Госбюджет: понятие, структура и функции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Госбюджет: понятие, структура и функции



Прототипом бюджета в средние века была смета доходов и расходов государя, которая отражала, по сути, государствен­ные доходы и расходы.

Сам термин бюджет происходит от английского слова «budget» мешок, в котором хранилась бумага с законопроек­том, утверждавшем субсидию английскому королю в XVI -XVII вв. С конца XVII века бюджетом стал называться утвержда­емый парламентом план доходов и расходов государства. Государственный бюджет в его современном виде появился в первой четверти XIX века.

Государственный бюджет выражает финансовые отноше­ния, связанные с образованием и использованием централи­зованного фонда денежных ресурсов государства.

С точки зре­ния материального содержания бюджетэто совокупность денежных доходов и расходов государства в течение опреде­ленного периода времени (финансового года).

Государство пополняет бюджет и распоряжается имеющимися средствами на плановой основе. Поэтому бюджет - это план государственного хозяйства, находящий свое выражение в форме рос­писи государственных доходов и расходов.

Государственный бюджет ежегодно рассматривается и ут­верждается парламентом как коллективным представителем налогоплательщиков. Принятый закон о бюджете является за­коном, на основании которого собираются доходы и произво­дятся расходы в текущем финансовом году.

Различают вышестоящий и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету. [2, с.88]

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными. Они являются частью финансовых отношений.

Бюджет, как экономическая категория, выполняет следующие функции:

1. распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.);

2. стимулирующую;

3. регулирующую;

4. контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

Распределительная функция бюджета проявляется через распределение и перераспределении денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнем государственного управления, социальными слоями общества. В результате такого перераспределения складываются определенные пропорции между различными отраслями экономики, осуществляется поддержка регионов и муниципалитетов, имеющих недостаточную налоговую базу для формирования своих собственных бюджетов, наименее защищенные группы населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства, необходимые для обеспечения им нормального уровня жизни. Используя бюджет для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы рационального размещения производительных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регионов [9, с. 28].

Границы действия распределительной функции очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного производства (хозяйствующие субъекты, бюджетные учреждения и др.).

Вовлечение в бюджетное перераспределение элементов национального богатства, как, например, золотого запаса, валютных резервов, накопленных страховых резервов и др. сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономическим кризисом, последствиями крупномасштабных техногенных и стихийных бедствий и т.п.). В экономически развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода.

Контрольная функция бюджета проявляется в том, что с ее помощью выявляется финансовое положение конкретных субъектов хозяйствования, отраслей народного хозяйства, административно-территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных расходов и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит [4, с. 90].

Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и стимулированияэкономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов. В результате получают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства [9, с. 27].

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи, с чем средства, поступающие в распоряжении государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов). Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны (а также ее регионов).

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны

По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения.

Доходная часть государственного бюджета формируется за счет государственных доходов, т.е. денежных средств, которые собирает государство.

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1) налоговые доходы;

2) взносы на государственное социальное страхование;

3) неналоговые доходы;

4) безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

1) республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы;

2) пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

3) проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

Налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

К неналоговым доходам относятся доходы:

1) от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;

2) от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

4) финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

1) иностранных государств;

2) международных организаций;

3) другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются.

Важным источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения республиканского бюджета.

В последние годы увеличивается доля доходов, получаемых государством в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции частных корпораций и иные ценные бумаги. Государство может получать чрезвычайные доходы, обусловленные необходимостью удовлетворения чрезвычайных потребностей, например, для проведения законодательных и экономических реформ, на случай войн, стихийных бедствий и пр.

Государственные расходы представляют собой расходы, осуществляемые уполномоченными государственными органами для удовлетворения общественных потребностей.

Государственные расходы призваны обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.

По содержанию государственные расходы делятся на:

· реальные расходы, связанные с государственными услугами по удовлетворению общественных потребностей,

· расходы по взиманию, обусловленные взысканием налогов и эксплуатацией принадлежащих государству предприятий.

Реальные государственные расходы направляются по их общественному назначению на:

♦ социальные нужды (социальное обеспечение и защиту; образование, здравоохранение, науку, культуру и др.);

♦ национальную оборону (военные расходы);

♦ государственное управление и правоохранительную систему;

♦ народнохозяйственные нужды (экономические расходы) и др.

Расходы на социальные нужды - самый крупный вид расходов. К ним относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Социальное обеспечение охватывает неработающих граждан и граждан, не могущих работать постоянно или временно по состоянию здоровья.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав включаются следующие виды расходов: на содержание личного состава, на вооружение, на материально-техническое оснащение; на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др.

Расходы на государственное управление включают затраты на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милицию, органов судопроизводства и прокуратуры.

Расходы на народнохозяйственные нужды, или экономические расходы, способствуют структурной перестройке общественного производства, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Важное место принадлежит государственным инвестициям. Они идут на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорация), финансирование новых прогрессивных отраслей (атомная, космическая и т. д.), финансирование убыточных отраслей (угледобыча, сельское хозяйство) и депрессивных регионов, финансирование фундаментальных научных исследований, требующих крупного сосредоточения финансов.

Возрастание роли государства в регулировании макроэкономики выразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций в развитии функций государственных финансов. Важнейшая из них — стабилизация экономики и содействие устойчивому экономическому росту. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета, как правило, растут, а во время инфляционного подъема - сокращаются.

Государственные расходы по форме их выделения подразделяют на четыре группы.

К первой группе относят государственные закупки, обеспечивающие потребление в государственном секторе. Они включают заработную плату работников бюджетной сферы, а также расходы, связанные с приобретением товаров и услуг, закупаемых для текущего потребления в этой сфере.

Ко второй группе государственных расходов относят государственные инвестиции, включающие затраты, производимые государством на капитальное строительство и развитие действующих объектов государственной собственности и инфраструктуры.

Третью группу расходов составляют трансферты (социальные выплаты) частному сектору (домохозяйствам). К трансфертам относятся все выплаты, производимые государством, но не являющиеся компенсацией за оказываемые ему текущие услуги. Это - государственные пенсии, выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Посредством трансфертов государство перераспределяет доходы между социальными группами.

Четвертую группу государственных расходов составляют выплаты по государственному долгу.

Структура доходов и расходов представлена в таблице А.1 (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.055 с.)