Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, структура, задачи курсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Темы для обсуждения, контрольные вопросы 1. Важность понимания предназначения изучаемого учебного материала для достижения «эффекта» процесса обучения - формирования личности журналиста-профессионала. Место журналистских дисциплин в системе университетского журналистского образования и задачи «пропедевтического» журналистского курса. Зачем нужны журналисту социально-экономические и гуманитарные знания? 2. Общие закономерности деятельности журналистики. Журналистика как функционирующая система («действующие силы», связи, взаимодействие). Факторы порождения оптимального текста в СМИ. В чем единство принципиальной схемы функционирования для разных исторических периодов и политических систем? 3. Научное знание как систематизированное знание об общих закономерностях. Наука о журналистике или теория журналистики? Три структурных составляющих науки о СМИ: теория, история, социология. Основные типы теоретических знаний и специфика теоретического знания о журналистике. Для чего нужны теоретические знания о журналистике журналисту-практику? 4. Понятие «журналистика» в широком спектре ее проявлений и определений, происхождение данного понятия. Синонимичные понятию «журналистика» варианты (средства массовой коммуникации, средства массового общения, средства массовой информации и пропаганды, mass media и др.), особенности значений. СМИ как наиболее предпочтительный термин по отношению к понятию «журналистика». А что журналистика означает лично для Вас? 5. Понятийный аппарат науки о журналистике. «Понятие» и «категория». Почему «массовая информация» является центральным понятием в структуре системы категорий. Основные цепочки категорий, определяющих закономерности массово-информационной деятельности. Насколько, с Вашей точки зрения, данная система категорий полно описывает журналистику как вид деятельности: можно ли что-то добавить, убрать или по иному провести связи между элементами? 6. Что означает утверждение: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»? Как интерпретировать это положение применительно к курсу? В чем разница между журналистикой как предметом изучения в учебных заведениях и иными формами журналистики, использующими информационные технологии?
Практическое задание Подобрать и прокомментировать материалы на тему «Журналисты о журналистике»
Литература Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. М., 2008. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003. Бродский И. Большая книга интервью. М., 2000. Бусленко Н.И. Правовые основы журналистики. М., 2006. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001. Деннис Э.,Меррилл Дж. Беседы о масс-медиа.М., 1997. Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества// Средства массовой информации России. М., 2005. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999. Коновалова О.В. Основы журналистики. М., 2005. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999. Основные понятия теории журналистики. М.,1993. Правовые и этические нормы в журналистике. М., 2008. Рэнди Рэддик, Элиот Кинг. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999. Сиберт Ф.С.,Шрамм У.,Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998. Цвик В.Л. Введение в журналистику. М., 2000.
ЖУРНАЛИСТИКА КАК СФЕРА МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Темы для обсуждения, контрольные вопросы Роль журналистики в информационном обеспечении жизнедеятельности общества. Развитие форм информационного общения: история и современность. Отличия пражурналистских явлений от журналистики. «Ведомости» - первая газета в России. Техническое эволюционирование журналистики. Новые информационные технологии: проблема соотношения индивидуализации информации и необходимости интегрирующего подхода к явлениям современности. Какое культурно-историческое событие положило начало возникновению журналистики? Множественность значений термина «информация» при его использовании в повседневной журналистской деятельности. Качественная специфика теоретического содержания понятия «информация». Информация потенциальная, принятая и реальная. Что Вы назовете «информацией» в номере газеты? Для чего важна строго научная характеристика понятия «информация? Массово-информационная природа журналистики. «Информационный базис» личности как сочетание массовой, специальной и индивидуально-личностной информации. Признаки «массовой» информации. Какой оттенок значения «массовый» теряется, когда речь идет о «средствах массовой информации»? Три этапа массово-информационного процесса. Семантика, синтактика, прагматика текста. Трансформация форм осознания действительности журналистом в структурные компоненты создаваемого текста. Характеристика структурных компонентов текста и варианты их организации в тексте. «Информационная насыщенность» и «информативность» – в чем принципиальная разница понятий? Проблема прагматической адекватности как центральная при анализе на «информативность». Три критерия информативности. Соотношение интересов и потребностей в журналистских произведениях. Понятие «информированность» и его значение для деятельности журналиста. При каких условиях ваше состояние сознания может быть оценено как «информированное»? Взаимосвязь информации и управления. Сущность дезинформации. Опасность использования непроверенных сведений. Информационная борьба и информационная война. Информационная безопасность как обеспечение подлинной информированности аудитории и охрана ее от деструктивного информационного воздействия. Зачем нужно поддерживать «информационный порядок» в обществе?
Практическое задание Проиллюстрировать на подборке газетных материалов: структурные компоненты текста (дескриптивные, валюативные, нормативные, прескриптивные). Отметить в найденных текстах варианты их организации с точки зрения набора (полный, редуцированный), интенсивности (сбалансированная, акцентированная) и порядка (композиции) расположения этих элементов в тексте. Учитывая аудиторную направленность выбранного издания, оцените информационную насыщенность текстов и их информативность. Литература Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994. Березин Б.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003. Гитис А.Х. Толковый словарь информационных терминов. М., 1995 Голицын Г.А. Петров В.М. Информация - поведение - творчество. М., 1991. Доктрина информационной безопасности РФ//Российская газета, 2000, 28 сентября. Зыков В.В. Основы информационной культуры. Тюмень, 1999. Информационное общество: информационные войны, информационное управление, информационная безопасность. СПб., 1999. Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997. Кедровский О.В. Информация и власть// Информационные ресурсы России.1996.№2 Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск, 1991. Копыленко А.Л. Власть информации. Киев, 1991. Коренной А.Л. Информация и коммуникация. Киев, 1986. Костюк В.Н. Информационные процессы и постиндустриальном обществе// ОНС.1996. Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1994. Уэбстер Фрэнк Теории информационного общества. М., 2004. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ Темы для обсуждения, контрольные вопросы 1. Функции как сущностные характеристики СМИ. Социальное предназначение журналистики - адекватное информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятие «функция». Функциональный подход к журналистике как виду деятельности: цель – средство – функционирование – результат. Целеполагающий характер журналистского труда. Какие цели Вы ставили перед собой, выбирая журналистику как профессию? Можно ли разделить их на сущностные и второстепенные? 2. Система функций журналистики. Различные подходы к классификации. Возможности и пути обобщения и систематизации подходов. Чем система функций отличается от набора функций? Система функций и связь с необходимостью «дублирования» всех процессов жизнедеятельности общества. В чем практическое значение знания функций журналистом? 3. Коммуникативные основы журналистской деятельности. Техническая роль или содержательное наполнение? Понятие коммуникации. Межличностные, специальные, массовые коммуникации. Коммуникация как основа выполнения функций. Доверие к изданию и его авторитет как условия успешного общения СМИ и аудитории. Каким образом СМИ могут налаживать контакт с аудиторией? 4. Идеологические функции. Идеология как система ориентаций в жизни общества различных его групп. Понятие «идеология» и его теоретическая нейтральность. Формы осознания действительности (дескриптивные, валюативные, нормативные и прескриптивные) в структуре идеологических представлений. Зависимость общечеловеческого характера идеологии от степени адекватности этих представлений реалиям жизни. Носители идеологии и идеологические различия. Идеологическая деятельность и массовое сознание. Структура массового сознания. Специфика взаимодействия с ним СМИ. Что такое общественное мнение и каковы его характеристики? 5. Непосредственно-организаторские функции и взаимодействие с социальными институтами. Формы и направления реализации непосредственно-организаторских функций. Характер «властных полномочий» журналистики и особенности управленческой роли журналистики в отношении социальных институтов. Какой характер носят рекомендации журналистов, высказанные ими в своих материалах о деятельности социальных институтов: обязательный или консультативный? Культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Культуроформирующая деятельность как часть идеологической деятельности. Журналистика в ряду институтов культуры. Понятие «культура» и всестороннее развитие человека. Подлинная культура как составляющая цивилизации. Значение культуроформирующих функций в ходе формирования новой, информационной цивилизации. Рекламно-справочные функции как продолжение культуроформирующих функций на бытовом уровне. Причины современного расширения рекламно-справочных функций в СМИ. Рекреативные функции и их роль в реализации других функций. Каковы Ваши функциональные предпочтения как журналиста-практика? Почему? Функции журналистики как система и их «представленность» в разных СМИ. Взаимодействие функций журналистики. Функциональные особенности отдельных каналов, программ, изданий СМИ. Виды текстов с функциональной точки зрения: монофункциональный, полифункциональный, с доминирующей функцией. Какая функциональная организация текстов наиболее предпочтительна в журналистике и почему? Практическое задание Подобрать материалы с выраженной направленностью функций: идеологической, непосредственно-организаторской, культуроформирующей, рекреативной, рекламно-справочной. Охарактеризовать выбранные тексты по видам с функциональной точки зрения.
Литература Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991. Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М., 1994. Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь, 1993. Горшков М.К. Общественное мнение. М., 1988. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1968. Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994. Иваницкий В.Л. Проблематика СМИ: информационная повестка дня. М., 2008. Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества// Средства массовой информации России. М., 2005. Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 2000. Историческое сознание: сущность, функции, формы //Вестн.Ставроп.ун-та.1996.вып.4. Кириллов Н.П. Массовое сознание. В 2-х кн. Томск, 1995. Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. Кузьмен О.В. Социология общественного мнения. Новосибирск, 1996. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996. Общественное мнение России по социально-политическим проблемам. М., 2000. Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. М., 2007. Сознание и история. Барнаул, 1993. Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. СПб., 1996. Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996. Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение. М., 2000. Тюнюкова Е.В. Формируем общественное мнение. Новосибирск, 1999. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. Спб., 2003. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 1997. Шереги Ф.Э. Историческое сознание россиян // Вестник РАН,1999,т.69,№ 4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.009 с.) |