ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение цены с ориентацией на конкуренцию



Важную роль играет определение цены с ориентацией на конкуренцию. Когда фирма занимает монопольную позицию на рынке, она способна получать наибольшую прибыль. Но в условиях зрелости рынка появляется много фирм, активно внедряющихся на него и развивающих конкуренцию за счет осуществления стратегии дифференциации и диверсификации.

Факторы, влияющие на процесс ценообразования

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет собой весьма многогранный процесс, подверженный воздействию множества факторов.

Основными из этих факторов являются следующие:

1. Спрос на продукцию

2. Государственное регулирование цен

3. Издержки по производству и реализации продукции

4. Ценовая конкуренция

5. Состояние финансовой системы, а именно: уровень и тенденции доходов населения, покупательская способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты и др.

6. Участники каналов товаропродвижения

7. Потребители - важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены.

28. Формы и методы регулирования цен.

Под государственным регулированием цен понимается вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования посредством прямого и косвенного воздействия на уровни, соотношения и динамику цен в целях реализации выработанной экономической политики страны. Цель государственного регулирования цен заключается в создании условий, при которых должным образом согласуются экономические интересы покупателей, товаропроизводителей и государства. Осуществляя государственное регулирование цен, государство обязано решать целый комплекс задач. Основными задачами являются следующие:

· защита населения от необоснованного роста цен;

· обеспечение экономической безопасности страны;

· регулирование инфляционного роста цен;

· регулирование и контроль цен на продукцию монополистов;

· защита отечественных производителей продукции;

· создание необходимых условий для конкуренции товаропроизводителей и потребителей продукции;

· поддержание паритета цен на продукцию различных отраслей экономики и групп и видов товаров и услуг.

Различают методы прямого и косвенного регулирования. При прямых методах государство непосредственно воздействует на цены; косвенные методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, определяющие влияние на всю экономику страны. Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов.

Методы прямого регулирования:

К методам прямого регулирования цен (тарифов) относятся:

· установление фиксированных цен (тарифов) на товары (услуги);

· установление предельных минимальных (нижний предел) или максимальных (верхний абсолютный предел) цен (тарифов) на товары (услуги);

· индексация;

· установление коэффициентов к действующим ценам (тарифам) на товары (услуги) или пределов (коэффициентов) изменения цен;

· заключение соглашений об уровнях либо пределах изменения цен (тарифов) между органами, регулирующими цены (тарифы), и субъектами ценового регулирования (в тех случаях, когда заключение таких соглашений не противоречит законодательству Российской Федерации о конкуренции и ограничении монопольной деятельности);

· увязка уровня и динамики цен (тарифов) с материальными балансами производства и реализации отдельных видов товаров (услуг);

· введение временного (полного или частичного) моратория на изменение цен (тарифов);

· установление фиксированных или предельных наценок (скидок) к ценам (тарифам) на товары (услуги).

Практически все методы направлены на сдерживание роста цен во избежание роста инфляции. Метод определения нижнего предела цены(верхнего порога) используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот метод широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов, например акцизов.

Нижний порог цены устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. Введение нижнего порога лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий – производителей аналогичной прогрессивной продукции. Крайним вариантом являются фиксированные цены, когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы (цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др)

Методы косвенного регулирования:

· установление единых правил калькулирования расходов, формирования цен (тарифов);

· регистрация цен (тарифов);

· установление предельного уровня (норматива) рентабельности;

· введение обязательного предварительного декларирования цен (тарифов);

· уведомление о предстоящем изменении цен (тарифов);

· установление фиксированных или предельных соотношений стоимости сырья и выработанной из него продукции;

· ограничение участие перепродавцов в обороте товара;

· установление количественных ограничений во внешней торговле (экспорте или импорте).

Меры косвенного регулирования, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом на установление оптимального соотношения спроса и предложения.

За последние годы государственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах:

1. Выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем "диктует рынок".

2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.

3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.

4. Установление твердых фиксированных цен.

5. Установление для предприятий-монополистов предельных цен.

6. Ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов.

7. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.

8. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.

9. Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.

10. Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.

11. Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.

29. Классификация форм кредита.

Кредит – система экон. отношений в связи с передачей от одного собственника к другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности и платности

♦ Банковский кредит

Это одна из наиболее распространенных форм кредитных отноше­ний в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляется банками и другими специализированными кредитно-финансовыми организа­циями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от центрального банка. В роли заемщика могут выступать только юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение. Доход по этой форме кредита поступает в виде ссудного процента или банковского процен­та, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней нормы на данный период и конкретных условий кредитова­ния.

Классифицируется по ряду базовых признаков: сроки погашения, спо­соб погашения, способ взимания ссудного процента, наличие обес­печения, целевое назначение.

Межбанковский кредит — кредит, предоставляемый одним банком другому. Основным кредитором на рынке является Центральный Банк. Коммерческие банки выступают в роли заемщиков и кредиторов других коммерческих банков. Обычно заимствование средств осуществляется на основе разовых кредитных договоров или посредством размещения депозитов в других банках.

Цель межбанковского кредита для заемщика — получить ресурсы для последующего предоставления ссуды своему клиенту.

Цель межбанковского кредита для кредитора — разместить на определенный срок временно свободные ресурсы.

♦ Коммерческий кредит

Основная цель — ускорение процесса реализации товаров, а следова­тельно, извлечения заложенной в них прибыли. В роли кредитора выступают любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг. Предоставляется исключитель­но в товарной форме; ссудный капитал интегрирован с промышлен­ным или торговым (финансовые компании, холдинги и др.). Сред­няя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени. Плата за этот кре­дит включается в цену товара.

Распространены три разновидности коммерческого кредита:

• кредит с фиксированным сроком погашения;

• кредит с возвратом после фактической реализации заемщиком поставленных в рассрочку товаров;

• кредитование по открытому счету — поставка следующей партии товаров на условиях коммерческого кредита осуществляется до момента погашения задолженности по предыдущей поставке.

Потребительский кредит предоставляется торговыми компания­ми, банками и специализированными кредитно-финансовыми ин­ститутами для приобретения населением товаров и услуг с рассроч­кой платежа. В денежной форме предоставляется как банковская ссуда физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т.п., в товарной — в процессе рознич­ной продажи товаров с отсрочкой платежа. Срок кредита составля­ет 3 года, процент — от 10 до 25.

Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, покупку земли. Предоставляется банками (кроме инвести­ционных) и специализированными кредитно-финансовыми инсти­тутам также в рассрочку. Процент по кредиту колеблется в зависимости от конъюнктуры — от 15 до 30 и более.

Государственный кредит разделяется на собственно государствен­ный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые ин­ституты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором слу­чае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финан­сирования бюджетного дефицита и государственного долга.

Международный кредит носит как частный, так и государствен­ный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере меж­дународных экономических и валютно-финансовых отношений.

Экспортный кредит) - кредит, предоставляемый сторонами по внешнеторговой сделке (экспортёром и импортёром) в процессе экспорта. Экспортный кредит представляет собой коммерческий (товарный) кредит, предоставляемый в виде отсрочки платежа или предоплаты товара.

Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде раз­вивающихся стран со слабо развитой кредитной системой. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки под чрезвычайно высокие проценты (от 30 до 200 и выше).

Субординированный кредит — форма движения денежного капитала, предоставляемого в виде кредита (депозита, займа, облигационного займа), который привлекается кредитной организацией на срок не менее 5 лет, который не может быть истребован кредитором до окончания срока действия договора, если заёмщик не нарушает его условия. Выплата основной суммы долга происходит одним платежом по окончании срока действия договора. Проценты по такому виду кредита не могут превышать ставку рефинансирования Центрального банка и не могут меняться в течение срока договора. В случае ликвидации кредитной организации — заёмщика требования кредитора, предоставившего субординированный кредит, не могут быть удовлетворены до полного удовлетворения требований иных кредиторов.

♦ Рефинансирование — привлечение кредитными организациями дешёвых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка для обеспечения выданных банком кредитов. Чтобы выдать кредит, необходимо обладать соответствующим финансовым ресурсом. Обычно эту роль играют депозиты. В случае нехватки или сокращения ресурсной базы (часть депозитов забрали), чтобы не прибегать к досрочному разрыву кредитных договоров, нужно срочно привлечь новый ресурс взамен выбывшему.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.01 с.)