Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели финансовых отношений в обществе
Распределение и перераспределение ВВП может осуществляться за разными схемами, согласно с которыми строятся модели финансовых отношений в обществе. В основе построения финансовой модели общества лежат роль и место в ней государства. Модели различаются за двумя признаками: а) по последовательности распределения ВВП; б) по уровню государственной централизации ВВП. По последовательности распределения ВВП различают две модели – рыночную и административную экономику, их рассматривают исходя из распределения вновь созданной стоимости - национального дохода, доминирующими составляющими которого являются заработная плата и прибыль. Он является основным и обязательным объектом распределения. Основным по удельному весу и значимости. Обязательным, поскольку не может быть нераспределенным – иначе остановится процесс воспроизводства. Финансовая модель рыночной экономики является основной, она прошла значительный исторический путь развития и доминирует в мире. Сущность ее очень простая и логическая: сначала стоимость реализованного национального дохода распределяется между теми, кто занят в его создании. Это владельцы средств производства, которые получают прибыль, и рабочие и служащие, которым выплачивается заработная плата. В общем виде эта модель может быть изображена на схеме 4 – заштрихованная часть показывает налогообложение заработной платы отдельных рабочих и служащих и прибыли предпринимателей. Характерный признак модели заключается в том, что государство получает свои доходы в первую очередь на основе перераспределения национального дохода. Модель является открытой, понятной и точно характеризует финансовые реалии в обществе: во-первых, в ней точно отображается уровень доходов каждого юридического и физического лица, который, в свою очередь, характеризует их вклад в создание национального дохода; во-вторых, достоверно определяется уровень налогообложения: каждый субъект точно знает, сколько он зарабатывает и сколько отдает; в-третьих, четко зафиксированы стимулы к росту доходов на основе роста производства и повышения производительности труда. Пропорции первичного распределения национального дохода между предпринимателями и рабочими и служащими регулируются:
- рыночными отношениями; - в законодательном порядке. Рыночные отношения способствуют установке оптимальных пропорций между заработной платой и прибылью. С одной стороны, каждый субъект заинтересован в увеличении своей части. Однако, с другой стороны, - есть определенные объективные ограничения, которые ведут до того, что каждый субъект заинтересован в доходах другого. Да, для предпринимателей очень необходимым является высокий уровень доходов населения, поскольку это способствует расширению объема продажи, а значит, и обеспечению формирования прибыли. Рабочие и служащие заинтересованы в прибыли предприятия, потому что она создает предпосылки для развития производства, а, следовательно, и роста заработной платы. При этом подавляющую часть в национальном доходе в современных условиях занимает именно заработная плата, тогда как объемы прибыли минимизируются потребностями производственного развития. Законодательное регулирование заключается в установлении минимального уровня оплаты труда и ограничении максимального уровня рентабельности на основе применения экономических инструментов, например налога на сверхдоход. Пропорции перераспределения национального дохода регламентируются только законодательными актами. Сущность финансовой модели административной экономики, которая применялась в бывшем СССР и других социалистических странах, заключается в том, что подавляющая часть национального дохода сразу централизовалась в бюджете и исключалась из распределительных отношений. Государство направляло в бюджет централизованный чистый доход - налог с оборота и часть децентрализованного чистого дохода - прибыли предприятий (через систему платежей с прибыли). Часть прибыли (до 40%) оставалась на предприятии, другая часть национального дохода выплачивалась рабочим и служащим в виде заработной платы, которая подлежала прибыльному налогообложению. Модель административной экономики может быть подана в таком виде. Характерный признак модели заключается в том, что подавляющую часть своих доходов государство получает в процессе первичного распределения национального дохода.
Модель является закрытой и не отображает финансовых реалий в обществе: во-первых, из нее не видно реального уровня доходов юридических и физических лиц; во-вторых, доходы юридических и физических лиц не отображают их вклад в создание национального дохода; в-третьих, невозможно достоверно определить уровень налогообложения; в-четвертых, отсутствующие стимулы к производительному труду. Пропорции первичного распределения национального дохода регулируются государством с помощью административных методов. Уровень заработной платы регулировался через установку тарифных разрядов и должностных окладов. На основе планового ценообразования фиксировался централизованный чистый доход государства (налог из оборота) и устанавливался уровень прибыли предприятий. Конечно, выделение отмеченных моделей в известной мере имеет условный характер. В модели рыночной экономики собравшиеся элементы участия государства в первичном распределении с помощью непрямых налогов. Модель административной экономики, в свою очередь, включала элементы перераспределения. Отличие одной модели от другой состоит в различных пропорциях. В модели рыночной экономики преобладает участие государства в перераспределении ВВП, а в модели административной экономики - вмешательства в его первичное распределение. За уровнем государственной централизации ВВП в рамках финансовой модели рыночной экономики условно можно выделить три основные модели: американскую, западноевропейскую и скандинавскую. Американская модель, которая базируется на максимальном уровне самообеспечения физических и самофинансирования юридических лиц, характеризуется незначительным уровнем бюджетной централизации 25-30%. Финансовое вмешательство в экономику сведено к минимуму. В социальной сфере обеспечиваются только те слои населения, которые не в состоянии обойтись без государственной помощи. Модель создает максимальную финансовую стимуляцию: с одной стороны, она дает возможность зарабатывать, с другой - требует этого. Это достаточно жесткая и жестокая модель, но она в то же время и высокоэффективная, поскольку основанная, в сущности, на принудительной финансовой стимуляции. Западноевропейская модель характеризуется умеренным уровнем централизации ВВП в бюджете 35-45%. За счет высшего уровня централизации ВВП более разветвленной является и государственная социальная сфера, в первую очередь в отрасли образования. Сущность модели сводится к параллельному функционированию государственных и коммерческих учреждений в социальной сфере. Скандинавская модель предусматривает достаточно высокий уровень бюджетной централизации ВВП -- 50-60%. Соответственно она характеризуется разветвленной государственной социальной сферой как в отрасли образования, так и здравоохранения. Она создает климат уверенности и социальной уравновешенности. Однако такая модель возможна только при условиях, во-первых, высокого уровня ВНП на душу населения, который обеспечивает высокий уровень и общественного, и индивидуального потребления, и, во-вторых, высокого уровня культуры и сознания народа, соответствующего отношения к труду и уважению к государственному сектору.
Выбор финансовой модели - это выбор пути развития общества, установки определенной системы экономических интересов, которые лежат в основе обеспечения влияния на темпы и пропорции этого развития. Выбор модели финансовых отношений зависит от многих факторов. Это и уровень развития общества, и характер и масштабы деятельности государства, ее вмешательство в экономику, и тип осуществляемой ею социальной политики, и характер международной деятельности и военной доктрины, это и исторические традиции народа, уровень развития культуры и тому подобное. Основной критерий выбора –- влияние на общество через установку стимулов к труду и эффективному ведению хозяйства и обеспечению надежной системы социальных гарантий. ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ
Сущность каждой экономической категории детально раскрывается в ее функциях, которые характеризуют общественное назначение данной категории. Назначением финансов, как уже отмечалось, есть обеспечение деятельности и функционирования юридических и физических лиц и государства. Это обеспечение осуществляется через процессы формирования доходов отдельных субъектов, которые, в свою очередь, являются результатом распределения и перераспределения созданного в обществе ВВП или накопленного национального богатства. Причем, поскольку эти процессы опосредствуют движением денежных потоков и отображают противоречивые отношения, они и требуют, и создают надлежащие предпосылки для контроля за деятельностью всех субъектов финансовых отношений. Отсюда вытекает, что финансы выполняют две функции: - распределительную; - контрольную. Сущность распределительной функции заключается в том, что финансы являются целевым инструментом распределения и перераспределения ВВП. Причем они являются основным распределительным инструментом. Кроме них, хоть и в значительно ограниченных рамках, в первую очередь в сфере перераспределения, эту функцию могут выполнять цены. Причем перераспределение происходит в результате так называемого перекоса цен, когда на товары и услуги одних отраслей они более высокие от стоимости, а на другие товары и услуги - более низкие. То есть перераспределение с помощью цен происходит не потому, что ценам свойственна такая функция, а наоборот, потому, что в определенных случаях они неточно и неполно выполняют функцию измерения стоимости. В отличие от цен финансы в первую очередь предназначены для осуществления распределения стоимости ВВП.
Кроме того, распределение и перераспределение стоимости ВВП может происходить в результате криминальных нарушений - краж, злоупотреблений служебным положением, хищения имущества предприятий, укрытие от уплаты налогов и др. Однако это не экономические методы, и они являются предметом другой науки - правоведения. Механизм действия распределительной функции финансов связан со схемой распределения ВВП. Он включает у себя несколько стадий: 1) первичное распределение; 2) перераспределение; 3) вторичное распределение. Первичное распределение - это распределение добавленной стоимости и формирование первичных доходов субъектов, занятых в создании ВНП. Первичными доходами на этой стадии являются: у физических лиц - заработная плата, у юридических лиц - прибыль, в государства - прибыль государственного сектора, что централизуется в бюджете и поступление от государственных услуг, ресурсов, угодий, а также непрямые налоги. Перераспределение заключается в создании и использовании централизованных фондов. За уровнем централизации они разделяются на общегосударственные, ведомственные и корпоративные. Общегосударственные включают бюджет и фонды целевого назначения. Ведомственные - это фонды, которые создают министерства и ведомства. Корпоративные фонды предусматривают централизацию части доходов структурных подразделений в корпоративных объединениях. Перераспределение включает два этапа: - изъятие части доходов у одних субъектов и формирования централизованных фондов. На данном этапе формируются вторичные доходы субъектов, которые создают эти фонды; - использование централизованных фондов и формирование доходов отдельных субъектов. На этом этапе могут формироваться как первичные доходы – заработная плата физических лиц, занятых в бюджетной сфере, которые опять же подлежат перераспределению, так и вторичные доходы в виде разных выплат и предоставления бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований и выделения средств юридическим лицам.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.013 с.) |