Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление финансовой системой

Поиск

 

Финансовая система представляет собой достаточно сложный механизм. Эффективность ее функционирования зависит от двух определяющих факторов. Во-первых, от налаженности финансовых отношений в обществе. В основе этого лежит в первую очередь выбор правильной и целесообразной для данной страны финансовой модели, которая стимулирует производителя и общество. Кроме того, очень важным фактором является действие финансового механизма, а также четкое финансовое законодательство. Без этих предпосылок целенаправленно руководить финансами практически невозможно. Во-вторых, эффективное функционирование финансовой системы зависит от организации управления ею.

Управление финансами, как и какой-нибудь другой системой, включает две основные составляющие: органы управления и формы и методы управленческой деятельности. В мировой теории и практике широкое признание приобрел финансовый менеджмент как наука об управлении финансовой деятельностью. Содержание финансового менеджмента определяется функциями управления: разработка стратегии, планирование тактики реализации стратегии, организация выполнения разработанных планов, учет и контроль.

Основным заданием органов управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и институциями.

Центральное место в управлении финансами в Украине, как и в любом другом государстве, занимает Министерство финансов. Именно на него возложена задача общего руководства всей финансовой системой страны. Основными его функциями являются:

· выработка основ и направлений финансовой политики государства и разработки мероприятий по их реализации;

· организация бюджетного процесса, составление проекта Государственного бюджета и его выполнение после утверждения Верховной Радой Украины;

· осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;

· организационная регуляция финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства через установку правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

· организация функционирования рынка государственных ценных бумаг;

· обеспечение финансовых отношений государства с другими странами, международными организациями и финансовыми институциями;

· организация и осуществление финансового контроля в стране. Министерство финансов Украины имеет разветвленную региональную структуру (схема 11):

 

Разграничение полномочий и функций между органами Министерства финансов осуществляется по региональному принципу. Да, Министерство финансов Автономной Республики Крым составляет и выполняет Республиканский бюджет, областные финансовые управления - областные бюджеты, районные и городские финансовые отделы — районные и городские бюджеты.

Региональные финансовые органы имеют систему двойного подчинения. Вертикально они подчинены соответствующему финансовому органу (например, районные финансовые отделы — областному финансовому управлению). Горизонтально финансовые органы подчинены местным органам управления, то есть входят в состав соответствующих государственных администраций.

Государственная контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля. Во-первых, она осуществляет ревизии финансовых органов по вопросам составления и выполнения бюджета. Во-вторых, она является органом государственного контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований непосредственно у распорядителей бюджетных средств. В-третьих, контрольно-ревизионная служба проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций государственного сектора. Контрольно-ревизионная служба имеет региональную структуру, идентичную системе Министерства финансов.

Государственное казначейство создано с целью обеспечения полного и своевременного выполнения Государственного бюджета. Поскольку объекты финансирования из центрального бюджета государства расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание из единого центра очень сложно. Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство финансов. Разграничение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признаку важности того или другого объекта финансирования и места его расположения.

Государственная налоговая администрация организует сбор налогов и контроль за соблюдением налогового законодательства. На нее возложенные такие основные функции:

- разработка проектов налогового законодательства;

- проведение массово-разъяснительной работы среди налогоплательщиков;

- учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;

- контроль за правильностью начисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

- наложение штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;

- международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Региональная структура налоговой администрации аналогичная системе Министерства финансов. Высшим ее звеном является Главная государственная налоговая администрация. Она разрабатывает проекты налогового законодательства и организует налоговую работу и деятельность налоговых органов в стране. Региональными органами являются налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и налоговые инспекции в районах и городах областного подчинения. Налоговые администрации в областях и городах с районным делением выполняют организационные и консультационные функции. Непосредственную налоговую работу ведут налоговые инспекции в районах и городах (без районного деления). Они осуществляют учет всех плательщиков, которые находятся на данной территории и контролируют их расчеты с бюджетом.

Счетная палата Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля за составлением и выполнением бюджета государства, анализа бюджетной политики государства, контроля в сфере государственного кредита. Она играет роль экспертного органа, делая соответствующие выводы и давая рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления. Счетная палата может проводить также ревизионную работу в разных звеньях финансовой системы. Однако, в отличие от контрольно-ревизионной службы, которая осуществляет детальный контроль за полным соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиций макроэкономической финансовой регуляции и действия финансовой политики.

Аудиторская палата, хоть и не является финансовым органом, организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторской деятельности и контролирует соблюдение требований законодательства по аудиторскому контролю.

Аудиторские фирмы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов ведения хозяйства и делают свои выводы относительно законности и правильности осуществления финансовых операций, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, достоверности финансовой отчетности. Целью аудиторского контролю является предоставление консультативной помощи, по его результатам не принимаются решения о наложении штрафных санкций и административных взысканий. Вместе с тем аудиторские фирмы несут ответственность за правильность аудиторского вывода, поскольку после их проверок налоговая и финансовая отчетность проверяется соответствующими органами финансового контроля.

Национальный банк Украины является основной финансовой институцией в сфере денежного рынка. Именно он осуществляет эмиссию денег, которые являются инструментом финансовых отношений, и регулирует денежное обращение в стране. Важное задание Национального банка – организация эффективного функционирования кредитной системы. Он проводит регистрацию коммерческих банков и выдает лицензии на отдельные виды банковских операций (например, валютные операции). Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков с помощью установления экономических нормативов (минимального размера уставного фонда, показателей ликвидности и платежеспособности и др.) и размеров обязательных резервов. Важна его функция в банковской системе – обеспечение проведения межбанковских расчетов и кредитования коммерческих банков, то есть он является банком банков.

Национальный банк проводит значительную работу по обслуживанию правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных ценных бумаг и обслуживанию государственного долга, организует кассовое выполнение бюджета, проводит международные расчеты государства. Национальный банк осуществляет валютную регуляцию и определяет официальные курсы валют или валютные коридоры.

Коммерческие банки формируют банковскую систему и выполняют такие основные функции: аккумуляция временно свободных средств юридических и физических лиц; проведение безналичных расчетов; кассовое обслуживание наличного обращения; кредитование; агентские и другие услуги клиентам банка. В условиях рыночной экономики коммерческие банки представляют собой сердцевину финансовой системы, исполняя роль кровеносной сети в экономике. Концентрируя значительную массу финансовых ресурсов и направляя кредитные потоки, они играют ведущую роль в развитии каждой страны. Поэтому экономическая и финансовая мощь страны определяется в первую очередь потенциалом ее банковской системы.

Различают два типа коммерческих банков: универсальные и специализированные. Универсальные осуществляют все виды банковских операций. Специализированные банки проводят только отдельные виды операций или обслуживают определенные отрасли. Большинство банков в Украине является универсальными. К специализированным банкам относятся сберегательные, инвестиционные, ипотечные и другие виды банков.

По форме собственности различают государственные, акционерные и частные банки. Однако независимо от формы собственности коммерческие банки являются субъектами предпринимательской деятельности, которую они осуществляют на основе коммерческого расчета.

Межбанковская валютная биржа проводит торги по купле-продаже иностранных валют. Цены, которые формируются на этой бирже, характеризуют рыночный курс валют, то есть тот, который складывается под воздействием спроса и предложения как на национальную, так и на иностранные валюты. Кроме того, операции по купле-продаже валют осуществляются на межбанковском валютном рынке.

Страховые компании заключают соглашения на страхование, принимают страховые платежи и выплачивают страховые возмещения, инвестируют временно свободные средства. Они разрабатывают формы, виды и условия страхования, устанавливают размеры страховых тарифов.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их круговорот. Обеспечивает формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия контролирует деятельность субъектов рынка ценных бумаг — эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж – в соответствии с действующим в этой сфере законодательством.

Фондовая биржа проводит операции с ценными бумагами. Основное ее назначение – организация функционирования вторичного рынка. Однако, с одной стороны, через нее может осуществляться и первичное размещение ценных бумаг, а с другой стороны, и вторичный рынок может функционировать вне биржи. В связи с этим различают биржевое и внебиржевое обращение ценных бумаг.

Выступая центром торговли ценными бумагами, фондовая биржа является индикатором деловой активности и проводит котировку акций. Этим создается система независимой и достаточно объективной оценки деятельности акционерных обществ. Поэтому бюллетени фондовых бирж играют очень важное значение в функционировании финансовой системы и экономики страны.

На рынке ценных бумаг важную роль исполняют финансовые посредники. По поручению эмитентов они осуществляют выпуск и размещение ценных бумаг на финансовом рынке, а также проводят операции по купле ценных бумаг на основании соглашений с инвесторами. Деятельность финансовых посредников основывается на их информированности и глубоких знаниях рынка ценных бумаг.

Пенсионный фонд создан с целью аккумуляции и рационального размещения средств, предназначенных для пенсионного обеспечения. Он выполняет функции начисления пенсий и осуществления их выплат. Пенсионный фонд как орган управления имеет соответствующие полномочия по контролю за полнотой и своевременностью уплаты взносов предприятий в фонд.

Фонды социального страхования и Украинская государственная инновационная компания выполняют аналогичные функции относительно соответствующих целевых фондов.


3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.141.81 (0.007 с.)