Тема 5. 5. 2 расчеты с покупателями (потребителями) По банковским пластиковым карточкам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. 5. 2 расчеты с покупателями (потребителями) По банковским пластиковым карточкам.



Урок 48

Тема 5.5.2 Расчеты с покупателями (потребителями) по банковским пластиковым карточкам.

Порядок совершения операций с банковскими пластиковы­ми карточками определен инструкцией, которая разработана в соответствии со статьями 14, 26, 282, 283 Банковского кодекса Республики Беларусь и утверждена постановлением Правления Национального банка 30.04.2004 № 74 (в ред. постановления Национального банка от 26.01.2005 № 9)

Банковская пластико­вая карточка — это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение безналичных плате­жей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодатель­ством РБ.

С помощью пластиковой карточки можно оплачивать то­вары и услуги, коммунальные платежи, услуги сотовой связи, спутникового телевидения и др. Кроме того, на карточку про­изводится ежемесячное начисление процентов на остаток сче­та. При этом проведение безналичных расчетов осуществляется бесплатно.

При оплате товаров с помощью пластиковой карточки, кас­сир устанавливает ее в платежный терминал, где происходит ав­торизация и автоматически проверяется достоверность карточ­ки, ее принадлежность клиенту и платежеспособность клиента. При успешном прохождении всех этапов авторизации ее резуль­таты регистрируются в памяти терминала. Кассир набирает на клавиатуре платежного терминала стоимость покупки и переда­ет клиенту выносной пульт для подтверждения суммы операции и набора своего ПИН-кода. Сальдо на карточке уменьшается на величину стоимости покупки. По итогам операции клиент получает товар и карт-чек. Если пластиковая карточка про­веряется без ПИН-кода, то покупателю необходимо поставить свою подпись на двух экземплярах карт-чека. Один экземпляр карт-чека подтверждает проверку карточки, а второй - оплату покупки. В этом случае первый и третий экземпляры карт-чека отдаются клиенту, а второй экземпляр остается у кассира.

По окончании рабочего дня (либо через несколько дней) электронные файлы с информацией об операциях по пласти­ковым карточкам поступают из торгового предприятия в банк- эквайер (это банк или филиал банка, обслуживающий торговое предприятие). Если карточка выпущена самим банком, то такая операция считается локальной и банк самостоятельно списывает средства со счета владельца карточки и переводит на расчетный счет торговой организации. Если карточка выпущена другим банком, то банк-эквайер направляет информацию о платежах в головной центр системы, там она обрабатывается и деньги банк-эквайер получает от банка-эмитента (банк, принявший на себя обязательство по перечислению денежных средств с карт-счетов владельцев карточек другим участникам системы).

Покупателям карт-чеки необходимо сохранять до момента сверки их с операциями в выписке со счета или до тех пор, пока действует гарантия на приобретенный товар (услугу).

Урок 49

Тема 5.5.3 Продажа товаров по безналичному расчету. Расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками. Оформление документов.

1. Отборка товаров в секции производится покупателем в присутствии зав. секции, зам. зав. секции или продавца с заполнением бланка «перечень товаров для выписки счёт - фактуры по безналичному расчёту».

2. Основанием для оформления счёт - фактуры является перечень товаров.

Перечень товаров выписывается продавцом на типографском бланке установленной формы с заполнением следующих граф:

• № секции,

• дата,

• наименование покупателя,

• код товара,

• наименование товара,

• цена товара,

• количество товара,

• итог по сумме выписанных позиций и подпись лица производившего отборку товара.

3. Выписанный товар по безналичному расчёту хранится в секции 7 календарных дней с момента выписки покупателю счёт-фактуры, товар, выписанный бюджетными организациями, оплата которых производится через казначейство, хранится 15- календарных дней и в продажу не выставляется. СОБЛЮДЕНИЕ СРОКОВ ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

4. Отпуск товаров из секции по безналичному расчёту производится:

а) при наличии отметки сотрудника сектора в счёт-фактуре о поступившей оплате - № платёжного поручения, даты и суммы,

б) наличии копии платёжного поручения,

в) доверенности, подписанной руководителем предприятия и главным бухгалтером, с указанием банковских реквизитов и кода УНП,

г) наличии документа, удостоверяющего личность лица, на которого выписана доверенность,

д) индивидуальные предприниматели получают товар с предоставлением свидетельства о регистрации и паспорта.

е) накладная ТН-2 на отпуск товара.

Расчеты за товары (работы, услуги) могут осуществляться посредством чеков из чековой книжки и расчетных чеков. Виды чеков, прием их в уплату за товары (работы, услуги) порядок оплаты чеков банками регулирует Инструкция о порядке про­ведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2005 № 43 (в ред. от 29.10.2008 № 156).

Чек из чековой книжки и расчетный чек — ценные бумаги, содержащие ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной суммы чекодержателю (чекодер­жателем выступает предприятие торговли, так как непосред­ственно ему предъявляются чеки в уплату за товары).

Чеки из чековых книжек используются для безналичных расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, индиви­дуальными предпринимателями, а также между ними и физи­ческими лицами.

Чековая книжка и расчетные чеки выписываются на сумму денежных средств, находящихся на счете специального режима.

Реквизиты «Серия с № по №» обложки, контрольного талона и корешка чековой книжки, а также реквизиты «Серия №» чека из чековой книжки и его корешка, расчетного чека и его корешка исполняются ти­пографским способом.

Чекодателями по чекам из чековых книжек могут быть как юридические лица, их обособленные подразделения, выделен­ные на отдельный баланс, индивидуальные предприниматели, так и физические лица, осуществляющие расчеты за товары (ра­боты, услуги).

Чековая книжка (приложение 1) состоит из обложки, кон­трольного талона и 10, 20, 25 или 50 чеков. Она действительна в течение одного года со дня ее выдачи банком чекодателю.

На оборотной стороне первого листа обложки чековой книж­ки банком заполняются следующие реквизиты: наименование, банковский идентификационный код и местонахождение банка чекодателя; фамилия, имя, отчество (или наименование юриди­ческого лица) чекодателя; фамилия, имя, отчество представите­ля чекодателя (если чековая книжка выдается непосредственно физическому лицу — владельцу денежных средств, то в данном реквизите проставляется прочерк); сумма чековой книжки про­писью с заглавной буквы; дата выдачи и дата окончания срока действия чековой книжки (при этом наименование месяца ука­зывается прописью, а не цифрами).

При выдаче чековой книжки представителю физическо­го лица после слов «Срок действия продлен по 20__г.» производится запись: «Копия доверенности (номер, дата) на имя находится в банке».

Ответственный исполнитель банка заполняет также кон­трольный талон чековой книжки, который отрывается и хра­нится в банке для списания банком в расход бланка чековой книжки. Корешок контрольного талона остается в чековой книжке. На корешке указывается сумма чековой книжки циф­рами и прописью с заглавной буквы.

На лицевой стороне каждого чека из чековой книжки: наи­менование, банковский идентификационный код, местонахож­дение банка чекодателя; номер счета специального режима.

При приеме чека из чековой книжки торговый работник удостоверяется в личности чекодателя (представителя чекодате­ля) по паспорту, проверяет правильность заполнения чека, срок действия чековой книжки, наличие записи банка чекодателя на обложке чековой книжки о наличии копии доверенности в бан­ке в случае подписания чека по доверенности. При отсутствии данной записи — наличие и правильность оформления предъ­явленной представителем физического лица доверенности, копии доверенности, заверенной в установленном порядке. Сверя­ет соответствие подписи чекодателя (представителя чекодателя) на чеке образцу его подписи в паспорте и на обложке чековой книжки. При отсутствии образца подписи представителя физи­ческого лица на обложке чековой книжки подпись представи­теля физического лица на чеке должна соответствовать образцу его подписи в паспорте и доверенности (при ее наличии). При необходимости чекодатель (представитель чекодателя) должен расписаться повторно на любом свободном месте заполненного чека. Убеждается в соответствии суммы, указанной в реквизите «Исходящий остаток» корешка оплачиваемого чека, остатку по предыдущему чеку за минусом суммы оплачиваемого товара.

Правильно оформленный чек в уплату за товар торговый работник принимает, проставляет на обороте данного чека и его корешка оттиск печати (штампа) торгового предприятия, дату приема чека к оплате (наименование месяца указывается про­писью), заполняет на оборотной стороне чека соответствующие реквизиты, подписывает чек и его корешок.

Неправильно оформленный чек либо чек, на котором име­ются подчистки, исправления текста или суммы, к оплате не принимается.

Если при заполнении реквизитов в чеке допущена ошибка, на корешке данного чека и на самом чеке производится запись: «Испорчен». Чек остается в чековой книжке.

Если на корешке чека, оплаченного ранее, имеется надпись «Испорчен», а сам чек отсутствует, то плата за товары (работы, услуги) не производится. Чекодателю (представителю чекодате­ля) в таком случае необходимо рекомендовать обратиться в банк чекодателя.

Обмен чека из чековой книжки на наличные деньги, в том числе и выплата сдачи наличными, не производится, независи­мо от того, кто является чекодателем, — юридическое или фи­зическое лицо.

Урок 50

Тема 5.6 Завершение работы на КСА типа «ЭКР». Подготовка и сдача торговой выручки в банк.

1. Подготовка к сдаче торговой выручки старшему кассиру, оформление соответствующих документов (приходный кассовый ордер, покупюрная опись).

2. Получение сменного отчета (Z-отчет) на конец рабочего дня (смены).

3. Заполнение книги кассира - операциониста на конец рабочего дня (смены).

4. Определение остатка денежных средств по документам на конец рабочего дня (смены) и результата работы контролера-кассира.

5. Подготовка к сдаче торговой выручки инкассатору.

6. Оформление сопроводительных документов.

 

1. За два-три часа до закрытия магазина кассир подготавливает деньги к сдаче: раскладывает их по достоинству и подсчитывает, а затем сдает материально ответственному за кассу лицу для формирования инкассаторской (денежной) сумки. После закрытия магазина материально ответственное лицо в присутствии кассира снимает показания денежных накопительных суммирующих счетчиков на конец дня и получает ежедневный (фискальный) отчет. По показаниям денежных накопительных суммирующих счетчиков на начало и конец дня определяется выручка.

2. Сменный отчет (Z-отчет) — один из основных документов, служащих для контроля правильности отчисления торговым предприятием налогов. Он является копией Х-отчета и содер­жит информацию о продажах и возвратах отдельно по каждому кассиру и виду платежа, итоговые значения за смену по про­дажам и возвратам, сведения о количестве чеков, нарастающих продажах и возвратах, нарастающем итоге. Сменный Z-отчет является фискальным документом, т. е. во время закрытия смены в нем печатается фискальная инфор­мация о работе за смену.

3. Показания накопительных денежных суммирующих счетчиков на конец дня заносятся в книгу кассира и скрепляются ПОДПИСЯМИ кассира и материально ответственного за кассу лица.

4. На основании расходно-приходных документов материально ответственное лицо определяет остаток денег в кассе на конец дня по формуле

Ок = Он + В + П -Сн - Р,

где Ок — остаток денег в кассе на конец дня;

Он — остаток денег на начало дня;

В — выручка за смену;

П — приход;

Сн — сдано наличными;

Р — расход.

Кассир пересчитывает деньги, имеющиеся в кассе, и первым называет их сумму. Сравнивая фактический остаток денег в кассе с остатком, выведенным по формуле, старший кассир определяет результат работы кассира по формуле

Рк = Оф-Ок,

где Рк — результат работы кассира;

Оф — фактический остаток;

Ок — остаток, выведенный по формуле.

Если разность получается со знаком минус, то у кассира недостача, а если с плюсом — то излишки. Недостачу кассир вносит в кассу в тот же день по приходному кассовому ордеру (предварительно написав письменное объяснение), а излишки приходуются с отнесением на хозяйственную деятельность.

При выявлении больших расхождений выручку определяют по контрольной ленте.

Контрольная лента вынимается из кассового аппарата и оформляется. Кассир подготавливает к сдаче возвращенные неиспользованные покупателями кассовые чеки, а также другую кассовую документацию, предусмотренную законодательством.

Согласно действующим «Правилам ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь» предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги на конец рабочего дня в пределах лимита остатка кассы, установленного законодательством.

Лимит остатка кассы — это предельный остаток, максимально допускаемая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия (у предпринимателя) по состоянию на конец рабочего дня.

5. Сдача выручки инкассаторам производится в следующем порядке: ко времени приезда инкассатора старший кассир рас­кладывает деньги по купюрам, по сто листов в каждой пачке, подсчитывает их, визуально проверяет подлинность купюр и на общую сумму выписывает препроводительную ведомость в трех экземплярах (приложение 5).

За каждым торговым предприятием закрепляются две ин­кассаторские сумки. Первый экземпляр ведомости старший кас­сир вкладывает в сумку вместе с деньгами, которую закрывает и пломбирует. Второй экземпляр — вместе с сумкой передается инкассатору, а третий — с распиской инкассатора в получении сумки с деньгами и оттиском штампа банка — остается в торго­вом предприятии для отчета.

Для получения сумки с денежными средствами инкассатор должен предъявить:

• удостоверение личности с фотографией и печатью бан­ка, с образцом подписи;

• доверенность на получение торговой выручки;

• явочную карточку данного предприятия, заверенную гербовой печатью банка;

• порожнюю инкассаторскую сумку, закрепленную за данным предприятием.

В явочной карточке старший кассир записывает время сда­чи выручки, номер инкассаторской сумки, сумму денег и распи­сывается. Деньги пересчитывают в банке. Если будут расхожде­ния, то составляется акт в 2-х экземплярах, один из которых находится в препроводительной ведомости.

Урок 51

Тема 5.7 Подготовка СКС с кассовым программным модулем «Супермаг» к работе.

1. Правила эксплуатации СКС.

2. Подготовка СКС к работе.

3. Инструктаж по требованиям безопасности труда при работе на СКС.

2. Подготовка СКС к работе:

Перед началом рабочего дня ответственный администратор выдает контролерам-кассирам авансом сумму денег в количестве, необходимом для расчетов с покупателями в начале работы, под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром белорусских рублей.

Кассир обязан:

• получить у администрации предприятия ключ от кассового аппарата, денежного ящика; чековую и контрольную ленты;

• протереть кожух СКС сухой тряпкой;

• внешним осмотром проверить: исправность клавиатуры, принтера, мониторы кассира и покупателя;

• заправить ленты в принтер;

• подключить к электросети СКС;

• включить: системный блок,

принтер,

монитор кассира;

• в режиме «Кассир» зарегистрироваться кассиру:

ВЫХОД—► КАССИР —► ВВОД —► К1 —► ВВОД—► пароль—► 1111 —► ВВОД

• разместить в денежном ящике разменные денежные средства;

• подготовить и разместить необходимый для работы инвентарь;

• ознакомиться с ассортиментом товаров и ценами на них.

Ответственный администратор обязан:

• совместно с кассиром оформить начало контрольной ленты;

• В режиме «Администратор» выполнить операцию «Внесение денег в кассу»

В «Главном меню» выбрать «Внесение денег в кассу»:

ВВОД —► Администратор —► ВВОД —► ввести пароль (7777) —►ВВОД —► Внесение денег в кассу —► ВВОД —► клавиша (Кол-во) —► ВВОД —► штуки—►ВВОД —► строка «Остальных на сумму»—►сумма—►ВВОД —► ВВОД

1000-5 шт.

5000 - 5 шт.

10 000 - 3 шт.

20 000 - 2 шт.

50 000 - 1 шт.

Остальных на сумму 10 тыс. руб.

Всего: 160 тыс. руб.

• в присутствии кассира снять показания накопительных денежных счетчиков и сверить их с показаниями, записанными в книгу кассира в конце предыдущего дня;

• убедившись в совпадении показаний, записать их на начало рабочего дня и вдвоем с кассиром заверить их своими подписями;

• предупредить кассира об ответственности за нарушение правил расчетов с покупателями;

• проверить исправность и готовность СКС и готовность рабочего места кассира к началу работы.

Перед началом работы представитель администрации в присутствии кассира должен снять показания накопительных денежных счетчиков. Для этого в главном меню выбрать строку «ПРОСМОТР ДЕНЕГ» —► ВВОД.

Данную сумму записать в книгу кассира (графа №3), показания накопительных денежных счетчиков на начало дня скрепляются подписью кассира.

 

Урок 52

Урок 53

Урок 54

Урок 55

Урок 56

Тема 7. Подготовка товаров к инвентаризации и переоценке.

Тема 7.1 Подготовка товаров к инвентаризации и переоценке.

1. Подготовка товаров к инвентаризации.

2. Документальное оформление инвентаризации.

3. Определение результатов инвентаризации.

1. Инвентаризация товарно-материальных ценностей - проверка факти­ческого наличия ценностей посредством их взвешивания, перемеривания и пересчета.

В зависимости от полноты охвата проверки ценностей инвентаризация

подразделяется:

1. Полная - проводится по всем без исключения товарно-материальным ценностям, денежным средствам,

2. Частичная - осуществляется путем проверки и пересчета какой-либо части средств (товары по определенному отделу).

3. Выборочная - проводится только по части определенного вида ценно­стей. Проводится:

• При переоценке группы товаров, если переоценке подлежит менее одной трети всех товаров;

• По определенной группе товаров, если нет необходимости в проведении полной инвентаризации;

• По решению руководителя и главного бухгалтера предпри­ятия.

4. Сплошная - проводится во всех структурных подразделениях крупного предприятия.

Инвентаризация обязательно проводится:

• При смене собственника;

• При ликвидации предприятия;

• При смене материально ответственного лица;

• При установлении фактов хищений, порчи;

• При передаче товарно-материальных ценностей одним материально ответственным лицом другому;

• При уходе в отпуск или увольнении всей бригады.

2. Во время инвентаризации товарно-материальных ценностей составляются инвен­таризационные описи в двух экземплярах. Один экземпляр - материально ответствен­ному лицу, второй - бухгалтерии. Каждый экземпляр описи в отдельности подписыва­ется всеми членами комиссии. По каждому материально ответственному лицу состав­ляется отдельная опись. При наличии у одного материально-ответственного лица товаров, находящихся в разных помещениях, описи составляются по каждому месту хранения ценностей в отдельности.

При обнаружении порчи, боя, лома товаров во время инвентаризации комиссия составляет акт о порче, бое, ломе товаров. При этом материально ответственное лицо дает комиссии письменное объяснение о причинах образования товарных потерь.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Исправления допущенных ошибок должно производиться на всех экземплярах инвентаризационной описи путем зачеркивания ошибочных записей и написания сверху правильных данных. Исправления в части наименования товара, их количества, расфасовки и цены должны быть оговорены и подтверждены подписями всех членов комиссии.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров мате­риальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных по данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценно­сти показаны.

В процессе заполнения описей производится взаимная сверка по каждой странице, произведенная материально ответственным лицом и членами комиссии, а в случаях обнаружения расхождений немедленно производится проверка ценностей, по которым получились расхождения.

После взаимной проверки подсчитывается количество товарно-материальных ценностей натуральных показателей по каждой странице. Члены комиссии подписы­вают отдельно каждую страницу описи фактических остатков ценностей сразу же после ее заполнения и сверки.

В конце описи на последней странице члены инвентаризационной комиссии запи­сывают данные отдельно по этой странице и, кроме того, в целом по всей описи.

В описи не допускается оставление незаполненных строк. Незаполненные строки прочеркиваются.

3. Результаты инвентаризации выявляются бухгалтерией в строго установленные сроки: по мелкой рознице – не позднее одного дня; по торговым предприятиям – не позднее трех дней; по складам продовольственных товаров в розничной торговле – не позднее пяти дней; по складам непродовольственных товаров в розничной торговли – не позднее семи дней.

Для правильного и своевременного выявления результатов инвентаризации бухгалтерия к моменту завершения инвентаризации должна отразить в учете все хозяйственные операции.

 

Урок 48

Тема 5.5.2 Расчеты с покупателями (потребителями) по банковским пластиковым карточкам.

Порядок совершения операций с банковскими пластиковы­ми карточками определен инструкцией, которая разработана в соответствии со статьями 14, 26, 282, 283 Банковского кодекса Республики Беларусь и утверждена постановлением Правления Национального банка 30.04.2004 № 74 (в ред. постановления Национального банка от 26.01.2005 № 9)

Банковская пластико­вая карточка — это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение безналичных плате­жей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодатель­ством РБ.

С помощью пластиковой карточки можно оплачивать то­вары и услуги, коммунальные платежи, услуги сотовой связи, спутникового телевидения и др. Кроме того, на карточку про­изводится ежемесячное начисление процентов на остаток сче­та. При этом проведение безналичных расчетов осуществляется бесплатно.

При оплате товаров с помощью пластиковой карточки, кас­сир устанавливает ее в платежный терминал, где происходит ав­торизация и автоматически проверяется достоверность карточ­ки, ее принадлежность клиенту и платежеспособность клиента. При успешном прохождении всех этапов авторизации ее резуль­таты регистрируются в памяти терминала. Кассир набирает на клавиатуре платежного терминала стоимость покупки и переда­ет клиенту выносной пульт для подтверждения суммы операции и набора своего ПИН-кода. Сальдо на карточке уменьшается на величину стоимости покупки. По итогам операции клиент получает товар и карт-чек. Если пластиковая карточка про­веряется без ПИН-кода, то покупателю необходимо поставить свою подпись на двух экземплярах карт-чека. Один экземпляр карт-чека подтверждает проверку карточки, а второй - оплату покупки. В этом случае первый и третий экземпляры карт-чека отдаются клиенту, а второй экземпляр остается у кассира.

По окончании рабочего дня (либо через несколько дней) электронные файлы с информацией об операциях по пласти­ковым карточкам поступают из торгового предприятия в банк- эквайер (это банк или филиал банка, обслуживающий торговое предприятие). Если карточка выпущена самим банком, то такая операция считается локальной и банк самостоятельно списывает средства со счета владельца карточки и переводит на расчетный счет торговой организации. Если карточка выпущена другим банком, то банк-эквайер направляет информацию о платежах в головной центр системы, там она обрабатывается и деньги банк-эквайер получает от банка-эмитента (банк, принявший на себя обязательство по перечислению денежных средств с карт-счетов владельцев карточек другим участникам системы).

Покупателям карт-чеки необходимо сохранять до момента сверки их с операциями в выписке со счета или до тех пор, пока действует гарантия на приобретенный товар (услугу).

Урок 49

Тема 5.5.3 Продажа товаров по безналичному расчету. Расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками. Оформление документов.

1. Отборка товаров в секции производится покупателем в присутствии зав. секции, зам. зав. секции или продавца с заполнением бланка «перечень товаров для выписки счёт - фактуры по безналичному расчёту».

2. Основанием для оформления счёт - фактуры является перечень товаров.

Перечень товаров выписывается продавцом на типографском бланке установленной формы с заполнением следующих граф:

• № секции,

• дата,

• наименование покупателя,

• код товара,

• наименование товара,

• цена товара,

• количество товара,

• итог по сумме выписанных позиций и подпись лица производившего отборку товара.

3. Выписанный товар по безналичному расчёту хранится в секции 7 календарных дней с момента выписки покупателю счёт-фактуры, товар, выписанный бюджетными организациями, оплата которых производится через казначейство, хранится 15- календарных дней и в продажу не выставляется. СОБЛЮДЕНИЕ СРОКОВ ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

4. Отпуск товаров из секции по безналичному расчёту производится:

а) при наличии отметки сотрудника сектора в счёт-фактуре о поступившей оплате - № платёжного поручения, даты и суммы,

б) наличии копии платёжного поручения,

в) доверенности, подписанной руководителем предприятия и главным бухгалтером, с указанием банковских реквизитов и кода УНП,

г) наличии документа, удостоверяющего личность лица, на которого выписана доверенность,

д) индивидуальные предприниматели получают товар с предоставлением свидетельства о регистрации и паспорта.

е) накладная ТН-2 на отпуск товара.

Расчеты за товары (работы, услуги) могут осуществляться посредством чеков из чековой книжки и расчетных чеков. Виды чеков, прием их в уплату за товары (работы, услуги) порядок оплаты чеков банками регулирует Инструкция о порядке про­ведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2005 № 43 (в ред. от 29.10.2008 № 156).

Чек из чековой книжки и расчетный чек — ценные бумаги, содержащие ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной суммы чекодержателю (чекодер­жателем выступает предприятие торговли, так как непосред­ственно ему предъявляются чеки в уплату за товары).

Чеки из чековых книжек используются для безналичных расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, индиви­дуальными предпринимателями, а также между ними и физи­ческими лицами.

Чековая книжка и расчетные чеки выписываются на сумму денежных средств, находящихся на счете специального режима.

Реквизиты «Серия с № по №» обложки, контрольного талона и корешка чековой книжки, а также реквизиты «Серия №» чека из чековой книжки и его корешка, расчетного чека и его корешка исполняются ти­пографским способом.

Чекодателями по чекам из чековых книжек могут быть как юридические лица, их обособленные подразделения, выделен­ные на отдельный баланс, индивидуальные предприниматели, так и физические лица, осуществляющие расчеты за товары (ра­боты, услуги).

Чековая книжка (приложение 1) состоит из обложки, кон­трольного талона и 10, 20, 25 или 50 чеков. Она действительна в течение одного года со дня ее выдачи банком чекодателю.

На оборотной стороне первого листа обложки чековой книж­ки банком заполняются следующие реквизиты: наименование, банковский идентификационный код и местонахождение банка чекодателя; фамилия, имя, отчество (или наименование юриди­ческого лица) чекодателя; фамилия, имя, отчество представите­ля чекодателя (если чековая книжка выдается непосредственно физическому лицу — владельцу денежных средств, то в данном реквизите проставляется прочерк); сумма чековой книжки про­писью с заглавной буквы; дата выдачи и дата окончания срока действия чековой книжки (при этом наименование месяца ука­зывается прописью, а не цифрами).

При выдаче чековой книжки представителю физическо­го лица после слов «Срок действия продлен по 20__г.» производится запись: «Копия доверенности (номер, дата) на имя находится в банке».

Ответственный исполнитель банка заполняет также кон­трольный талон чековой книжки, который отрывается и хра­нится в банке для списания банком в расход бланка чековой книжки. Корешок контрольного талона остается в чековой книжке. На корешке указывается сумма чековой книжки циф­рами и прописью с заглавной буквы.

На лицевой стороне каждого чека из чековой книжки: наи­менование, банковский идентификационный код, местонахож­дение банка чекодателя; номер счета специального режима.

При приеме чека из чековой книжки торговый работник удостоверяется в личности чекодателя (представителя чекодате­ля) по паспорту, проверяет правильность заполнения чека, срок действия чековой книжки, наличие записи банка чекодателя на обложке чековой книжки о наличии копии доверенности в бан­ке в случае подписания чека по доверенности. При отсутствии данной записи — наличие и правильность оформления предъ­явленной представителем физического лица доверенности, копии доверенности, заверенной в установленном порядке. Сверя­ет соответствие подписи чекодателя (представителя чекодателя) на чеке образцу его подписи в паспорте и на обложке чековой книжки. При отсутствии образца подписи представителя физи­ческого лица на обложке чековой книжки подпись представи­теля физического лица на чеке должна соответствовать образцу его подписи в паспорте и доверенности (при ее наличии). При необходимости чекодатель (представитель чекодателя) должен расписаться повторно на любом свободном месте заполненного чека. Убеждается в соответствии суммы, указанной в реквизите «Исходящий остаток» корешка оплачиваемого чека, остатку по предыдущему чеку за минусом суммы оплачиваемого товара.

Правильно оформленный чек в уплату за товар торговый работник принимает, проставляет на обороте данного чека и его корешка оттиск печати (штампа) торгового предприятия, дату приема чека к оплате (наименование месяца указывается про­писью), заполняет на оборотной стороне чека соответствующие реквизиты, подписывает чек и его корешок.

Неправильно оформленный чек либо чек, на котором име­ются подчистки, исправления текста или суммы, к оплате не принимается.

Если при заполнении реквизитов в чеке допущена ошибка, на корешке данного чека и на самом чеке производится запись: «Испорчен». Чек остается в чековой книжке.

Если на корешке чека, оплаченного ранее, имеется надпись «Испорчен», а сам чек отсутствует, то плата за товары (работы, услуги) не производится. Чекодателю (представителю чекодате­ля) в таком случае необходимо рекомендовать обратиться в банк чекодателя.

Обмен чека из чековой книжки на наличные деньги, в том числе и выплата сдачи наличными, не производится, независи­мо от того, кто является чекодателем, — юридическое или фи­зическое лицо.

Урок 50

Тема 5.6 Завершение работы на КСА типа «ЭКР». Подготовка и сдача торговой выручки в банк.

1. Подготовка к сдаче торговой выручки старшему кассиру, оформление соответствующих документов (приходный кассовый ордер, покупюрная опись).

2. Получение сменного отчета (Z-отчет) на конец рабочего дня (смены).

3. Заполнение книги кассира - операциониста на конец рабочего дня (смены).

4. Определение остатка денежных средств по документам на конец рабочего дня (смены) и результата работы контролера-кассира.

5. Подготовка к сдаче торговой выручки инкассатору.

6. Оформление сопроводительных документов.

 

1. За два-три часа до закрытия магазина кассир подготавливает деньги к сдаче: раскладывает их по достоинству и подсчитывает, а затем сдает материально ответственному за кассу лицу для формирования инкассаторской (денежной) сумки. После закрытия магазина материально ответственное лицо в присутствии кассира снимает показания денежных накопительных суммирующих счетчиков на конец дня и получает ежедневный (фискальный) отчет. По показаниям денежных накопительных суммирующих счетчиков на начало и конец дня определяется выручка.

2. Сменный отчет (Z-отчет) — один из основных документов, служащих для контроля правильности отчисления торговым предприятием налогов. Он является копией Х-отчета и содер­жит информацию о продажах и возвратах отдельно по каждому кассиру и виду платежа, итоговые значения за смену по про­дажам и возвратам, сведения о количестве чеков, нарастающих продажах и возвратах, нарастающем итоге. Сменный Z-отчет является фискальным документом, т. е. во время закрытия смены в нем печатается фискальная инфор­мация о работе за смену.

3. Показания накопительных денежных суммирующих счетчиков на конец дня заносятся в книгу кассира и скрепляются ПОДПИСЯМИ кассира и материально ответственного за кассу лица.

4. На основании расходно-приходных документов материально ответственное лицо определяет остаток денег в кассе на конец дня по формуле

Ок = Он + В + П -Сн - Р,

где Ок — остаток денег в кассе на конец дня;

Он — остаток денег на начало дня;

В — выручка за смену;

П — приход;

Сн — сдано наличными;

Р — расход.

Кассир пересчитывает деньги, имеющиеся в кассе, и первым называет их сумму. Сравнивая фактический остаток денег в кассе с остатком, выведенным по формуле, старший кассир определяет результат работы кассира по формуле

Рк = Оф-Ок,

где Рк — результат работы кассира;

Оф — фактический остаток;

Ок — остаток, выведенный по формуле.

Если разность получается со знаком минус, то у кассира недостача, а если с плюсом — то излишки. Недостачу кассир вносит в кассу в тот же день по приходному кассовому ордеру (предварительно написав письменное объяснение), а излишки приходуются с отнесением на хозяйственную деятельность.

При выявлении больших расхождений выручку определяют по контрольной ленте.

Контрольная лента вынимается из кассового аппарата и оформляется. Кассир подготавливает к сдаче возвращенные неисполь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.148 с.)