Тема 1. Теоретические основы налогообложения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теоретические основы налогообложения.



Тема 3. Ресурсные платежи.

1. Экологический налог.

2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

 

1. Экологический налог (плательщики налога, объекты обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок уплаты).

С целью формирования источников финансирования расходов государства на охрану окружающей среды введен экологический налог.

Плательщиками экологического налога являются организации, и индивидуальные предприниматели.

Объекты налогообложения экологическим налогом:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2. сброс сточных вод;

3. хранение, захоронение отходов производства;

4. ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год;

сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ввоз на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов;

транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;

сбросов сточных вод;

отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Ставки налогов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению специально на то уполномоченных государственных органов.

Налог исчисляется и уплачивается ежеквартально исходя из фактического объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата экологического налога, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции (декларации ежемесячно).

Налог может исчисляться раз в год исходя из установленных годовых объемов, указанных в документах и ставок налога. В этом случае, плательщики представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового объема.

Уплата экологического налога производится по выбору плательщика один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога. Не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога.

Сумма налога организациями включается в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

 

2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (плательщики налога, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок уплаты).

Налог за добычу природных ресурсов является одним из методов государственного регулирования природопользования.

Плательщиками налога за добычу природных ресурсов являются организации и индивидуальные предприниматели.

Организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), плательщиками налога не являются.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; камня строительного, облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды; соли калийной, каменной; нефти; мела, мергеля, известняка и доломита; гипса (ангидрита); железных руд; янтаря; золота; виноградной улитки; личинок хирономид; зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной); гадюки обыкновенной; бурого угля (в пересчете на условное топливо); горючих сланцев (в пересчете на условное топливо).

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не признаются:

добыча нефтяного попутного газа;

добыча полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, а также составляющих нормативные потери полезных ископаемых;

изъятие полезных ископаемых из недр при строительстве подземных частей наземных капитальных строений (зданий, сооружений);

добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;

добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяется:

как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме);

как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении).

Ставки налогов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению специально на то уполномоченных государственных органов.

Налог исчисляется и уплачивается ежеквартально исходя из фактического объема добываемых природных ресурсов. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог может исчисляться раз в год исходя из установленных годовых объемов, указанных в документах и ставок налога. В этом случае, плательщики представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного годового объема.

Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится по выбору плательщика один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога. Не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога.

Сумма налога организациями включается в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

 

Тема 4. Земельный налог.

 

1. Общая характеристика налога. Плательщики и объект обложения.

2. Ставки налога.

3. Процедура и сроки уплаты.

 

1. Земельный налог (плательщики налога, объекты обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок уплаты).

Экономическая сущность и плательщики. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы за земельные участки.

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности.

Объектом налогообложения являются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании налогоплательщиков.

Земельным налогом облагаются земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов); промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; лесного фонда; водного фонда.

Налоговая база рассчитывается на 1 января календарного года и определяется по видам плательщиков в зависимости от целевого назначения земли:

– по землям сельскохозяйственного назначения налоговой базой является площадь земельного участка;

– по всем остальным земельным участкам – в размере кадастровой стоимости земли с учетом площади участка.

 

2. Ставки земельного налога устанавливаются в фиксированных суммах (рублях) и относительных величинах (процентах от кадастровой стоимости) и дифференцированы с учетом ряда факторов: качества земли, ее местоположения и функционального использования.

Ставки земельного налога на земли населенных пунктов установлены в процентах (процент зависит от функционального использования) от кадастровой стоимости (кадастровая стоимость учитывает местоположение земельного участка).

Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаются в рублях за гектар, в зависимости от кадастровой оценки земли (балльной оценки качества). За кадастровую оценку принимается продуктивность пашни, постоянных культур, сенокосов и пастбищ.

Земельным налогом не облагаются:

земли общего пользования населенных пунктов;

земельные участки, занятые кладбищами;

земли лесного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель и земель, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйства);

земли водного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель, земель, на которых осуществляется предпринимательская деятельность, и земель, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами);

земли запаса;

земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

земельные участки религиозных организаций (объединений);

земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель);

земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета;

земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц;

земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей);

земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, – в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, – в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию.

 

3. Юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно и представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) о сумме земельного налога на текущий год ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным земельным участкам - в течение одного месяца со дня их предоставления.

Земельный налог уплачивается землепользователями и собственниками земли в течение года равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала или один раз в год до 22 февраля.

Земельный налог для физических лиц рассчитывается налоговыми органами ежегодно, извещение на уплату вручается до 1 августа текущего года. Физическими лицами налог уплачивается не позднее 15 ноября.

Исчисление и уплата земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2.

Земельный налог за земельный участок, предоставленный во временное пользование и своевременно не возвращенный в соответствии с законодательством, самовольно занятый, используемый не по целевому назначению, исчисляется по ставкам, увеличенным на коэффициент 10. Уплата за счет чистой прибыли.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.

Сумма налога организациями включается в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

 

Тема 8. Акцизы.

1. Общая характеристика акцизов, плательщики.

2. Объект обложения, ставки акцизов.

3. Порядок и сроки уплаты акцизов.

 

 

1. Акцизы (плательщики налога, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок уплаты).

Акциз – это вид косвенного налога, которым облагается продукция повышенного спроса. Себестоимость производства такой продукции ниже цены реализации.

Экономическая сущность акцизов, их роль и значение.Акцизы являются косвенными налогами, которые устанавливаются в процентах от отпускной цены (взимание по адвалорными ставкам) или могут взиматься в фиксированной сумме (по твердым (специфическим) ставкам). Акцизы играют важную роль в проведении фискальной политики государства. Введение высоких ставок акцизных сборов предоставляет возможность воздействия на потребление различных видов товаров, например алкогольной продукции, табачных изделий, а также позволяет влиять на структуру потребления данных видов товаров. Поступления в бюджет от акцизов составляют порядка 7 %. Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется Налоговым кодексом.

Плательщиками акцизов являются:

- организации и индивидуальные предприниматели, производящие и ввозящие на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) реализующие их на территории Республики Беларусь,

- физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

 

2. На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки).

Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Акцизами облагаются следующие товары (продукция):

спирт;

спирт гидролизный технический;

спиртосодержащие растворы, за исключением:

растворов с денатурированными добавками;

алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов);

пиво;

табачная продукция;

автомобильные бензины, дизельное топливо и т.д.

Объект обложения акцизами акцизов определяется:

1. по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2. по произведенным подакцизным товарам - как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении;

Акцизами не облагаются:

- спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

- спиртосодержащие средства, изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;

- спирт, отгруженный (отпущенный) для производства лекарственных препаратов организациям и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь, которым разрешено их производство;

- нефть сырая, ввозимая на территорию Республики Беларусь, как при ее ввозе, так и при реализации;

- подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.

 

3. Сумма акцизов определяется плательщиками самостоятельно.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация (ввоз) подакцизных товаров.

Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

 

Тема 1. Теоретические основы налогообложения.

1. Сущность налогов и их функции.

2. Классификация налогов.

3. Налоговая система государства.

4. Налоговая политика и налоговая нагрузка.

 

1. Налоги, их сущность и функции.

1. Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства физические и юридические лица.

Исторически налоги возникли с появлением государства. Их возникновение и развитие неотделимо от общественных отношений человечества. Государство существует в интересах своих граждан, поэтому каждый несет юридическую обязанность платить налоги, которые превращаются в средства для осуществления разнообразных интересов плательщиков. Таким образом, экономическим обоснованием существования в государстве налогов являются его хозяйственные потребности и разнообразные интересы плательщиков.

Место налогов в системе экономических отношений. Налоги отражают процесс взаимоотношений между обществом (в лице государства и местных органов власти) и плательщиками (предприятиями и домохозяйствами) по поводу обязательного изъятия части национального доход и части денежных доходов населения, их перераспределения и использования с целью удовлетворения хозяйственных потребностей государства и экономических интересов членов общества. Таким образом, налоги участвуют в распределительных отношениях. Распределительные отношения – это суть финансовых отношений, то есть отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Налоги имеют отношение к образованию централизованных фондов и основного из них – государственного бюджета. Налоговые отношения – это часть финансовых отношений государства.

Экономические основы налогообложения дополняются правовыми – законодательством о налогах, в котором выражается воля государства в отношениях обложения.

Сущность налогов выражается в их функциях. Ученые, продолжая дискуссию о роли налогов, предлагают различные комбинации функций налогов.

Функции налогов:

1. Фискальная функция – это первоначальная функция, так как она является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование ресурсов государства, территорий и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов. Эта функция способствует огосударствлению части национального дохода и созданию материальной основы функционирования государства.

2. Регулирующая. Она состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Налоговое регулирование заключается в целенаправленном воздействии на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, движение инвестиций, занятость.

3. Стимулирующая функция. Она заключается в стимулировании плательщика к определенным действиям, в создании предпосылок для повышения деловой активности, увеличение объема производства, обновление производства, проведение НИОКР, поощрение отдельных видов деятельности, привлечение инвестиций.

4. Распределительная функций. Заключается в перераспределении доходов между государственным и местными бюджетами, в распределении налогового бремени между социальными группами.

5. Контрольно – учетная. Заключается в учете использования экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеры движения финансовых потоков.

 

2. Классификации налогов.

1. В зависимости от потенциальных налогоплательщиков:

- налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль);

- налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог);

- смешанные налоги (земельный налог, налог на недвижимость).

2. В зависимости от органов власти, собирающих налоги:

- государственные налоги (взимаются на всей территории государства, по установленным ставкам – налог на прибыль 18%, подоходный налог 12%);

- местные налоги (устанавливаются по стране с указанной максимальной ставкой, вводятся в действие решением местных органов власти по ставке до установленной – сбор с заготовителей до 5%, курортный сбор до 3%).

3. В зависимости от использования налогов:

- общие налоги (идут на все нужды государства – налог на прибыль);

- специальные налоги (расходуются почти полностью на определенные цели – земельный налог).

4. В зависимости от объекта обложения:

- налоги на прибыль;

- налоги на имущество;

- налоги на природопользование;

- налоги на факт продажи и т.д.

5. В зависимости от способа изъятия:

- прямые налоги (прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы и прибыль, подоходный налог.);

- косвенные налоги (косвенные налоги – это налоги на товары и услуги.

Они устанавливаются в виде надбавок к цене и косвенно оплачиваются потребителем, т. е. в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, НДС. Недостатком косвенных налогов является то, что их бремя в основном ложится на потребителей, в то время как прямые налоги учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков).

6. В зависимости от принципа зачисления налогов в соответствующие бюджеты:

- закрепленные налоги (Закрепленными называю налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета (подоходный налог – местные бюджеты);

- регулирующие налоги (Регулирующие источники ежегодного перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита (акцизы, НДС, налог на прибыль).

7. В зависимости от соотношения между ставкой налога и доходом:

- прогрессивные налоги (чем больше доход, тем выше ставка (у нас нет));

- регрессивные налоги (чем больше доход, тем ниже ставка (у нас нет));

- пропорциональные налоги (ставка не зависит от дохода (налог на прибыль, подоходный налог).

8. В зависимости от способа обложения:

- кадастровые налоги (предполагает использование кадастра (реестра), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога);

- декларационные налоги (предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления, декларации о величине объекта обложения. В нее включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога);

- налоги у источника (у источника образования объекта. Предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, которые обычно осуществляются бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог).

9. В зависимости от источника уплаты:

- налоги, относимые на себестоимость (экологический налог, земельный налог);

- налоги, уплачиваемые из выручки (НДС, акцизы);

- налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль).

 

3. Налоговая система государства, принципы ее построения.

Налоговая система государства представляет собой совокупность налогов, обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а так же формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

1 Классические, или межнациональные, принципы. Они идеальны. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной.

2 Организационно-экономические, или внутринациональные, принципы. На их основе создаются условия для действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.

Классические принципы были сформулированы основоположником научной теории налогообложения шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (в XVIII в. в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»).

Классические построения налоговой системы:

1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам. Этим принципом предусматривается всеобщность налогообложения и равномерность распределения налоговой нагрузки соразмерно получаемым доходам.

2. Определенность и однозначность налогового законодательства. Законом должны быть четко определены все факторы, определяющие размеры платежа, сроки и способы его уплаты.

3. Удобство для налогоплательщиков. Выражается в приближении сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, простоте их исчисления, минимуме требований со стороны налоговых органов.

4. Экономичность. Означает, что налоги не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, а для государства сбор налогов должен сопровождаться минимальными издержками.

Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

– принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источников дохода;

– однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;

– стабильность налоговой системы в течение длительного времени;

– оптимальность налоговых изъятий, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.

В Беларуси имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие. Так, согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство страны, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь.

Элементы налоговой системы государства.

Элементы налога – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) отражается в законодательных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов.

В Налоговом кодексе выделены следующие элементы налога: плательщик, субъекты и объекты налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

Субъект налогообложения – налогоплательщик – это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщика признаны юридические и физические лица.

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства. Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. В качестве объектов налогообложения декларируются: имущество, доходы (прибыль), операции по реализации товаров, работ и услуг, ввоз (вывоз) товаров на территорию Республики Беларусь и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу.

Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговое обязательство – обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных Налоговым Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину) в определенные сроки.

Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

 

4. Налоговая политика государства.

Налоговая политика включает мероприятия правительства, направленные на изменение порядка налогообложения с целью достижения макроэкономической стабильности.

Виды налоговой политики:

1. Дискреционная налоговая политика проводится на основе решений правительства об изменении налоговых ставок, изменении структуры налогообложения, изменении налоговых льгот. В зависимости от этапа экономического цикла дискреционная политика может быть:

- сдерживающая. Проводится на этапе экономического подъема, направлена на ограничение деловой активности с целью недопущения кризиса перепроизводства;

- стимулирующая. Осуществляется в период спада общественного производства, при значительном уровне безработицы, невысоком уровне инвестиций. Направлена на повышение деловой активности, рост ВВП и занятости.

2. Недискреционная налоговая политика формируется независимо от решений правительства. Она основана на способности экономики рыночного типа к саморегулированию.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы налоговой политики, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно.

Цели налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы страны, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Показатели налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка – это категория, характеризующая налоговое давление на экономику. Установление оптимальной налоговой нагрузки означает определение таких пропорций распределения ВВП, которые бы способствовали балансу интересов государства и налогоплательщиков

Показатели налоговой нагрузки:

1. Доля налогов в ВВП.

Налоги, сборы Х100%

ВВП

Показатель демонстрирует пропорцию распределения ВВП между государством и плательщиками. Оптимальный уровень показателя 35%. Означает, что 35% ВВП должно аккумулироваться в руках государства.

2. Удельный вес косвенных налогов в сумме всех налогов и сборов.

Косвенные налоги Х100%

Налоги, сборы

Считается, что чем больше доля косвенных налогов, тем выше налоговая нагрузка. Оптимальный уровень показателя 30%.

В соответствии с данными Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь показатель налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за период с 2007 г. по 2012 г. снизился с 35,2% до 27,8%. Предположительно, налоговая нагрузка (доля налогов в ВВП без учета отчислений в ФСЗН) на экономику Беларуси в 2013 году снизилась с 27,8% до 27,6% к ВВП. План 2015 г. – 26%).

Вместе с тем уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси все еще остается высоким, что существенным образом отрицательно влияет на экономический рост. Все еще актуальным остается вопрос простоты и открытости налоговой системы.

Удельный вес косвенных налогов в сумме



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.032 с.)