Международные финансовые институции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные финансовые институции



 

Международные финансовые институции разделяются на две группы: всемирные и региональные. Ко всемирным принадлежат Международный валютный фонд (МВФ), группа Мирового банка и Банк международных расчетов. Региональные создаются по континентальным признакам: Европейский банк реконструкции и развития; Азиатский банк развития; Африканский банк развития; Межамериканский банк развития и др.

Международный валютный фонд является ведущей мировой финансовой институцией, которая имеет статус специализированного учреждения ООН.

Он был основан на международной конференции в Бреттон-Вудсе в 1944р., а финансовые операции начал осуществлять с 1947 г. Основными целями деятельности МВФ являются содействие развитию международной торговли и сотрудничества в сфере валютной регуляции и предоставления кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран — членов Фонда.

Капитал МВФ образован за счет взносов стран – членов фонда. На 1 января 2001 г. членами МВФ была 181 страна, в том числе с сентября 1992 г. – Украина. Размер взноса каждой страны зависит от двух факторов: общего объема эмитированных SDR и доли (позиции) данной страны в Фонде. Доля каждой страны зависит от уровня ее экономического развития и ее места в мировой торговле. После 11-го пересмотра квот состоянием на 30 июня 1999р. общий объем квот составлял 209,6 млрд. SDR. Доля Украины равняется 0,65%, а ее квота — 1372 млн. SDR. По сравнению с начальным периодом членства Украины в МВФ ее квота выросла (сначала составляла 997,3 млн. SDR), а доля снизилась с 0,686 до 0,65%. Четверть взноса проводится в свободно-конвертируемой валюте или в SDR, остальные — в национальной.

Количество голосов каждой страны в Фонде определяется таким образом: 250 голосов независимо от размеров квоты плюс один голос на каждые 100 тыс. SDR квоты. При этом Устав МВФ предусматривает периодический (не меньше одного раза в пять лет) общий пересмотр квот. Это связано с тем, что изменяется как уровень развития отдельных стран, так и их место в мировой торговле.

При необходимости, кроме собственного капитала, МВФ может использовать заимообразные средства. По уставу он может получать средства в какой-либо валюте как от официальных органов, так и на частном рынке заимообразных капиталов. До сих пор ссуды получались от казначейств и центральных банков стран – членов Фонда, а также от Швейцарии и Банка международных расчетов. С частного рынка средства не привлекались.

Международный валютный фонд является координирующей всемирной финансовой институцией. Его деятельность способствует стабильности национальных и мировой валютных систем и обеспечению на этой основе устойчивого экономического развития и надежности международных экономических отношений.

Деятельность МВФ охватывает три основных направления: кредитование с целью предоставления финансовой помощи отдельным странам, в которых образовалось отрицательное сальдо платежного баланса, регуляции международных валютных отношений, постоянный надзор за мировой экономикой. При этом финансовые операции, которые являются основным направлением деятельности, МВФ осуществляет только с официальными органами стран — членов Фонда.

Кредитование осуществляется с разными целями в разных формах и на разных условиях. Оно включает кредитование для потребностей выравнивания платежного баланса, компенсационное финансирование и помощь самым бедным странам.

Основную роль в финансовой деятельности МВФ играют кредиты на выравнивание платежного баланса. Использование отдельных механизмов финансирования обусловливается характером проблем с платежным балансом. Выделение кредитов зависит от трех основных факторов: потребности в ресурсах для выравнивания платежного баланса, квоты страны и выполнения требований Фонда. Механизм кредитования заключается в том, что МВФ продает необходимую стране валюту за ее национальную валюту. Средства поступают к центральному банку страны-заемщика и используются на формирование валютных резервов.

В целом система кредитования, которая используется МВФ включает четыре формы: непосредственное, поэтапное, льготное и специальное финансирование.

Непосредственное финансирование прямо связано с квотой каждой страны и осуществляется в пределах ее резервной и кредитной доли. Резервная доля составляет (с определенными коррективами) 25% квоты данной страны, то есть ту часть, которая внесена в иностранной валюте. В пределах этой доли кредиты – резервные транши, выдаются по первому требованию страны без уплаты процентов и комиссионных. Кредитная доля составляет полную величину квоты данной страны. Эта сумма делится на четыре ровные части, которые составляют отдельные кредитные транши. Предоставление кредитов обусловливается выполнением страной определенных политических и экономических требований с целью ликвидации отрицательного сальдо платежного баланса.

Система поэтапного финансирования используется при более существенных и более длительных проблемах с платежным балансом у страны-заемщика и является следующим этапом ее взаимоотношений с МВФ после непосредственного финансирования. Поэтапное финансирование осуществляется в пределах предельных кредитных долей той или другой страны и включает механизмы резервных кредитов (stand-by) и расширенного финансирования. Кредиты «stand-by» появились в 1952 г. и обусловливаются проблемами с платежным балансом, которые имеют временный или циклический характер. Они выдаются траншами на срок от 1,5 до 3 лет под реализацию программ макроэкономической стабилизации. Это основной механизм кредитования, который используется МВФ. Механизм расширенного финансирования, который начал действовать с 1974 г., связан с серьезными нарушениями равновесия платежного баланса, вызванными экономическим кризисом. Они выдаются, как правило, на срок до трех лет (в отдельных случаях до четырех лет) и сопровождаются более жесткими требованиями и контролем со стороны МВФ к заемщику.

Механизмы льготного финансирования связаны с предоставлением на льготных условиях кредитов странам, которые развиваются, и самым бедным странам при условиях хронического кризиса платежного баланса. Они включают фонд структурной перестройки и расширенный фонд структурной перестройки. Ссуды из этих фондов предоставляются на очень выгодных условиях — под 0,5% годовых на срок до 10 лет.

Система специального финансирования используется в особенных условиях и включает компенсационное финансирование и финансирование в случае непредсказуемых обстоятельств, финансирования буферных (резервных) запасов, финансирования сокращения и обслуживания внешнего долга и финансирования системных трансформаций.

Механизм компенсационного и непредвиденного кредитования должен выравнивать отклонения в платежном балансе, которые возникают по независящим от данной страны причинам. Сюда относятся кредиты на компенсацию потерь от сокращения выручки от экспорта в результате падения цен на мировом рынке и от увеличения стоимости импорта, от непредвиденных потерь, связанных со стихийными бедствиями, промышленными спадами, введением протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и тому подобное. Фонд кредитования буферных запасов используется для предоставления помощи странам, которые принимают участие в создании соответствующих резервов, если это ухудшает состояние их платежного баланса. Фонд финансовой поддержки операции относительно сокращения и обслуживания внешнего долга используется для урегулирования долгового кризиса у стран, которые развиваются.

Новым механизмом в системе специального финансирования является фонд поддержки структурных преобразований, созданный для стран, которые осуществляют переход от плановой к рыночной экономике. Предоставление системных трансформационных ссуд обусловливается резким падением поступлений от экспорта и значительным и стойким увеличением стоимости импорта в связи с переходом к мировым ценам, в первую очередь, на энергоносители.

Вторым основным направлением деятельности МВФ является регуляция валютных взаимоотношений. В современных условиях, когда курсы валют являются плавающими, а не фиксированными, роль Фонда заключается в согласовании валютной политики стран — членов Фонда. В первую очередь каждая страна должна, в соответствии с уставом МВФ, сотрудничать с Фондом и с другими странами для обеспечения и поддержки стабильных валютных курсов, ее экономическая и финансовая политика должна направляться на обеспечение экономического роста при умной стабильности цен. Недопустимыми являются валютные манипулирования с целью получения определенных преимуществ в международной торговле. При этом МВФ устанавливает определенные валютные ограничения. Так, страны - члены Фонда не могут без его согласия вводить ограничение по платежам и переводам текущих международных операций, использовать дискриминационные валютные средства, применять систему нескольких видов валютных курсов.

Будучи ведущей международной финансовой институцией, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за мировой экономикой. Он готовит значительный массив информации как в целом по мировой экономике, так и относительно отдельных стран. Ежемесячный сборник финансовой статистики, который издается МВФ, охватывает данные о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте, состоянии платежного баланса, величине официального золотого запаса, уровне валютных резервов, размерах зарубежных инвестиций, динамике валютных курсов и др. Страны – члены Фонда обязаны без препятствий предоставлять всю необходимую информацию.

Надзор за макроэкономической и валютной политикой стран осуществляется в первую очередь с помощью консультирования. МВФ детально анализирует налоговую, денежно-кредитную и валютную политику и состояние платежных балансов стран. На основе анализа готовится доклад, в котором формулируются определенные рекомендации стране относительно выработки и коррекции экономической, финансовой и валютной политики. Важной формой контроля являются также публикация и всестороннее обсуждение доклада «Мировой экономический обзор». На основании анализа имеющейся информации разрабатываются среднесрочные экономические прогнозы, которые дают возможность координировать макроэкономические политики стран — членов Фонда.

Группа Мирового банка, является второй по значению институцией в системе международных финансов. Она включает четыре международные финансовые институции: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международную ассоциацию развития (МАР); Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) и специализированную структуру – Международный центр по урегулированию инвестиционных конфликтов (МЦУИК).

Сердцевиной группы является МБРР, который был основан вместе с МВФ в 1945 г. и начал функционировать в 1946 г. Участниками банка могут быть лишь страны — члены МВФ. Основной целью деятельности банка является содействие развитию экономики стран – членов МБРР путем предоставления долгосрочных кредитов и гарантирования частных инвестиций. Сначала эта деятельность была направлена на страны, которые понесли потери в результате Второй мировой войны. В настоящее время главным направлением деятельности являются страны, которые развиваются, и страны с переходной экономикой.

Источниками ресурсов банка являются:

- уставный капитал;

- привлечение средств путем выпуска облигационных ссуд;

- резервный фонд.

Уставный капитал сформирован за счет взносов стран-членов. Взносы осуществляются путем подписки на акции в пределах установленных квот. Квоты каждой страны определяются в соответствии с ее экономическим потенциалом, исходя из ее квоты в МВФ. Резервный фонд образуется за счет банка.

Направления деятельности МБРР определяются его задачами именно как банка реконструкции и развития. Кредитование осуществляется в двух формах — системные ссуды и инвестиционные кредиты.

Системные ссуды предоставляются правительствам отдельных стран под программы макроэкономической стабилизации и институционные изменения. Средства не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и могут использоваться правительством на собственное усмотрение, в том числе и на финансирование дефицита бюджета. Получение ссуд обусловливается выполнением определенных требований. При их невыполнении предоставление кредитов может быть приостановлено.

Инвестиционные кредиты выдаются под конкретные инвестиционные проекты. Основными направлениями инвестиционного кредитования являются отрасли инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь), а также сельское хозяйство, здравоохранение и образование. Кредиты выдаются на срок до 20 лет под гарантии правительств. МБРР может быть также гарантом по аналогичным долгосрочным кредитам коммерческих банков. Для выделения кредитов МБРР требует от страны, которая одалживает средства, информацию о ее финансовом состоянии и об объектах кредитования. Кредиты предоставляются на основе паевого участия банка в финансировании определенных объектов — до 30% их стоимости.

Другие организации, которые входят в группу Мирового банка, специализируются на определенных направлениях деятельности. Так, МАР (основанная в 1960р.) предоставляет беспроцентные кредиты самым бедным странам мира на срок до 50 лет. Средства МАР формируются за счет взносов экономически развитых стран, то есть это институция фактически прямого перераспределения ресурсов на уровне мировой экономики. Кредиты направляются на реализацию проектов развития и программ перестройки экономики.

МФК предоставляет кредиты высокорентабельным предприятиям стран, которые развиваются, причем, в отличие от МБРР, без гарантий правительств соответствующих стран. Ссуды предоставляются на рыночных условиях, но более льготных, чем, например, коммерческими банками. Кредитование осуществляется на основах общего финансирования – доля кредитов МФК не может превышать 20% стоимости проекта. Кроме того, МФК может осуществлять прямые инвестиции путем приобретения пакета акций, но не более 35%. Однако она никогда не становится обладателем наибольшего пакета акций и не принимает участия в управлении акционерным обществом. Ресурсы МФК формируются за счет заимствований на международных финансовых рынках (до 80%) и от МБРР.

МАГИ было основано в 1988 г. с целью содействия странам, которые развиваются, в привлечении иностранных инвестиций на основе страхования инвесторов от таких специфических рисков, как войны и беспорядки, национализация, срывы контрактов и тому подобное. Тем самым оно способствует деятельности как институций Мирового банка, так и частных инвесторов.

МЦУИК, что был основан в 1966р., выполняет функции по урегулированию споров между правительствами отдельных стран и их инвесторами. Само наличие такой структуры создает благоприятную основу для взаимодействия группы Мирового банка с его заемщиками.

Банк международных расчетов является первой в истории международной финансовой институцией. Он был создан в 1930 г. Основная задача банка заключается в налаживании сотрудничества между центральными банками ведущих стран мира и осуществлением расчетов между ними. Он выполняет депозитно-кредитные функции, осуществляет валютные операции и операции на фондовом рынке.

В целом всемирные международные финансовые институции играют, как видно из их функций, важную роль в мировой экономике, обеспечивая концентрацию и перераспределение финансовых ресурсов. Тем самым они способствуют надежному функционированию национальных финансовых систем. Кроме того, их кредиты являются важным источником финансирования стран, которые развиваются, и стран с переходной экономикой.

В Европе в пределах ЕС функционируют Европейский центральный банк. Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Европейский центральный банк создан в связи с внедрением в 1999р. единой европейской валюты – евро. Его задача и функции в целом идентичные функциям центральных банков. В первую очередь, он является эмиссионным центром евро. Банк сформирован на базе Европейского банка валютного сотрудничества, который был создан в 1973 г. в пределах европейской валютной системы и выполнял функции, аналогичные МВФ – предоставлял кредиты странам – членам ЕС на покрытие дефицита платежного баланса.

Задача Европейского инвестиционного банка, который был создан в 1958 г., – финансирование проектов, которые имеют региональное, отраслевое и общеевропейское значение. Кредиты предоставляются сроком от 20 до 25 лет. Приоритетными являются такие отрасли инфраструктуры, как энергетика, транспорт, телекоммуникации, а также проекты, которые связаны с охраной окружающей естественной среды. Кредиты банка выдаются на рыночных условиях. Льготы устанавливаются лишь тогда, когда предусматривается их возмещение — бонификация за счет бюджета ЕС.

ЕБРР, который был создан в 1990 г. и открыт в 1991 г., осуществляет деятельность в странах Восточной и Центральной Европы, которые проводят рыночные реформы. Основателями банка являются страны Европы и ведущие страны мира. Украина является членом ЕБРР с 1992 г. Не меньше 60% кредитов ЕБРР должено направляться в частный сектор экономики и не более 40% – в государственную инфраструктуру.

Кредитно-инвестиционная деятельность ЕБРР осуществляется в формах предоставления кредитов на развитие производства, в том числе общее с другими кредиторами и инвесторами финансирование, и на основе инвестиций в акционерный капитал действующих акционерных обществ. Кроме того, банк способствует доступу предприятий частного и государственного секторов на внутренний и международный рынок капиталов путем предоставления гарантий и финансовых консультаций.

Кредитные ресурсы ЕБРР разделяются на обычные и средства специальных фондов. За счет обычных ресурсов предоставляются кредиты под эффективные и надежные проекты развития. Специальные фонды предназначены для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и для предоставления технической помощи.

 


8 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.84.196 (0.027 с.)