Характеристика товарных документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика товарных документов



 

Поступлению и продаже товаров в торговле предшествует процесс заключения договоров купли-продажи. По договору купли – продажи в соответствии со ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации одна сторона обязуется передать товар в собственность другой стороне, которая обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

Договор выполняет следующие функции:

- юридически закрепляет отношения между сторонами договора, придавая им характер обязательств, выполнение которых оговорено в законе;

- определяет порядок и способы их исполнения;

- предусматривает способы защиты обязательств от их неисполнения сторонами договора.

Срок исполнения договора продавцом устанавливается в самом договоре. Если такой срок не установлен, то обязательство по договору должно быть исполнено в разумный срок.

Аспекты хозяйственных отношений, не затронутые в договоре, регламентируются действующим законодательством.

В соответствии со ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается выполненной в момент:

- вручение товара покупателю, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (в этом случае прием товара производится на складе покупателя);

- предоставление товара в распоряжение покупателя в месте нахождения товара (прием производится покупателем на складе поставщика).

Согласно п.2 ст. 458 ГК РФ установлено, что в случае, когда из договора купли продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца считается выполненной в момент сдачи товара перевозчику или отделению связи. В данном случае приемка товара производится на станции железной дороги, пристани или в аэропорту.

Поставка отражается в оперативном учете по товарным документам. Оперативный учет выполнения договоров поставки ведут обычно работники торгового отдела (главный бухгалтер - на малых предприятиях). Данные оперативного учета используются для получения сведений о выполнении хода договоров о поставках товаров. Учет ведется в специальном журнале.

Постоянно ведется работа по сопоставлению фактических объемов поставки со сроками, указанными в договорах.

На основании данных оперативного учета и предъявленных претензий поставщики за недогруз и просрочку поставки товаров должны перечислить неустойку в установленных договором размерах.

Для правильного учета поступивший товар должен быть оформлен документами. Государственным комитетом по статистике утверждены унифицированные формы первичной документации по учету торговых операций (общие, при продаже товаров в кредит, в комиссионной торговле), а также документы по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники. В табл. 3.1 указаны основные формы общих первичных учетных документов по торговым операциям. В розничной торговле основным документом, подтверждающим факт купли-продажи товара является чек, полученный с применением контрольно-кассовой техники.

Таблица 3.1

Первичные документы учета торговых операций (общие)

 

Хозяйственная Документ
операция наименование код
     
1.Поступление товаров 1.1. Акт о приемке товаров ТОРГ-1
  1.2. Приходный групповой отвес ТОРГ-17
  1.3. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей ТОРГ-2
  1.4. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров ТОРГ-3
  1.5. Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика ТОРГ-4
  1.6. Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика ТОРГ-5
  1.7. Акт о завесе тары ТОРГ-6
  1.8. Журнал регистрации товарно- материальных ценностей, требующих завеса тары ТОРГ-7
  1.9.Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары ТОРГ-13
  1.10.Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) ТОРГ-14
  1.11.Сопроводительные документы поставщика    
  · Спецификация ТОРГ-10  
  · Сертификат -  
  · Паспорт качества и др. -  
2.Выбытие товаров 2.1. Заказ - отборочный лист ТОРГ-8
  2.2. Заказ ТОРГ-26
  2.3. Упаковочный ярлык ТОРГ-9
  2.4. Спецификация ТОРГ-10
  2.5. Товарная накладная ТОРГ-12
  2.6. Расходный отвес (спецификация) ТОРГ-19
  2.7. Журнал учета выполнения заказов покупателей ТОРГ-27
  2.8. Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей ТОРГ-15
  2.9. Акт о списании товаров ТОРГ-16
  2.10.Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары ТОРГ-13
  2.11.Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) ТОРГ-14
3.Инвентаризация и проверки 3.1. Инвентаризационный ярлык ТОРГ-2
  3.2.Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей ИНВ-3
  3.3. Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных ИНВ-4
  3.4.Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение ИНВ-5
  3.5. Акт инвентаризации товарно – материальных ценностей, находящихся в пути   ИНВ-6
  3.6. Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц ТОРГ-22  
  3.7. Акт о перемеривании тканей ТОРГ-24  
4.Прочие товарные операции 4.1.Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров ТОРГ-20  
  4.2. Акт о переборке (сортировке) плодоовощной продукции ТОРГ-21  
  4.3. Акт об уценке лоскута ТОРГ-25  
5. Расчетные документы 5.1.Платежное требование    
  5.2.Счет    
  5.3.Товарно-транспортная накладная Т-1  
  5.4.Железнодорожная накладная ГУ-27  
  5.5.Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере    
  5.6.Счет-фактура    
           

 

К общим документам учета торговых операций наряду с указанными в табл. 3.1 относятся такие первичные учетные документы, как:

· Товарный ярлык (ТОРГ-11);

· Журнал учета движения товаров на складе (ТОРГ-18);

· Сопроводительный реестр сдачи документов (ТОРГ-31),

а также документы, исполняющие функции аналитического учета:

· Карточка количественно - стоимостного учета (ТОРГ-28);

· Товарный отчет (ТОРГ-29);

· Отчет по таре (ТОРГ-30);

· Товарный журнал работника мелкорозничной торговли (ТОРГ-23).

Акт о приемке товаров (ф. № ТОРГ-1) применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора.

 

Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации. При заполнении строки "Сертификат" (документа, удостоверяющего качество товара в соответствии с принятыми стандартами) обязательно указывается его номер, наименование органа регистрации, выдавшего этот документ, и срок его действия. По строке "Способ доставки" указывается вид транспортного средства, доставившего товар (в вагоне, составе, автофургоне, рефрижераторе, на судне и т.д.). Приемка товара производится по фактическому наличию. Количество составляемых актов и комплектность документов определяется фактической ситуацией

 

При приемке товара плодоовощными базами, складами, холодильниками применяется Приходный групповой отвес (ф. № ТОРГ-17).

При составлении акта в обязательном порядке указывается в каком состоянии прибыл товар. Данные о состоянии товара, подтверждаются подписями представителя транспортной организации, поставщика, грузополучателя. Составляется в трех экземплярах: один экземпляр передается в бухгалтерию плодоовощной базы, склада, холодильника, второй весовщику (железной дороги, водного транспорта, или лицу, сопровождающему груз, третий остается у материально-ответственного лица. В случае необходимости предъявления поставщику претензии приходные групповые отвесы составляются в четырех экземплярах.

Акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-2), импортных товаров (ф. № ТОРГ-3) являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику при наличии расхождений фактически поступивших грузов с данными сопроводительных документов поставщика.

 

Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи. Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации - получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. При приемке товарно - материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета - фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз. Акт по ф. № ТОРГ-2 составляется в четырех экземплярах, по ф. № ТОРГ-3 - в пяти экземплярах

 

Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (ф. № ТОРГ-4) – применяется для оформления неотфактурованных поставок. Составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. В прил. 3.3 представлен названный акт; товар покупателю поступил согласно железнодорожной накладной, счет-фактура на товар выслана почтой. Товар, поступивший без счета поставщика, принимается к учету по средней цене, сложившейся в организации покупателя на аналогичный товар.

 

Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (ф. № ТОРГ-5, см. прил. 3.4 ) применяется для оформления тары и упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров в том случае, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика, и их стоимость включена в цену товара. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица.

Акт о завесе тары (ф. № ТОРГ-6) применяется для оформления приемки и списания завеса тары. Составляется в одном экземпляре членами комиссии с участием представителя заинтересованной организации и передается материально ответственным лицом с товарным отчетом в бухгалтерию организации. В случае, если масса тары превышает массу, указанную в сопроводительных документах поставщика, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр вместе с рекламацией направляется поставщику для возмещения. Для учета тары, требующей завеса, а также записи сведений о произведенном завесе тары используется Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары (ф. № ТОРГ-7). Форма акта о завесе тары и указанного журнала представлена в прил. 3.5 и 3.6.

Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ТОРГ-13) применяется для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениям или материально ответственными лицами. К примеру, согласно накладной на внутреннее перемещение, приведенной в прил. 3.7, поступивший на материальный склад организации, передается на склад магазина.

 

Накладнаясоставляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр - принимающему подразделению для оприходования ценностей. Заполненный документ подписывается материально ответственными лицами сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей

 

Расходно - приходная накладная (для мелкорозничной торговли) (ТОРГ-14) применяется для оформления отпуска товаров на лотки, продавцам с тележек, разносов и т.п., на которые не составляются товарные отчеты.

 

Накладнаявыписывается в двух экземплярах материально ответственным лицом, отпускающим товар. Один экземпляр передается продавцу товара, а второй экземпляр остается в организации (магазине, базе, складе). По окончании рабочего дня производят запись в накладной о сдаче продавцом выручки за проданные товары в кассу организации и остатка непроданных товаров. В случае, если продавец не может возвратить непроданные товары, в накладной производится запись остатков

 

Заказ – отборочный лист (ф. № ТОРГ-8) применяется на оптовых базах (складах) для отбора товара, тары; на основании данных этого документа заполняется товарно - транспортная накладная. Для оформления продажи товаров по предварительным заказам на конкретные дату и время с доставкой либо без доставки по указанному адресу используется Заказ (ф. № ТОРГ-26). Для учета выполнения заказов покупателей используется одноименный Журнал (ф. № ТОРГ-27). В журнале регистрируются принятые заказы по номерам, датам и времени исполнения, а также получение заказа отборщиком и возврата им исполненных заказов.

 

При упаковке товара выписываются Упаковочный ярлык (ф. № ТОРГ-9) либо Спецификация (ф. № ТОРГ-10). При отпуске всех видов товаров как приложение к товарно - транспортной накладной применяется Расходный отвес (спецификация) (ф. № ТОРГ-19).

 

Упаковочный ярлык применяется при упаковке товара. Выписывается работником организации на каждое отдельное место (ящик, тюк и т.п.), подписывается материально ответственными лицами и упаковщиком. Спецификацияприменяется в том случае, когда отфактурованная партия товара упаковывается в ящики, бочки и т.п. Выписывается материально ответственным лицом склада (кладовой). В спецификации перечисляется каждое отдельное место с товаром и проставляется его масса. Масса тары проставляется отдельно. Расходный отвес (спецификация) составляется в двух экземплярах сотрудниками базы (склада), первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - представителю грузополучателя.

Товарная накладная (ф. № ТОРГ-12) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, второй - передается сторонней организации. Форма товарной накладной аналогична Акту о приемке товаров (ТОРГ-1).

Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-15) применяется для оформления возникающего по тем или иным причинам боя, порчи, лома товарно-материальных ценностей, подлежащих уценке или списанию, а для списания указанных ценностей, а также не подлежащих продаже по причине потери качества используется Акт о списании товаров (ТОРГ-16).

 

Акт по ф. № ТОРГ-15 составляется и подписывается членами комиссии с участием представителя администрации организации, материально ответственного лица или, при необходимости, представителя санитарного надзора. Акт утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица. Акт по ф. № ТОРГ-16 составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица.

 

Акт о списании товаров (ТОРГ-16 а ) применяется при оформлении, возникающей по тем или иным причинам порче, потери качества товаров, не подлежащих продаже.

Составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица. В случае необходимости акт составляется с участием представителей санитарного или иного надзора.

 

Товарный ярлык (ф. № ТОРГ-11) применяется для учета товарно- материальных ценностей в местах хранения товара.

 

Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их нахождения. Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей

 

Журнал учета движения товаров на складе (ТОРГ-18, см. прил. 3.11 ) применяется для учета движения и остатков товаров и тары на складе (в кладовой). Ведется материально ответственным лицом по наименованиям, сортам, количеству и цене. Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или накопительных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день.

 

Для регистрации приходных и расходных документов и их передачи со склада в бухгалтерию применяется Сопроводительный реестр сдачи документов (ф. № ТОРГ-31). Реестр составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом на приходные и расходные документы по операциям за отчетный период. Первый экземпляр с приложенными к нему документами под расписку передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица.

Приведенные ниже документы выполняют роль регистров аналитического учета.

Карточка количественно - стоимостного учета (ТОРГ-28, см. прил. 3.12 ) применяется в организациях торговли (на складах, базах) для аналитического учета товаров. Карточка ведется отдельно на каждое наименование, сорт товара, однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться объединенно в одной карточке. Записи в карточке производятся на основании приходных и расходных документов.

 

Товарный отчет (ф. № ТОРГ-29, см. прил. 3.13 ) и Отчет о таре (ф. ТОРГ-30) применяются для учета товарных операций в организациях торговли за отчетный период, как правило, при сальдовом методе учета товаров. Документы составляются в двух экземплярах материально ответственным лицом с указанием номера, даты документов на поступление и выбытие товаров и тары, подписывается бухгалтером и материально ответственным лицом и утверждаются руководителем организации.

Товарный журнал работника мелкорозничной торговли (ф. № ТОРГ-23) применяется для отпуска товаров в мелкорозничную сеть, выдается торговой или иной компетентной организацией работникам мелкорозничной торговли (киосков, ларьков и т.п.).

 

Журнал ведется в одном экземпляре и находится на руках у работника мелкорозничной торговли. Отпуск товаров указанным работникам оформляется выпиской расходных накладных. Данные об отпуске товаров и получении выручки заносятся в журнал по совершении операции на основании приходно-расходных документов с определением каждый раз нового остатка товаров. Записи в журнале производятся и подписываются ответственными лицами, которые отпускают товары, а также принимают выручку (в случае, если выручка не сдается в кассу)

 

Формы документов по инвентаризации имущества (ИНВ-3 – ИНВ-6), используемые при проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и использования рассмотрены в теме «Бухгалтерский учет материалов». Наряду с указанными документами в торговых организациях применяются:

· Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц (ф. № ТОРГ-22);

· Акт о перемеривании тканей (ф. № ТОРГ-24).

Первый документ составляется в одном экземпляре членами комиссии с участием специалиста по контролю за качеством и прикладывается к приемному акту. При необходимости выдачи акта поставщику он составляется в двух экземплярах.

Второй документ применяется в магазинах для учета излишков (недостач) при перемеривании тканей по группам до выпуска в продажу. Перемеривание производится членами комиссии в составе товароведа, представителя общественности и материально ответственного лица. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии. Один экземпляр остается у материально ответственного лица, а второй - прилагается к приходным документам и передается в бухгалтерию.

Ниже приведена характеристика документов учета товарных операций, которые отнесены к группе прочих.

Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров (ф. № ТОРГ-20) п рименяется в случае обнаружения понижения качества и порчи товаров. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии на основании приказа, распоряжения руководителя организации.

 

Акт о переборке, сортировке плодоовощной продукции (ф. № ТОРГ-21) применяется на плодоовощных базах (складах) для оформления переборки, сортировки картофеля, овощей, фруктов, а также отходов, выявленных при переборке. Акт составляется в двух экземплярах сотрудником базы (склада) на основании приказа (распоряжения) руководителя на каждую культуру отдельно.

 

Акт об уценке лоскута (ф. № ТОРГ-25) применяется для оформления уценки мерного лоскута, образующегося в торговой сети при розничной продаже тканей по мере накопления лоскута. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии с участием представителя вышестоящей организации.

В комиссионной торговле используются документы:

· Перечень товаров, принятых на комиссию (КОМИС-1);

· Перечень принятых на комиссию транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и номерных узлов (агрегатов) (КОМИС-1а);

· Товарный ярлык (КОМИС-2);

· Акт об уценке (КОМИС-3);

· Справка о продаже товаров, принятых на комиссию (КОМИС-4);

· Акт о снятии товара с продажи (КОМИС-5);

· Карточка учета товаров и расчетов по договорам комиссии (КОМИС-6);

· Ведомость учета платежей, полученных за хранение непроданных товаров (КОМИС-7);

· Журнал учета приема на комиссию и продажи транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и номерных узлов (агрегатов) (КОМИС-8).

Перечень товаров, принятых на комиссию (КОМИС-1) составляется при приеме товаров на комиссию. Выписывается материально-ответственным лицом в двух экземплярах. Первый экземпляр перечня, вместе с договором комиссии, вручается комитенту, второй передается в бухгалтерию торговой организации (комиссионера).

Перечень принятых на комиссию транспортных средств (автомобилей, мотоциклов) и номерных узлов (агрегатов) (КОМИС-1а) составляется при приеме на комиссию автотранспортной техники (автомобилей, мотоциклов) и номерных узлов к ней. Выписывается материально-ответственным лицом в двух экземплярах. Первый экземпляр перечня, вместе с договором комиссии, вручается комитенту, второй передается в бухгалтерию торговой организации (комиссионера).

Товарный ярлык (КОМИС-2) выписывается при приеме товара на комиссию.

В товарном ярлыке записывается подробное наименование товара и указываются сведения, характеризующие состояние товара (новый, бывший в употреблении, степень износа, основные товарные признаки, недостатки товара). По транспортным средствам в графе «Характеристика» записывается «наименование, марка, модель транспортного средства, год выпуска, идентификационный номер, номер двигателя, шасси, кузова и цена продажи. На мелкие изделия (часы, броши и другие аналогичные изделия) прикрепляется ценник с указанием номера документа, оформляемого при приеме товара и цены. Выписывается в одном экземпляре.

Акт об уценке (КОМИС-3) оформляется при проведении уценки товаров, принятых на комиссию.

Акт составляется комиссионером (материально-ответственным лицом) в одном экземпляре, подписывается заведующим предприятия торговли (секцией) и комитентом и передается с товарным отчетном в бухгалтерию. В бухгалтерии на основании акта об уценке делается отметка об уценке товара в перечне (форма КОМИС-1 или форма КОМИС-1а), товарном ярлыке (форма КОМИС-2) или ценнике, карточке учета товаров (форма КОМИС-6) и журнале (форма КОМИС-8). При отказе комитента от уценки ему возвращается товар с возмещением комиссионеру расходов по хранению, если это предусмотрено договором.

 

Справка о продаже товаров, принятых на комиссию (КОМИС-4) выписывается по мере реализации товаров материально-ответственным лицом комиссионного магазина.

В справке указывается номер договора, наименование проданного товара, цена, количество и сумма. Справка составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр справки вместе с товарным отчетом передается в бухгалтерию и служит основание для списания с материально-ответственного лица реализованных товаров, второй остается у материально-ответственного лица и служит основанием для расчетов с комитентом. Справка подписывается материально-ответственным лицом, бухгалтером и руководителем торговой организации.

Акт о снятии товара с продажи (КОМИС-5) составляется при снятии с продажи товара, принятого на комиссию.

 

В акте указывается наименование товара, цена его реализации, определенная договором комиссии, дата и номер договора, цель снятия (возврат комитенту, ремонт, уценка). Акт составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом и вместе с товарным отчетом передается в бухгалтерию.

Карточка учета товаров и расчетов по договорам комиссии (КОМИС-6) предназначена для контроля расчетов по договорам комиссии материально-ответственным лицом. Карточка составляется в одном экземпляре и предназначена для ведения учета индивидуально по каждому товару и цене продажи. Карточки передаются для хранения в бухгалтерию.

Ведомость учета платежей, полученных за хранение непроданных товаров (КОМИС-7) предназначена для учета платежей поступивших за хранение товаров. Размеры таких платежей определяются по согласованию сторон в договоре комиссии.

 

Ведомость составляется в одном экземпляре ежедневно и подписывается руководителем, кассиром и главным бухгалтером. В конце рабочего дня итоги ведомости сверяются с итогами суммирующих счетчиков контрольно-кассовой машины, а сама ведомость вместе с приходным кассовым ордером передается в составе отчета кассира в бухгалтерию магазина.

Журнал учета приема на комиссию и продажи транспортных средств (автомобилей, мотоциклов и номерных узлов (агрегатов) (КОМИС-8) заполняется по мере поступления по договору комиссии транспортных средств. Журнал заполняется материально-ответственным лицом в одном экземпляре, в нем указывается наименовании транспортных средств, дата поступления и продажи и стоимость продажи.

 

В учете товаров, как и других видов материально-производственных запасов, используются расчетные документы, такие как платежное требование, счет, счет-фактура и др.

Все первичные товарные документы являются бланками строгой отчетности. Порядок использования бланков строгой отчетности предполагает:

- проставление порядковых номеров при получении (покупке) бланков. Бланки используются для выписки документов в двух экземплярах с одним порядковым номером;

- поступившие бланки регистрируются в книге учета бланков строгой отчетности;

- выдача бланков с распиской в книге учета бланков строгой отчетности материально-ответственным лицам, отпускающим товар в мелкорозничную сеть;

- отметка об использовании бланков в книге учета бланков строгой отчетности.

 

2. Документальное оформление приемки товаров

Со станции железной дороги

 

Основным документом, сопровождающим груз по железной дороге, является железнодорожная накладная в комплекте с дорожной ведомостью. При сдаче товаров к перевозке на станции отправления грузоотправителю передается грузовая квитанция, а станции отправления - корешок дорожной ведомости.

Товары от органов железной дороги и водного транспорта должен получать специально подготовленный работник-агент или экспедитор.

После уплаты причитающихся с него по окончательному расчету платежей и расписки в дорожной ведомости, предъявив доверенность и паспорт, экспедитор получает от станции назначения железнодорожную накладную. Затем он должен проверить исправность вагона или контейнера, целостность пломб, ясность оттисков на них, а затем в присутствии представителей железной дороги принимает товары по количеству товарных единиц, а в нужных случаях - по массе. Незатаренные грузы при приемке перевешивают, при этом выписывается специальный документ – приходный грузовой отвес (ф. № ТОРГ-17), в котором указывается состояние груза, его количество, согласно транспортным документам и по факту).

Об исправности вагона или контейнера представителем станции назначения делаются отметки в железнодорожной накладной. Если в ходе осуществления такого контроля никаких повреждений не обнаружено, то об этом также отмечается в железнодорожной накладной. В этом документе фиксируется факт выдачи груза без проверки массы. При обнаружении недостачи в пределах норм естественной убыли при перевозках станция назначения делает соответствующую запись на обороте накладной. Такая недостача возмещается, как правило, за счет покупателя и включается в состав расходов на продажу.

При неисправности вагона или контейнера, отсутствии или повреждении пломбы, неясности оттиска на ней, при повреждении, недостаче груза по количеству или массе экспедитор должен потребовать от станции назначения составления Коммерческого акта (ф. № ГУ-23) и получить его копию. Коммерческий акт - документ, являющийся юридическим основанием для предъявления претензий транспортной организации.

При отказе станции назначения составить коммерческий акт экспедитор (агент) должен принять груз с участием представителя отдела торговли органа местной исполнительной власти или железнодорожной милиции и составить Акт о результатах приемки (ф. № ТОРГ-2, ТОРГ-3). Отказ станции назначения составить коммерческий акт необходимо обжаловать в установленном порядке. В тех случаях, когда выявленные недостачи не превышают установленных норм естественной убыли при перевозках, коммерческий акт не составляется, а о недостаче делают отметку в железнодорожной накладной. Такая недостача возмещается, как правило, за счет организации-покупателя и относится к расходам на продажу.

Для доставки товара на склад покупателя экспедитор выписывает товарную накладную.

 

3. Документальное оформление приемки товаров

На складе поставщика

 

Для получения товаров на складе поставщика выписывается доверенность.

Согласно п.1 ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представления перед третьим лицом.

Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей, утвержденной Минфином СССР от 14.01.67 № 17. Доверенности выдаются лицам, с которыми заключен договор о материальной ответственности. При выдаче доверенности не материально ответственному лицу необходимо взять подписку о том, что полученные им ценности будут доставлены. Выдача доверенностей лицам, не работающим на предприятии, не допускается.

Доверенность является бланком строгой отчетности и выписывается в одном экземпляре под расписку получателя на срок не более 15 дней. Подписывают доверенность руководитель предприятия и главный бухгалтер. Подписи скрепляются печатью предприятия. Регистрацию выдачи и отметку об использовании доверенности делают на ее корешке или регистрируют в специальном журнале.

При выписке доверенностей следует иметь в виду, что перечень подлежащих получению товарно-материальных ценностей, предусмотренных на оборотной стороне доверенности, заполняется в случаях, когда в документе на отпуск, указанном на лицевой стороне, не приведены наименования и количество ценностей, подлежащих получению. Если в указанных документах приводятся наименования и количества ценностей, подлежащих получению, перечень ценностей на оборотной стороне доверенности прочеркивается.

Бухгалтер осуществляет контроль за использованием доверенностей на основании товарных документов, подтверждающих получение товара, в которых поставщик указывает номер доверенности. Материально- ответственное лицо, получившее товар, обязано не позднее следующего дня сдать в бухгалтерию документы, на основании которых бухгалтер делает отметку о получении товара. Неиспользованные доверенности возвращаются в бухгалтерию, о чем также делается отметка.

На складе поставщика товар получают, как правило, в тех случаях, когда поставщик местный. Если поставщик иногородний, то товар, как правило, принимают в тех случаях, когда необходимо проверить его качество.

Товары на складе поставщика получают по доверенности и по предъявлению паспорта. Затем товар принимается на соответствии данных сопроводительных документов, и материально ответственное лицо расписывается в получении товара. При приемке товара в закрытой таре на сопроводительных документах необходимо сделать над



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.162 с.)