Пластиковые деньги: особенности, виды, специфика использования в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пластиковые деньги: особенности, виды, специфика использования в РФ.



Первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями в двадцатые годы. Они были недолговечны и десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением, что позволило частично автоматизировать процесс обслуживания. В шестидесятые годы на пластиковых карточках стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась информация.

В ходе развития пластиковых карт возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

С точки зрения механизма расчета выделяются двусторонние и многосторонние системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.). В отличии от этого многосторонние системы, которые возглавляют национальные ассоциации банковских карточек, а так же компании, выпускающие карточки туризма и развлечений, предоставляют владельцам карточек возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карточки в качестве платежного средства. Карточки этих систем так же позволяют получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.

Другое деление карточек определяется их функциональными характеристиками. Здесь различаются кредитные и дебетовые карточки.

Наиболее распространенными карточками в мире являются карточки платежных систем VISA, Eurocard-Mastercard, American Express. Карточка -это прежде всего удобный инструмент безналичных расчетов. Кроме приобретения потребительских товаров и услуг карточки также используются для получения наличных в банке или банкомате.

Кредитные карточки выпускаются для платежеспособных потребителей. Их использование позволяет им иметь автоматически возобновляемый кредит без специального обеспечения для покупок. Они могут также применяться для получения кредита в форме наличности в тех финансовых учреждениях, которые являются членами соответствующей системы.

Дебетовая карточка наиболее распространена в нашей стране в силу ряда объективных экономических причин. Ее именуют также карточкой наличных средств или карточкой активов.Она является удобным средством проведения платежных операций путем прямого уменьшения размеров его финансовых активов.

Различаются индивидуальные и корпоративные карточки.

Индивидуальные выдаются отдельным клиентам банка и могут быть “стандартными” или “золотыми”.

Корпоративная карточка выдается организации (фирме), которая на основе этой карточки может выдать индивидуальные карточки избранным лицам (руководителям или просто ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, “привязанные” к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы карточек.

Еще одна классификация кредитных карточек связана с их технологическими особенностями. Наиболее распространены карточки двух видов- с магнитной полосой и со встроенной микросхемой.

Карточки с магнитной полосой имеют на обороте магнитную полосу, где записаны данные необходимые для идентификации личности владельца карточки при ее использовании в банковских автоматах и электронных терминалах торговых учреждений.

Карточка с микросхемой была изобретена во Франции в 1974 г. Встроенная в карточку микросхема (чип) - является хранителем информации, которая записывается заранее, а затем может обновляться в момент совершения сделки. Это расширяет функциональные возможности карточки и повышает ее надежность.На основании записанных в чипе сведений сделка по карточке может осуществляться без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции. Поскольку карточка сама хранит в памяти сумму средств, имеющихся на банковском счете, то авторизации здесь не требуется: если лимит превышен сделка просто не состоится.

В РФ первые кредитные карточки проникли вместе с иностранными туристами и бизнесменами в конце 60-х годов. В пределах страны карточки не выпускались - вся работа с ними сводилась к организации расчетов с карточками международных систем, которые принимались в некоторых валютных магазинах и гостиницах.

Пластиковые карты в РФ получили большое распространение в начале 2000 гг.

Львиная доля объема карточной эмиссии - зарплатные проекты. Они предусматривают перечисление заработной уплаты на банковские карты. Сегодня это 70-80% от совместного объема. Более того, около 80% оборота приходится на операции по снятию наличные деньги, 8,5% - на оплату покупок в России и примерно столько же за рубежом. Такое соотношение возражает идее "пластика" как инструмента безналичных платежей. Яркое развитие рынка в основном сдерживается восприятием карт как средства для обналичивания денежек со счета.

Это может объясняться недостаточной известностью в народе безналичной формы расчетов, привычкой пользоваться бумажными денежками, даже имея на руках "пластик". С другой сторонки, причина может крыться в том, что терминалами по сервису карточек оснащаются в первую очередь гостиницы, рестораны, дорогие престижные лавки, казино, то есть сфера услуг, доступная далеко не любому и редко используемая.

Если в Москве и других крупных городах глубокий рост рынка пластиковых карт вполне реален, то в регионах ситуация будет оставаться сложной. На созревание карточной инфраструктуры в периферии прежде всего влияет низкий уровень жизни, невысокий уровень доходов и, соответствующе, маленькие обороты в сети обслуживания безналичных платежных средств. Подобным образом, потенциал для увеличения количества карт ограничен.

Банковские аналитики считают, что по объемам эмиссии дебетовые карты еще длительное время довольно значительно опережать кредитные.

Банковские кредитные карточки (bank credit cards) предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а так же для получения авансов в денежно-кредитной форме. Главная особенность этой карточки - открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически каждый раз, когда производится покупка товара или берется кредит в денежной форме. Кредитная Линия используется в пределах установленного банком лимита. В некоторых системах банковская кредитная карточка может применятся для льготной оплаты некоторых видов услуг, а так же для получения денег в банковских автоматах.

Различаются индивидуальные и корпоративные карточки.

· Индивидуальные выдаются отдельным клиентам банка и м/б “стандартными” или “золотыми”. Последние предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью предусматривают множество льгот для пользователей.

· Корпоративная карточка выдается организации (фирме), которая на основе этой карточки может выдать индивидуальные карточки избранным лицам (руководителям или просто ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, “привязанные” к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация а не индивидуальные владельцы карточек.

Карточки туризма развлечений и отдыха. Это “платежные” карточки, согласно произведенной выше терминологии. Они выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании указанной сферы (American Express, Dinners Club). Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров или услуг, а также предоставляют владельцам карт различные льготы при по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидках с цены товара, страхованию жизни и т.д.

Главные отличия этого вида карточек от банковских кредитных карточек заключается

· во -первых, в отсутствии разового лимита на покупки и,

· во-вторых, обязанности владельца карточки погасить задолженность в течении месяца без права пролонгировать кредит.

· В случае просрочки платежа с владельца карточки взимается повышенный процент.

В указанных системах также существует индивидуальные и корпоративные карточки.

Частные платежные карточки предприятий торговли и услуг. Применение этих карточек ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например цепью универмагов, системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания. Она же получает процент по ссудам.

Банковские частные карточки с помощью которых можно совершать покупки в определенных магазинах со скидкой, но выпуск карточек, выдача кредита по покупкам и расчеты по оплате торговых счетов осуществляет банк - участник соглашения. Иногда карточки такого рода выпускается для членов определенных профессиональных групп (пилотов, адвокатов) или лиц, связанных общими интересами (например филателистов). Их называют “клубными” карточками.

Карточки для банковских автоматов. Это разновидность дебетовых карточек, которые дают возможность владельцу счета в банке получать наличные деньги в пределах остатка средств на счете через автоматические устройства, установленные в банках, торговых залах и т.д. При наличии карточки деньги можно получать в любое время суток и по праздничным, выходным дням. Кроме того, торговых залах, на вокзалах и т.д.

Карточка для покупки через терминалы в торговых точках. Карточки этого вида также относятся к разряду дебетовых. Они “привязаны” к чековому или сберегательному счету владельца карточки и не предусматривают автоматического предоставления кредита. Карточка выполняет функции банковского чека, однако ее применение более надежно, так как идентификация владельца производится в момент совершения сделки и деньги перечисляются на банковский счет торгового предприятия немедленно.

В последнее время получили распространение дебетовые карточки частных сетей. Их выпускают банки, которые участвуют в региональных системах торговых терминалов, а не подключенных к общенациональным коммуникациям. Банки привлекает то обстоятельство, что в этом случае не нужно платить комиссию за передачу информации по общим коммуникациям.

Основные привлекательные черты для владельцев карточек заключается в следующем:

· удобство пользования

· восстановление в случае утери или кражи

· автоматическое предоставление банковского кредита

· возможность отсрочить погашение долга

· регулярное получение полной информации о произведенных операциях.

Торговцы. Для этой категории участников карточные расчеты имеют следующие преимущества:

· расширение продаж и привлечение новых покупателей

· возможность предоставления кредита без использования собственных средств и ведение специальных систем учета

· снижение риска благодаря замещению банковских чеков карточками.

Банки. Банки выступили инициаторами внедрения кредитных и других видов карточек, рассчитывая получить следующие выгоды:

· увеличение потребительских ссуд

· расширение сферы деятельности банка на отдаленные районы

· “перекрестная” продажа дополнительных продуктов и услуг владельцам карточек

· получение дополнительного дохода в форме комиссионного вознаграждения и процентных поступлений.

9. Денежные реформы.

Денежные реформы - глубокое преобразование денежной системы стран проводимое государством в связи с расстройством денежного обращения и целях укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы. Денежные реформы являются радикальной мерой оздоровления денежной системы, когда происходит ее полное или частичное преобразование с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Основные виды денежных реформ:

· полная или частичная замена денежных знаков с выпуском денег нового образа при сохранении их нарицательной стоимости;

· деноминация в виде укрупнения денежных единиц;

· деноминация в форме укрупнения денежных знаков с одновременной их заменой или даже с изменением денежной единицы;

· единовременная девальвация (или ревальвация) денежной единицы страны.

Денежная реформа осуществляется различными методами (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.

Деноминация - изменение масштаба цен в определенном соотношении. 1961г. - 1/10, 1998г. - 1/1000. В таком же соотношении изменяются цены, тарифы, зарплата. Часто основной причиной деноминации служат сложности технического обеспечения (печать денежных знаков, соблюдение необходимого соотношения между различными купюрами, изготовление разменной монеты крупных номиналов и т.п.) денежного обращения в условиях инфляции.

Благодаря деноминации удается значительно сократить число денежных купюр и монет, находящихся в обращении, и в ряде случаев упростить наличные расчеты. Вместе с тем часто деноминация ведет к значительным издержкам на ее проведение, подрывает доверие людей к деньгам, национальной валюте.В результате деноминации происходит также изменение валютного курса денежной единицы, который может быть повышен по тому или другому коэффициенту.

Часто основной причиной деноминации служат сложности технического обеспечения (печать денежных знаков, соблюдение необходимого соотношения между различными купюрами, изготовление разменной монеты крупных номиналов и т.п.) денежного обращения в условиях инфляции.

Например, в СССР в 1961 году "старые" деньги в течение нескольких недель через пункты обмена были заменены на "новые" таким образом, что 10 "старым" рублям соответствовал 1 "новый" рубль.

В Российской Федерации в 1998 г. коэффициент обмена при деноминации был равен 1000, а сам обмен растянут на многие месяцы и не требовал личной явки в пункт обмена: старые и новые деньги участвовали в обращении равноправно, а при инкассации, выплате заработной платы, пенсий заменялись на новые.

Благодаря деноминации удается значительно сократить число денежных купюр и монет, находящихся в обращении, и в ряде случаев упростить наличные расчеты. Вместе с тем часто деноминация ведет к значительным издержкам на ее проведение, подрывает доверие людей к деньгам, национальной валюте.

В таком же соотношении пересчитываются цены на товары и услуги, тарифы, заработная плата, пенсии, остатки денежных средств на банковских счетах, балансы предприятий и учреждений. В результате деноминации происходит также изменение валютного курса денежной единицы, который может быть повышен по тому или другому коэффициенту.

Девальвация – это:

1.снижение официального курса валюты.

2.Метод стабилизации валюты после инфляции.

Девальвация - следствие обесценивания национальной валюты в результате инфляции, дефицита платежного баланса страны.

После отмены обмена бумажных денег на золото девальвация используется в качестве метода валютной политики, позволяющего достичь временного соответствия официального курса валюты данной страны по отношению к ведущим валютам.

Девальвация бывает открытая и скрытая.

В социальном плане девальвация влияет на снижение жизненного уровня основной массы населения из-за роста инфляции и розничных цен.

Ревальвация - официальное увеличение золотого содержания денежной единицы или повышения ее курса по отношению к валютам других стран, осуществляемое государством.
Явление, прямо противоположное девальвации. Страна, вынужденная ревальвировать свою валюту, оказывается в невыгодном положении по сравнению со своими торговыми партнерами. Повышение курса денежной единицы какой-либо страны вызывает повышение цен на экспортируемые ею товары и таким образом снижает их конкурентоспособность на мировом рынке.

Обычно производится государством в условиях долгосрочного положительного сальдо платежного баланса. Результатом ревальвации является удешевление стоимости импорта при одновременном удорожании стоимости экспорта. Тем самым снижается конкурентоспособность национальной экономики. Поэтому ревальвация как мера государственной экономической политики особой популярностью не пользуется.

Денежная реформа осуществляется различными МЕТОДАМИ (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.

Дефляция - изъятие из обращения излишних денег.

Нулификация - изымание старых денег из обращения. Деноминация - изменение масштаба цен в определенном соотношении. 1961г. - 1/10, 1998г. - 1/1000. В таком же соотношении изменяются цены, тарифы, зарплата. Девальвация - изменение курса национальной валюты по отношению к иностранной или изменение металлического содержания денежной единицы. Ревальвация - повышение курса денежной единицы по отношению к иностранной.

Реформы - кардинальное изменение масштаба цен. Главным условием проведения реформы является подъем производства.

Нулификация - аннулирование сильно обесценненой единицы и введение новой валюты;

Реставрация - восстановление прежнего содержания денежной единицы;

Ревальвация - увеличение валютного курса к доллару;

Девальвация - уменьшение золотого содержания денежной единицы;

Деноминация - уменьшение (укрупнение) масштаба цен.

Денежные реформы являются радикальной мерой оздоровления денежной системы, когда происходит ее полное или частичное преобразование с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

10. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в России.

Инфляция – представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.

Инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на разные товары могут вести себя по-разному, важно, чтобы увеличивался общий уровень цен. Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. В переводе с латинского языка инфляция — это «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажны­ми деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом то­варной массы.

Инфляция — это снижение покупательной способности денег, проявляющееся через от носителы to быстрый рост цен. Существуют два основных типа инфляции — скрытая и от­крытая. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоя­щей ей денежной массой.

Скрытая инфляция существует, как правило, в нерыночной экономике, в которой цены и заработные платы контролируются и определяются государством. Она проявляется в виде товарного дефицита, ухудшения качества выпускаемых товаров.

Открытая инфляция проявляется в формероста цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возни­кает избыточная денежная масса, не обеспеченная соот­ветствующим количеством товаров и услуг.

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

1)Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

2)Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;

3)Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;

4)Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;

Процесс противоположный инфляции – дефляция – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Дезинфляция – снижение темпа инфляции.

Главный показатель инфляции – темп инфляции – рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен текущего года и общего уровня цен предыдущего года к уровню цен предыдущего года.

Показатель темпа инфляции характеризует темп прироста общего уровня цен.

В зависимости от темпа инфляции, разделяют:

· умеренную инфляцию, уровень которой составляет до 10% в год;

· галопирующая инфляция, темп кот. выражается двузначными числами (%) и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран;

· высокая инфляция, может составить 200-300% в год и наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;

· гиперинфляция, измеряется % в неделю или даже в день, уровень кот. составляет 40-50% в месяц или 1000% в год.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции раз­личают следующие виды инфляции.

1. Ползучая инфляция. Темп роста цен — до 10% в год.

Инфляция проявляется в длительном, постепенном росте цен. Для ползучей инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Ползучая инфляция об­ладает как отрицательным, так и положительным влиянием на на­циональную экономику. С одной стороны, ползучая инфляция не­гативно влияет на благосостояние населения, обесценивая его сбережения и уменьшая у значительной его части возможность удовлетворения повседневного спроса. С другой стороны, незна­чительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимули­рован, развитие производства, модернизацию его структуры. На основе принципа действия инвестиционного мультипликатора некоторый рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляя кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной масса­ми при более высоком уровне пен. Ползучая инфляция стала в странах с развитой рыночной экономикой практически неотъемлемым элементом государственной экономической политики. Средний уровень инфляции по странам ЕС за после­дние годы составил 3-3,5%. Вместе с тем всегда существует опас­ность выхода ползучей инфляции из-под государственного конт­роля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятель­ности, а уровень производства невысок и характеризуется нали­чием структурных диспропорций.

2. Галопирующая инфляция. Темп роста цен — до 300-500%вгод. Месячные темпы роста измеряются в двузначных чис­лах. Такая инфляция негативно влияет на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции — слишком рискованными, уро­вень жизни населения значительно падает. Такая инфляция ха­рактерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой (латиноамериканских стран в 1980-е гг., бывших со­циалистических стран в 1990-е гг.). Так, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими циф­рами (в процентах к предыдущему году): 1993 г. — 360%, 1994 г. — 320%, 1995 г. - 231%, 1996 г. - 122fV, 1997 г. - 111%.

3. Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годо­вом исчислении — более 10 000%. Исключительно быстрый рост цен, ведущий к быстрому обесценению денежной едини­цы, расстройству платежного оборота и экономическому кризи­су в стране. Принято считать, что гиперинфляция наступает при росте цен более чем на 50% в месяц. Однако отдельные специа­листы оспаривают такой критерий, полагая, что гиперинфляция не может иметь какого-либо количественного измерителя. Разру­шение денежно-кредитной системы, массовое «бегство» от де­нег сеть признак ее наступления. Причины этого — обвальное падениее производства; разрыв хозяйственных связей; потеря уп­равляемости: чрезмерный дефицит государственного бюджета. Последствия гиперинфляции чрезвычайно губительны (обесце­нивание результатов труда: рост безработицы; снижение инвес­тиционной активности и др.). Наиболее радикальный способ борьбы с гиперинфляцией — восстановление производства, рост его эффективности.

· Чтобы эффективно бороться с инфляцией, необходимо устра­нить причины ее развития. Так как природа инфляционных процессов неодинакова, соответственно, существует и не­сколько точек зрения на причины ее развития

Выделяют 2 основные причины инфляции: увеличение совокупного спроса и сокращение совокупного предложения. След-но, выделяют 2 вида инфляции:

1) инфляцию спроса Причиной инфляции спроса служит увеличение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта) или увеличением предложения денег. Основной причиной увеличение денежной массы, подчеркивая, что только рост предложения денег делает повышение уровня цен устойчивым процессом. Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде.

2)инфляцию издержек Причиной инфляции издержек является сокращение совокупного предложения, вызванное ростом издержек. Инфляция издержек ведет к стагфляции – одновременному спаду производства и росту уровня цен.

Инфляция на основе роста спроси. Этот вид инфляции для
краткости часто называют инфляцией покупателей. Разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению
к предложению спросе.

Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятии растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности производственных мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением
объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток
спроса приводит к завышению пен на производимую продукцию.
При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос —
за счет увеличения расходов государства (госзаказов) или за счет
повышения спроса в предпринимательской сфере (расширения
инвестиционных вложений).

Еще один вид инфляции для краткости часто называют инфляцией прод авцов, или инфляцией предложения. Один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства. Вследствие этого растут издержки производства и обращения, а также иены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты. Это отража­ется на роете цен на конкретные виды продукции (например, на энергоносители, импортное сырье и товары). В свою очередь роет издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, т.к. для приобретения подорожавших товаров необходимо поднять цену на свой товар. Причины возникнове­ния инфляции издержек в различных странах зависят в значи­тельной степени от экономического развития, места, зани­маемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с развитой рыночной экономикой развитие инфляции на основе роста издержек производства обозначено высоким уровнем конкурентоспособности произво­дителей и стабильностью курса национальной валюты.

 

Также выделяют: а) ожидаемую может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности;

б) неожидаемую возникает стихийно. В условиях непредвиденной инфляции происходит перераспределение доходов и увеличение налогового бремени. Происходит перераспределение доходов в экономике от кредиторов к должникам, от работников к фирме, от всех экономических субъектов, имеющих наличные деньги к государству. Экономические субъекты выплачивают налог, который не предусмотрен налоговой системой. Таким образом, государство получает дополнительный налог, основанный на прогрессивном налогообложении. В условиях непредвиденной инфляции только государство получает абсолютное преимущество в виде увеличения налоговой базы (доходной статьи бюджета) и уменьшения реальных платежей по внутреннему государственному долгу.

Общим последствием ожидаемой и непредвиденной инфляции является снижение покупательной способности денег и падение реальных доходов. Покупательная способность денег – это то кол-во товаров и услуг, кот. можно купить на одну денежную единицу.

Негативные последствия инфляции вынуждают правительства проводить определенную антиинфляционную политику, среди которой можно выделить следующие меры: Адаптационная политика; Политика доходов; Контроль соотношения цен и окладов; Государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы; Минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил

 
 

Инфляционная спираль процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором роет цен обусловливает необ­ходимость повышения заработной платы, а ее повышение приво­дит к росту пен. Инфляционная спираль формируется следующим образом. Сначала происходит установление нового уровня заработ­ной платы (в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями) на соответствующем сегменте рынка труда. Изменяется общий уровень заработной платы в масштабах национальной экономики. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими фак­торами: и (например, ростом производительности труда), то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. Тогда при увеличении спроса сокращение предложения приводит к росту пси. Рост цен в свою очередь дает новый импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом витке спирали «зарплата — цены».

Особого внимания заслуживает вопрос о взаимозависимо­сти между темпом роста цеп и долей занятости. Соотноше­ние этих двух параметров в краткосрочном периоде описыва­ется кривой Филлипса (рис. 15.1).

Кривая Филлипса показывает взаимное изменение уров­ней безработицы и инфляции в экономике и означает, что инф­ляция высока при низкой безработице и низка при высокой

безработице.

До 1992 г. в России существовал административный конт­роль за ценами и формально цены не росли, были стабильны­ми. Однако фактически существовала подавленная инфляция, которая проявлялась в тотальном, нарастающем товарном де­фиците. С 1992 г. инфляция приобрела открытый характер.

Выбор методов антиинфляционного регулирования опреде­ляется видом и уровнем самой инфляции. При этом следует учи­тывать, что ограничение инфляции может сопровождаться воз­никновением других, не менее сложных макроэкономических проблем — ростом безработицы и спадом производства.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1) политика, направленная на сокращение бюджетного дефи­цита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание де­нежной эмиссии;

2) политика регулирования пен и доходов с целью увязать рост заработков с ростом цен.

Основные формы борьбы с инф-ей:

1)Денежная реформа- полное или частичное преобразование ден. системы с целью укрепления ден-го обращения(девольвация,деноминация);

2)Антиинфляционная политика- комплекс мер по гос-му регулированию эк-ки направленных на борьбу с инфляцией:

- дефляционная политика (путем повышения % ставок; усилением налогового бремени; организация ден. массы);

- политика доходов- параллельный контроль за ценами и з/п, путем полного их замораживания или установления предела их роста.

Необходимые меры для антиинфляционной политики:

- разработка и осуществление государств. Программ, развитие экономики, отраслей и предприятий.

- Проведение антимонопольной политики.

- Изменение и совершенствование налоговой сис-мы

- Стимулирование кредитно-инвестиционной деятельности банков

- Изменение денежно-кредитной политики, которая обеспечивает тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма.

Отечественный тип И. отличается от всех других (переход от плановой к рыночной экономике). Главным не денежным фактором И. в 90г являются: -кризис плановой хозяйственной системы, проявляющийся в спаде производства; - неэкономичность производства выражается в затратном характере пр-ва, низком уровне производительности труда.

К основным денежным факторам относятся:1) развитие монополистических структур 2) дефицит бюджета 3) кредитная экспансия банков 4) долларизация денежного обращения 5) введение приватизационных чеков.

Так в апреле 2009 года инфляция в России составила 0,7%, что на 0,6% меньше, чем в марте (1,3%). При этом статистическая служба констатировала, что в январе-апреле рост потребительских цен был зафиксирован на уровне 6,2%, в то время как за первые четыре месяца 2008 года инфляция составила 6,3%. Инфляция в годовом исчислении на май 2009 составляет 13.2%.

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги.

2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется ЦБ. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Инфляция в России. В 2008 г. составила 13,3 %., в 2009 году – 8,8%

Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 1990-х гг. — в период перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к галопирующей инфляции. Пик инфляции приш¸лся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.082 с.)