Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Товаров, возвращенных покупателямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда товар не соответствует качеству, покупатель предъявляет поставщику определенные требования. При условии, что обнаруженные недостатки устранимы, таковыми (требованиями) могут быть: безвозмездное устранение недостатков товара в разумный срок, либо соразмерное уменьшение стоимости покупки, либо возмещение собственных расходов на устранение недостатков (ст. 475 ГК РФ). При необходимости ремонта, уценки или замены крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов доставку товара от потребителя и обратно должен выполнить продавец. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем, но с последующим возмещением продавцом расходов по доставке. В противном случае (при невозможности устранения недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи (в полной сумме или частично, в зависимости от количества бракованной поставки) и потребовать возврата денег. Порядок возврата товаров, приобретенных по договору розничной купли-продажи, регламентируется гл. 30 ГК РФ и Законом РФ от 09.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон). Однако есть товары, которые не подлежат возврату. Их Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. К таким товарам относят парфюмерию, текстиль, ювелирные изделия, автомобили и др. Для товаров, которые не попадают в этот перечень, законодательством предусмотрены следующие случаи их возврата: - продавец не предоставил покупателю возможность получить полную и достоверную информацию о приобретаемом товаре при его продаже (п. 3 ст. 495 ГК РФ, ст. 12 Закона); - покупателю продан товар ненадлежащего качества при приобретении товаров надлежащего качества (п. 3 ст. 503 ГК РФ, ст. 18 Закона); - приобретенный товар не подошел покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 Закона); - недостаток товара обнаружен в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не предусмотрены законом или договором. Кроме этого, требование о безвозмездном устранении недостатков может быть заявлено и в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении двух лет, но в пределах срока службы или в течение 10 лет, если срок службы не установлен. Но это правило относится только к существенным недостаткам. Под существенным недостатком товара согласно Закону понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки. Если покупатель обратился к продавцу с соответствующим требованием, то продавец обязан принять некачественный товар и при необходимости провести проверку его качества, в которой может принять участие и сам потребитель. В подобных случаях на продавца возлагается обязанность принять проданный товар обратно и вернуть деньги покупателю. При возникновении спора о причинах недостатков продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет, заключение которой может быть оспорено потребителем в суде. Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, то потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. При этом необходимо обратить внимание на то, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Документальное оформление и учет операций по возврату товаров регламентируются Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-8.Товары, на которые установлены гарантийные сроки и невыдержавшие их, обмениваются на новые изделия той же марки, либо такие же изделия другой марки с соответствующим перерасчетом, либо покупателю возвращается уплаченная им сумма. Обмен или прием недоброкачественных товаров производится на основании заявления покупателя. Прием недоброкачественных товаров оформляется накладной в двух экземплярах, один - материально ответственному лицу, который прикладывает его к товарному отчету, второй остается у покупателя и служит основанием для обмена товара или получения денег. Учет безвозмездного устранения недостатков
При признании претензии потребителя обоснованной недостатки должны быть устранены продавцом незамедлительно, если иной срок не определен соглашением сторон в письменном виде. Кроме того, в отношении товаров длительного пользования, потребитель вправе потребовать на период ремонта безвозмездного предоставления аналогичного товара, который должен быть доставлен ему в трехдневный срок за счет продавца. Расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, в том числе расходы по устранению выявленных после ее реализации недостатков, на основании п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 являются расходами по обычным видам деятельности. Товар, полученный для устранения недостатков, подлежит учету у организации-продавца на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Пример. Покупатель приобрел в ООО "Макс" домашний кинотеатр стоимостью 30 000 руб. с поврежденной колонкой и затем обратился к продавцу с требованием о безвозмездном устранении данного недостатка. Продавцом было принято решение устранить недостаток самостоятельно. Стоимость материалов, использованных для устранения недостатка, составила 1 000 руб. и заработная плата работника составила 1 500 руб. В бухгалтерском учете ООО "Макс" будут сделаны следующие проводки:
Однако организации розничной торговли самостоятельно устраняют недостатки товара нечасто. Как правило, приняв от покупателя некачественный товар, они направляют его изготовителю или уполномоченной организации (подобное условие целесообразно оговорить в договоре поставки). В этом случае затраты, связанные с устранением недостатков, в учете организации розничной торговли не формируются, а движение товара отражается с использованием счета 002.
Соразмерное уменьшение покупной цены
Данное требование также должно быть удовлетворено в десятидневный срок со дня его предъявления. Размер уменьшения цены определяется по соглашению сторон. При этом в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены (п. 3 ст. 24 Закона). В соответствии с п. 6.4 ПБУ 9/99 <7> в случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. В связи с этим продавцу необходимо скорректировать выручку от продажи на сумму уменьшения договорной цены. Корректировка выручки и налоговых обязательств отражается в бухгалтерском учете соответствующими сторнировочными записями. Пример. ООО "Бытовая техника" приобрело для перепродажи фен стоимостью 1500 руб., в том числе НДС - 229 руб. Фен был приобретен покупательницей за 2300 руб., в том числе НДС - 351 руб. На следующий день она обнаружила, что у фена нет крепления для подвешивания, предусмотренного инструкцией по использованию. Покупательница обратилась к продавцу с требованием об уменьшении цены фена и возврате ей разницы в цене. Стороны договорились об уменьшении цены на 200 руб., которые были выплачены покупательнице. Товары в организации учитываются на счете 41 по продажной стоимости. В бухгалтерском учете ООО "Бытовая техника" будут сделаны следующие проводки:
Однако если требование потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены удовлетворяется в следующем отчетном году, то соответствующая сумма расходов подлежит отражению по дебету счета 91, а сторнирование выручки не производится. Изменение цены, подтвержденное документально, позволяет скорректировать налоговую базу по НДС и налогу на прибыль. При реализации товара и изменении цены на него в разных налоговых периодах продавцу следует подать уточненные налоговые декларации согласно п. 1 ст. 81 НК РФ.
Замена товара
При обнаружении недостатков потребитель вправе потребовать замены товара как на товар аналогичной марки (модели, артикула), так и на такой же товар другой марки (модели, артикула). Замена товара должна производиться в семидневный срок со дня предъявления требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества товара - в течение 20 дней. Если на момент предъявления требования о замене необходимый товар у продавца отсутствует, то замена товара производится в течение месяца. В этом случае потребителю по его требованию должен быть предоставлен безвозмездно (с доставкой) на период замены аналогичный товар длительного пользования. Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров данное требование удовлетворяется в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы. Однако в отношении технически сложных товаров, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 N 575, требование о замене подлежит удовлетворению только в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Аналогичный подход установлен и в отношении дорогостоящих товаров. Однако критериев отнесения товаров к дорогостоящим законодательство не содержит. При возникновении спора между продавцом и потребителем вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Если продавец заменил некачественный товар на товар аналогичной марки, то цена товара не пересчитывается, следовательно, вопросов об отражении данной операции в бухгалтерском учете не возникнет. Операцию по замене возвращенного покупателем товара на качественный товар такой же стоимости можно отразить на соответствующих субсчетах счета 41 "Товары", например, по дебету субсчета "Товары ненадлежащего качества" и кредиту субсчета "Товары в розничной торговле". Однако при замене товара ненадлежащего качества товаром другой марки или модели может возникнуть разница в их стоимости, которая либо доплачивается покупателем, либо возвращается ему. При оформлении и учете операций по приему и обмену некачественных товаров необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. Письмом Роскомторга России от 10.07.1996 N 1-794/32-5. Так, прием товаров от покупателей оформляется накладной в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар (п. 10.3 Методических рекомендаций). В случае передачи покупателю взамен некачественной покупки более дешевого товара необходимо скорректировать операцию реализации. Пример. Потребитель приобрел в магазине "Одежда" костюм стоимостью 8200 руб., в том числе НДС - 1251 руб. (покупная стоимость костюма составила 6000 руб.). На следующий день покупатель обнаружил брак и вернул костюм в магазин с требованием о замене. Магазин находится на общем режиме налогообложения и ведет учет на счете 41 по продажным ценам. По соглашению с покупателем была произведена замена на костюм другой марки. Вариант А. Цена нового костюма - 6000 руб., в том числе НДС - 915 руб. (покупная стоимость - 4000 руб). Вариант Б. Цена нового костюма - 10 000 руб., в том числе НДС - 1525 руб. (покупная стоимость - 7000 руб.). В бухгалтерском учете магазина будут сделаны следующие проводки:
Если организация торговли ведет учет по покупным ценам, то применение данной схемы корреспонденции становится невозможным. Поэтому операции по обмену некачественного товара отражаются таким образом: полностью сторнировать реализацию некачественного товара и на момент обмена показать реализацию другого товара.
Пример 6. Воспользуемся условиями примера 5, предположив, что учет на счете 41 ведется по покупным ценам. В бухгалтерском учете магазина будут сделаны следующие проводки:
┌────────────────────────────────────────┬──────┬──────┬─────────┐ │ Содержание операции │ Дебет│Кредит│ Сумма, │ │ │ │ │ руб. │ ├────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴─────────┤ │ На момент реализации костюма │ ├────────────────────────────────────────┬──────┬──────┬─────────┤ │Отражена выручка за проданный костюм │ 50 │ 90-1 │ 8 200 │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Списана себестоимость проданного костюма│ 90-2 │ 41 │ 6 000 │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Начислен НДС по реализованному товару │ 90-3 │ 68 │ 1 251 │ ├────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴─────────┤ │ На момент замены костюма │ ├────────────────────────────────────────┬──────┬──────┬─────────┤ │Сторно │ 76- │ 90-1 │ (8 200)│ │Выручка от реализации уменьшена на│Потр. │ │ │ │стоимость некачественного товара │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Сторно │ │ │ │ │Отражена себестоимость возвращенного│ 90-2 │ 41 │ (6 000)│ │костюма │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Сторно │ │ │ │ │Отражена сумма НДС по возвращенному │ 90-3 │ 68 │ (1 251)│ │товару │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴─────────┤ │ Вариант А │ ├────────────────────────────────────────┬──────┬──────┬─────────┤ │Отражена реализация переданного в обмен │ 76- │ 90-1 │ 6 000 │ │костюма │ Потр.│ │ │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Списана себестоимость проданного │ 90-2 │ 41 │ 4 000 │ │костюма │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Начислен НДС по реализованному товару │ 90-3 │ 68 │ 915 │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Покупателю возвращена разница в │ 76- │ 50 │ 2 200 │ │стоимости костюмов (8200 - 6000) руб. │Потр. │ │ │ ├────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴─────────┤ │ Вариант Б │ ├────────────────────────────────────────┬──────┬──────┬─────────┤ │Отражена реализация переданного в обмен │ 76- │ 90-1 │ 10 000 │ │костюма │ Потр │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Списана себестоимость проданного костюма│ 90-2 │ 41 │ 7 000 │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Начислен НДС по реализованному товару │ 90-3 │ 68 │ 1 525 │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Отражена доплата в кассу, произведенная│ 50 │ 76- │ 1 800 │ │покупателем (10 000 - 8200) руб. │ │ Потр │ │ └────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴─────────┘
В налоговом учете необходимо скорректировать доход от реализации и соответствующий ей расход на суммы выручки и расходов по возвращенной продукции. На это указано, в частности, в Письме УФНС России по г. Санкт-Петербургу от 24.03.2006 N 02-06/07199: при поставке товара ненадлежащего качества и его возврате не происходит его реализации. В связи с этим нет оснований для отражения налогоплательщиком в составе доходов выручки от реализации бракованной продукции и нет оснований для отражения ее стоимости в составе расходов. Причем если реализация и возврат продукции произведены в разных налоговых периодах, то налогоплательщик должен подать уточненную декларацию за тот период, в котором была отражена реализация бракованной продукции. Суммы НДС, уплаченные в бюджет при реализации товаров, возвращенных покупателем, подлежат вычету на основании п. 5 ст. 171 НК РФ после отражения в учете операций по корректировке, но не позднее одного года с момента возврата (п. 4 ст. 172 НК РФ). После возврата некачественного товара покупателем магазин, в свою очередь, вправе вернуть данный товар поставщику и потребовать уплаченную за него денежную сумму. Суммы НДС по возвращаемым поставщику товарам, ранее предъявленные к вычету, необходимо восстановить.
Пример 7. Обратимся к условиям примера 5, предположив, что магазин предъявил претензию к поставщику, которая была удовлетворена. В бухгалтерском учете магазина необходимо составить следующие проводки:
┌────────────────────────────────────────┬──────┬──────┬─────────┐ │ Содержание операции │ Дебет│Кредит│ Сумма, │ │ │ │ │ руб. │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Восстановлена сумма НДС │ 19 │ 68 │ 1080 │ │(6000 руб. х 18%) │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Сумма восстановленного НДС включена │ 41 │ 19 │ 1080 │ │в стоимость костюма │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Сторно │ │ │ │ │Отражена торговая наценка │ 41 │ 42 │ (2200) │ │по некачественному костюму │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Стоимость некачественного костюма │ 76-2 │ 41 │ 7080 │ │списана на расчеты с поставщиком │ │ │ │ │в претензионном порядке │ │ │ │ ├────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────────┤ │Получены денежные средства │ 51 │ 76-2 │ 7080 │ │от поставщика по претензии │ │ │ │ └────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴─────────┘ Возврат товара в день покупки
Если товар возвращается в тот же день, то есть до снятия Z-отчета по кассе, то продавцу необходимо: - забрать у клиента кассовый чек и подписать его у заведующего; - составить акт о возврате денег по форме КМ-3; - выписать накладную на возвращаемый товар; - вернуть деньги. Подписанный заведующим чек предъявляется в операционную кассу, и покупателю возвращаются деньги. Полученный от покупателя чек прикладывается к акту (форма КМ-3) и сдается в бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возвращенным покупателями и неиспользованным кассовым чекам, отражаются в журнале кассира-операциониста в графе 15. На эти суммы уменьшается сумма выручки за данный день. Так как возврат товара производится в день его продажи, то никаких проводок, отражающих возврат товара, в бухгалтерском учете делать не нужно (в учете уже изначально не отражается факт реализации возвращенного товара).
Возврат товара позже дня покупки
В этом случае порядок действий такой: - покупатель составляет заявление, к нему прикладывает кассовый или товарный чек; - продавец выписывает накладную на возвращаемый товар в двух экземплярах; - продавец выдает покупателю деньги и составляет расходный кассовый ордер; - продавец вносит исправления в бухгалтерский учет.
После внесения корректирующих записей в бухгалтерский учет покупатель имеет право принять НДС, ранее уплаченный продавцом в бюджет по отгруженному товару, к вычету согласно п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ. Указанный вычет производится не позднее одного года с момента возврата товара. Отражение в книге покупок поставщика производится на основании составленной бухгалтерской справки.
Возврат товара в другом году
В случае когда товар был продан, например, в декабре 2006 г., а возвращен в январе 2007 г., корректировочные записи необходимо отразить на счете 91, так как на счете 90 "Продажи" отражают только операции отчетного периода. При этом продавцу нужно будет подать уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС за соответствующий период 2006 г.
Корреспонденция счетов по учету недоброкачественных товаров, возвращенных покупателями
Учет стеклянной посуды
Оприходование стеклопосуды, поступившей под товарами, производится на основании сопроводительных документов поставщиков. Поступающая в торговые организации стеклопосуда под товарами иногда может быть включена в стоимость товаров, в основном импортных. Она после продажи товаров населению не подлежит приему магазинами. Но в основном стоимость стеклопосуды (залоговая) выделяется в сопроводительных документов поставщиков отдельной строкой. Население, купив товар в такой стеклопосуде, имеет право после освобождения сдать ее обратно в магазин и получить залоговую стоимость. Бухгалтерский учет стеклопосуды осуществляется по залоговой стоимости. В розничных предприятиях учет стеклопосуды под товаром и порожней учитывается в суммовом выражении на счете 41-2. Оплата принятой от населения стеклопосуды осуществляется специальными лицами, выделенными для приема посуды, которым на эти цели выдаются под отчет денежные суммы. На выданные суммы составляется запись: Д-т 71 К-т 50
На принятую приемщиками от населения порожнюю стеклопосуду выписывается накладная, на основании которой составляется проводка: Д-т 41 К-т 71
Сдача порожней стеклопосуды поставщикам оформляется накладной в двух экземплярах. При учете розничного товарооборота в
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.01 с.) |