Тема 2. Налоговая система Республики Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Налоговая система Республики Беларусь.



1. Налоговая реформа в Республики Беларусь.

2. Понятие налогов и налогоплательщиков в Республике Беларусь. Права и обязанности налогоплательщиков.

3. Налоговая служба Республики Беларусь. Права и обязанности работников налоговых инспекций.

 

1. Налоговая система Республики Беларусь, ее общая характеристика.

Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992 г. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республике Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы.

К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объемность, позволяет плательщику найти ответ практически ответ на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств.

Современная налоговая система Республики Беларусь обеспечивает функционирование всего хозяйственного механизма, позволяет финансировать неотложные государственные потребности (более 80% доходной части бюджета Республики Беларусь формируется за счет налоговых поступлений).

В основе национальной налоговой системы Беларуси лежит налоговое законодательство – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает: Налоговый кодекс и соответствующие декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства.

В соответствии с законодательством основными источниками консолидированного бюджета Республики Беларусь являются: НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. Анализ структуры доходной части бюджета показывает, что основная часть его доходов на протяжении лет формируется за счет налогов на товары и услуги. Удельный вес косвенных налогов в общем объеме консолидированного бюджета республики составляет более 40%, что связано с преобладающей ролью налога на добавленную стоимость, за счет которого формируется почти 1/3 часть бюджета страны.

Вторым по значимости налоговым доходным источником является налог на прибыль, который формирует более 10% доходов бюджета.

Особая роль как в формировании бюджета республики, так и в системе налогообложения физических лиц отводится подоходному налогу. К основным доходным источникам, формирующим бюджет Республики Беларусь, также относятся акцизы, налоги на собственность: земельный налог, налог на недвижимость.

В соответствии с данными Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь показатель налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за период с 2007 г. по 2012 г. снизился с 35,2% до 27,8%. Налоговая нагрузка (доля налогов в ВВП без учета отчислений в ФСЗН) на экономику Беларуси в 2013 году снизилась с 27,8% до 27,6% к ВВП, в 2014 – 26,7 (с ФСЗН – 38%)

За последние 6 лет в Республике Беларусь отменено 26 неэффективных налогов и сборов, включая «оборотные» налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта.

По оценкам Всемирного банка, Республика Беларусь по показателю «Налогообложение» поднялась с последнего –183-го места в 2011 г. сразу на 27 пунктов в 2012 г. (156 позиция). Всемирный банк опубликовал очередной доклад "Ведение бизнеса 2015: анализ законодательства для малых и средних предприятий", согласно которому Беларусь заняла 57-е место среди 189 государств, улучшив свою позицию в рейтинге на один пункт. "Что касается показателя "налогообложение" - одного из 11 индикаторов, которые используются в докладе при оценке бизнес-среды для малых и средних предприятий, то наша республика занимает 60-ю позицию.

Вместе с тем уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси все еще остается высоким, что существенным образом отрицательно влияет на экономический рост. Все еще актуальным остается вопрос простоты и открытости налоговой системы.

На сегодняшний день принята Общая и Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

Все это не означает, однако, что налоговая система достигла своего совершенства. И на сегодняшний день актуальность совершенствования внутренней структуры налогов сохраняется.

Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов и пошлин, либо дифференциацию налоговых ставок в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица.

Действующая в Республике Беларусь налоговая система направлена главным образом на увеличение бюджетных поступлений, т. е. налоги выполняют в основном фискальную функцию. Вместе с тем наряду с фискальной направленностью особое значение в Республике Беларусь в переходный период, должны приобретать стимулирующая и регулирующая функции налогов.

 

2. Плательщики налогов в Республике Беларусь, их права и обязанности.

Плательщиками налогов в Республике Беларусь являются:

-юридические лица;

- физические лица.

«Права плательщика» главы 2 Налогового Кодекса Республики Беларусь предусматривает, что плательщик имеет право:

ü получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

ü получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

ü представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

ü использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и иными актами налогового законодательства;

ü на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым Кодексом;

ü присутствовать при проведении налоговой проверки;

ü получать акт налоговой проверки;

ü представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

ü требовать соблюдения налоговой тайны;

ü обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

ü на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Статьей 22 «Обязанности плательщика» главы 2 Налогового Кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что плательщик обязан:

ü уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

ü стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом;

ü вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

ü представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

ü вести учет дебиторской задолженности

ü подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, возражения по этому акту представляются в установленный Налоговым Кодексом срок;

ü сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

§ об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке за пределами Республики Беларусь;

§ о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации;

§ об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

ü обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

ü при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

ü являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных Налоговым Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

ü выполнять другие обязанности, установленные Налоговым Кодексом и другими актами налогового законодательства.

Меры ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства по своему содержанию представляют собой различного рода штрафы, пени. Меры ответственности могут быть административные и финансовые. Административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет, занятия запрещенной деятельностью, неправильного ведения бухгалтерского учета и т.д. Финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, предпринимателям) за сокрытие, занижение полученных доходов и других объектов от налогообложения.

 

3. Налоговые органы Республики Беларусь, права и обязанности работников налоговых органов.

В налоговую службу входят: Министерство по налогам и сборам и инспекции в областях, городах и районах республики. Главная задача: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства.

Права работников налоговых органов:

- получать от плательщика необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы, иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика;

- вызывать в налоговые органы плательщиков;

- при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин);

- взыскивать в установленном настоящим Кодексом порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

- приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

- назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

- проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций.

Обязанности работников налоговых органов:

- действовать в строгом соответствии с законодательством;

- корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;

- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней;

- вести учет плательщиков (в установленных случаях – иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;

- в порядке, установленном налоговым законодательством, проводить налоговые проверки;

- требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований;

- соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах).

Виды проверок:

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком.

2. Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм с отраженными плательщиком в налоговых декларациях (расчетах).

Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными.

При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика.

Рейдовая выездная налоговая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей, с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, с хранением товарно-материальных ценностей, установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.

Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете плательщиком хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

Общий срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа.

С 2014 года установлен налоговый контроль за крупными плательщиками

Налоговыми органами в целях налогового контроля осуществляются изучение и анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, включенных в перечень крупных плательщиков, и иной информации о таких организациях, имеющейся в распоряжении налоговых органов.

Перечень крупных плательщиков утверждается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь до 1 октября года, предшествующего году его введения в действие. Перечень крупных плательщиков вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения, и не подлежит изменению в течение двух календарных лет.

В перечень крупных плательщиков включаются белорусские организации, имеющие выручку (доходы) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, не менее 1 000 000 000 000 белорусских рублей при одновременном наличии одного из следующих показателей:

суммарный объем налогов, сборов (пошлин), исчисленных организацией в году, предшествующем году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 75 000 000 000 белорусских рублей;

разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, согласно налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 75 000 000 000 белорусских рублей.

Организации, включенные в перечень крупных плательщиков, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет по установленным форматам в виде электронного документа:

годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом;

промежуточную индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность (за исключением месячной отчетности) – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом;

книгу покупок – ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

С 2014 гола введено наблюдение хронометражным методом

Наблюдение хронометражным методом – метод проверки, имеющий целью установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение.

Наблюдение осуществляется в обслуживающих объектах в ходе проведения проверки плательщика, осуществляющего деятельность в сфере общественного питания, бытового обслуживания населения, оказывающего медицинские услуги. Минимальная продолжительность наблюдения в каждом из обслуживающих объектов составляет десять последовательных дней его функционирования. По окончании каждого дня наблюдения установленная фактическая выручка (доход) плательщика за день указывается в хронометражно-наблюдательной карте.

По завершении наблюдения на основании данных хронометражно-наблюдательной карты рассчитывается среднедневная выручка (доход) плательщика за период наблюдения.

Расчетная среднедневная выручка (доход) сравнивается со среднедневной выручкой (доходом), определенной (определенным) исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете), представленных за отчетный период, предшествующий началу проверки. Сравнение среднедневных выручек (доходов) производится в сопоставимых ценах.

В случае превышения суммы расчетной среднедневной выручки (дохода) над суммой среднедневной выручки (дохода), определенной исходя из сведений, указанных плательщиком в соответствующей налоговой декларации (расчете), на 30 процентов и более налоговый орган производит корректировку налоговой базы и пересчет налогов, сборов (пошлин) за соответствующий отчетный период, среднедневная выручка (доход) которого подлежала сравнению.

Корректировка налоговой базы и пересчет налогов, сборов (пошлин), указанные в части первой настоящего пункта, не производятся, если в отчетном периоде, предшествующем началу проверки или позднее имели место обстоятельства производственного, организационного или экономического характера (в частности, увеличение числа рабочих мест, изменение технологии, модернизация материально-технической базы), которые могли оказать существенное влияние на размер выручки (дохода) плательщика.

 

Тема 3. Ресурсные платежи.

1. Экологический налог.

2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

 

1. Экологический налог (плательщики налога, объекты обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок уплаты).

С целью формирования источников финансирования расходов государства на охрану окружающей среды введен экологический налог.

Плательщиками экологического налога являются организации, и индивидуальные предприниматели.

Объекты налогообложения экологическим налогом:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2. сброс сточных вод;

3. хранение, захоронение отходов производства;

4. ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год;

сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ввоз на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов;

транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;

сбросов сточных вод;

отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Ставки налогов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению специально на то уполномоченных государственных органов.

Налог исчисляется и уплачивается ежеквартально исходя из фактического объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата экологического налога, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции (декларации ежемесячно).

Налог может исчисляться раз в год исходя из установленных годовых объемов, указанных в документах и ставок налога. В этом случае, плательщики представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового объема.

Уплата экологического налога производится по выбору плательщика один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога. Не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога.

Сумма налога организациями включается в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

 

2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (плательщики налога, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок уплаты).

Налог за добычу природных ресурсов является одним из методов государственного регулирования природопользования.

Плательщиками налога за добычу природных ресурсов являются организации и индивидуальные предприниматели.

Организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), плательщиками налога не являются.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; камня строительного, облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды; соли калийной, каменной; нефти; мела, мергеля, известняка и доломита; гипса (ангидрита); железных руд; янтаря; золота; виноградной улитки; личинок хирономид; зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной); гадюки обыкновенной; бурого угля (в пересчете на условное топливо); горючих сланцев (в пересчете на условное топливо).

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не признаются:

добыча нефтяного попутного газа;

добыча полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, а также составляющих нормативные потери полезных ископаемых;

изъятие полезных ископаемых из недр при строительстве подземных частей наземных капитальных строений (зданий, сооружений);

добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;

добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяется:

как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме);

как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении).

Ставки налогов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению специально на то уполномоченных государственных органов.

Налог исчисляется и уплачивается ежеквартально исходя из фактического объема добываемых природных ресурсов. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог может исчисляться раз в год исходя из установленных годовых объемов, указанных в документах и ставок налога. В этом случае, плательщики представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового объема.

Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится по выбору плательщика один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога. Не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога.

Сумма налога организациями включается в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

 

Тема 4. Земельный налог.

 

1. Общая характеристика налога. Плательщики и объект обложения.

2. Ставки налога.

3. Процедура и сроки уплаты.

 

1. Земельный налог (плательщики налога, объекты обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок уплаты).

Экономическая сущность и плательщики. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы за земельные участки.

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности.

Объектом налогообложения являются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании налогоплательщиков.

Земельным налогом облагаются земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов); промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; лесного фонда; водного фонда.

Налоговая база рассчитывается на 1 января календарного года и определяется по видам плательщиков в зависимости от целевого назначения земли:

– по землям сельскохозяйственного назначения налоговой базой является площадь земельного участка;

– по всем остальным земельным участкам – в размере кадастровой стоимости земли с учетом площади участка.

 

2. Ставки земельного налога устанавливаются в фиксированных суммах (рублях) и относительных величинах (процентах от кадастровой стоимости) и дифференцированы с учетом ряда факторов: качества земли, ее местоположения и функционального использования.

Ставки земельного налога на земли населенных пунктов установлены в процентах (процент зависит от функционального использования) от кадастровой стоимости (кадастровая стоимость учитывает местоположение земельного участка).

Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаются в рублях за гектар, в зависимости от кадастровой оценки земли (балльной оценки качества). За кадастровую оценку принимается продуктивность пашни, постоянных культур, сенокосов и пастбищ.

Земельным налогом не облагаются:

земли общего пользования населенных пунктов;

земельные участки, занятые кладбищами;

земли лесного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель и земель, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйства);

земли водного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель, земель, на которых осуществляется предпринимательская деятельность, и земель, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами);

земли запаса;

земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

земельные участки религиозных организаций (объединений);

земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель);

земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета;

земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц;

земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей);

земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, – в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, – в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию.

 

3. Юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно и представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) о сумме земельного налога на текущий год ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным земельным участкам - в течение одного месяца со дня их предоставления.

Земельный налог уплачивается землепользователями и собственниками земли в течение года равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала или один раз в год до 22 февраля.

Земельный налог для физических лиц рассчитывается налоговыми органами ежегодно, извещение на уплату вручается до 1 августа текущего года. Физическими лицами налог уплачивается не позднее 15 ноября.

Исчисление и уплата земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2.

Земельный налог за земельный участок, предоставленный во временное пользование и своевременно не возвращенный в соответствии с законодательством, самовольно занятый, используемый не по целевому назначению, исчисляется по ставкам, увеличенным на коэффициент 10. Уплата за счет чистой прибыли.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.

Сумма налога организациями включается в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.35.86 (0.108 с.)