Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость оценки финансового состояния организации

Поиск

 

Оценка финансового состояния предприятия обусловлена в первую очередь переходом нашей экономики на рыночные отношения.

Цель любой коммерческой организации - получение максимальной прибыли. Но в более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели.

Финансы - это специфический элемент экономики предприятия, связанный с тем, что отношения между участниками какой - либо производственной или непроизводственной деятельности сопровождаются денежным оборотом. Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др. [9, c. 76].

Экономика Российской Федерации продолжает находиться в состоянии неустойчивого равновесия. Существенным затруднением в активизации антикризисной деятельности является отсутствие оперативной информации обобщающего характера для того, чтобы предприниматели могли уверенно вести свою работу. Статистические и финансовые органы в настоящее время прекратили публикацию сводных балансов предприятий и организаций. Однако финансовая стабильность практически невозможна без системы информационного изучения финансово-банковской сферы, без внедрения принципа «открытости информации», Являющегося фундаментальным для становления рыночной экономики.

Финансовая деятельность предприятия является частью хозяйственной деятельности и включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных фондов, образованием и использованием доходов.

В свою очередь финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, движение и использование финансовых ресурсов предприятия. Обеспеченность финансовыми ресурсами, определяющая финансовое состояние, Зависит от правильной организации материально технического снабжения, производства, реализации и прибыли. Улучшение финансового состояния на основе рационального использования финансовых ресурсов является важным звеном в цепи мероприятий по улучшению инвестиционной привлекательности, росту внутреннего потенциала и укреплению конкурентоспособности предприятия [12, c. 88].

Экономический анализ - признанный во всем мире инструмент обоснования хозяйственных решений - широко применяется для оценки финансовой деятельности предприятия современных условиях.

Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий беспроигрышности в своих действиях: кем-либо обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм или нормативов, лимитов и других инструментов жесткого экономического управления. Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результат выполненных формализованных аналитических процедур не является или по крайней мере не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа - "материальная основа" управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Схема анализа финансово-хозяйственной деятельности [6,c.95]

Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью [49, c.345].

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. При этом необходимо решать следующие задачи [30, c.234]:

1)На основе изучения причинно - следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2)Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3) Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

1)структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;

2) эффективности и интенсивности его использования;

3) платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

4) запаса его финансовой устойчивости.

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний [16, c.452].

В настоящее время сложилось два основных подхода к пониманию финансового анализа:

Финансовый анализ понимается в широком аспекте и охватывает все разделы аналитической работы, связанные с управлением финансами хозяйствующего субъекта в контексте с окружающей средой, включая рынок капитала. Представителем данного подхода в отечественной науке является Ковалев В.В.

Второй подход ограничивает сферу финансового анализа анализом бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представители данного подхода - Ефимова О.В., Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. предложили систему показателей комплексной оценки деятельности хозяйствующих субъектов.

Все показатели распределены по 5 группам признаков:

- оценка платежеспособности и ликвидности;

- оценка финансовой устойчивости;

- оценка деловой активности;

- оценка рентабельности

- оценка эффективности управления. Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Если выполнять такой анализ за ряд лет или смежных периодов, то можно оценить не только текущее финансовое состояние, но и с прогнозировать значения балансовых статей на будущее.

Необходимость горизонтального и вертикального анализа вызвана тем, что в условиях инфляции относительные показатели дают более реальную картину финансового положения, чем абсолютные суммы. Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов позволяет сделать ряд важных выводов о финансовом положении потребительского общества [11, c.18].

В качестве положительной тенденции выступает уменьшение дебиторской задолженности. Снижение удельного веса денежных средств как высоколиквидной части оборотных средств следует оценивать отрицательно, так Наличие большого количества денежных средств свидетельствует о неэффективном использовании оборотного капитала, так как свободные деньги необходимо направлять на расширение сферы деятельности предприятия или вкладывать в акции других предприятий [25, c. 65].

Рост дебиторской задолженности является оправданным, если это способствует расширению объемов деятельности предприятия и увеличивает скорость обращения капитала.

Наряду с анализом структуры активов для оценки финансового состояния необходимо изучить структуру и динамику пассивов, то есть источников средств, вложенных в имущество предприятия [32, c. 114].

Источниками средств формирования имущества предприятия являются:

- собственные средства предприятия (III раздел баланса)

- заемные и привлеченные средства (IV и V разделы баланса).

Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования. В соответствии с обеспеченностью запасов собственными и заемными средствами различают 4 типа финансовой устойчивости предприятия:

1) абсолютно устойчивое;

2) нормально устойчивое;

3) неустойчивое;

4) кризисное финансовое состояние [14, c.258].

Для оценки финансовой устойчивости используются относительные показатели. В группу показателей финансовой устойчивости объединены такие, которые помогают предприятию планировать будущую финансовую политику, а кредиторам принимать решение о предоставлении предприятию дополнительных займов (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Относительные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия [38, c. 55].

 

Министерством экономики развития и торговли РФ приняты Методические рекомендации, в соответствии с которыми рекомендуется рассчитывать следующие показатели финансовой устойчивости:

1) коэффициент автономии;

2) коэффициент финансовой зависимости;

3) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

4) коэффициент маневренности собственных оборотных средств.

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть важность и необходимость оценки финансового состояния предприятия. Необходимость такого анализа обусловлена в первую очередь потребностями развития рыночной экономики.

 

 

1.2 Классификация показателей рентабельности организации

 

Зачастую заинтересованность внешних пользователей информации выражается в рассмотрении лишь одной из систем показателей деятельности организации. Например, цель банка, который предоставляет компании кредитную линию, заключается в анализе коэффициентов ликвидности; потенциальный инвестор, который рассматривает вопрос о вложении денежных средств в компанию, анализирует показатели рентабельности и оценивает степень риска вложений.

Таким образом, для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходим комплексный анализ – анализ системы показателей, позволяющий всесторонне оценить результаты финансовой деятельности организации.

Под качественной прибылью подразумевается та прибыль, которая, во-первых, более стабильна от влияния прочих факторов по отношению к основной деятельности, то есть более прогнозируемая; во-вторых, качественные показатели которой имеют положительную динамику [54, c. 276].

Итак, для целей настоящей работы под комплексным анализом эффективности финансово-хозяйственной деятельности понимается системное комплексное исследование финансового состояния, позволяющее провести всестороннюю оценку финансово-хозяйственной деятельности организации, удовлетворяющую потребностям в информации широкому кругу пользователей, с целью оценки качества его деятельности. В.В. Ковалев выделяет три основных требования, которым должна удовлетворять система показателей:

а) всесторонность охвата изучаемого объекта показателями системы;

б) взаимосвязь этих показателей;

в) верифицируемость (т.е. проверяемость) – ценность качественных показателей возникает тогда, когда ясна информационная база показателей и алгоритм расчета.

Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию [51, c. 66].

В экономической практике различают множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т. д.

Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли.

Нормальная прибыль – минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли [44, c. 65].

Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума.

Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.

Консолидированная прибыль – прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.

Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).

Бухгалтерская прибыль – разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.

Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

С учетом этого различают следующие функции прибыли [28, c. 54]:

1) инвестиционная – поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

2) результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

3) финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

4) стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:

1) производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);

2) предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;

3) отраслей экономики.

Для того чтобы предприятие могло эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).

В основе стратегии развития лежит стратегия роста прибыли. Она формируется [14, c. 55]:

– на основе данных анализа использования прибыли в прошлых периодах (это ретроспективный анализ);

– на основе оценки потребности прибыли на текущий период и в перспективе;

– на базе принятых управленческих решений о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются в конкретных инвестиционных проектах).

На основе прибыли рассчитываются следующие показатели рентабельности [21, c. 345]:

1) рентабельность общая:

 

, (1)

где Пбал – балансовая прибыль предприятия (или чистая);

– среднегодовая стоимость основного капитала;

– среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств;

 

2) рентабельность продаж (оборота):

 

, (2)

где Ппродаж – прибыль от продажи продукции;

Vпродаж – объем продаж;

 

3) рентабельность основного капитала:

 

; (3)

 

4) рентабельность собственного капитала:

 

. (4)

 

В системе оценки эффективности работы предприятия очень важными является группа показателей деловой активности предприятия, характеризующая оборачиваемость капитала предприятия. Среди них различают следующие показатели:

1) фондоотдача:

 

, (5)

где ВП – выпуск продукции;

 

2) фондоемкость:

 

; (6)

3) оборачиваемость активов:

 

; (7)

 

5) оборачиваемость оборотных средств:

 

(8)

 

Все вышеперечисленные показатели являются относительными, но немаловажное значение имеют и абсолютные показатели эффективности или эффекта работы предприятия. К ним относятся:

- объем продаж продукции (работ, услуг);

- полная себестоимость продукции;

- прибыль от продажи;

- балансовая прибыль (до налогообложения);

- чистая прибыль (после налогообложения).

Абсолютные показатели лежат в основе расчета относительных показателей и характеризуют финансовые результаты [36, c.321].

Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности.

Эффективность работы предприятия характеризуется его финансовым состоянием. Важнейшими обобщающими показателями финансового состояния выступают следующие критерии.

1) Платежеспособность – способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы.

Платежеспособность характеризуется коэффициентом платежеспособности, который определяется по формуле [18, c. 34]:

 

(9)

 

Коэффициент измеряет финансовый риск, т. е. вероятность банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны.

2) Ликвидность предприятия – отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства) или возможность превратить активы предприятия в деньги для оплаты обязательств.

Ликвидность характеризуется показателями:

- коэффициент общей ликвидности:

 

(10)

 

Чем выше значение коэффициента, тем выше платежеспособность предприятия.

- коэффициент покрытия:

 

(11)

 

 

1.3 Классификация показателей ликвидности

Финансовое положение предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения — ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов [29, c. 74].

Ликвидность предприятия – это достаточность денежных и других средств для оплаты долгов в текущий момент. Уровень ликвидности зависит от сферы деятельности, соотношения оборотных и внеоборотных активов, величины и срочности оплаты обязательств.

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Чем короче период трансформации, тем выше ликвидность активов. Ликвидность активов – это способность активов трансформироваться в денежные средства.

Таким образом, ликвидность – это необходимое и обязательное условие платежеспособности предприятия.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности [47, c.45].

Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность. Приведем основные показатели, позволяющие оценить ликвидность и платежеспособность предприятия.

Величина собственных оборотных средств. Характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия его текущих активов (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств. Показатель имеет особо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и другими посредническими операциями. Финансовое положение предприятия в этом случае рассматривается как неустойчивое; требуются немедленные меры по его исправлению [37, c. 67].

Маневренность функционирующего капитала. Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы.

Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически).

Коэффициент быстрой ликвидности. Показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов. Из расчета исключается наименее ликвидная их часть - производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению.

Ориентировочное нижнее значение показателя - 1; однако эта оценка также носит условный характер. Анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендуемая нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, - 0,2. Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов. Характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами

Коэффициент покрытия запасов. Рассчитывается соотнесением величины “нормальных” источников покрытия запасов и суммы запасов.

 

 

1.4 СИСТЕМА УПРАЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Показатели рентабельности и ликвидности являются основными при оценке финансового состояния предприятия.

Иногда показатели рентабельности предприятие улучшает в ущерб ликвидности, и наоборот. Например, высокие цены на продукцию могут повышать рентабельность, но ухудшать ликвидность в связи с увеличением периода погашения дебиторской задолженности.

Одной из задач финансового менеджмента является обеспечение оптимального уровня ликвидности (платежеспособности) при достаточном уровне рентабельности.

Управление рентабельностью производится в следующей последовательности:

1) На основе отчетности предприятия производят:

- анализ точки безубыточности;

- анализ показателей покрытия затрат по продуктам;

- расчет показателей рентабельности предприятия, капитала.

2) Составляется план прибыли и рентабельности с использованием аналитического метода планирования прибыли.

3) Разрабатываются мероприятия по улучшению рентабельности на основе анализа фактических показателей рентабельности, разработанного плана и выявленных с помощью этого проблем.

4) Разрабатывается план по прибыли и рентабельности с учетм принятых управленческих решений. План по рентабельности с учетом принятых управленческих решений определяет положительные сдвиги в планируемых показателях рентабельности по сравнению с прогнозными для выбора оптимального варианта развития предприятия. Данные плана по прибыли служат основой для составления бюджета прибыли [26, С.145 ].

В современной практике в финансовом менеджменте широко используется понятие точки безубыточности, т.е. критического объема продаж, по наступлении которого предприятие покрывает постоянные издержки и часть переменных, соответствующих выполненным объемам реализации продукции, и начинает получать прибыль [ 26, С.119 ].

Деление затрат на постоянные и переменные зависит от специфики бизнеса. Затраты, которые не изменяются с ростом или снижением выпуска продукции, называют постоянными: амортизация основных фондов и износ нематериальных активов; заработная плата административно-управленческого персонала; затраты на сертификацию продукции и услуг; затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности и т.п. Другая группа затрат, наоборот, изменяется пропорционально выпуску продукции. Такие затраты относят к переменным и включают в них затраты на сырье, материалы, электроэнергию на технологические нужды, затраты на оплату труда по сдельным расценкам или в процентах от выручки и т.п. Такое деление применяется для управления затратами и принятия управленческих решений о целесообразности той или иной деятельности или при выборе инвестиционных проектов [ 26, С.119 ].

С помощью деления на постоянные и переменные затраты можно спрогнозировать, при каком объеме продаж предприятие покроет издержки и начнет получать прибыль. В этом случае, прежде всего, определяется так называемая точка безубыточности производства и реализации продукции. Эту точку называют мертвой точкой, критической точкой, порогом рентабельности, точкой самоокупаемости. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объем продаж, обеспечивает рентабельность, т.е. прибыльность продукции. Определить ее можно как графическим, так и аналитическим способом.

 

Прибыль = Маржинальный доход - Постоянные затраты = 0

(12)

Разность между фактической выручкой и переменными затратами называют маржинальным доходом, эта та часть выручки от реализации, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование прибыли.

 

Маржинальный доход = Выручка от реализации - Переменные затраты,

(13)

 

Расчет маржинального дохода позволяет определить, сколько нужно заработать средств, чтобы окупить постоянные затраты и получить прибыль.

 

Коэффициент покрытия = Маржинальный доход, (14)

Выручка от реализации

Точка безубыточности = Постоянные (фиксированные затраты) (15)

Коэффициент покрытия

Критический объем продаж = Постоянные (фиксированные) затраты, (16)

выручка от реализации - переменные затраты

 

Рисунок 3 – График нахождения «точки безубыточности» [ 37, С.96 ]

 

Формулу определения точки безубыточности можно преобразовать:

 

Точка безубыточности = Критический объем продаж * Выручка от реализации (17)

 

Объем продаж, соответствующий точке безубыточности (Б), определяется как отношение постоянных затрат (Пз) к разности между единицей и частным от деления переменных затрат (Зп) на объем продаж в стоимостном выражении (Р). [ 37, С.96 ] Следовательно, точка безубыточности может быть исчислена по формуле:

Б = Пз: (1-Зп: Р) (18)

Для более полного анализа возможно также определение точки безубыточности для каждого вида продукции.

Кроме того, в финансовом менеджменте рассчитывается запас финансовой прочности (кромка безопасности), который показывает, насколько можно сокращать объем производства, не неся при этом убытки. Или же можно определить насколько выручка от реализации превышает порог рентабельности, и если эта величина отрицательна, то предприятие не рентабельно.

В абсолютном выражении запас финансовой прочности определяется:

 

ЗФП= Qпл - Qmin, (19)

где Qпл – плановый объем производства продукции в натуральном выражении;

Qminминимальный объем продукции, соответствующий точке безубыточности.

 

В стоимостном выражении:

ЗФП= Qпл* Р - Qmin * Р (20)

где Р – цена изделия. [ 44, С.64 ]

 

Метод управления издержками с применением точки безубыточности позволяет оптимизировать их по предприятию в целом.

Следующим пунктом анализа является анализ покрытия затрат по продуктам, данный метод позволяет определить выгодность производства и реализации отдельных продуктов и услуг. [ 26, С.134 ]

Пример такого анализа представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 - Анализ покрытия затрат по продуктам [ 26, С.134 ]

Показатель Продукт А Продукт В Продукт С Итого
1)Выручка от реализации продукции        
2) Переменные издержки        
3) Покрытие издержек        
4)Доля покрытия издержек по продуктам % (стр.1-стр.2)/стр.1*100% 10% 50% 40% 30%
5) Постоянные издержки        
6) Прибыль        
7) Ранг продукции        

 

Как видно из таблицы 1, предприятие выпускает три вида изделий, имея по ним различные обороты и переменные издержки. Самый выгодный вид тот, который окупает в большей мере переменные издержки – продукт В. Он имеет по эффективности ранг 1-й.

Одновременно с анализом покрытия затрат по продуктам необходимо провести анализ их жизненного цикла, что поможет выработать правильную ассортиментную политику.

На втором этапе составляется план прибыли и рентабельности с использованием аналитического метода планирования прибыли.

Метод используется при планировании большого ассортимента выпускаемой продукции, при разработке прогнозов развития организации, а также как дополнение к прямому методу. Базой расчета могут служить затраты на 1тыс.руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод) [ 44, С.57].

С учетом затрат на 1 тыс.руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции «сравнимой и несравнимой» по следующей формуле:

 

П = Т * (1000 – З) / 1000, (21)

где П - валовая прибыль от выпуска товарной продукции;

Т - товарная продукция в ценах реализации предприятия;

З - затраты, руб.на 1 тыс.руб. товарной продукции.

 

Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Для принятия управленческих решений с целью управления рентабельностью активов используется так называемый метод Дюпона, который позволяет оценить взаимозависимость рентабельности активов, рентабельности реализации и обора-чиваемости активов.

Если числитель и знаменатель формулы расчета коэффициента рентабельности активов умножить на объем реализации, то мы получим следующее:

 

ЧП/А = (ЧП*РП) / (А * РП) = (ЧП / РП) * (РП / А) (22)

где ЧП – чистая прибыль (после уплаты налога);

А – стоимость всех активов компании;

РП – Оъем реализованной продукции.

 

Полученное уравнение называется формулой Дюпона, поскольку именно компания Дюпона первой стала использовать ее в системе финансового менеджмента. До этого приоритеты финансового управления концентрировались в основном на показателе рентабельности реализации.

Данная формула характеризует зависимость рентабельности капитала от рентабельности продаж и оборачиваемости (производительности) активов и показывает: значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов; значение коэффициента реализованной продукции; возможность альтернативного выбора между рентабельностью реализованной продукции и скоростью оборота активов компании в процессе поиска пути сохранения или увеличения соответствующего уровня рентабельности активов.

Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность реализации, скорость оборачиваемости, или оба эти коэффициента вместе. По результатам анализа финансовый менеджер может принять решение об увеличении рентабельности реализации, скорости оборота активов, или же повысить оба эти показателя [59, С.73 ].

Активы организации характеризуют его экономический потенциал по генерированию выручки, а, следовательно, и прибыли. Использование активов показывает, насколько быстро средства, вложенные в ресурсы, превращаются в выручку. Тем самым использование активов отражает интенсивность оборачиваемости активов.

Активы имеют сложную структуру, и их производительность зависит от нее и оборачиваемости каждого вида активов. Следовательно, рентабельность активов отражает уровень управления запасами, основными средствами, ликвидностью.

Рентабельность продаж - относительная мера эффективности производства. Этот показатель относится к тактическим факторам роста рентабельности активов. Действи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.231 (0.014 с.)