Организация осуществления финансовой политики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация осуществления финансовой политики



Организация осуществления финансовой политики заключается в создании соответствующей системы финансовых органов и институций, предоставлении им достаточных функций и полномочий для реализации той или другой политики, четком разграничении функций с целью обеспечения полноты осуществления финансовой политики и достижения скоординированности действий всех субъектов. Система управления финансами охватывает достаточно разветвленную совокупность финансовых органов и институций, которые наделены широкими полномочиями и выполняют разнообразные функции. Каждый из этих органов имеет свою сферу деятельности и несет ответственность за реализацию финансовой политики в определенном направлении. Координирующими центрами в этой системе являются министерство финансов и центральный банк.

Министерство финансов разрабатывает основы финансовой политики страны в целом и реализует и координирует фискальную политику. Оно

составляет проект Государственного бюджета и обеспечивает его выполнение. Состав и структура расходов бюджета отражают содержание и направления финансовой политики на текущий год. В то же время бюджет как финансовый план складывается на основе бюджетной резолюции, что разрабатывается высшим органом законодательной власти, который и утверждает бюджет. Поэтому фискальная политика государства является отражением общих действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Законодательная власть определяет принципы этой политики, а исполнительная, в первую очередь в лице Министерства финансов, обеспечивает ее реализацию.

Центральный банк разрабатывает основы монетарной политики и обеспечивает ее реализацию. В отличие от министерства финансов, которое входит в состав правительства, центральный банк в большинстве стран мира действует как самостоятельная и независимая финансовая институция. В нашем государстве он не является составляющей правительства и не подчинен законодательной власти. В то же время Совет Национального банка Украины, который является высшим коллегиальным органом его управления, формируется наполовину по назначению Верховной Рады и наполовину по назначению Президента. Председатель правления Национального банка утверждается Верховной Радой. Такой статус центрального банка делает его относительно независимым в осуществлении монетарной политики. Т.о., Совет Национального банка Украины самостоятельно разрабатывает основы денежно-кредитной политики и обеспечивает ее реализацию.

Особенности статусов двух ведущих финансовых структур - Министерства финансов и центрального банка непосредственно отражаются на выработке и реализации финансовой политики и обеспечении взаимосвязи ее фискальной и монетарной составляющих. С одной стороны, отсутствие их единого подчинения и четко определенного соотношения функций может обусловливать и разновекторность монетарной и фискальной политики. Но, с другой стороны, в этом заключается присущая демократическому обществу система противовесов, которая способствует сбалансированности финансовой политики в целом. В то же время это требует обязательной координации действий министерства финансов и центрального банка. И фискальная, и монетарная политика должны быть направлены на решение основных заданий социально-экономического развития.

Финансовый контроль

 

Эффективность реализации финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых особенная роль принадлежит финансовому контролю. Именно он обеспечивает обратную связь между намеченными и достигнутыми результатами. Финансы являются очень сложной системой отношений, они имеют четко выраженный противоречивый характер. Безусловно, в процессе выработки основ и направлений финансовой политики нужно максимально учесть все обстоятельства и специфику использования тех или других финансовых инструментов. Однако поскольку экономическая и политическая ситуация в стране постоянно изменяется, то это влияет на характер и направления действия финансовых инструментов. Необходимый постоянный мониторинг, который дал бы возможность отслеживать успеваемость реализации финансовой политики и действие и соответствие влияния на достижение запланированных результатов конкретных финансовых инструментов.

Финансовый контроль представляет собой совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе заданий финансовой политики. Следовательно, финансовый контроль связан с реализацией финансовой политики как непосредственно, так и через контроль за финансовой деятельностью отдельных субъектов.

Основные функции контроля по реализации финансовой политики возложены на высшие органы законодательной и исполнительной власти. Непосредственный контроль осуществляют Министерство финансов и специализированный независимый орган — Счетная палата. При этом задания Счетной палаты важнее. Министерство финансов, разрабатывая основы и направления финансовой политики, контролирует только их реализацию. Счетная же палата должна контролировать как обоснованность и целесообразность осуществляемой финансовой политики, так и ход ее реализации. При этом, хотя Счетная палата может осуществлять и детальные проверки финансовой деятельности отдельных субъектов, основное ее внимание сосредоточено именно на контроле в сфере реализации финансовой политики на микро- и макроуровнях и в сфере международных финансовых отношений.

Финансовый контроль за деятельностью отдельных субъектов имеет целью проверку ее соответствия действующему финансовому законодательству. В то же время ввиду того, что действующие законы отражают содержание финансовой политики, такой контроль также непосредственно связан с ее реализацией. Незаконность действий отдельных субъектов ведет к искривлению финансовой политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в процессе контроля оказываются постоянные нарушения финансового законодательства многими субъектами, и это может свидетельствовать о том, что финансовая политика не учитывает их интересов. Необходимо внести определенные коррективы в такую политику, потому что никакое усиление контроля не даст желаемых результатов, пока финансовая политика не будет учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений.

Финансовый контроль за деятельностью субъектов финансовых отношений предусматривает разнообразные его виды, формы и методы. Виды контроля определяют соотношение контролирующего и подконтрольного субъектов. Формы финансового контроля отражают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков. Методы контроля — это совокупность приемов и способов его осуществления.

Виды финансового контроля. В зависимости от взаимосвязи объекта контроля — финансовой деятельности, и субъекта — органа контроля, финансовый контроль разделяется на два основных вида: внутренний и внешний. При внутреннем контроле финансовая деятельность каждого субъекта контролируется им самим через специальные подразделы – контрольно-ревизионные отделы, управления и тому подобное. Такой контроль имеет форму внутреннего аудита, целью которого является проверка целесообразности и обоснованности отдельных финансовых операций, их соответствия финансовой стратегии и тактике данного субъекта. Внешний контроль заключается в проверке финансовой деятельности того или другого субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Целью этого контроля является проверка соответствия финансовой деятельности действующему финансовому законодательству. Этот контроль по признаку субъектов его осуществления разделяется на государственный, ведомственный, внутрикорпоративный, независимый и общественный.

Государственный – это контроль со стороны государства как за финансовой деятельностью юридических и физических лиц, так и за собственными финансами. Он возлагается на специальные органы финансового контроля (в Украине это Счетная палата и Контрольно-ревизионная служба) и на органы управления финансами и финансовой системой (Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Государственное казначейство, органы управления государственными целевыми фондами). Это наиболее организованный и действенный вид контроля, который охватывает микро- и макроуровень распределения и перераспределения созданного ВВП, а, соответственно, и реализацию общегосударственной финансовой политики. В случае выявления нарушений применяются финансовые санкции, а виновные лица могут призываться к административной, а в отдельных случаях и криминальной ответственности.

Ведомственный и внутрикорпоративный контроль заключается в проверке финансовой деятельности субъектов, которые подчинены министерствам и ведомствам или входят в состав корпоративных объединений. Этот контроль охватывает три направления. Во-первых, соответствие финансовой деятельности действующему финансовому законодательству. Во-вторых, ее согласованность с финансовой стратегией и тактикой министерств, ведомств, корпоративных объединений.

В-третьих, внутриведомственные (внутрикорпоративные) распределительные и перераспределительные отношения. Этот вид контроля направлен в первую очередь на выявление и устранение нарушений и недостатков в финансовой деятельности подведомственных предприятий и организаций. По результатам контроля принимаются административные решения в соответствии с действующим законодательством и уставными документами.

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми контролирующими органами — аудиторскими фирмами. Этот контроль тоже направлен на проверку законности финансовой деятельности и целесообразности осуществления отдельных финансовых операций. Однако выводы по результатам контроля имеют рекомендательный характер. Они определяют соответствие или несоответствие финансовой деятельности действующему законодательству, реальность и полноту ее отражения в финансовом учете и отчетности.

Общественный финансовый контроль — это контроль со стороны общества за финансовой деятельностью государства. Он не имеет, как правило, организованных форм (в известной мере функции этого контроля выполняет Счетная палата) и осуществляется за счет открытости, гласности и прозрачности финансовой деятельности государства. Каждый гражданин должен иметь право на ознакомление, например, с процессом составления и выполнения бюджета, который формируется преимущественно за счет доходов юридических и физических лиц. Контрольные функции граждан реализуются также через избирательную систему – выбирая определенные партии или отдельных депутатов, избиратели избирают или отбрасывают и определенную финансовую политику.

Формы финансового контроля. В зависимости от стадии осуществления контроля он разделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется к началу движения денежных потоков. Его цель – проверить целесообразность и надежность данной финансовой операции, выявить уровень риска, который связан с ней, и предусмотреть конкретные способы его хеджирования, выяснить соответствие данной операции действующему финансовому законодательству, интересам предприятия или физического лица. Важным направлением этого контроля является проверка контрагента — получателя средств: его юридического статуса, финансового состояния, деловых черт, партнерской ответственности и тому подобное.

Текущий контроль осуществляется в процессе движения денежных потоков. Его цель – обеспечить реальность прохождения денежных потоков, реализацию их адресности и целевого назначения и соблюдения установленных сроков проведения финансовых операций.

Последующий контроль проводится после осуществления финансовых операций и по итогам финансовой деятельности за определенный период. Его цель — проверка реализации стратегии и тактики финансовой деятельности того или другого субъекта, а в масштабах общества - процесса реализации финансовой политики. Следующий контроль дает полную и исчерпывающую информацию о финансовой деятельности как каждого субъекта, так и общества в целом.

Методы финансового контроля различаются по характеру его осуществления, по комплексности и технологии контроля, его направленности, оформлению результатов. Выделяются такие основные методы контроля: ревизии, тематические проверки, обследования.

Ревизия является методом комплексного контроля всей финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций относительно ее соответствия действующему законодательству. Тематические проверки заключаются в контроле за отдельными сторонами финансовой деятельности. В частности, это камеральные (в налоговой инспекции) и документальные (у плательщика) проверки налоговых деклараций и отчетов.

Обследование представляет собой ознакомление с отдельными направлениями финансовой деятельности с целью выявления проблем и путей их усовершенствования. По результатам ревизий и проверок складываются акты, по результатам обследования — справки.


ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.008 с.)