Сущность, составляющие и типы финансовой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, составляющие и типы финансовой политики



 

Функционирование финансовой системы направлено на решение определенных задач, которые стоят перед обществом. Этим задачам подчиняются и организация финансовых отношений в обществе, и процессы движения и размещения финансовых ресурсов и ценообразования на них, и пропорции между их централизацией и децентрализацией, и порядок формирования, распределения и перераспределения доходов, и направленность расходов отдельных субъектов предпринимательской деятельности, граждан и государства, и структурное соотношение между отдельными сферами и звеньями финансовой системы, и характер взаимоотношений между ними, и пропорции между индивидуальным и общественным потреблением. При этом возможная практически безграничная численность вариантов организации финансовых отношений и финансовой деятельности, из которых необходимо выбрать именно тот, что больше всего подходит данной стране в данное время. Выбор этих вариантов и составляет основу финансовой политики, которую осуществляет государство.

Финансовая политика — комплекс действий и мероприятий, которые осуществляются государством в пределах предоставленных ей функций и полномочий в сфере финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства и финансовых институций, граждан и непосредственно государства с целью решения определенных заданий и достижения поставленных целей.

Финансовая политика отражает субъективную сторону функционирования финансов. Сами по себе финансы и финансовая система являются объективными явлениями. Они существуют независимо от воли отдельных субъектов финансовых отношений и в целом отбивают объективные закономерности развития. Но механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков, хоть и подчиненные этим объективным закономерностям, не срабатывают сами по себе. Их организуют конкретные субъекты, которые руководствуются многими факторами политического, экономического и гуманитарного характера, соединяя при этом как всеобщие, так и собственные интересы. Поэтому финансовая политика всегда является переплетением широкой гаммы разнообразных интересов отдельных политических партий и властных структур, центральных и местных органов власти и управления, разных слоев населения и тому подобное.

Субъектом выработки финансовой политики является государство в лице высших органов власти и управления и основных финансовых органов — Министерства финансов и центрального банка, а субъектами реализации – финансовые органы и институции. При этом формирование финансовой политики включает концептуальное определение основ и направлений этой политики из позиций решения поставленных заданий социально-экономического развития (высшие органы власти и управления) и разработки конкретных мероприятий по реализации поставленных заданий (Министерство финансов и центральный банк).

Составляющие финансовой политики. Финансовая политика рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании она отражает все стороны функционирования финансов и охватывает монетарную (денежно-кредитную) и фискальную политики.

Монетарная политика представляет собой комплекс действий и мероприятий в сфере денежного рынка. Ее механизм учреждается на предложении денег и их стоимости как финансовых ресурсов.

Фискальная политика характеризует действия государства относительно централизации части произведенного ВВП и ее общественного использования. Она осуществляется путем внедрения разнообразных методов мобилизации государственных доходов и распределения этих средств по отдельными направлениями государственных расходов. Именно фискальная политика составляет основу финансовой политики в ее узком понимании. В то же время эта политика более широка, поскольку включает также политику в сферах фондового и страхового рынков и международных финансов.

Фискальную политику несколько условно можно разделить на два направления — на налоговую и бюджетную. Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере налогообложения – установки видов и соотношения налогов, определения плательщиков и подходов к ним (унифицированный или дифференцированный), установки ставок налогообложения, предоставления налоговых льгот и тому подобное. Она отражает как потребности государства в средствах, так и влияние налогов на деятельность предприятий и граждан. Бюджетная политика представляет собой деятельность относительно формирования бюджета государства, его сбалансированности, распределение бюджетных средств и тому подобное. В зависимости от структуры бюджетных расходов эта политика может иметь социальное, экономическое или военное направление. Кроме того, бюджетная политика определяет принципы бюджетного уклада страны и построения ее бюджетной системы, а также организацию межбюджетных отношений.

Финансовая политика в сферах фондового и страхового рынков характеризуется действиями государства относительно их развития и регуляции, создания соответствующих гарантий клиентам страховых компаний и институционных инвесторов. Поскольку указанные финансовые институции являются самостоятельными коммерческими структурами, государство может влиять на них, как и на других субъектов предпринимательской деятельности, только средствами регуляторной политики.

Финансовая политика в сфере международных финансов связана с налаживанием взаимоотношений государства с международными организациями и финансовыми институциями, членство в которых является добровольным. С одной стороны, оно предусматривает членские взносы, а с другой — возможности получения финансовой помощи. Сущность политики заключается в определенности относительного участия в этих организациях и институциях и в установлении основ сотрудничества.

Важной составляющей финансовой политики является долговая политика государства. Она начинается с определения соотношения между налоговыми и ссудными финансами. Первые учреждаются на формировании доходов бюджета за счет налогов и обязательных платежей, а вторые – на использовании в определенных границах государственных ссуд. Долговая политика определяет границы и условия государственного заимствования, соотношения между его формами, между кредиторами государства, а также порядок и механизм погашения государственного долга.

Дееспособность финансовой политики в значительной мере определяется согласованностью ее отдельных составляющих. И монетарная и фискальная, и налоговая и бюджетная, и политика финансового рынка и долговая политика государства должны быть направлены в одну сторону. Только скоординированная и согласованная политика может дать позитивные результаты. Финансы представляют собой единственный организм, в котором все составляющие достаточно тесно взаимосвязанные, а тому просчеты в каком-нибудь направлении финансовой политики непременно ведут к негативным последствиям.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода, на который она рассчитана, и характера заданий, которые решаются, включает финансовую стратегию и финансовую тактику. Причем они тесно взаимосвязаны. Стратегия определяет сущность и направления тактики. В свою очередь, тактические возможности ограничивают выбор стратегии, ведь бессмысленно определять стратегические цели и задания, для решения которых недостаточно надлежащих тактических средств. В то же время следует отметить то, что только та финансовая политика, которая основывается на сочетании и взаимосвязи стратегии и тактики, их единства и подчиненности, может быть успешной. Финансовая политика, которая не имеет стратегических ориентиров, а заключается лишь в решении тактических заданий, имеет ограниченный характер и, как правило, малоэффективная.

Финансовая стратегия — это политика, которая рассчитана на долгосрочную перспективу и решение глобальных заданий социально-экономического развития. Направленность финансовой стратегии определяется конкретными заданиями развития общества на определенном историческом этапе развития. В условиях экономического кризиса главный задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации, в условиях экономического развития – достижение оптимальных темпов роста ВВП. В то же время при каких-нибудь условиях основой финансовой стратегии является надежное обеспечение потребностей экономики финансовыми ресурсами и создание достаточных стимулов для эффективной деятельности субъектов ведения хозяйства. Финансовая стратегия сориентирована на определенную модель финансовых отношений в обществе.

Финансовая тактика представляет собой текущую политику, направленную на решение конкретных задач соответствующего периода, которые вытекают из разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется через переориентацию финансовых ресурсов и изменений в организации финансовой деятельности. Финансовая тактика более мобильна, поскольку заключается в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции, ее главная задача — достижение стратегических целей развития.

Финансовая политика реализуется по двум направлениям: регламентация финансовых отношений в обществе и осуществление текущей финансовой деятельности. Регламентация финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность – ее тактику. Базовым элементом является регламентация финансовых отношений, которая может осуществляться государством в законодательной и административной формах.

Законодательная регламентация заключается в принятии соответствующих законодательных актов, которые устанавливают субъектов финансовых отношений, их права и обязательства, порядок и методы осуществления финансовой деятельности и тому подобное. Административная регламентация предусматривает предоставление прав регуляции финансовых отношений органам государственного управления. Главной формой выработки финансовой политики является законодательная регламентация финансовых отношений, поскольку она ставит финансовую деятельность на стабильную правовую основу, что делает стойкой и финансовую политику.

В зависимости от степени законодательной или административной регламентации финансовых отношений, которая характеризуется той частью дохода, что распределяется и потребляется в соответствии с действующими законами или административными решениями, различают три типа финансовой политики:

- жесткая регламентация;

- умеренная регламентация;

- политика минимальных ограничений.

Жесткая регламентация заключается в том, что подавляющая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится либо в условиях административной экономики и соответствующей ей финансовой модели, либо в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Подобная финансовая политика малоэффективна, поскольку подрывает стимулы к производительной деятельности, ведь финансовым продуктом деятельности — доходом — больше распоряжается государство, чем его владельцы — юридические и физические лица. Такая политика, как правило, предусматривает достаточно высокий уровень бюджетной централизации ВВП.

Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений – взаимоотношения с государством, отдельные элементы взаимоотношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Умеренная регламентация должна уравновесить интересы государства и общества в целом и интересы отдельных юридических и физических личностей. Она обеспечивает юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для производительной деятельности и в то же время дает возможность государству влиять на социально-экономическое развитие общества.

Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном ведении хозяйства. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые к тому же сводятся к минимуму. Подавляющая часть финансовых отношений при таких условиях регламентируется на договорных основах между отдельными субъектами.

Основой финансовой политики государства является выбор финансовой модели общества. Соотношение между направлениями финансовой политики, применением ее отдельных типов определяются характером финансовой модели, который установлен на данное время.

Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики. Ее основными орудиями является бюджет. Его структуризация по источникам формирования доходов и направлениям финансирования расходов, по уровням административно-территориального деления характеризует ту или другую финансовую политику.

В зависимости от заданий, на решение которых направлена финансовая политика, она разделяется на такие виды:

· политика стабилизации;

· политика экономического роста;

· политика сдерживания деловой активности.

Политика стабилизации направлена на поддержку макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация основывается на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики, которые достаточно существенно отличаются один от другого. Первый –- это политика стабилизации после экономического спада, которая имеет стимулирующий характер. Второй — политика стабилизации в период экономического взлета, которая имеет ограничительное направление.

Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечения их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами — через рост государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведение политики «дешевых денег». Использование государственных расходов как стимул роста ВВП отклоняет прямое государственное влияние на основе финансирования экономических потребностей. Это финансирование отражает прилив дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика «дешевых денег» заключается в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.

Политика сдерживания деловой активности используется для регуляции экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики в результате избыточных темпов экономического роста. Она осуществляется такими же способами, как и при политике экономического роста, только в обратном направлении — сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установка высоких процентных ставок по кредитам.

По характеру реализации финансовая политика разделяется на дискреционную и недискреционную. Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мероприятий, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные мероприятия, стимулирующие или сдерживающие, применяются в соответствии с ситуацией, что складывается в данное время в экономике и финансах. Без осуществления этих мер ситуация улучшиться не может. Недискреционная политика заключается в использовании определенных финансовых инструментов — «вмонтированных стабилизаторов», которые автоматически регулируют ситуацию в экономике.

Функции «вмонтированных стабилизаторов» выполняют в первую очередь налоги, а также социальные государственные выплаты, разные субсидии. В то же время полной сбалансированности с помощью вмонтированных стабилизаторов достичь тяжело. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и «вмонтированные стабилизаторы», и средства дискреционной политики.

Процесс формирования и реализации финансовой политики охватывает несколько этапов:

 

Дееспособность финансовой политики зависит от эффективности деятельности государства на каждом этапе и правильности принятых решений. Ее формирование начинается с четкого определения целей и постановки обоснованных задач. Исходя из этого, осуществляется выбор типа финансовой политики — жесткая или умеренная регламентация, или политика минимальных ограничений; дискреционная или встроенных стабилизаторов. На этой основе избираются направления реализации (решается, какие задачи обеспечиваются средствами монетарной, а которые — фискальной политики) и инструменты реализации и способы обеспечения скоординированности их действия.

На основе сформированной политики осуществляются конкретные мероприятия в сфере финансов. При этом очень важно обеспечить действие финансовых инструментов, ведь результативность финансовой политики зависит как от ее обоснованности, так и от того, как реализуются механизмы ее осуществления. В связи с этим крайне важным является контроль за ходом реализации произведенной финансовой политики. Финансовые отношения и финансовая деятельность настолько сложные и многофакторные, что любые изменения в экономической среде могут либо изменить действие финансовых инструментов, либо направить их в другую сторону. Это, в свою очередь, может привести к совсем другим результатам, сравнительно с теми, которые ожидались от данной финансовой политики.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

 

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой достаточно сложную систему влияния на разные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются взаимоотношения государства, которое производит и реализует финансовую политику, с субъектами ведения хозяйства, которые обеспечивают производство ВВП.

Финансы как распределительная категория тесно взаимосвязаны с экономикой, с одной стороны, с помощью финансов распределяется созданный в обществе ВВП, причем распределить можно лишь столько, сколько создано. С другой стороны, как уже отмечалось, обменно-распределительные отношения формируют определенную систему экономических интересов, которые влияют на производство, стимулируя или, напротив, сдерживая рост ВВП. При этом финансовое влияние на социально-экономическое развитие, которое лежит в основе формирования и реализации финансовой политики, осуществляется не автоматически само по себе, а через финансовый механизм, который отражает направления, характер и сущность функционирования финансов в обществе.

Финансовый механизм — совокупность финансовых методов и форм, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.

Рыночная экономика основывается на сочетании как собственного саморегулирующего действия, которое составляет ее основу, так и системы государственной регуляции рыночных отношений. Рынок на основе баланса спроса и предложения через механизм свободного ценообразования в целом самостоятельно регулирует развитие отдельных отраслей, регионов и предприятий, производство определенных товаров и сферу услуг. Вместе с тем необходима и система государственной регуляции, однако не полной регуляции, а подрегуляция, коррекция, направление рыночных механизмов на достижение определенных целей и реализацию определенных заданий. Государственная регуляция не заменяет рыночного саморегулирования, а лишь дополняет его.

Государственная регуляция экономики может осуществляться двумя способами.

Первый — создание системы планового руководства, в основе которой лежат административно-командные методы. Задача сбалансирования экономического и социального развития решаются на основе единого директивного централизованного планирования. Правда, полного сбалансирования экономики так никогда и не достигалось. Кроме того, то сбалансирование развития экономики, которое обеспечивалось плановыми методами, достигалось на очень низком, по сравнению с развитыми странами, уровне обеспечения экономических и социальных потребностей. То есть плановая экономика способна в известной мере обеспечить управляемость и сбалансированность развития, однако на низком жизненном уровне.

Второй способ государственной регуляции экономики заключается в применении экономических методов управления, среди которых ведущая роль принадлежит финансам. Действие финансового механизма на разные стороны социально-экономического развития имеет количественную и качественную определенность. Количественная определенность оказывается в сумме средств, которые выделяются для достижения тех или других целей. Это первичная основа функционирования этого механизма. Без соответствующих ассигнований и кредитов невозможное решение ни одной задачи общественного развития. Но само по себе выделение средств еще не гарантирует решения той или другой конкретной задачи. Чрезвычайно важно, каким образом осуществляется формирование ресурсов, какими каналами и в каких формах они двигаются, на каких условиях выделяются и используются. Все это характеризует качественную определенность действия финансового механизма.

Отмеченным двум сторонам функционирования финансового механизма на основе движения денежных средств отвечают два метода финансового влияния на социально-экономическое развитие: финансовое обеспечение и финансовая регуляция. Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают у себя отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма, что характеризуют содержание влияния финансов на разные стороны развития общества. Установка приоритетности того или другого метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем высший уровень развития общества и экономики, тем больше является роль финансовой регуляции.

Финансовое обеспечение преобладает в условиях административно-командной системы управления. Ресурсы, которые выделяются на основе решений соответствующих административных органов, являются их материальным обеспечением. Финансовая регуляция в этих условиях подчинена заданием создания соответствующих денежных фондов, в первую очередь централизованного фонда – бюджета государства. Напротив, в условиях рыночных отношений на первый план выступает подсистема финансовой регуляции, потому что именно она делает рынок регулируемым, а не стихийным.

Подсистемы финансового обеспечения и финансовой регуляции тесно взаимосвязаны. Установленная в тот или другой период система финансового обеспечения нуждается в соответствующей финансовой регуляции.

Структурное построение финансового механизма подано на схеме 12.

Финансовое обеспечение реализуется на основе соответствующей системы финансирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Разные формы финансового обеспечения используются на практике одновременно через установку оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.

Самофинансирование представляет собой обеспечение потребностей простого и расширенного воссоздания производства за счет собственных средств юридических и физических лиц. Это исходящая форма финансового обеспечения. Без наличия определенных собственных средств начать какую-нибудь деятельность невозможно. Но самофинансирование совсем не означает создания финансовой автаркии, потому что очень тесно связанное с использованием кредитов. Ведь эти заимствованные средства нужно повернуть за счет собственных доходов. В связи с этим нужно четко различать самофинансирование как принцип организации и как форму финансового обеспечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.033 с.)