию техники коэффициентов, столь знакомой из курсов «Анализ хозяйственной деятельности» (далее - АХД) и «Статистика», и в то же время незнакомой с точки зрения практики ее применения для изучения финансовой отчетности бизнеса на постсоветском пространстве. Знакомой по той простой причине, что весь анализ хозяйственной деятельности в странах СНГ основан на расчете тех или иных коэффициентов и сравнении их уровней между собой за два или несколько отчетных периодов (например, коэффициентов фондоотдачи, фондорентабельности и др.). А незнакомый потому, что весь анализ финансового состояния, все эти коэффициенты рентабельности, оборачиваемости - это коэффициенты вовсе не белорусского и не российского происхождения.

Использование финансовых коэффициентов - это устоявшаяся, стандартная практика для того, чтобы оценить финансовую отчетность организации по сравнению с другими организациями и с ее собственными результатами в прошлом. Интенсивное применение статистических методов исследования за прошедшие приблизительно тридцать лет обнажило многие проблемы, связанные с использованием коэффициентов и финансовых показателей вообще. Есть проблемы, связанные с использованием дистрибутивных свойств коэффициентов. Исследователи Bayldon, Woods & Zafiris критиковали метод пирамиды DuPont как методологически несовершенный, особенно из-за нехватки тестов на различия между изучаемыми компаниями. Такие компании, как ICC Business Ratios публикуют средние значения выбранных финансовых коэффициентов для различных секторов промышленности экономически развитых стран, но не представляют данных по величине дисперсии, столь необходимой для пользователей, в результате чего коэффициенты нормально не распределяются, и на практике сложно интерпретировать полученные результаты.

Barnes в обзорной статье по финансовым коэффициентам перечислил четыре области, где был достигнут некоторый прогресс применительно к «теории финансовых коэффициентов»:

1) применение недавних достижений в области методологических аспектов;

2) исследование прогнозирующей способности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета в контексте финансовых коэффициентов;

3) теоретическое основание для статистического исследования способности коэффициентов предсказать такое событие как банкротство;

4) поведенческие исследования последствий использования коэффициентов.

Но почему мы говорим именно о коэффициентном анализе и коэффициентах? Их использование обусловлено необходимостью:

1) управлять величиной полученного эффекта через деятельность компании в течение долгого времени;

2) сделать данные в большей степени полезными для удовлетворения основным требованиям статистических инструментов (таких как, например, регрессионный анализ);

3) исследовать теорию, в которой коэффициент - переменная интереса;

4) эксплуатировать наблюдаемую эмпирическую связь между финансовым коэффициентом и оценкой или предсказанием переменной интереса.

Но есть и определенные опасности в использовании коэффициентов:

1. Коэффициент не будет оставаться постоянным для компаний в одной отрасли национальной экономики, если только они (компании) не будут одинаковых «размеров» (действие аллометрии - изменение размера требует изменения пропорций). Использование одного и того же значения какого-либо коэффициента для сравнения деятельности компаний различных «размеров» подразумевало бы, что исследователи полагают, что компании не изменяют свои структуры в процессе роста.

Таблица 1.1

Изометрический рост компании

Миллион, ‡ Компания А Компания Б Компания В
Товарооборот 1,0    
Прибыль 0,1    
Запасы 0,2    
Недвижимое имущество 0,5    

Подобные компании (табл. 1.1) показывали бы изометрический рост с коэффициентами, остающимися постоянными, но это подразумевает, что нет динамики в эффективности деятельности, связанной с ростом бизнеса.

2. Большинство коэффициентов содержит только два показателя - числитель и знаменатель или два сомножителя. Так как описываемые и изучаемые изменения, вероятно, затронут несколько большее чем два количество показателей, простой коэффициент обеспечит плохую оценку того, что в действительности оказывается более сложным с точки зрения сущности изучаемого явления.

3. Коэффициент, составленный из двух показателей, подразумевает, что есть только одно отличие в уровне показателя (больше или меньше найденного), подлежащее анализу. Это также подразумевает, что такое единственное отличие будет исследовано с точки зрения влияния на него именно этих двух показателей. Осуществлено не так уж много попыток сравнения коэффициентов различных отраслей промышленности. Хотя и были опубликованы списки некоторых коэффициентов для различных групп промышленности (на примере некоторых экономически развитых стран), однако вовсе не ясно, как эти группы промышленности различаются и вообще различаются ли по коэффициентам и их значениям.

Отчеты стандартного формата

Метод изучения отчета стандартного формата состоит в сопоставлении финансовой информации различных организаций с общей базой сравнения с целью преодоления эффектов размера. Самые общие методы состоят в преобразовании сумм бухгалтерского баланса в относительные показатели удельного веса каждой из статей в валюте баланса, а сумм из отчета о доходах и убытках - в относительные показатели удельного веса от продаж. Эта техника известна как вертикальная, когда сравнение сделано в пределах того же отчетного периода, и как горизонтальная, когда сравнивается любой показатель в различных отчетных периодах.

В экономически развитых странах многие промышленные союзы или ассоциации собирают данные финансовых отчетов своих участников для того, чтобы разработать общий финансовый отчет применительно к организациям одинакового размера. Другое полезное применение анализа общего финансового отчета предприятий одинакового размера - это анализ тенденций в бизнесе с целью получения сигналов о специфических отклонениях в деятельности предприятия по сравнению со среднеотраслевой тенденцией.

Так как величина дефляторов (индексов, которые указывают на изменение показателей во времени и пространстве) зависит от отрасли промышленности, то анализ предназначен для проведения сравнений среди различных организаций, занимающихся одним и тем же видом деятельности. Перекрестное межфирменное сравнение необходимо делать очень осторожно, поскольку на результаты такого сравнения влияют и другие факторы.

Исследование тенденции

Анализ тенденции - это другой тип горизонтального исследования финансовой отчетности, при проведении которого анализируются изменения различных показателей. Цель этого типа анализа - определение специфических областей, которые могут потребовать более детального анализа.

Важным при осуществлении анализа тенденций аналитиком является прогноз тенденции. Чтобы проанализировать данные для принятия решения, аналитик должен рассмотреть ожидания относительно небольшого количества определенных тенденций. Например, можно рассмотреть следующее правило для принятия решения:

«Если ликвидность является средней, а тенденцией продаж является их уменьшение, то, может быть, следует просто уменьшить производственные запасы (инвентарь)».

Принятие такого решения аналитиком основывается либо на оценке тенденции на основе исторических данных, либо на со-б­ственном прогнозе, который вовсе не использует исторические данные из финансовых отчетов. Таким образом, следует иметь в виду, что любой прогноз тенденций, основанный на исторических данных, предполагает непрерывность деятельности организации. В противном случае использование прошлой тенденции для прогнозов на будущее лучше делать с использованием других методов.

Значения коэффициентов отдачи прибыли с имущества (ROA) и отдачи по чистой прибыли для ряда организаций в отрасли оптовой торговли (Великобритания)

Компания Вид деятельности ROA Отдача по чистой прибыли
Marks and Spencer Торговля и финансовые услуги 4,43 % 3,91 %
J Sainsbury Торговля и финансовые услуги 5,60 % 3,61 %
Thorntons Торговля шоколадными изделиями и т. д. 8,43 % 6,45 %
Next Торговля одеждой 26,14 % 13,82 %
Группа Dixons Розничный продавец электронных и т. п. товаров 19,78 % 14,41 %
Группа Yates Розничный продавец продуктов питания 9,13 % 13,34 %
Safeway Розничный продавец продуктов питания 7,24 % 4,14 %
Morrisons Розничный продавец продуктов питания 12,93 % 5,87 %
Tesco Розничный продавец продуктов питания и товаров для дома 9,99 % 5,72 %

Как видите, ROA и отдача по чистой прибыли для каждой компании в данной отрасли разнятся между собой довольно существенно. Поэтому мы объединим отдельные организации в подгруппы не по отраслевому признаку, а по видам деятельности (например, розничная торговля продуктами питания), и рассчитаем средние значения анализируемых коэффициентов в каждой подгруппе (табл. 5.9). Путем сравнения с данными этой подгруппы попробуем сделать некоторые выводы об изучаемых коэффициентах.

Таблица 5.9

Ликвидность

Ликвидность подразумевает способность организации оперативно превращать свои активы в денежные средства (наличность), что жизненно важно для нормальной финансовой деятельности и погашения обязательств. Игнорирование показателей ликвидности может привести к серьезным финансовым проблемам.

Краткосрочная ликвидность (ST-ликвидность) измеряет способность организации оплатить ее краткосрочные финансовые обязательства.

В таблице 6.1 представлены наиболее часто используемые финансовые коэффициенты, предназначенные для анализа текущей (краткосрочной) ликвидности организации.

Таблица 6.1

Виды проблем ликвидности

Проблемы ликвидности Описание
Работающие инвестиции Дополнительный капитал привязан на короткий срок для определенного уровня продаж
Краткосрочная долговая зрелость соответствует кассовой наличности Есть неустойчивость между периодом возврата инвестиций и периодом, когда имели обыкновение финансировать активы. Недостаточно ассигнованных ресурсов, чтобы поддержать на короткий срок существующее положение
Сверхторговля Ресурсов, которые фирма может использовать для поддержки деятельности на короткий срок, недостаточно, чтобы поддержать такой объем продаж; в целом, позже может оказаться, что фирма растет вне зависимости от ее финансовой мощи
Общее положение в отношении текущего риска Положение ликвидности организации значительно зависит от того, насколько устойчива или текущая экологическая ситуация, или соответствующие прогнозы

Наиболее частыми являются проблемы работающих инвестиций и проблемы сверхторговли.

Работающие инвестиции (WI) соотносятся с операционным работающим (оборотным) капиталом (WC), при этом исследуется разница между операционными текущими активами и такими же обязательствами.

WI = Операционные текущие активы – Операционные текущие долги = Счета и векселя к получению + Запасы (инвентарь) – (Кредиторская задолженность + Накопленные налоги + Накопленная заработная плата) = Работающий (оборотный капитал) + (Наличные деньги + Рыночные ценные бумаги – Краткосрочные долги) = Работающий (оборотный капитал) + «Казна»

или:

WI = Работающий капитал (WC) + «Казна»,

где

«Казна» = Наличные деньги + Рыночные ценные бумаги – Краткосрочные долги.

Если WI < WC (то есть «казна» отрицательна), это значит, что фирма, хотя бы на мгновение полагается на краткосрочные долги, чтобы профинансировать свои потребности в WC. В зависимости от того, как долго сохраняется такая ситуация, она оказывает влияние на уровень краткосрочной ликвидности организации. Если указанная ситуация не сохраняется более одного-двух месяцев, то, вероятно, она была результатом действия сезонных факторов делового цикла или «нормального» роста бизнеса. С другой стороны, если она сохраняется на протяжении нескольких месяцев, словно такое состояние дел является постоянным, тогда очевидно, что ресурсов, которые фирма производит и использует за короткий срок (представленных в WC), явно недостаточно, чтобы покрыть краткосрочные обязательства, то есть положение по краткосрочной ликвидности у организации «плохое».

В результате возникает проблема краткосрочной ликвидности, когда фирма финансирует свою недвижимость краткосрочными долгами (проблемы SТ-ликвидности из-за кассовой наличности появляются тогда, когда фирма ассигнует или, наоборот, забирает из оборота недостаточную сумму денежных средств, которая не покрывает потребности WC, в результате чего фирма должна влезать в долги, чтобы улучшить свою SТ-ликвидность). Безусловно, такой тип финансовой деятельности очень опасен.

Проблема сверхторговли возникает в том случае, когда потребность компании в капитале больше, чем финансовая способность генерировать денежные стредства (вследствие быстрого роста предприятия). В результате фирма ухудшает свое текущее положение из-за постоянного дефицита денежных средств.

Оборот имущества

Значение коэффициента оборота имущества свидетельствует об отношении товарооборота организации к ее активам, которые бизнес использует для получения товарооборота. Иными словами, определяет объем товарооборота на каждый 1 ‡ активов.

Оборот имущества = Товарооборот / Сумма имущества.

Этот коэффициент измеряет доходность с точки зрения деятельности организации, в первую очередь производительность капитала. Чем выше значение данного коэффициента, тем более устойчиво положение организации. Низкое значение этого коэффициента является свидетельством проблем в технологии, маркетинге или неадекватной деловой стратегии.

Улучшение данного коэффициента связано как с изменениями в его числителе, так и в знаменателе. Обработка, которая может быть сделана к этому отношению, заинтересована к переменным, вовлеченным и в числитель, и в знаменатель. Можно вычислить стоимость тех активов, которые не связаны с продажами и которые влияют на уменьшение рассматриваемого коэффициента.

Как и при расчете других коэффициентов, определим значение коэффициента оборота имущества на примере товарооборота и суммы имущества White-Red-White Co., а затем проанализируем полученные результаты.

Таблица 6.12

Оборот текущих активов

Используя исходные данные White-Red-White Co. (табл. 6.25), рассчитаем коэффициент оборота текущих активов (табл. 6.26).

Таблица 6.25

Данные, необходимые для расчета коэффициента оборота текущих активов для White-Red-White Co.

White-Red-White Co. 20XII 20XI Изменение 20XI–20XII
Товарооборот 2 221 356 1 395 440 59,19 %
Всего, текущие активы 631 056 342 320 84,35 %

Таблица 6.26

Оборот работающего капитала

Рассмотрим коэффициент оборота работающего капитала, определяющего отношение товарооборота (продаж) к работающему капиталу, то есть эффективность от оборота работающего капитала.

Коэффициент оборота работающего капитала = Товарооборот (продажи) / Работающий капитал (Working Capital Turnover = Sales / Working Capital).

Идеальных значений коэффициента оборота работающего капитала не существует, но несомненно одно: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

Обратимся к анализу коэффициента оборота работающего капитала для White-Red-White Co. (табл. 6.37, 6.38).

Таблица 6.37

Прибыль на одну акцию - EPS

Прибыль на одну акцию - буквально, фундаментальный коэффициент инвестора, рассчитывающий среднюю сумму прибыли, заработанной на одну выпущенную простую акцию.

Прибыль на одну акцию = Прибыль, предназначенная для акционеров / Среднее число выпущенных акций.

Таблица 8.1

Дивиденды на акцию - DPS

Коэффициент DPS очень похож на коэффициент EPS, но имеет существенное отличие: EPS показывает, сколько прибыли заработали акционеры в течение отчетного периода, тогда как DPS - фактическое количество дивидендов, полученных акционерами.

Дивиденды на акцию (DPS) = Дивиденды, заплаченные акционерам / Среднее число выпущенных акций.

В годовом отчете White-Red-White Co. нет никаких данных об уровне выплаченных дивидендов, кроме следующей записи:

Прибыль в течение периода, предназначенная для акцио­неров, составила сумму в 38,2 млн ‡, увеличив общую сумму средств для выплаты акционерам до 436,8 млн ‡ в конце отчетного периода. Как и в предыдущие отчетные периоды, правление решило сохранить этот доход для долгосрочных инвестиций в развитие группы, а также для будущего повышения акционерного капитала, поэтому не предлагает выплачивать дивиденды за отчетный период.

Red-and-Green, напротив, заплатил дивиденды за отчетный период, поэтому представляется возможным рассчитать коэффициент DPS для Red-and-Green за последние годы (табл. 8.5, 8.6).

Таблица 8.5

Доходность дивидендов

Коэффициент доходности дивидендов позволяет инвесторам сравнить сумму своего последнего дивиденда, который они получили, с текущей рыночной стоимостью акции как показателя эффективности их вложений в акции организации. При этом текущая цена на акцию на рынке может иметь существенное отличие от цены приобретения. Посмотрите на динамику цены акции бизнеса за прошлый год или два. Очевидно, что цена акции в настоящий (текущий) момент может быть выше или ниже, чем это было год или два назад и т. д.

Несомненно, что для проведения расчета коэффициента доходности дивидендов необходима именно последняя цена акции. В экономически развитых странах можно получить такую информацию из газет, например Financial Times, The Times, The Guardian and the Daily Telegraph и др., мы можем найти цены на акции в Интернете, в частности на сайтах:

Bloomberg Market Monitor http://www.bloomberg.co.uk/

Yahoo UK & Ireland Finance http://uk.finance.yahoo.com/

Reuters http://www.reuters.co.uk/

Примечательно то, что характерной чертой упомянутых нами газет и изданий является расчет вычислений доходности дивидендов (автоматически как часть предлагаемой читателям информации).

Доходность дивидендов = Дивиденды за последний год / / Текущая цена на акцию на рынке.

Так как White-Red-White Co. давно уже не платит дивидендов, мы не можем рассчитать коэффициент P/E для этой организации. Однако можно сделать такие расчеты для Red-and-Green (табл. 8.7).

Таблица 8.7

Покрытие дивиденда

Коэффициент покрытия дивиденда свидетельствует о способности бизнеса выплачивать дивиденды от прибыли (именно от прибыли, поскольку сама прибыль - это долг перед акцио­нерами, но долгами рассчитываться с кем-либо невозможно, заплатить можно только имуществом, например денежными средствами в сумме, равной размеру дивидендов). Высокий уровень покрытия дивиденда означает, что компания легко может позволить себе заплатить дивиденд, а вот низкое значение этого коэффициента свидетельствует о потенциальных проблемах бизнеса при выплате дивидендов.

Покрытие дивиденда = Чистая прибыль, предназначенная для акционеров / Дивиденды, заплаченные акционерам.

Поскольку White-Red-White Co. не выплачивала дивиденды, рассчитаем значения коэффициента покрытия дивидендов за изучаемый период для Red-and-Green (табл. 8.9, 8.10).

Таблица 8.9

Оборот должников

Контроль должников, как и контроль за запасами, является важнейшим аспектом управления работающим капиталом любой организации. Многие организации с целью сохранить клиен­тов реализуют свои товары в кредит в надежде на выплаты по представленным счетам. Но надежда не является финансовой составляющей бизнеса.

Таким образом, уж если вы действительно отдаете продукцию или денежные средства в кредит, то должны сделать это настолько оптимально, насколько это возможно. Слово «оптимально» не обязательно означает самое лучшее вообще, это, скорее, самое лучшее при данных обстоятельствах.

Коэффициент оборота должников = Средняя дебиторская задолженность / (Продажи в кредит / 365)

(Debtors' Turnover = Average Debtors / (Credit Sales / 365)).

Почему кредитный контроль настолько важен?

Разберемся с помощью примеров. Для White-Red-White Co. общая сумма долга дебиторов составляла 298 млн ‡ в конце 31.12.20XI, что примерно 14,09 % от суммы баланса. Это огромная сумма как в абсолютном, так и относительном выражении, и это на 80 % больше, чем было годом раньше.

Итак, дебиторская задолженность клиентов White-Red-White Co. составила 138 млн ‡ за год. Хотелось бы знать, управляет White-Red-White Co. этими должниками или, наоборот, должники управляют этой компанией.

Таблица 6.45

Годовой отчет Red-and-Green

  20XII 20XI
Должники, должны в течение одного года ‡ ‘000 ‡ ‘000
Торговые должники    
... ...
Всего, должники 12 190  

Таблица 6.54

Долгосрочные долги

Под термином LT-задолженность (долгосрочная задолженность) понимается способность организации оплатить ее долгосрочные обязательства (основной долг + проценты). Наиболее актуальны в изучении проблем долгосрочной задолженности:

· 1) анализ положения организации с точки зрения отчета о доходах и убытках;

· 2) анализ долгового положения организации исходя из бухгалтерского баланса.

Каждый из этих подходов базируется на основных финансовых коэффициентах, используемых для оценки LT-задолженности.

Таблица 6.62

Определения «используемого капитала»

Источник (компания) и (или) определение коэффициента отдачи по прибыли Определение используемого капитала
Elliott & Elliott: ROCE = чистая прибыль / используемый капитал Используемый капитал = сумма всего имущества (баланса)
Определение из справочника InvestorWords.uk.com Используемый капитал = недвижимое имущество + текущие активы – текущие долги
investopedia.com: отдача = прибыль до налогообложения + уплаченный процент по ценным бумагам Используемый капитал = акционерный капитал в сумме простых акций + резервы + капитал в сумме привилегированных акций + доля участия дочерних компаний + ассигнования + все займы – нематериальные активы
Holmes & Sugden: прибыль за год = торговая прибыль + доход от инвестиций и прибыли от акций компании в других организациях Используемый торговый капитал = акционерный капитал + резервы + все долги, включая обязательства договора займа, кредит по текущему счету, долю участия дочерних компаний, ассигнования, инвестиции в другие компании
Holmes & Sugden Используемый полный капитал = акционерный капитал + резервы + все долги, включая обязательства арендного договора, кредит по текущему счету, долю уча­стия дочерних компаний, ассигнования
DTI Используемый капитал = все недвижимое имущество + текущие активы – (текущие долги + долгосрочные долги + ассигнования)
Johnson Matthey Annual Report & Accounts Используемый капитал = недвижимое имущество + текущие активы – (долги кредиторам + ассигнования)

Таблица 4.13

Цель текущего диагноза

Общий процесс извлечения ценной информации для принятия решения по деятельности организации не так уж и прост: зависит от вида экономической деятельности, устойчивого размера организации, стандартов сравнения. Но эти параметры динамично изменяются, поэтому анализ финансового отчета - это процесс, который требует качественной экспертизы и большого опыта от финансового аналитика. Исходная проблема в финансовом анализе - классификация проблем. Важно знать, как эксперты объединяют финансовые коэффициенты в категории. Лучшая классификация та, которая позволяет справиться с идентификацией проблемы. У финансового эксперта есть несколько альтернатив, чтобы объединить подобные финансовые проблемы, включая теоретические и практические основы. Нам представляется возможным использовать модифицированную классификацию, основывающуюся на прагматическом эмпирическом подходе, в которой финансовые проблемы в деятельности компаний отнесены к пяти категориям:

1) краткосрочная ликвидность;

2) управление имуществом (активами);

3) управление долгами;

4) доходность;

5) рыночная стоимость.

Данные категории представляют главные направления финансового менеджмента. Относительно классификации проблем важно заметить, что границы между каждой из этих категорий все-таки относительны вследствие того, что любая из них влияет одна на другую в течение длительного временного интервала (например, долговая проблема может привести к проблеме доходности в будущем и наоборот). В результате любые финансовые данные (например, коэффициенты) не могут принадлежать строго к одной категории. Действительно важными являются различные степени взаимоотношений между каждой прагматической категорией.

Что же мы хотим от коэффициентного анализа: компромисс между желаемым и действительностью?

Ключевой проблемой в коэффициентном анализе является не только получение правильного ответа на конкретно поставленный пользователем информации вопрос (например, констатировать, что прибыль вашего бизнеса составляет 15 % от товарооборота). Осуществление коэффициентного анализа позволяет получить ответы на ряд иных вопросов (перечень которых, как вы понимаете, не является исчерпывающим).

Итак, что мы пытаемся узнать?

Как вы считаете, что нам дает информация о том, что прибыль вашего бизнеса составляет 15 % от товарооборота? Ведь для принятия управленческих решений важно понимать, что все-таки означает прибыль в 15 % от товарооборота.

Мы можем использовать коэффициентный анализ, чтобы ответить на вопросы:

1. Является ли бизнес выгодным (прибыльным)?

2. Достаточно ли у бизнеса денежных средств, чтобы исполнить свои финансовые обязательства?

3. Может ли наемный работник организации иметь высокую заработную плату?

4. Может ли бизнес платить налоги?

5. Использует ли бизнес свои активы (имущество) эффективно?

6. Имеет ли бизнес возможность приспосабливаться к изменениям в окружающей деловой среде?

7. Является ли бизнес потенциальным объектом купли другой организацией или инвестором?

Теперь мы можем установить, какие коэффициенты должны использовать, чтобы получить ответы на поставленные вопросы или решить одну из проблем, стоящих перед нами.

Так, при осуществлении ФКА применяются коэффициенты, которые помогут нам ответить на первый вопрос, но вряд ли эти коэффициенты позволят получить внятный и приемлемый ответ на второй. Есть коэффициенты, необходимые для ответа на пятый вопрос, но абсолютно бесполезны для получения ответа на четвертый.

Рассмотрим коэффициенты, которые мы можем использовать в процессе изучения бизнеса.

Коэффициенты

Ранее мы предложили уважаемому читателю пять категорий коэффициентов, которые можно в дальнейшем использовать для целей ФКА, но нам представляется необходимым (с точки зрения автора предлагаемого издания) как для изучения, так и для практического применения объединить такие коэффициенты в различные классификационные группы и конкретизировать их. Итак, они будут подразделятся на шесть групп:

1. Доходность - получил ли бизнес хорошую прибыль по сравнению с ее товарооборотом?

2. Коэффициент отдачи - получил ли бизнес хорошую прибыль по сравнению со стоимостью вложенного имущества (активов) и используемым капиталом?

3. Ликвидность - достаточно ли у бизнеса денежных средств, чтобы оплатить его счета?

4. Использование активов, или активность - как бизнес использовал свои недвижимые и текущие активы?

5. Соотношение между собственными и заемными средствами организации - есть ли большой долг у компании (кредиторская задолженность), или это вызвано главным образом долгами по акциям?

6. Инвестор или акционер - сколько же реально стоит бизнес?

Каждая классификационная группа включает в себя основные и дополнительные коэффициенты.

Основные коэффициенты мы должны использовать при анализе всякий раз, когда у нас возникает соответствующий вопрос о состоянии бизнеса. Дополнительные коэффициенты можно использовать в том случае, когда нужно проанализировать бизнес более подробно или когда хочется показать, что вы действительно осознаете проблемы своей организации.

Коэффициентный анализ. Основные подходы к изучению

Существует четыре различных подхода к применению числовых методов для интерпретации работы компании на основе финансовой информации:

1) традиционная коэффициентная техника пирамиды (DuPont), разработанная для изучения финансовых отчетов;

2) использование дискриминантных функций для разделения на определенные группы компаний, особенно для предсказания банкротств;

3) метод классификации компаний;

4) классификация коэффициентов.

Данную книгу мы решили посвятить использованию техники коэффициентов, столь знакомой из курсов «Анализ хозяйственной деятельности» (далее - АХД) и «Статистика», и в то же время незнакомой с точки зрения практики ее применения для изучения финансовой отчетности бизнеса на постсоветском пространстве. Знакомой по той простой причине, что весь анализ хозяйственной деятельности в странах СНГ основан на расчете тех или иных коэффициентов и сравнении их уровней между собой за два или несколько отчетных периодов (например, коэффициентов фондоотдачи, фондорентабельности и др.). А незнакомый потому, что весь анализ финансового состояния, все эти коэффициенты рентабельности, оборачиваемости - это коэффициенты вовсе не белорусского и не российского происхождения.

Использование финансовых коэффициентов - это устоявшаяся, стандартная практика для того, чтобы оценить финансовую отчетность организации по сравнению с другими организациями и с ее собственными результатами в прошлом. Интенсивное применение статистических методов исследования за прошедшие приблизительно тридцать лет обнажило многие проблемы, связанные с использованием коэффициентов и финансовых показателей вообще. Есть проблемы, связанные с использованием дистрибутивных свойств коэффициентов. Исследователи Bayldon, Woods & Zafiris критиковали метод пирамиды DuPont как методологически несовершенный, особенно из-за нехватки тестов на различия между изучаемыми компаниями. Такие компании, как ICC Business Ratios публикуют средние значения выбранных финансовых коэффициентов для различных секторов промышленности экономически развитых стран, но не представляют данных по величине дисперсии, столь необходимой для пользователей, в результате чего коэффициенты нормально не распределяются, и на практике сложно интерпретировать полученные результаты.

Barnes в обзорной статье по финансовым коэффициентам перечислил четыре области, где был достигнут некоторый прогресс применительно к «теории финансовых коэффициентов»:

1) применение недавних достижений в области методологических аспектов;

2) исследование прогнозирующей способности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета в контексте финансовых коэффициентов;

3) теоретическое основание для статистического исследования способности коэффициентов предсказать такое событие как банкротство;

4) поведенческие исследования последствий использования коэффициентов.

Но почему мы говорим именно о коэффициентном анализе и коэффициентах? Их использование обусловлено необходимостью:

1) управлять величиной полученного эффекта через деятельность компании в течение долгого времени;

2) сделать данные в большей степени полезными для удовлетворения основным требованиям статистических инструментов (таких как, например, регрессионный анализ);

3) исследовать теорию, в которой коэффициент - переменная интереса;

4) эксплуатировать наблюдаемую эмпирическую связь между финансовым коэффициентом и оценкой или предсказанием переменной интереса.

Но есть и определенные опасности в использовании коэффициентов:

1. Коэффициент не будет оставаться постоянным для компаний в одной отрасли национальной экономики, если только они (компании) не будут одинаковых «размеров» (действие аллометрии - изменение размера требует изменения пропорций). Использование одного и того же значения какого-либо коэффициента для сравнения деятельности компаний различных «размеров» подразумевало бы, что исследователи полагают, что компании не изменяют свои структуры в процессе роста.

Таблица 1.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.018 с.)