Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: «учет и Анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Поиск

(на примере ООО «Стройдеталь» г. Ижевска

Удмуртской Республики)

 

 

Специальность 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

Выпускник (дипломник)

 

Научный руководитель,

к.э.н., доцент

 

Рецензент:

к.э.н., доцент

 

 

Ижевск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4

1. Теоретические основы учета и анализа расчетов

с покупателями и заказчиками…...………………………………………………...6

2. Организационно – экономическая и правовая характеристика

ООО «Стройдеталь»………………………………………………………………..19

2.1 Местоположение, правовой статус и виды деятельности организации…….19

2.2 Организационное устройство, размеры и структура

управления организации………………………………………………………..20

2.3 Основные экономические показатели организации, ее

финансовое состояние и платежеспособность ……………………………….21

2.4 Организация бухгалтерского учета в ООО «Стройдеталь»………………....28

3. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Стройдеталь»……………………………………………………………….…………..30

3.1 Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками…………………..30

3.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и

заказчиками………………………………………………..………………….…..36

3.3 Формы расчетов с покупателями и заказчиками в организации……………36

3.4 Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками…….....41

4. Анализ состояния расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Стройдеталь»……………………………………………………………………………...44

4.1 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности…………..….44

4.2 Анализ качества и оборачиваемости дебиторской задолженности………...47

4.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности……...50

4.4 Разработка мер по ликвидации дебиторской задолженности

в организации…………………………………………………………….……..52

Выводы и предложения……………………………………………………………59

Список используемой литературы…………………………………………...……62

Приложения…………………………………………………………………………66


ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода к рыночной экономике наиболее актуальным, остро стоящим перед всеми хозяйствующими субъектами является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого - несомненно, координирующего работу хозяйственного субъекта в целом - это дебиторская задолженность.

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти три причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению с другими странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей. Подобные не денежные отношения стимулировались государством, эмитировавшим так называемые «налоговые освобождения». В условиях высокой инфляции «налоговые освобождения» снижали объем денежной массы и служили антиинфляционной мерой. Государство (Минфин) эмитирует «налоговые освобождения» и финансирует ими свои организации. Последние расплачиваются налоговыми освобождениями со своими поставщиками, которые используют их как средство налоговых платежей. Круг замкнулся.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения организации. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств организации из оборота и невозможностью своевременного погашения задолженности перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на фирме бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Целью дипломной работы является изучение учета и проведения анализа расчетов с покупателями и заказчиками, задачи определяются целью работы и состоят в частности, в следующем:

1. Изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками;

2. Рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;

3. Провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;

4. Проанализировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

5. Выявить пути улучшения состояния расчетов.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является Общество с ограниченной ответственностью «Стройдеталь», города Ижевска, УР.

Методологической и технической основой для работы послужили: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.

В процессе изучения и обработки материалов применяются следующие методы экономических исследований: монографический, расчетно – конструктивный; используются основные методы экономического анализа, такие как: элиминирование, балансовый метод и т.д.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ

С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

 

Среди экономических рычагов управления производством большая роль отводится бухгалтерскому учету как главному поставщику информации для принятия управленческих решений. Достоверная и своевременная учетная информация позволяет оперативно решать производственные вопросы. Сегодня в условиях перехода к рыночной экономике наиболее актуальным, остро стоящим перед всеми хозяйствующими субъектами является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями. Проблемы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками не является преувеличением, так как учет долговых обязательств является важнейшей составной частью системы бухгалтерского учета.

Хозяйственные связи, по утверждению Лубяной В. С. (33,с.13) - это необходимое условие деятельности организации, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ услуг); порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями.

Определим, что же подразумевается под покупателями и заказчиками.

Покупатель - юридическое и физическое лицо, использующее, приобретающее, заказывающее либо имеющее намерение приобрести или заказать товары и услуги. Покупателем называет субъект хозяйственной деятельности, приобретающий товар не для собственного использования. Заказчиком является лицо, для которого строится, реконструируется или оснащается объект торгов. Согласно Малого экономического словаря под редакцией А.Н. Азринияна (16,с.35): Покупатель – клиент, получатель и заказчик продукции. Важное значение, придаваемое в организации взаимоотношениям с покупателями, нашло в концепции «Управления покупателями», согласно которой для различных покупателей или групп покупателей разрабатывают программы маркетинга с учетом различий в проблемах и значимости отдельных категорий покупателей. Организационно управление покупателями оформляется в виде создания соответствующей организационной структуры штабной или матричной формы. При наличии особо крупных покупателей дифференциация подразделений организации может доводиться до отдельных покупателей. Такая форма характерна, например, для пищевой промышленности, где крупные многофилиальные торговые компании закупочные объединения и концерны универмагов требуют различных концепций маркетинга и договариваются о них с поставщиками. При работе с покупателями используют различные методы изучения рынка. Распространение получили опрос покупателей, относительно будущих намерений. Такой опрос легче осуществлять в отношении покупателей инвестиционных товаров, так как круг их значительно уже, чем в сфере потребительских товаров. Наиболее точное и полное определение покупателей и заказчиков дает Современный экономический словарь под редакцией Б.А. Райзенберга(42,с.281) – это юридические и физические лица, обратившееся с заказом к другому лицу - изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг (подрядчику). А так же по определению Н.П. Кондракова(29,с.189)- лица покупающие сырье и другие товарно–материальные ценности, и потребляющие различные виды услуг (электроэнергии, пара, воды и др.) и различные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.). В качестве покупателей и заказчиков могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане.

Информация о расчетах с покупателями и заказчиками за реализованные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а также по полученным авансам и предварительной оплате отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Счет 62 является преимущественно активным. По его дебету при отгрузке продукции покупателям отражается возникшая дебиторская задолженность по цене продажи продукции, а по кредиту – ее погашение. Счет 62 может быть пассивным только в случае, если был получен аванс от покупателя (заказчика) в качестве предварительной оплаты по договору. Для обобщения информации о расчетах по авансам, полученным под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, следует открыть субсчет «Авансы полученные» к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Типовым планом счетов к данному счету рекомендуется открывать следующие субсчета:

- субсчет 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» - на нем учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым кредитной организацией к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги;

- субсчет 62-2 «Расчеты плановыми платежами» - на нем учитываются расчеты при наличии длительных хозяйственных связей с покупателями и заказчиками, если такие расчеты носят длительный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности плановыми платежами.

- субсчет 62-3 «Векселя полученные» - учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями;

- субсчет 62-4 «Авансы полученные» - учитываются суммы полученных авансовых платежей от покупателей и заказчиков.

Кроме того, организации могут открывать и другие субсчета, которые следует закрепить в рабочем плане счетов, прилагаемом к учетной политике организации.

Аналитический учет на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведут в разрезе покупателей и каждого отгрузочного и платежного документа в хронологическом порядке. При этом целесообразно выделить субсчета для учета расчетов по авансам в рублях и в валюте и расчетов с покупателями в рублях и в валюте (с иностранными покупателями). Построение аналитического учета, как отмечает Ю.А. Бабаев(20,с.252), должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым еще не наступил; векселям, дисконтированным в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Наиболее распространенные записи по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Схема типовых бухгалтерских корреспонденций по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Наименование хозяйственной операции Дебет счета Кредит счета
     
1.Признана выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг    
2.Начислен налог на добавленную стоимость        
3.Отражена сторнировочная запись при возврате покупателем бракованной продукции («красное сторно»)    
4. Отражен возврат покупателям и заказчикам излишне полученной с них суммы   51,50,52,55
6. Отражена разница между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товары (продукцию), выполненные работы, оказанные услуги, в счет которых получен вексель    
7. Поступили в кассу суммы от покупателей и заказчиков, в т.ч. суммы авансов и предоплаты      
  Продолжение таблицы 1    
  8. Поступили платежи от покупателей и заказчиков за проданную им продукцию, работы, услуги; поступили суммы по полученным от покупателей векселям, в т.ч. суммы авансов и предоплаты  
51,52  
9.Уменьшена задолженность перед поставщиками, числящаяся в учете в связи с отгрузкой товарно-материальных ценностей в счет договора мены    
10.Зачтены суммы по взаимным расчетам 76,60  
11.Отражены курсовые разницы в связи с переоценкой задолженности покупателей, выраженной в иностранной валюте 91, 62 62,91
12.Отражено списание долгов покупателей и заказчиков (дебиторской задолженности, нереальной для взыскания), а также просроченной дебиторской задолженности за счет резервов по сомнительным долгам    
13.Отражено списание долгов покупателей и заказчиков в сумме, не покрываемой суммой созданных резервов    
14.Выставлена претензия покупателю за неоплаченные товары, услуги    
15.Начислены проценты за нарушение условий договора    
16.Поступление денежных средств в погашение задолженности по финансовым санкциям 51,50  

 

Согласно п.1 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете» (14) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Расчеты с покупателями и заказчиками оформляются следующими первичными документами: товарная накладная ф.№ТОРГ-12, товарно-транспортная накладная ф.№1-Т, приемные квитанции, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), заказ ф.№ТОРГ-26, журнал учета выполненных заказов покупателей ф.№ТОГР-27, журнал учета движения товаров на складе ф.№ТОРГ-18 и другие документы в зависимости от направления деятельности организации.

По требованию Налогового кодекса РФ (4), наряду с документами, подтверждающими выполнение обязательств по той или иной сделке (акт приемки-передачи, накладная и.т.п.) необходимо оформлять и счет-фактуру. Ее оформляют в двух экземплярах: первый экземпляр передают покупателю, второй - в бухгалтерию в книгу продаж. Сделать это нужно не позднее пяти дней с даты отгрузки товаров покупателю (даты подписания акта приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг).

Как правило, счета-фактуры выписывает бухгалтер или работник, уполномоченный на это приказом руководителя. Выписанные счета-фактуры регистрируют в книге продаж, а счета-фактуры полученные от поставщиков, - в книге покупок. Хранят счета-фактуры в папках (где они сшиты и пронумерованы), которые по истечении года сдают в архив, где они содержатся четыре года.

Организациям, реализующим товары или услуги за наличный расчет непосредственно населению, счета-фактуры выписывать не нужно. Достаточно выдать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности установленного образца, который является основанием для бухгалтерских записей.

Счета-фактуры, выписанные организацией, регистрируют в книге продаж. Ее форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.02.2004г. №84. Кроме счетов-фактур в книге продаж регистрируют ленты ККМ и бланки строгой отчетности, по которым принималась наличная выручка. Порядок регистрации счетов-фактур зависит от того, как организация фиксирует момент определения налоговой базы – в день отгрузки товаров (работ, услуг) или же в день оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Не редко возникает ситуация, когда поставщик отгружает продукцию, а покупатель за нее не расплачивается, то есть возникает дебиторская задолженность. В России, по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой, управление дебиторской задолженностью сведено к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей. Осуществляя предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, участники имущественного оборота предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике, особенно с переходом на рыночные отношения и спада производства, нередко, а точнее постоянно, возникают ситуации, когда по тем или иным причинам организация не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние организаций, а иногда приводит и к банкротству. Являясь частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход организации.

В случае если покупатель так и не произведет оплату, тогда через определенное время продавец должен списать его задолженность на забалансовый счет 007«Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» и в течение пяти лет наблюдать за финансовым состоянием и появлением возможности ее взыскания. При этом дебиторская задолженность должна списываться, когда истечет срок исковой давности. Это установлено пунктом 77 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98г. 34н (в ред. от 26.03.2007 №26н) (6). Согласно статье 195 Гражданского кодекса РФ (1), исковая давность – это период времени, в течение которого можно предъявить иск должнику из-за того, что он не выполнил свои обязательства по договору (например, не оплатил приобретенную продукцию). Общий срок исковой давности три года. Отсчет срока начинается после того, как прошел период, установленный договором для исполнения обязательства. Статьей 203 Гражданского кодекса РФ установлено, что срок исковой давности может прерываться, а после перерыва он отсчитывается заново (например, в случае, когда должник признает долг или частично оплатил задолженность, или кредитор подал иск в суд или др.). Таким образом, срок исковой давности можно продлевать на неопределенный период времени. Для этого нужно, чтобы должник хотя бы один раз в три года признавал свой долг.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (14) обязывает организации проводить инвентаризацию дебиторской задолженности и списывать те долги, по которым срок исковой давности истек. Любая инвентаризация сопровождается составлением соответствующих документов, в частности необходимо составить акт инвентаризации расчетов. В.М. Богаченко (19,с.190) отмечает, что акт должны применять все организации для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. В результате инвентаризации на конец года по всем расчетным счетам должны оставаться согласованные суммы задолженности. Все разногласия между сторонами по поводу фактической суммы дебиторской и кредиторской задолженности решаются при взаимной сверке задолженности путем выверки расчетов. Если согласие не будет достигнуто, то заинтересованная сторона (кредитор) может передать материалы для разрешения спора в суд. При отсутствии акта, бухгалтерская отчетность организации не может быть признана достоверной. Акт могут потребовать налоговые органы при проведении документальных проверок. Его отсутствие может быть истолковано как неисполнение требований нормативных актов по бухгалтерскому учету об обязательном проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности.

Для отражения данных инвентаризации используется унифицированная форма №ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии. В дополнение к этому акту составляется справка (приложение к форме №ИНВ-17), где расшифровываются суммы дебиторской задолженности с указанием дебитора, срока возникновения долга, основания возникновения задолженности. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.

Акт составляет постоянно действующая инвентаризационная комиссия. По окончании инвентаризации комиссия производит подсчет итогов по строкам, страницам и в целом по акту инвентаризации, после чего акт заверяется подписями председателя и членов комиссии. Один экземпляр заполненного и подписанного акта передается в бухгалтерию. Акт передается в архив после составления годовой отчетности и хранится не менее пяти лет. В случае возникновения разногласий, следственных и судебных дел акт должен сохраняться до вынесения окончательного решения.

После проведения инвентаризации и выявления сумм дебиторской задолженности бухгалтерия имеет основание для ее списания. Наиболее полную картину учета списания предлагает И.В. Гуленина(22): На каждое обязательство, которое списывается, бухгалтер должен составить письменное обоснование, а руководитель издает приказ. Автор обращает внимание, что списанная дебиторская задолженность не аннулируется. Ее сумма учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет. Ведь если имущественное положение должника изменится, организации, возможно, удастся взыскать задолженность.

Списание дебиторской задолженности может отражаться в учете двумя способами, в зависимости от того, создает организация резерв сомнительных долгов или нет. В первом случае списанная задолженность относится на убытки. В учете это оформляется следующими проводками:

Дт сч. 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы»

Кт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - списана сумма дебиторской задолженности (включая налог на добавленную стоимость);

Дт сч. 007 – учтена сумма списанной дебиторской задолженности.

В пункте 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (9) сказано, что убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, относятся на прочие расходы и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

И.В. Гуленина поясняет, что резерв сомнительных долгов позволяет организации заранее уменьшить свою прибыль на сумму просроченной дебиторской задолженности, еще не списав ее. Проведя инвентаризацию обязательств, организация выявляет задолженность, не погашенную в срок и не обеспеченную гарантиями (залогом, поручительством, банковской гарантией). Такая задолженность считается сомнительной, и на ее сумму может быть создан резерв. Согласно Плану счетов (5) для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен пассивный счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Использовать резерв сомнительных долгов можно только для того, чтобы погасить задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дт сч. 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы»

Кт сч.63 «Резервы по сомнительным долгам» - начислен резерв сомнительных долгов;

Дт сч. 63 кт. Сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - списана за счет резерва дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

Дт 007 – учтена за балансом сумма списанной дебиторской задолженности.

В дальнейшем, если покупатель погасит задолженность, уже списанную с баланса кредитора, в учете нужно будет сделать следующие проводки:

Дт сч.51 «Расчетные счета» Кт сч. 91 субсчет «Прочие доходы» - поступили денежные средства в погашение задолженности;

Кт 007 – списана с забалансового счета сумма погашенной задолженности.

Пунктом 70 «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ» (6) определено, что если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, он не будет полностью использован, то бухгалтер, составляя баланс на конец года, должен списать неизрасходованную сумму на прибыль. Выявить неизрасходованные суммы резерва можно во время инвентаризации.

Как указывает Е.П. Козлова (28, с497) присоединение неиспользованных резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.

Анализ расчетов с покупателями и заказчиками рассматривается через анализ дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность, в отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые достаточно статичны, не мо­гут быть резко изменены, поскольку в значительной степени определя­ются сутью технологического процесса, дебиторская задолженность пред­ставляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в от­ношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она невыгодна предприятию, с очевидностью напрашивает­ся вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически деби­торская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: а) предоплата, б) оплата за наличный расчет, в) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общеприня­той системы расчетов.

По мнению В.В. Ковалева (26,с.452), аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению де­биторской задолженностью, входят в систему внутрифирменного фи­нансового анализа и управленческого контроля. Они не формализо­ваны, а их основное содержание - контроль за своевременностью оплаты счетов. Что касается внешнего анализа, то он может быть сведен к оценке:

- динамики дебиторской задолженности по сумме и удельному весу (в частности, устойчивый рост доли задолженности в активах организации чаще всего рассматривается как негативная тенденция);

- сравнительных темпов изменения дебиторской задолженности и вы­ручки от реализации (наиболее оптимально следующее соотношение: темп роста продаж опережает темп роста дебиторской задолженности);

- показателей оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую за­долженность (ускорение оборачиваемости свидетельствует о вовлечении в хозяйственный оборот высвобожденных денежных средств);

- наличия, динамики и удельного веса просроченной дебиторской за­долженности (сведения о просроченных долгах, наиболее значимых деби­торах и динамике резерва по сомнительным долгам могут приводиться в отчетной форме «Приложение к балансу»).

Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и в разрезе статей с последующим анализом качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики абсолютного и относительного размера неоправданной (сомнительной) задолженности. К неоправданной задолженности относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности самой организации- кредитора и ослабляет ликвидность баланса. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о нерациональной политике организации по представлению отсрочки в расчетах с покупателями.

Информация о дебиторской задолженности отражается в бухгалтерском балансе в разделе №2 «Оборотные активы» по строкам 230-246. И.А. Сысоева (47,с 18) поясняет, что дебиторская задолженность должна быть отражена вся, независимо от контрагентов, по расчетам с которыми она возникла. По строке 230 баланса отражается дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (долгосрочная дебиторская задолженность). По строке 240 показывается задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (краткосрочная дебиторская задолженность). В справке к бухгалтерскому балансу о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах отражается сальдо на начало и конец отчетного периода по счету 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Более подробная информация о дебиторской задолженности отражается в приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5) по строкам 530-552.

Анализ дебиторской задолженности включается в пояснительную записку к бухгалтерскому балансу отдельным блоком в раздел, отражающий порядок расчета и анализа важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.43 (0.016 с.)