Тема 2. Формы государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Формы государственного управления.



ГЛОССАРИЙ

 

Автократия – сосредоточенное в руках одного человека безграничное властвование, который принимает управленческие решения без помощи кого-либо.

Авторитаризм – политический режим, при котором вся политическая и экономическая власть, основанная на харизме, осуществляется одним человеком. Административная реформа – процесс совершенствования механизма государственного управления и общественных отношений в сфере государственного управления

Аспект - (от лат. aspectus — вид) точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, сторона предмета, изучаемого определённой наукой: философский аспект, экономический аспект и др.

Бюрократия – (от франц. bureau – бюро и греч. kratos – власть) форма осуществления власти, при котором происходит подмена общей воли общества волей группы лиц, проявляется как правила в крупных иерархических организациях.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный кодекс - это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РК, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов разных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджет развития - часть расходов бюджета, содержащая капитальные затраты. Бюджет развития РК является составной частью государственного бюджета, относящейся к капитальным расходам, используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Власть – такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Государственная должность – должность в республиканских органах государственной власти, а также других органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей, ответственностью, денежным содержанием.

Государственная политика – совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом.

Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан Республики Казахстан по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти.

Государственное управление – это осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на определенные их компетенцией сферы деятельности государства с целью проведения государственной политики.

Государственный орган – созданная государством единичная структура власти, для осуществления закрепленных за ней целей и функций.

Государственные услуги – предоставляемые государственными органами исполнительной власти, непосредственно или через подведомственные им государственные учреждения безвозмездно или по регулируемым органам государственной власти ценам услуги гражданам и организациям в области образования, социальной защиты населения, здравоохранения.

Государство – организация непосредственного политического властвования. Организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и как механизм управления.

Гражданское общество – общество, при котором в государстве соблюдаются и защищаются права и свободы человека, само государство способствует развитию экономики и политической свободе, государственная и общественная жизнь строится на идеалах демократии и справедливости.

Государственная или муниципальная гарантия - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РК, субъект РК или муниципальное образование-гарант - дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Государственная собственность - собственность, находящаяся во владении и распоряжении органов государственной власти и самоуправления.

 

В РК к ней относятся: имущество, принадлежащее на праве собственности РК - республиканская собственность; имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РК - собственность субъектов РК; земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Государственные расходы - денежные отношения, связанные с использованием централизованных и децентрализованных государственных средств на различные потребности государства. Финансируются государственные расходы в 3 формах: самофинансирование, бюджетное финансирование, кредитное обеспечение.

Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами страны, другими бюджетами, иностранными государствами, их юридическими лицами и международными организациями в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжении органов власти и их использованием на финансирование государственных расходов. Его формами являются: займы, гарантии, казначейские ссуды.

Государственный материальный резерв - особый республиканский запас материальных ценностей для мобилизационных нужд РК, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Государственный или муниципальный заем - экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых заемщиком выступает государство. Эти отношения означают передачу в собственность государства (органов местного самоуправления) денежных средств, которые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов (платы) на сумму займа. Денежные средства привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров. В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и внешние заимствования.

Государственный или муниципальный заказ - совокупность, заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РК, субъекта РК, муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из займов принятых на себя РК, субъектами РК и органами местной власти, гарантии по обязательствам 3-х лиц, другие обязательства.

Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с республиканскими законами.

Местные финансы - совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.

Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

- займов муниципального образования путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

- договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства;

- долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на правах собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица. Оно может закрепляться за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Муниципальная казна - средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Территориальные бюджеты это бюджеты республик, входящих в состав РК, краев, областей, национальных округов, районов, городов, поселков, сельских поселений.

Территориальные внебюджетные фонды - совокупность денежных средств, мобилизованных региональными и местными органами власти для финансирования мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий.

Территориальные финансы - система экономических отношений, посредством которых, распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении региональных органов власти и местного самоуправления.

Территориальный сводный финансовый баланс - система финансовых показателей, характеризующих создание и использование финансовых ресурсов на территории за определенный период.

Трансфертные платежи - передаточные платежи, одна из форм перераспределения государственных бюджетных средств.

Финансовые фонды - денежные фонды, формируемые за счет финансовых ресурсов. Их назначение в подготовке условий, обеспечивающих удовлетворение постоянно меняющихся общественных потребностей.

Финансовый аппарат - органы, осуществляющие управление финансами. К ним относятся законодательные органы власти, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Республиканская служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет РК, финансовые отделы и управления на предприятиях различных форм собственности, осуществляющие функции оперативного управления финансами.

Финансовый контроль - элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, территориальных административных образований, организаций, соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической эффективностью операций.

Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий, страховой механизм, бюджетный механизм и т.д.

Финансовый рынок - это рынок, на котором обращаются капиталы и кредиты. Подразделяется на рынок краткосрочного капитала и рынок долгосрочного ссудного капитала.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - крупные вертикально интегрированные структуры, объединяющие финансовые и промышленные капиталы. Процесс их формирования и стимулирования развития регулируется республиканскими и региональным законодательством через систему льгот и гарантий.

 

11. Лекционный комплекс дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи системы государственного и местного управления. Вопросы лекции

1.Принципы формирования государственного управления. 2. Уровни государственного управления. Ветви власти.

Содержание системы государственного и местного управления.

1.Общество является сложноорганизованным и многоуровневым образованием. Для того чтобы в полной мере удовлетворять интересы своих членов и иметь возможности для развития, оно должно выработать режим саморегулирования и адаптации к внешней среде. Выработка такой способности означает упорядочивание элементов, процессов, институтов в рамках единой системы, форма которой призвана сделать эту способность главным условием такого саморегулирования.

Условием образования и функционирования такой системы является общественное производство, основной целью которого должно стать максимально полное удовлетворение потребностей людей, возможное лишь при правильной и эффективной организации этого общества с учетом сформированных в нем базовых ценностей. Основу этой организации составляет совокупность социальных систем, образованных вокруг функционально значимых сфер общественной жизни: экономики, политики, религии, морали, науки, культуры и пр. Главным координатором этого процесса может выступать государство, ответственное за достижение конкретных результатов, полученных в ходе функционирования этих систем.

Подход, впервые разработанный А. Смитом (1723-1790), получил название экономического либерализма. Роль государства английский классик ограничивал функцией «ночного сторожа» для поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.

В 1776 г. была опубликована книга А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов

Чикагский профессор М.Фридмен важнейшим условием эффективного функционирования рыночного меха­низма считает стабильное денежное обращение. Его теория вошла в историю экономической науки под названием «монетаризм».

Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г.

Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой.

Управление социальной системой означает способность субъекта сделать ее динамику прогнозируемой и направляемой. Поэтому научное управление должно исходить из анализа управляемого объекта и выявления факторов, определяющих режим его внутренней саморегуляции и устойчивости к внешним воздействиям.

Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

принцип разделения властей;

принцип комплементарности;

принцип субсидиарности;

принцип суверенности;

принцип демократизма;

принцип гомогенности.

Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. французским энциклопедистом Ш.Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной госвласти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью госаппарата. Система издержек и противовесов, представленная реализацией принципа, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности. «Если,- пишет Монтескье в своем сочинении «О духе законов», - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти в структуре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Такой порядок реализации власти не оставляет места для проявления нелегальных центров управления. Дефицит власти способствует тому, что функцию управления социальной системой берут на себя дисфункциональные структуры. Деятельность таких структур способствует разрушению общества, утрате им способности пропорционально удовлетворять основополагающие потребности всех его представителей.

Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями госвласти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Передача полномочий на более высокий уровень управления, в соответствии с этим принципом, может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне. Смысл принципа субсидиарности замечательно иллюстрируется одним из положений в Конституции США: «Полномочия, не делегированные Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные в соответствии с нею штатам, соответственно являются закрепленными за штатами или за народом». Принцип также обусловливает

необходимость в предварительном распределении управленческих функций между уровнями управления.

Принцип субсидиарности имеете два измерения: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной. Динамичный характер происходящих в городах процессов требует учета соответствия имеющихся потребностей населения и властных полномочий, вверенных уровням государственного и муниципального управления. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местном уровнях. В триаде исполнительная-законодательная- судебная ветви власти горизонтальное измерение принципа субсидиарности устанавливает устойчивую последовательность в организации социальной политики: если законодательная ветвь задает правовые рамки такой политики, а исполнительная ветвь определяет ее реальные направления, то судебная- контролирует механизмы ее реализации в конкретных социальных и политических условиях. В соответствии с принципом субсидиарности, власть должна быть распределена между властными структурами главным образом в связи с сокращением дистанции между властью и представляющим ее населением. Увеличение численности населения способствует увеличению числа управленческих уровней и определению их взаимосогласованной политики, главным критерием эффективности которой является максимальное удовлетворение потребностей всего населения, а также строгое распределение сфер ответственности между субъектами власти.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость в рамках международного правопорядка». Будучи атрибутивным признаком государства, суверенитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному государству статус самостоятельного субъекта международных отношений.

Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муниципальных органов власти, разработке программ территориального развития, базирующихся на овладении механизмами вовлечения общественности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделении хон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями.

Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявляется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.

Специфика этих задач такова, что их достижение неразрывно связано с предварительной реконструкцией встающих перед организацией проблем в определении приоритетов в управленческой деятельности.

Однако управленческая деятельность имеет несколько онтологических уровней, освоение которых обеспечивает режим особой компетенции, формируемой в процессе профессиональной подготовки. Речь идет о макроуровне, включающем сферу государственного управления, и микроуровне- области управления автономными торгово-производственными подразделениями. Не следует забывать о формирующемся значении мезоуровня- уровня современного муниципального управления, в пределах которого осуществляется синтез государственных и частных, национальных и территориальных интересов.

Система государственного и муниципального управления является одной из ключевых дисциплин управленческого цикла. Особенностью этой дисциплины является анализ и обобщение практики государственного строительства в развитых демократических странах, опирающихся на институты гражданского общества. Предметом системы госуправления является территориальное образование. Территориальное образование может выступать в роли государства, региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению. Основу системы управления территориальными образованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи, создающие устойчивые для каждого образования структуры управления, определяющие характер работы составляющих эти структуры социальных институтов.

2.Вертикальные связи включают в себя разделение территориальных образований на уровни власти, тогда как горизонтальные- на ветви власти.

Уровни власти - это горизонтально упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим. Количество уровней свидетельствует о степени субординации в принятии управленческих решений и порядке передачи командной информации.

Уровни власти задают способ разделения административной ответственности между должностными функциями в организационной структуре. Причем число уровней тем больше, чем более обширным становится количество этих функции и чем выше степень их специализации.

Ветви власти (зоны управления)- вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную. Идентификационными признаками, на основе которых определяется содержание ветви власти, являются следующие:

• Наличие специализированных органов государства, наделенных широкими полномочиями;

• Юридическое закрепление места, которое занимает эта власть в иерархии системы управления государством;

• Структура органов власти, приходящихся на каждую ветвь, является иерархической и сквозной, охватывающей все имеющиеся уровни и ориентированной на комплексные общие цели;

• Цели, ставящиеся перед ветвью власти, имеют общегосударственный характер и не могут быть приписаны ни одному из ведомств отдельно.

Разделение системы государственного и муниципального управления на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обеспечить бесперебойное функционирование управляемой системы на основе принципов пропорциональности и непрерывности в согласованной работе всех ее подразделений.

Однако горизонтальные связи в сфере госуправления не следует сводить только к разделению функций между ветвями власти. Так, признаки координации, взаимодействия и взаимопомощи также характерны и для отношений внутри той или иной ветви.

Система государственного и муниципального управления, как видно из названия, содержит два основных уровня управления: государственный и муниципальный. Функции обоих уровней существенно различаются, но в совокупности способны определять эффективный режим развития общества.

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направлением вектора государственного управления является направление «сверху-вниз» в связи и с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований.

Госуправление -это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе госуправления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

Госуправление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распространяется госвласть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главным признаком госвласти является ее целостность, неделимость и суверенность.

Системный характер госуправления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. В качестве системы госуправление реализует несколько функций:

1. институциональную- через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально- экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.

2. регулятивную- через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.

3. целепологающую- через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ.

4. функциональную- через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

5. идеологическую- через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

При разделении власти на государственную и муниципальную необходимо учитывать глубокое внутреннее различие между публичной и социальной (общественными властями). Особенностью публичной власти является непременное наличие санкционных возможностей, делегируемых учредителями ее центрального аппарата представительному органу управления. Публичная власть обладает верховенством в решении вопросов государственного значения, публикуя распоряжения, обязательные для исполнения.

Власть определяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами. В системе госуправления власть реализуется через форму правления, задающую типовые особенности функционирования исполнительных и представительных органов власти.

Управление, будучи производной от власти, выражает комплекс правительственных акций, направленных на регулирование текущих социально- экономических и политических процессов. Управление воплощается в характере государственного вмешательства в экономическую жизнь, обеспечении политических прав граждан, содержании институтов гражданского общества и пр. составным элементом госсистемы управления является политический режим, вбирающий в себя совокупность методов реализации функций госвласти.

Пространственные особенности территории оказывают особое влияние как на саму систему госуправления, так и на характер экономической политики государства. Если территория государства занимает значительную площадь, то это требует создания большого числа управленческих уровней по территориальным образованиям в сравнении со странами, занимающими меньшую площадь. Кроме того, не последнюю роль в механизме госуправления имеют географические особенности территории: рельеф, наличие водных артерий, климат и пр. важнейшим средством ассимиляции территориальных особенностей в характер системы госуправления является форма госустройства, определяющая структуру госвласти с учетом региональных, этнических и географических особенностей местности.

И наконец, экономическая система государства, служащая функциональной подсистемой госуправления, способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жизнью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, поддержке жизненно важных сфер производства и распределения продукции. Особенности экономической системы государства отражает избранная государством хозяйственная модель, основанная на обобщении методов экономической политики государства и воплощаемая в качестве ее основных макроэкономических показателей.

Экономический рост - это абсолютное или относительное увеличение важнейших макроэкономических показателей (валового внутреннего продукта, национального дохода) за определенный период времени.

Оказывая решающее воздействие на выбор методов госрегулирования социально- экономических и политических процессов, форма хозяйствования находится под влиянием территориального своеобразия страны, ее ресурсной базы, а также действующей структуры госвласти.

Тема 10. Планирование как функция государственного и местного управления.

Вопросы лекции

1. Функциональный подход к анализу политической власти 2. Виды и уровни планов. Технология стратегического планирования.

Планирование в схеме развития территориального образования предполагает разработку последовательности выполнения намеченных целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, совершенствования и развития.

С точки зрения сроков планирования финансовой деятельности территориальных образований традиционно выделяют три вида планов: краткосрочный (1год), среднесрочный (3 года) и долгосрочные (свыше 5 лет).

На основе планов разработки программы развития территориального образования устанавливаются приоритеты и ценностные предпочтения.

Основу планирования составляет набор документов, призванных упорядочить механизм пропорционального развития территории на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Разработанная концепция должна подкрепляться экономической стратегией, содержание которой составляют анализ перспектив развития ключевых отраслей региональной экономики сформировавшихся вокруг ведущих производственных центров. Экономические стратегии трансформированы в набор основных программ (проектов) с наличными ресурсами и сложившейся организационной моделью управления.

И, наконец, низший слой в перечне планов территориального образования составляют рабочие планы мероприятий по претворению в жизнь принятых проектов. Это могут быть планы по определённым направлениям, рассматриваемые в качестве точек потенциального роста (план финансовой поддержки). Данные планы имеют текущий характер и выполняются с учетом дополнительных обстоятельств и требований конкретных ситуаций.

Объектом планирования выступает производственная система, значение которой
заключается в её способностей опережающего отражение сложившихся тенденций развития и
состояния объекта. В основу плана закладывается совокупность приоритетов
территориального образования, опирающегося на располагаемые им ресурсную базу о
финансовые источники. В рамках осуществления функций

рассматривается следующее:

• общее руководство реализации планов и программ на территории;

• увязка реализуемых планов с приоритетными задачами и развитии национального хозяйства;

• разработка межотраслевых балансов и расчет финансового и материального обеспечения избранных приоритетов;

• составление оперативных экономических планов и текущий контроль над исполнением;

• планирование фискальной политики администрации региона и разработка предложений по нефискальным методам привлечения средств на развитие территории;

разработка долгосрочных и среднесрочных планов развития территории.
Основные принципы составления планов:

1.Эквифиналъности - свойство планируемой системы определять свой рост не из собственных предпосылок, а от текущего состояния системы, вызванного ее реальным положением в среде.

2Мозаичности, т.е. выделение в структуре плана равноправных субъектов планирования.

3. Комплексности - учета в содержания плана полноты разнообразия имеющихся в обществе проблем и интересов, выраженных во взаимосвязи и согласованности друг с другом, а так же с обеспечивающими их ресурсами.

4.Пропорцианалъности - функции плана, связано с требованием выравнивания и учета при распределении целей и ресурсов между территориальными образованиями в соответствии с местом данной территории в системе национального разделения труда и приоритетами

социально-экономического развития.

5.Экологичности - формообразующей роли среды в обеспечении целостности планируемой системы.

6.Экономичности - необходимости минимизации расходов по всем направлениям плана.

Особое место в реализации функции планирования на местном уровне отводится стратегическому планированию.

. Тема 11. Проектирование организационных структур.

Вопросы лекции

1. Линейно-функциональные и программно-целевой типы управления.

2. Организационная структура местной администрации: принципы, методы построения и власти, направления совершенствования

Организация как функция местного менеджмента предполагает, закрепляет за той или иной должностной единицей заложенной в план цели (задачи). В качестве инструментов такого закрепления могут быть использованы: распределение сфер ответственности между субъектами, координация взаимодействий между различными функциональными звеньями и уровнями определения порядка финансирования и обеспечения ресурсами плановых целей и пр. Организация в системе муниципального менеджмента включает в себя ряд задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.092 с.)