Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.



Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств – наиболее распространенный в мировой страховой практике вид страхования ответственнос­ти, проводимый в обязательном, установленном законом порядке.

Объектом в этом случае выступает гражданская ответственность владельцев автотранспортных средств, которую они несут перед законом при наступлении дорожно-транспор­тных происшествий (ДТП) перед потерпевшими третьими (физическими и юридическими) лицами.

Данный вид стра­хования обеспечивает выплату потерпевшему денежного возмещения в размере суммы, которая была бы взыскана с вла­дельца транспортного средства по гражданскому иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае их увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества, происшедших в результате ДТП по вине страхователя.

Специфика этого вида страхования состоит в том, что оно сочетает в себе условия личного и имущественного страхования. Из сторон, участвующих в страховании, здесь четко определены только страховщик (страховая компания) и страхователь (владелец транспортного средства), при этом заранее не устанавливается ни конкретное застрахованное лицо или имущество, ни размер страховой суммы.

Исходя из повышенного страхового риска и потенциаль­но высокого уровня возмещения материального ущерба дан­ный вид страхования может проводиться только солидными страховщиками, имеющими достаточные страховые фонды.

Виды автострахования:

Автокаско

1.полное(угон, ущерб),

2.частичное(ущерб)

Осаго (обязязательное страх.)

Принципы:

- гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в пределах установленных законом,

- всеобщность и обязательность страхования,

- повышение безопасности дорожного движения.

Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ с последующими дополнениями, вступивший в силу с 1 июля 2003 г., установил основные понятия, принципы, условия и порядок проведения обязательного страховании автогражданской ответственности. Объектом обязательного страхо­вания являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни здоровью или имуществу потерпевших при использовании транс­портного средства на территории РФ.

Согласно ст. 6 п. 2 закона «Об обязательном страховании граждан­ской ответственности владельцев транспортных средств» к страховым рискам не относятся случаи возникновения ответственности вследствие:

а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;

б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

г) загрязнения окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;

е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

л) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).

При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;

в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

Страховая выплата по каждому страховому случаю не может превышать величину установленной страховой суммы.

Ставки страховых премий установлены Правительством РФ. Страховой платеж определяется путем умножения базовой ставки на повышающие и понижающие коэффициенты, предусматриваю­щие ее уменьшение или увеличение в зависимости от:

• стажа водителя;

• наличия или отсутствия страховых выплат в предшествую­щие периоды;

• срока страхования;

• постоянного или сезонного использования транспортного средства;

• территории преимущественного использования транспортого средства;

• отсутствия сведений о лицах, допущенных к управлению транспортным средством;

• мощности транспортного средства;

• возраста водителя;

• наличия нарушений, предусмотренных ст. 9 п. 3 закона обязательном страховании гражданской ответственности владельц транспортных средств». Такими нарушениями являются:

сообщение страховщику заведомо ложных сведений, Вдищ^ щих на страховую премию, что повлекло за собой ее уплату меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы ущ чена при сообщении владельцами транспортных средств достовер! ных сведений;

умышленное содействие наступлению страхового случая щ увеличению связанных с ним убытков либо заведомое искажени» обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты;

причинение вреда при обстоятельствах, явившихся основа-нием предъявления регрессного требования.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависи-мости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потен­циальный размер причиненного вреда.

Максимальный размер страховой премии по договору обяза­тельного страхования не может превышать трехкратный размер ба­зовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом тер­ритории преимущественного использования транспортного средст средст­ва, а при применении коэффициентов, установленных в соответст­вии с п. 3 ст. 9 закона, — пятикратный размер.

Страховыми тарифами могут дополнительно предусматриваться базовые ставки и коэффициенты, применяемые страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответствен­ности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в ино­странных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.

При наступлении страхового случая страхователь обязан в сро­ки, установленные договором, предоставить страховщику все доку­менты, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потер" певшего.

Классификация страхования.

Существуют разные подходы к классификации страховой деятельности. В большинстве стран мира выделяют две разновидности страхования: страхование жизни (англ. life insurance) и виды страхования, не связанные со страхованием жизни (англ. non-life insurance). Данная классификация применяется при разработке нормативно-правовых документов, анализе страхового рынка и решении других вопросов.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть II, глава 48 — Страхование) предусмотрены две разновидности (два типа договоров) страхования: имущественное и личное.

В практике работы страховых организаций, анализе страхования, учебных и методических материалах также принято выделять три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности. В основе деления страхования на отрасли лежат отличия в объектах страхования.

В личном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица. К личному страхованию относятся:

1. Страхование жизни.

2. Страхование от несчастных случаев и болезней.

3. Медицинское страхование.

В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущественное страхование включает:

1. Страхование имущества предприятий и организаций.

2. Страхование имущества граждан.

3. Транспортное страхование (средств транспорта и грузов).

4. Страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше.

5. Страхование финансовых рисков.

В страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Страхование ответственности включает:

1. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Страхование гражданской ответственности перевозчика.

3. Страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности.

4. Страхование профессиональной ответственности

5. Страхование ответственности за неисполнение обязательств.

6. Страхование иных видов гражданской ответственности.

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление страхования на отрасли не позволяет выявить те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов выделяют из отраслей страхования подотрасли и виды страхования.

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Приведем лишь примеры некоторых, наиболее распространенных видов страхования.

В качестве видов личного страхования граждан могут быть названы:

— смешанное страхование жизни;

— страхование детей;

— страхование от несчастных случаев;

— страхование на случай смерти и утраты трудоспособности;

— страхование дополнительной пенсии;

— медицинское страхование;

— другие виды личного страхования.

Видами страхования ответственности являются:

— страхование автогражданской ответственности (владельца автотранспортных средств);

— страхование ответственности работодателя на случай причинения вреда здоровью работника;

— страхование персональной ответственности перед третьими лицами из-за небрежности страхователя или членов его семьи;

— страхование ответственности производителя товара (посредника или продавца) перед потребителями и другими за вред, болезнь или убыток (ущерб), возникающие в результате поставки товара;

— страхование ответственности судовладельцев;

— страхование профессиональной ответственности (например, адвоката, нотариуса, врача и других специалистов);

— другие виды страхования ответственности.

Видами имущественного страхования, например, являются:

— страхование имущества от огня;

— страхование имущества от бури;

— страхование грузов;

— страхование от убытков вследствие остановки производства;

— страхование отдельных видов транспортных средств;

— многие другие виды имущественного страхования.

Формы страхования

Наряду с классификацией страхования по отраслям, подотраслям и видам выделяют формы страхования (см. рис.).

Обязательное страхование

Обязательным называется такое страхование, когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей. Обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты, то есть тогда, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. ГК РФ (ст. 927) предусматривает обязательное государственное страхование, которое осуществляется страховыми организациями за счет средств государственного бюджета, и обязательное страхование, которое должно осуществляться за счет иных источников.

Примеры обязательного страхования:

— медицинское страхование;

— страхование военнослужащих;

— страхование пассажиров;

— страхование автогражданской ответственности;

— страхование профессиональной ответственности для некоторых специалистов (например, нотариусов в РФ).

Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи — вносить причитающиеся страховые платежи.

Закон обычно предусматривает:

· перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;

· объем страховой ответственности;

· уровень или нормы страхового обеспечения;

· порядок установления тарифных ставок или средние разницы этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах;

· периодичность внесения страховых платежей;

· основные права и обязанности страховщика и страхователя.

Обязательное страхование предусматривает, как правило, сплошной охват указанных в законе объектов. Например, если предусмотрено обязательное страхование пассажиров соответствующих видов транспорта, то обязаны застраховаться абсолютно все, кто собирается совершить поездку.

При обязательном страховании, как правило, предусматривается нормирование страхового обеспечения (например, минимальная страховая сумма).

Добровольное страхование

Добровольное страхование действует в силу закона на добровольных началах. Закон может определять подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком.

Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только для страхователей. Например, при заключении договоров личного страхования страховщик не имеет права отказаться от страхования объекта, если волеизъявление страхователя не противоречит условиям страхования. Это гарантирует заключение договора страхования по первому требованию страхователя. Вместе с тем страховщик не обязан заключать договор страхования на условиях, предложенных страхователем.

Для добровольного страхования характерен выборочный (не полный) охват страхователей, связанный с тем, что не все страхователи изъявляют желание в нем участвовать. В условиях страхования могут быть ограничения для заключения договоров со страхователями, не отвечающими предъявляемым к ним требованиям.

Добровольное страхование всегда ограничено по срокам страхования. Есть начало и окончание срока в договоре. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного (иногда автоматического) перезаключения договора на новый срок.

Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Неуплата ведет к прекращению договора.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.011 с.)