Тема 12. Контроль в сфере государственного местного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Контроль в сфере государственного местного управления.



Вопросы лекции

1. Виды и алгоритм реализации контроля. Объекты контроля. Методы контроля.

2. Институциональные основы деятельности контроля: функции омбудсмена.

Контроль как в государственной так в местной сфере, подразделяется, в соответствии с принципом разделения властей, на три вида: исполнительной, законодательной и судебной.

Исполнительный контроль связан с возможностью административного влияния на работу исполнительных органов власти различных уровней, ведомств и отраслей с ориентацией на реализацию основных направлений стратегического развитие. Законодательный контроль предполагает правоспособность отдельных специализированных органов власти на территории оценивать соответствие деятельности субъектов различных уровней действующему законодательству. Судебный контроль опирается на отложенную в судебной системе практику согласования решений между различными институтами судебной власти, установленный порядок принятия к производству и рассмотрения дел.

Стратегический контроль предусматривает отслеживание соответствия деятельности хозяйствующих субъектов намеченных в стратегическом плане целей. К числу принципов организации государственного и местного контроля, определяющих условия реализации функций публичной власти, следует отнести следующие принципы: законности; плановости; полноты и достоверности информации о контрольных объектах: целевого использования финансовых средств; эффективности контрольной деятельности и гласности.

Принцип эффективности контрольной деятельности предполагает закладку в ее режим действия механизма позволяющего отслеживать и замерять процесс, результаты этой деятельности, оптимизировать режим совершенствования контролируемого объекта.

Необходимо различать также внутрифирменный (организационный) и текущий (производственный) контроль. Внутрифирменный контроль опирается на тщательно разработанную систему должностных инструкций и аттестации, лежащие в основе деятельности административного аппарата. Текущий контроль предполагает выработку оптимальную схему функционирования объекта управления и адаптацию к ней организационной структуры. Появляется необходимость создания условий реализации данного механизма.

Особенностью контроля в сфере кадрового регулирования является жесткая регламентация функциональных обязанностей служащих нормативными актами.

В целом на муниципальном уровне контроль выполняет три функции: стимулирующую, фискальную и санкционную.

Стимулирующая функция контроля направлена на предоставления благоприятных условий и льгот тем предприятиям, деятельность которых является полезной для региона, муниципалитета и находится в русле приоритетных задач развития.

Фискальная функция контроля нацелена на поддержание бюджетной и налоговой дисциплины физическими и юридическими лицами, чья производственная деятельность происходит на территории муниципалитета.

Санкционная функция контроля направлена на разработку средств административного влияния запретительных мер в отношении субъектов, чья деятельность наносит ущерб муниципальному образованию.

Объектом местного контроля являются договора: обязательства предприятий, бюджета, целевые программы, собственность и фонды общественных организаций и местных органов власти.

Служебный контроль означает деятельность по отслеживанию и регулированию текущих оперативных задач, опирающихся на сложившуюся структуру функциональных обязанностей среди членов организации. Целью служебного контроля является обеспечение бесперебойной работы производственной системы в рамках сложившегося режима работы. Инструментами служебного контроля вступает регламент и должностные инструкции.

Санитарный контроль призван отслеживать и регулировать деятельность хозяйствующих субъектов в сфере соблюдения норм санитарной

безопасности производственного процесса. К перечню инструментов санитарного контроля относятся нормативы выбросов и расходов материалов, а также сведения заболеваемости населения на территории.

Средовой контроль - это деятельность уполномоченных органов по отслеживанию и регулированию взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и населением в области использования природных ресурсов и поддержки качества среды, формирующегося в ходе природопреобразующей деятельности предприятия. Инструментом средового контроля является лицензирования и аудит хозяйствующих субъектов.

Юридический контроль является средством правового обеспечения производственного процесса, а также обоснования принимаемых на территории решений с учетом действующего законодательство.

Объектом финансового контроля является, главным образом, бюджет в части расходов на строго определенные цели. Особенностью контроля в местной сфере является проверка режима реализации функций предприятиями и учреждениями, работающими в пределах конкретной территории. При этом контроль может выполняться на одном из уровней: административном, отраслевом и окружном.

Целью административного контроля является подчинения деятельности исполнительного звена принятым в сообществе образцам и схемам организационного поведения. Административный контроль осуществляется по основным позициям внутрифирменного регулирования; контрольным заданиям, должностным инструкциям, регламентам.

Отраслевой контроль базируется на количественных показателях территориального образования. Предполагает обеспечения проектируемых схем деятельности исполнительного звена ресурсами, распределенными соразмерно принятыми на уровне отраслей планам.

Окружной контроль охватывает территориальный аспект в механизме местного регулирования. Осуществления функций контроля предполагает последовательное прохождение следующих функций:

1. формулирования стандартов (нормативов);

2. определения допустимых отклонений;

3. корректировка контролирующей деятельности.

Стандарты (нормативы) задают ориентиры социально адаптируемых целей местного образования, обеспеченных ресурсами.

К первым относятся показатели минимальной заработной платы, минимальной пенсии, минимальной обеспеченности жильем человека и т.д. Ко вторым - привязанные к району минимальная потребительская корзина, районные (поясные) коэффициенты и т.д.

Процесс контроля - это процесс диахронный, т.е. по времени он охватывает как начальную стадию управлению, так и ее заключительную часть. Различают две формы контроля: входной и выходной контроль.

Входной контроль призван осуществлять функции наблюдения и регулирования поступающих в аппарат управления информационных потоков. На входе контролирующие органы должны следить за тем, чтобы все задания, вытекающие из схемы стратегического планирования, были правильно распределены, чтобы каждый из членов организации четко представлял себе, что он должен делать, какова его ответственность за допущенные нарушения.

Объектом входного контроля является поступающие в организационную систему потоки, служащие исходным условиям функционированиям организации. К перечню этих потоков следует отнести:

• материальные (оборудование, сырье, ресурсы);

• технологические (ноу-хау, патенты и пр.);

• кадровые (персонала);

• организационные (нормативно - правовые документов, распоряжения вышестоящих органов, власти);

• информационные (письма и обращения граждан);

• финансовые (платежные документы и пр.);

Теория местного управления определила ряд методологических инструментов организации контроля, применения которых на практике повышает его действенность. Среди наиболее простых и эффективных способов организации входного контроля выделяются матричный метод организации контроля. Он позволяет соотнести два уровня информации, что дает возможность анализировать различные параметры деятельности в разрезе запланированного результата.

Выходной контроль - деятельность по управлению отношениями в организации, основная на необходимости отслеживания результатов производственных заданий, их текущего анализа и последующей корректировки. Специфической чертой выходного контроля является его непланируемость, остаточность.

К перечню объектов выходного контроля следует отнести:

• контроль качества результатов труда;

• контроль дисциплины труда;

• контроль соответствия продукции существующим законам, распоряжениям и внутреннему регламенту.

Наиболее популярным видом выходного контроля является контроль за качеством результатов управленческого труда. При организации выходного контроля необходимо соблюдение ряда правил.

1. Функции контролера на входе и выходе должны быть разделены между различными людьми.

2. Контролирующее лицо должны быть подробно инструктировано о нормах и стандартах, критериях качества, подведомственных подразделениях.

3. Основное назначения выходного контроля направленно на внушение исполнителю мысли о том, что от его работы зависит судьба, как всего предприятия, так и его собственная.

Тема 13. Принятие решений.

Вопросы лекции

1.Решения в процессе местного управления. Регламент и его виды.

2.Формы участия населения в формировании органов местного самоуправления.

 

Принятия решений в системе государственной и местной власти имеет свои особенности, связанные главным образом с тем, что вынесенный вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать критериям легитимности и справедливости.

Решения, принимаемые органами власти, предопределяет реализацию различных направлений государственной и местной политики, разделенных по основным функциональным блокам: политические, экономические, правовые, этические, технические и т.д.

В зависимости от уровня целей разработанного плана выделяют стратегические и оперативные решения.

Организационные особенности обуславливают проявления сложных (комплексных) и простых, одно- и многокритериальных, гибких и жестких, штатных и внештатных, решений. А функция прогнозирования становится основной для выделения пробных и упреждающих, ситуационных и целевых, кратко-, средне- и долгосрочных решений.

1. описание проблемной ситуации;

2. формулировка проблемы, требующей разрешения;

3. предварительной анализ, выдвижения гипотез;

4. установление целей и задач;

5. определение критериев;

6. поиск, анализ и сопоставления альтернатив, вариантов решения;

7. оценка риска;

8. выбор оптимального варианта решения;

9. разработка плана реализации принятого решения.

Важнейшим средством в принятии решений представительными органами власти является регламент.

Регламент включает в себя перечень предписаний, позволяющих определить порядок в принятии управленческих решений на базе структуры административного органа в границах выделенных в нем полномочий и распределения ответственности между индивидуальными членами.

Регламент проведения совещаний и сессий призван упорядочить работу на крупных представительных мероприятиях с точки зрения организации работы и экономики рабочего времени. Структуру регламента составляют несколько разделов, среди которых общие положения, планирования работы, организационные мероприятия. Организационные мероприятия, в свою очередь, включают в себя следующие составляющие.

• Порядок подготовки вопросов;

• Порядок проведения организационных мероприятий;

• Определения полномочий участвующих в организации субъектов;

• Порядок проверки реализации полномочий;

• Время, отводимое на доклады и выступления;

• Ведения протоколов;

• Публикация регламента;

• Порядок изменения регламента.

2. стадия рассмотрения документа, которой предписывается делегирования полномочий на анализ документа соответствующей службе, должностному лицу, чьи функции наиболее близки к профилю зафиксированный в документе проблематики.

3. Выходная стадия в прохождении документа, призвана зафиксировать реакцию на содержание входящего документа на базе действующих в административном органе нормативов.

Регламент принятия решений определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями и рядами.

Регламент принятия решений включает в себя следующие разделы.

• Структуры административных органов;

• Полномочия должностных лиц;

• Порядок выбор должностных лиц;

• Текущую деятельность по координации (образование комиссий и рабочих групп);

• Распределение финансовых потоков.

В условиях вхождения региональной власти в систему государственного управления и созданной в связи с этим сложной иерархической структуры политической власти, возникает проблема разграничения законодательных и контрольных полномочий между ее уровнями. В решении этой проблемы используется сочетания законов как средств долговременного правового регулирования и подзаконных актов, обладающих строго ограниченной сферой применения.

Важнейшим политическим институтом, признанным утвердить публично- властные решения на основе активного участия жителей, а также при определение основных направлений в развитии территорий методом общего голосования, является референдум. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории местного образования, обладающие избирательным правом. Решения, принятое на местном референдуме. Не нуждается в утверждении каким-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Важно отметить, что на референдуме местных территориальных образований не могут быть вынесены вопросы досрочного прекращения приостановления или продления сроков полномочий органов власти формирования и изменения внутренних финансовых обязательства, местного бюджета, местных налогов и сборов, принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению безопасности и здоровья населения и пр.

Значительная роль в разработке и принятий решений отводится информатизации процесса управления.

Область применения информационных технологий в практике местного управления включает в себя различных сферы жизни общества, на особенно актуальным представляется их использование в таких сферах, как оценка и регистрация земельных участков, состояния и ведения реестра собственников объектов недвижимости, оперативный учет потребителей коммунальных услуг, ведения учета состояния зданий, коммуникаций и лицевых счетов граждан юридических лиц и пр.

Информационная поддержка принятия решения предусматривает создание баз данных, используемых для оперативного управления протекающим на территории социально-экономическими процессами. Наиболее характерными базами данных для управления на местном уровне являются социально-демографические (паспортный стол, данные отдельных категорий граждан, общественных организаций, учреждений; списки избирателей), жилищно-коммунальные (финансово-лицевые счета, потребление ресурсов, технические параметры жилого фонда инфраструктуры); финансово-экономические (характеристики хозяйствующих субъектов, бизнес-проекты, результаты маркетинговых исследований, натуральные и финансовые плановые показатели, фактические и плановые расходы и доходы по синтетическим и аналитическим счетам); делопроизводственные (нормативно-распорядительные документы, служебная корреспонденция, кадры); и географические (ГИС) (земельный кадастр, строительство, транспорт, экологические состояния, криминальная обстановка, размещение служб, текущее местонахождения объектов).

При отображении пространственной информации на электронных картах необходим учета ряда правил:

• Векторы территории должны быть максимально удалены друг от друга и обладать мощностью, достаточной, для того чтобы исключать целесообразность в формировании промежуточного вектора;

• Полностью растра должна быть соразмерной с длиной мощностью с вектора;

• Направления вектора определяет зону смещения элементов инфраструктуры объектов территории, находящейся в поле действия вектора.

К перечню основных требований, предъявляемых к информации, закладываемой в основы практики принятий решений на местном уровне, и следует отнести также полноту информации об объекте; простоту ее представления; структурированность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.037 с.)