Исторические предпосылки возникновения финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические предпосылки возникновения финансов



Экономическая сущность и необходимость финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных финансовых ресурсов и фондов. Возникновение финансов произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному, товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

В финансовой науке получила распространение одна из теорий, в которой доказывается, что областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом от одних владельцев другим) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, требующие только ценового инструмента, то финансам здесь нет места.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой действия финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости валового общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы:

с – стоимость израсходованных средств производства;

v – оплата труда;

m – прибавочный продукт.

При этом происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже осуществляется на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы необходимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структур экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

 

1.3 Функции финансов и дискуссионные вопросы

Сущности и функций финансов

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимым ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни – в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовые методы распределения охватывает разные уровни управления экономикой: общенациональный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, может быть количественно отображено, что составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество получает информацию о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы хозяйствующих субъектов и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в национальном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и, прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. До этого уже излагалось, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другая теоретическая концепция рассматривает финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Однако распределение и обмен – это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Тем не менее, финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них.

Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку сущности финансов, возражают против ограничения финансов только перераспределительными отношениями, поскольку именно благодаря финансам осуществляется процесс первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин «императивность» трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.

К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т.д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной» как финансы.

Отдельные экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обусловливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

 

Категориями

Важным вопросом теории финансов является их взаимосвязь с такими экономическими категориями как цена, заработная плата, кредит, а также - в какой последовательности эти категории вступают в распределительный процесс.

1. Цена первой вступает в распределительный процесс и определяет первичные пропорции в нем. Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов.

В цене заключены все структурные части стоимости, которые далее распределяются и получают свои экономические формы в виде финансовых ресурсов и фондов. В условиях жесткой централизации экономических процессов эти доли стоимости – амортизационные отчисления, заработная плата, материальные и другие затраты, прибыль (доход) – регламентировались, а в условиях рынка – определяются факторами спроса и предложения. Цена подготавливает условия для функционирования финансов. Либо средства накапливаются у хозяйствующего субъекта, но тогда увеличиваются суммы налогов, либо общественный продукт возрастает, что приводит к высвобождению ресурсов, которые перемещаются в отрасли с наиболее высокой нормой прибыли (дохода).

Финансы конкретизируют те пропорции, которые заложены ценой. Финансовое распределение отличается от ценового тем, что объектом ценового распределения выступает только часть стоимости валового общественного продукта (та, где цена отклоняется от стоимости). Финансы распределяют всю стоимость валового общественного продукта. По отношению к ценовому распределению, финансовое распределение является вторичным. Ценовое распределение на поверхности незаметно, оно скрыто в общей массе выручки, а финансовое распределение четко просматривается. Ценовое распределение характеризуется только распределением, а финансовое – распределением и перераспределением.

2. Заработная плата. Следом за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия для обособления фонда заработной платы и других фондов оплаты труда. Эти категории создают предпосылки для воспроизводства рабочей силы, во взаимодействии стимулируют воспроизводственный процесс.

Различия действия заработной платы и финансов:

1) границы финансового распределения значительно шире; заработная плата касается только компенсации затрат труда;

2) финансы участвуют в одностороннем движении стоимости, а заработная плата во встречном ее движении.

С помощью заработной платы полностью распределяется v и частично m.

С помощью финансов формируется множество фондов, а с помощью заработной платы – фонд заработной платы и премиальный фонд. Они составляют фонд оплаты труда. Заработная плата – основа для уплаты налогов. Источником заработной платы являются финансовые ресурсы, а фонд заработной платы при его экономии сам становится источником финансовых ресурсов. 3. Кредит. Ресурсы банков формируются на стадии перераспределения, то есть кредит завершает распределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностях. Кредит дополняет финансовые ресурсы и способствует процессу расширенного воспроизводства.

Особенность кредита в том, что кредитные ресурсы выдаются на определенный срок, на определенных условиях и при условии возвратности, а финансовые – выдаются на определенные цели и, как правило, бесплатно, безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и населением (домашними хозяйствами).

Происходит постоянное переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды хозяйствующих субъектов концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих категорий в кругообороте производственных фондов (капитала) в воспроизводственном процессе.

Состав финансовой системы

 

Финансовая система в широком смысле - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства, предприятий и домашних хозяйств; в узком смысле - совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на государственном, хозяйственном уровнях и т.д.

Первая сфера, где необходимы финансы – государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства, называется государственные финансы (Public Finance).

Кроме государства существуют различного рода хозяйствующие субъекты, следовательно, вторая сфера называется финансами хозяйствующих субъектов. Это инструмент, с помощью которого предприятия собирает и распределяет средства (Corporate Finance).

Третья сфера – финансы домашних хозяйств (населения страны).

Звенья первой сферы:

1. Государственный бюджет.

2. Внебюджетные фонды - денежные средства, которые концентрируются у неправительственных и государственных организаций. В Казахстане действует несколько фондов:

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ);

Государственный фонд социального страхования;

Национальный фонд РК.

3. Государственный кредит включается в финансовую систему, так как ему присущи свойства финансов и кредита и в нем непременным участником отношений выступает государство в лице его уполномоченных органов.

4. Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, систему их образования, распределения и использования. Как привило, это стратегически важные объекты, военные предприятия и отрасли, определяющие научно-технический прогресс. Во всех странах в руках государства находятся почта, телеграф, телефон, значительная часть железных дорог.

Звенья второй сферы (финансы хозяйствующих субъектов):

1. Финансы хозяйствующих субъектов, функционирующих на коммерческих началах;

2. Финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

3. Финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).

Часто к финансовой системе относят и страхование, хотя многие ученые считают ее самостоятельной категорией, но тесно взаимодействующей с финансами.

Страхование – совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектам хозяйствования, или потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Страхование – специфическая сфера, которая имеет свои звенья: социальное страхование (все методы), личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков и т.д.

 

 

Государственные финансы

Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его хозяйствующих субъектов и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления

Государственные финансы включают в себя:

1. Государственный бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование экономики, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

2. Государственные внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

Источники формирования:

а) специальные целевые налоги, займы;

б) субсидии из бюджета;

в) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

г) добровольные взносы и пожертвования.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

3. Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

4. Финансыгосударственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях. Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных компаниях эффективность производства не уступает частным компаниям.

Т.е государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещать свои издержки производства, но и получать прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку они производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т. е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы. Как правило, к первой группе предприятий относятся государственные железные дороги, почта, телеграф, телефон. Вторую группу составляют государственные издательства, предприятия атомной промышленности, нефти, военные предприятия.

 

Финансовые ресурсы

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях:

финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;

финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

финансовое стимулирование экономики.

Воспроизводственные затраты – это прежде всего уставный фонд, в котором выделяются основные и оборотные средства. Для покрытия затрат необходимы денежные средства – финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально-вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.

Источники финансовых ресурсов делятся на:

1) действующие на макроуровне (уровне государства);

2) действующие на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования).

Самый важный источник финансовых ресурсов – стоимость валового общественного продукта страны, который состоит из с + v + m (капитал + зарплата + прибавочный продукт).

Для расширения производства - увеличения элемента с надо привлекать дополнительные ресурсы.

Элемент v, являясь формой личных доходов работников, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям:

налоги (выплачиваемые из оплаты труда);

страховые платежи;

прочие платежи (как добровольные взносы, взносы в спецфонды и т.д.).

Элемент m – прибавочная стоимость, прибыль (доход) является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне:

1. Источники собственных финансовых ресурсов: доход от реализации продукции дает возможность формировать ресурсы предприятия:

внешнеэкономическая деятельность субъекта;

имущество предприятия (здания, оборудование и прочие активы, которые можно продать).

2. Средства хозсубъекта, которые приравниваются к собственным (средства находятся в его распоряжении):

заработная плата в форме устойчивых пассивов;

дополнительная заработная плата – денежные средства для оплаты отпусков работникам (начисляются, но находятся в распоряжении хозсубъекта).

3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке – рынке ценных бумаг, ссудных капиталов и т.п.):

продажа акций и облигаций;

заемные средства.

4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств:

от вышестоящих инстанций (министерств, из бюджета);

страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:

I. Кредиты МВФ и других международных организаций, внутренние кредиты Национального банка.

2. Налоги.

3. Другие платежи в бюджет.

4. Отчисления во внебюджетные фонды.

5. Прочие.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне:

I. Прибыль (чистый доход хозяйствующего субъекта).

2. Амортизационные отчисления.

3. Кредитные инвестиции.

4. Страховые возмещения.

5. Выручка от реализации выбывшего имущества.

6. Устойчивые пассивы.

7. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

8. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов.

9. Доходы от продажи собственных ценных бумаг.

10. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур.

12. Бюджетные субсидии.

13. Прочие.

Финансовые ресурсы делятся на:

I. Централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне).

Существуют следующие б юджетные методы финансирования национального хозяйства:

1. Государственные капитальные вложения (этот метод используется для оживления экономики, создания новых отраслей производств).

2. Государственные закупки (с их помощью устанавливается совокупный спрос, государство способствует своевременной реализации товаров).

3. Субсидии (средства, которые даются безвозмездно). Они бывают в следующих видах:

дотации (вид субсидий, используемых на покрытие убытков, задолженностей, например, по заработной плате);

субвенции (вид субсидий, используемых на целевые расходы);

экспортная премия (вид субсидий, используемый для снижения цены экспортируемого товара).

4. Инвестиции в совместные предприятия.

5. Льготное кредитование со стороны государства.

II. Децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства и удовлетворение социально-культурных потребностей работников предприятия).

Они направляются на следующие цели:

a) капиталовложения;

б) увеличение оборотных средств;

в) финансирование научно-технического прогресса;

г) проведение природоохранных мероприятий;

д) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);

е) прочие аналогичные цели.

Существует пять случаев высвобождения финансовых ресурсов:

1) ускорение оборачиваемости оборотных средств;

2) сокращение производства;

3) сокращение запасов товаро-материальных ценностей;

4) сокращение материалоемкости;

5) замена собственных средств заемными.

Прибыль (чистый доход хозяйствующего субъекта) выступает источником финансовых ресурсов в полном объеме.

Существуют следующие направления расходов финансовых ресурсов:

1) капитальные вложения;

2) прирост оборотных средств;

3) прочие материальные затраты;

4) резервы;

5) социально-культурные потребности;

6) денежные выплаты населению;

7) помощь другим странам.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, направленное как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты страховых возмещений клиентам.

Финансовый рынок

Финансовый рынок – это механизм перераспределения капитала между его участниками при помощи различных инструментов на основе спроса и предложения на капитал. На практике финансовый рынок представляет совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от одних участников к другим. Главная задача финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в капитал.

Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Это обусловлено разным характером финансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На денежном рынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных накоплений. На рынке капиталов происходит движение долгосрочных инвестиций.

Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь, денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.

К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых - высокая ликвидность и мобильность.

Межбанковский рынок - часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов - один, три и шесть месяцев, предельные сроки - от одного до двух лет (иногда до пяти лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств на рынке капиталов могут быть различными:

банковские займы (ссуды);

акции;

облигации;

финансовые деривативы;

ноты и коммерческие бумаги.

Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.134 с.)