Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура бюджетной системы Республики БеларусьСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету [4, с. 89]. Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности. В Законе РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах» № 2347-XII от 4.03.1993 «государственный бюджет» определен как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)». Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов [4, с. 96]. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на: · бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); · бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения); · бюджеты областного уровня и бюджет города Минска. Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам: ♦ налоговые доходы; ♦ взносы на государственное социальное страхование; ♦ неналоговые доходы; ♦ безвозмездные поступления. К налоговым доходам относятся: ♦ установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы; ♦ суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам); ♦ пеня; ♦ налоговый кредит, отсрочка и (или) рассрочка; ♦ проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой; ♦ денежные взыскания (штрафы), предусмотренные за нарушение налогового и таможенного законодательства. К неналоговым доходам относятся: ♦ доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; ♦ доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности; ♦ денежные взыскания (штрафы), за исключением тех штрафов, которые относятся к налоговым доходам; ♦ прочие неналоговые доходы. К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств [4, с. 101]. Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания (налоговые, неналоговые и др.), но и по другим признакам, а именно: ♦ в зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся: ♦ налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе; ♦ взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе; ♦ неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе; ♦ безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов. Регулирующие доходы — это республиканские налоги (в унитарных государствах), распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета: ♦ по источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения; ♦ в зависимости от гражданства субъектов налогообложения — уплачиваемые резидентами или нерезидентами; ♦ по юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Основная доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес; ♦ в зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве); ♦ по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования. ♦ по конкретным видам — на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым — налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др. Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Необходимо отметить, что состав и структура бюджетов всех уровней в значительной степени определятся финансовой политикой государства, а также объемом валового внутреннего продукта. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно – территориальных единиц. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам [17, с. 302]. Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией. Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах: 1. единства; 2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов; 3. сбалансированности бюджетов; 4. гласности; 5. самостоятельности бюджетов; 6. эффективности использования бюджетных средств; 7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 8. достоверности бюджетов; 9. адресности и целевого назначения бюджетных средств; 10. ответственности участников бюджетного процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.147 (0.009 с.) |