Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковский менеджмент, его направления, функции и принципы. Методики и критерии оценки качества банковского менеджмента.

Поиск

 

Банковский менеджмент – это научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Менеджмент банка характеризуется эффективностью организации и руководством банка в постоянно изменяющихся условиях.

Содержание банковского менеджмента:

1) Планирование

2) Анализ

3) Регулирование и контроль

Планирование.

Предусматривает цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами.

Планирование определяет рамки, границы в которых предстоит работать сотрудникам.

Планирование – многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы банка.

 

Анализ.

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с экономически прогнозируемыми результатами истекших периодов и с результатами лучших банков.

Основу сводной аналитической работы банка представляет собой анализ баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главными направлениями анализа считаются:

1) Оценка динамики объемных показателей деятельности банка (активов, собственного капитала, кредитов, прибыли)

2) Оценка ресурсной базы (собственного капитала, депозитов физических, юридических лиц, кредитов и т.д.), оценка состояния активов банка (объемы, структура, основные тенденции);

3) Оценка ликвидности банка (проводится на основе расчета финансовых коэффициентов, сравнение с критериальным уровнем, соотношения в динамике, а также выявление факторов, влияющих на изменение уровней показателей).

Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью. Оценка доходности банка осуществляется на основе анализа отдельных статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

Материалы аналитических разработок используются для выработки политики управления банковскими ресурсами.

Регулирование и контроль.

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора над деятельностью коммерческих банков.

Контрольная функция исполняется ЦБ, который осуществляет контроль на основании документов финансовой отчетности, а также независимые аудиторские компании, которые подтверждают аудиторским заключением годовой отчет банка (баланс и отчет о прибылях и убытках)

 

Содержание банковского менеджмента находит конкретное отражение в работе сферы управления. Сфера банковского менеджмента подразделяется:

· Финансовый менеджмент

· Управление персоналом

Финансовый менеджмент охватывает управление движением банковских продуктов, его формированием и размещением, а также анализ его рентабельности.

Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организацией банковских операций в рамках единой банковской системы.

В условиях рыночной конкуренции на финансовых рынках каждый банк самостоятельно вырабатывает собственные правила с постоянно изменяющимся определением эффективности деятельности рынка.

Особое внимание уделяется факторам неправильного менеджмента. К ним относят:

· Технические ошибки в процессах управления из-за слабой компетенции руководителя банка и его сотрудников

· Попытка завуалировать создавшееся тяжелое положение путем привлечения временных финансовых источников

· Попытка исправить отчетность путем сокрытия нереальных активов и убытков

· Прямой обман и мошенничество

Своевременное выявление факторов неправильного менеджмента является задачей органов надзора, которые обладают правами воздействия на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации и реорганизации банка.

 

Основными направлениями менеджмента являются:

- банковский маркетинг;

- управление активами банка;

- управление пассивами банка;

- управление собственными средствами банка - политика в области дивидендов по собственным акциям;

- управление рентабельностью работы банка;

- управление банковскими рисками;

- управление кадрами банка.

 

Качественный, эффективный и адекватный банковский ме­неджмент способен не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, которые скорее всего приве­дут к банкротству, краху банка с некачественным менеджмен­том, не только их нейтрализовать, но часто даже использо­вать в своих целях. Поэтому наличие в банке такого менед­жмента является основным условием я гарантией его устойчи­вости и эффективной работы, В связи с чем возникает вопрос оценки менеджмента, наличия соответствующей системы пока­зателей. Но сначала необходимо отметить, что сам менеджмент является составным направлением оценки банков в ряде рейтин­говых систем и, в частности, в рейтинговой системе «САМЕL», используемой федеральной резервной системой, Денежным кон­тролером (казначейства) и Федеральной корпорацией страхова­ния депозитов США для оценки состояния и положения банков. И хотя менеджмент стоит в названии системы посредине — пос­ле капитала и активов и перед доходностью и ликвидностью, оценка его совершается на завершающей стадии, то есть менед­жмент не может быть признан эффективным без достаточного капитала, качественных активов, доходности и ликвидности.

Показатели, по которым оценивается банковский менед­жмент, разделяются на ряд групп:

  • количественные и качественные (в том числе, социальные);
  • объективные и субъективные;
  • формализуемые и неформализуемые.

Количественные показатели оценки банковского менеджмен­та могут применяться только соотносительно размерам байка, его политике (предпочтениям) к специализации. К ним относят­ся:

· размер капитала банка;

· количество учредителей;

· объемы активных и пассивных операций;

· количество клиентов;

· количество сфер экономики и отраслей работы;

· география работы;

· разветвленность филиальной сети;

· корреспондентские отношения;

· количество банковских продуктов в портфеле и т. д.

В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяется ряд групп:

Качественные показатели (состояния и работы):

· достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);

· скорость совершения операций, обработки документов;

· степень удовлетворения запросов клиентов по видам, ха­рактеристикам, объемам и качеству предлагаемых банков­ских продуктов;

· адекватность принимаемых рисков и степень их управляе­мости и т. д.

Качественные показатели менеджмента (персонала):

· состав и компетентность администрации (квалификация в
соответствии с местом в иерархии, опыт работы в системе и
в соответствующих должностях, взаимозаменяемость, на­личие кадрового резерва, адекватность обучения, наличие и
качество надзора сверху вниз по иерархии и т. д.);

· характер, адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие базовым положениям и направлениям банков­ской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит и т. д.);

· выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, ин­струкций и иных подзаконных актов по банковской дея­тельности (соблюдение нормативов, ограничений и реко­мендаций, устанавливаемых на различных уровнях окру­жающей среды, отсутствие, в том числе и в прошлом, на­рушений законодательства и финансовых преступлений, раскрытость информации и т. д.);

· способность администрации и персонала планировать и реагировать на изменение окружающей среды (возмущающие
воздействия) и обстановки (воздействие спадов инфляции,
депрессий макро- и микроуровня и деятельность и опера­ции банка, умение использовать преимущества насту­пающих изменений, способность признавать, исправлять и
корректировать прошлые промахи и т. д.).

Качественные показатели (социальные):

· отношение персонала к труду;

· соотношение квалификации, ответственности и вознаграж­дений;

· социальная адекватность директората (профессиональная подготовка, добросовестность, верность обязательствам, го­товность к контактам, неуголовное прошлое);

· степень и адекватность решения социальных проблем;

· наличие или отсутствие тенденции к «сомнительным» опе­рациям в деятельности банка («связанное» кредитование на льготных условиях крупных акционеров, директоров, слу­жащих банка, выплата заработной платы и премий за счет клиентов при прекращении возвратов вкладов, использова­ние банковских средств на личные расходы служащими и директоратом банка, неблаговидная договорная политика — неравные условия договоров и потенциальный обман клиента, введенный в структуру или текст договора, не­прикрытое стремление к сверхдоходам и т. д.).

Менеджмент отражен как составное оценки банковской деятельности в ряде рейтинговых систем (например, CAMEL, пользуемой в США). CAMEL, (С — достаточность капитала; А — качество активов; М — качество менеджмента; Е — доходность, прибыльность, рентабельность; L — ликвидность).

М оценивается в последнюю очередь.

Показатели оценки банковского менеджмента в системе CAMELS:

1) Результаты деятельности: оценка достаточности капитала, качества активов, доходность, ликвидность;

2) Компетентность, лидерство, способности: на сколько люди на соответствующих должностях имеют эти качества, стремятся к лидерству;

3) Соблюдение законодательства;

4) Способности к планированию;

5) Адекватность банковской политики;

6) Адекватная реакция на полномочия банковского надзора;

7) Полезность: например, качество продуктов и услуг;

8) Внутренний контроль и информация;

9) Независимость и отвественность;

10) Преуспевание;

11) Преемственность;

12) Способность реагировать на изменение конъюнктуры;

13) Риски инсайдеров сделок.

 

Три метода составления рейтингов:

1) номерной (количественные показатели);

2) индексный (группа количественных показателей, например, надежности);
3) балльный (CAMEL, опрос экспертов).

 

Показатели оценки качества менеджмента в указаниях ЦБ «Об оценке фин. Устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» №1379-У от 16.01.04:

1) Прозрачность структуры собственности: достаточность объема раскрывающейся информации о структуре собственности банка, доступность информации о лицах, оказывающих влияние на решение органов управления банка;

2) Система управления рисками, в том числе контроль за величиной валютной позиции;

3) Служба внутреннего контроля, в том числе противодействие легализации незаконных доходов и финансирование терроризма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.008 с.)