Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами.↑ Стр 1 из 42Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОТВЕТЫ НА МЕЖДИСЦИПЛИНРАНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2011 Структура финансовой системы. Финансовая система - совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. С точки зрения структуры фин.систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений. Финансовая система РФ: Финансы властных структур (государственные и муниципальные) 1. Бюдж фонд · Федеральный бюджет · Бюджеты субъектов РФ · Местные бюджеты 2. Внебюджетный фонд · Пенсионный фонд РФ · Фонд соц страх · Федеральный и терфонды обязательного медицинского страхования Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы 1. Финансы коммерческих организаций 2. Финансы некоммерческих организаций 3. Фин домохозяйств Финансы властных структур показывают формирование доходов и расходов органов государственной власти для решения задач соответствующего уровня. Фин. Система РФ – трехуровневая (иногда рассматривается как четырехуровневая). Государственные финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный.кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня. Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и в тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней. Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Фед.бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Доходную базу бюджета в основном формируют налоги. Неналоговые доходы по источникам образования подразделяются на доходы от приватизации гос. и муниципальной собственности и поступления от внутренних и внешних займов. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъектов РФ. Это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (Москва и Санкт-Петербург). Местные бюджеты - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления. Охватывает бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра. При рассмотрении ФС как четырехуровневой местные бюджеты делятся на 1)бюджеты районов, городских округов; 2) бюджеты городских и сельских поселений Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами гос.власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению. Важнейших из них – Пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, пособий на детей. Фонд социального страхования РФ предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды соц.помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.) Фонд обязательного медицинского страхования – база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике (с 1993 г. введен закон). Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской помощи. Источниками финансирования фонда обязательного медицинского страхования наряду с бюджетными служат обязательные страховые взносы работодателей. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг. Государство может выступать и кредитором (так например, Правительство может предоставлять кредиты резидентам в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Государственный кредит может предоставляться и нерезидентам. Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы: коммерческих организаций - это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Финансы коммерческих предприятий служат основой всей системы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях рыночного хозяйства сконцентрирована у предприятий, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит стабильность финансовой системы в целом. Финансы некоммерческих организаций – это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение прибыли (благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы). Финансы домохозяйств – совокупные доходы и расходы населения с учетом его структуры(отдельные социальные группы, семьи). Финансовая система включает в себя также систему финансовых учреждений. Совокупность финансовых ведомств, представляющих собой аппарат управления финансовой системой. Его структура следующая: 1. На общегосударственном уровне - комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, Минфин, ЦБ РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, исполнительные дирекции внебюджетных фондов, Государственный таможенный комитет РФ. 2. На уровне субъекта РФ – комиссия по бюджету и финансам в законодательном органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне. Принципиально такая же схема аппарата управления финансами на местном уровне. Доходы населения Доходы населения – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Доходы гражданина зависят от принадлежности к определенному классу, образа жизни, здоровья, трудоспособности, конъюнктуры на рынке труда, рыночных возможностей и угроз, рисков в практической деятельности и некоторых других факторов. Денежные доходы классифицируются: 1. в зависимости от источника дохода: – оплата труда наемной рабочей силы; – доходы от предпринимательской деятельности; – доходы от собственности (дивиденды, проценты по ценным бумагам и вкладам, арендная плата, от реализации имущества); – государственные социальные выплаты (трансферты) из бюджета и внебюджетных фондов; – страховое возмещение и прочие. 2. в зависимости от равномерности поступления: – регулярные (оплата труда, арендная плата и др.); – периодические (доходы по ценным бумагам, авторские гонорары и др.); – случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества). 3. в зависимости от надежности поступления: – гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам); – условно-гарантированные (оплата труда); – негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение). Расходы населения Денежные расходы населения – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, включающие потребительские расходы и расходы, непосредственно не связанные с потреблением. Денежные расходы выполняют важную роль по воспроизводству рабочей силы, обеспечивают формирование и развитие рынка товаров и услуг, фондового рынка. Население выступает основным потребителем социальной сферы. Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), прирост (уменьшение) сбережений во вкладах, ценных бумагах, изменение задолженности по ссудам, приобретение недвижимости, покупку иностранной валюты. Основой финансовой деятельности граждан является процесс распределения дохода граждан на фонды потребления, накопления, налоговые платежи, а также на самострахование. Денежные расходы домашнего хозяйства классифицируются: 1. по степени регулярности: – постоянные (на питание); – регулярные (на одежду); – разовые (товары длительного пользования). 2. по степени необходимости: – необходимые (первоочередные) – на питание, одежду, лечение; – желательные (второочередные) – на образование; – прочие. 3. по целям использования: – потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг); – оплата обязательных и добровольных платежей и взносов; – накопления и сбережения (во вкладах и ценных бумагах; покупка иностранной валюты; прирост денег на руках населения). Потребительские расходы составляют 3/4 всех затрат. Их величина обусловлена объемом денежных доходов, уровнем личных и семейных потребностей, уровнем розничных цен; климатическими и географическими условиями жизни и др. К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в бюджеты различного уровня и внебюджетные фонды. Добровольные платежи производятся по собственной инициативе в страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные организации и др. Стабильность потребления обеспечивается путем создания гражданином фондов денежных средств и их перераспределения. Излишки средств, образующиеся в благоприятные годы, распределяются и направляются на конкретные инвестиции с последующим их перераспределением в менее благоприятные годы. Важную роль в этом играет страхование уровня жизни, имущественное страхование, страхование ответственности, коммерческих рисков. Для этих же целей создаются денежные сбережения в виде банковских вкладов, денежные и натуральные фонды самострахования, используются инвестиции в ценные бумаги, антиквариат, недвижимость и др.
Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Являясь звеном финансовой системы на уровне отдельной семьи, они представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйства не являются приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из накопительной пенсионной системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ, с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сфер. Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. Финансы населения имеют важное и всевозрастающее значение: -для обеспечения социальной стабильности общества; -для формирования классовой структуры общества; -как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц); -как источник инвестиций в развитие экономики страны; -как источник финансирования внутреннего долга правительства; -для формирования страхового фонда страховщиков и др. Финансы населения наименее регламентированы по сравнению с финансами хозяйствующих субъектов или органов власти. Лишь в достаточно редких случаях граждане обязаны фиксировать свои финансы. Вследствие этого органы статистики большую часть выводов по финансам населения делают на основании статотчетности хозяйствующих субъектов, либо путем экспертной оценки данных выборочного обследования домохозяйств. Такие данные получаются путем проведения опросов, достоверность которых по объективным причинам оставляет желать лучшего. Именно поэтому перепись населения приобретает общегосударственную значимость, а в перечень вопросов включают специальные, которые позволяют оценить достоверность полученных ответов. Сущность финансов населения находит свое проявление в функциях. На сегодня они выполняют две базовые функции: 1)обеспечения жизненных потребностей семьи; 2)распределительную функцию. Изначальная и главная - функция обеспечения жизненных потребностей семьи. Она создает реальные условия существования данной семьи. Развитие рыночных отношений существенно повлияло на форму проявления этой функции. В период натурального хозяйства продукция, создаваемая членами семьи, удовлетворяла их потребности и обмен излишками возникал редко, в небольшом количестве и, как правило, по соседству. В результате товарно-денежных отношений, появления, а затем и увеличения рынка произошло: I) расширение материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи; 2) создание и рост денежных средств домашнего хозяйства; 3) возникновение денежного фонда - семейного бюджета, предназначенного для обеспечения материальными благами. Распределительная функция финансов населения охватывает первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи. Финансовые отношения домашнего хозяйства включают две группы: 1 группа. Отношения между данной хозяйственной единицей и другими звеньями финансовой системы (государственными финансами - бюджетами и внебюджетными фондами, и финансами коммерческих организаций и предприятий), создавая первичные доходы в виде заработной платы, пенсий, пособий и т.п.; 2 группа. Отношения между членами домохозяйств, когда средства распределяются и обособляются, образуя обособленные денежные фонды. Обособление средств внутри домохозяйства не меняет собственника, исключая всякую эквивалентность. Эта функция включает три последовательные ступени: формирование, распределение и использование денежных фондов. Обе функции финансов населения взаимосвязаны и действуют одновременно, дополняя друг друга.
Финансы домашнего хозяйства – это звено финансовой системы. Финансовые отношения населения имеют исключительно важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия. Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. Создаются два основных фонда:1. фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива - семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.);2. фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли. Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи - зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;2) средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.
Доходы организаций.
Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала. Доходы так же, как и расходы, подразделяются на: • доходы от обычных видов деятельности; • операционные доходы; • внереализационные доходы; • чрезвычайные доходы. Доходы от обычных видов деятельности — это выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг Операционные доходы — это: • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; • поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке. Внереализационные доходы — это: • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; • поступления в возмещение причиненных организации убытков; • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; • курсовые разницы; • сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); • прочие внереализационные доходы. Чрезвычайные доходы — это поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. Источники формирования: § собственные финансовые ресурсы (чистая прибыль, амортизационные отчисления и др.) § заёмные средства инвесторов (банковские кредиты, облигационные займы) § денежные средства, централизуемые добровольными объединениями предприятий и финансово-промышленными группами, а также мобилизуемые инвесторами для долевого участия в строительстве объектов § средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основах; средства бюджетов субъектов РФ § средства, предоставляемые иностранными инвесторами в форме кредитов, займов.
Нормативный метод Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта. Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. Балансовый метод Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др. Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид: Он + П = Р + Ок, где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.; П – поступление средств в фонд, руб.; Р – расходование средств фонда, руб.; Ок – остаток средств на конец планового периода, руб. Метод оптимизации плановых решений Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведённых затрат; максимум приведённой прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска). Например, в качестве критерия выбора принимается минимум приведённых затрат, которые представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле: И + Ен * К = min, где И – текущие затраты, руб.; К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.; Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений. В настоящее время нормативный коэффициент капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует нормативному сроку окупаемости 6,6 года. Виды цен В сфере товарного обслуживания цены бывают: - оптовые, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи; - розничные, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве; - закупочные, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);[4, 283 c.] - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы); - цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель; - цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения. По формам продаж цены делятся на: - контрактные (договорные) цены, т.е. цены фактической договоренности между продавцом и покупателем; - биржевые котировки. Это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки за качество, удаленность от места поставки; - цены ярмарок и выставок (часто льготные); - аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные). Цены по стадиям продажи: - цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара, который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке; - цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар; - цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен. По степени регулирования цены подразделяются на: - жестко фиксированные цены. Этот тип цен является основным в условиях административно-командной экономики; - регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах; устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения); - свободные (не подвержены прямому вмешательству; формируются в соответствии с конъюнктурой рынка). По степени устойчивости во времени цены бывают: - твердые цены, устанавливаются при заключении договора на весь срок действия; - подвижные. Зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику; - скользящие цены. В договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления; В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются: 1. Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий. 2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм. 3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий. Прейскуранты рассылаются клиентам и включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений. Функции цен Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций: Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели – валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача. Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, а также через включение в цену косвенных налогов. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли. Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции. Увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство, Методы ценообразования Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Обоснование цен в условиях рынка строится на использовании всей совокупности методов ценообразования. 1. Метод “издержки плюс” Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки, и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины – прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавления суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем. Метод минимальных затрат Данный метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат. Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж и фирма ставит своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне. Подобная политика ценообразования рациональна также при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда следует ожидать значительного увеличения объемов продаж указанного товара в результате предложения его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты в том случае, когда продажа по низким ценам способна привести к активному расширению сбыта, что, несмотря на низкую цену, дает достаточную прибыль за счет масштабов сбыта. Но при неумелом использовании рассматриваемой методики фирме грозят убытки. Поскольку цены определяют поставщики товара, при этом не всегда учитываются запросы рынка и состояние конкурентной борьбы. Поэтому столь важно установить цену на уровне, обеспечивающем определенную величину прибыльности для фирмы (чуть выше предельных затрат), умело сочетать целевую прибыль с формированием условий для принятия данной цены целевым рынком. Метод надбавки к цене Расчет цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости. Указанный коэффициент определяется делением общей суммы прибыли от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет данного коэффициента делением общей суммы прибыли от продаж на цену продаж. 4. Метод целевого ценообразования Иначе данный метод именуют методом определения целевой цены или определения цены в соответствии с целевой прибылью. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. Если себестоимость трансформируется из-за уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов сбыта, используют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов, после чего определяют цену продажи на единицу продукции, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль. Но при этом методе цена подсчитывается исходя из интересов продавца и не принимается во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод нуждается в определенной корректировке, чтобы учесть, будут ли предполагаемые покупатели приобретать данный товар по расчетной цене или нет. 5. Метод определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей В условиях рынка развитой конкуренции следует определить концепцию: приемлема данная цена или нет, так как в подобных условиях рыночные цены являются главенствующими. Определение цены на основе анализа пределов является уместным в случае, когда фирма нацелена на достижение максимальной прибыли. Но при этом фирма должна быть в состоянии точно подсчитать и постоянные и переменные издержки, располагать условиями, позволяющими точно спрогнозировать спрос. Кроме того, спрос на рынке должен находиться под влиянием изменения только или преимущественно цен, а объем продаж – показывать соответствующий уровень цены. В действительности трудно четко определить уровень расходов и их разграничение на постоянн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.014 с.) |