Модели финансовых отношений в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели финансовых отношений в обществе



 

Распределение и перераспределение ВВП может осуществляться за разными схемами, согласно с которыми строятся модели финансовых отношений в обществе. В основе построения финансовой модели общества лежат роль и место в ней государства. Модели различаются за двумя признаками:

а) по последовательности распределения ВВП;

б) по уровню государственной централизации ВВП.

По последовательности распределения ВВП различают две модели – рыночную и административную экономику, их рассматривают исходя из распределения вновь созданной стоимости - национального дохода, доминирующими составляющими которого являются заработная плата и прибыль. Он является основным и обязательным объектом распределения. Основным по удельному весу и значимости. Обязательным, поскольку не может быть нераспределенным – иначе остановится процесс воспроизводства.

Финансовая модель рыночной экономики является основной, она прошла значительный исторический путь развития и доминирует в мире. Сущность ее очень простая и логическая: сначала стоимость реализованного национального дохода распределяется между теми, кто занят в его создании. Это владельцы средств производства, которые получают прибыль, и рабочие и служащие, которым выплачивается заработная плата. В общем виде эта модель может быть изображена на схеме 4 – заштрихованная часть показывает налогообложение заработной платы отдельных рабочих и служащих и прибыли предпринимателей.

Характерный признак модели заключается в том, что государство получает свои доходы в первую очередь на основе перераспределения национального дохода.

Модель является открытой, понятной и точно характеризует финансовые реалии в обществе:

во-первых, в ней точно отображается уровень доходов каждого юридического и физического лица, который, в свою очередь, характеризует их вклад в создание национального дохода;

во-вторых, достоверно определяется уровень налогообложения: каждый субъект точно знает, сколько он зарабатывает и сколько отдает;

в-третьих, четко зафиксированы стимулы к росту доходов на основе роста производства и повышения производительности труда.

Пропорции первичного распределения национального дохода между предпринимателями и рабочими и служащими регулируются:

- рыночными отношениями;

- в законодательном порядке.

Рыночные отношения способствуют установке оптимальных пропорций между заработной платой и прибылью. С одной стороны, каждый субъект заинтересован в увеличении своей части. Однако, с другой стороны, - есть определенные объективные ограничения, которые ведут до того, что каждый субъект заинтересован в доходах другого. Да, для предпринимателей очень необходимым является высокий уровень доходов населения, поскольку это способствует расширению объема продажи, а значит, и обеспечению формирования прибыли. Рабочие и служащие заинтересованы в прибыли предприятия, потому что она создает предпосылки для развития производства, а, следовательно, и роста заработной платы. При этом подавляющую часть в национальном доходе в современных условиях занимает именно заработная плата, тогда как объемы прибыли минимизируются потребностями производственного развития.

Законодательное регулирование заключается в установлении минимального уровня оплаты труда и ограничении максимального уровня рентабельности на основе применения экономических инструментов, например налога на сверхдоход.

Пропорции перераспределения национального дохода регламентируются только законодательными актами.

Сущность финансовой модели административной экономики, которая применялась в бывшем СССР и других социалистических странах, заключается в том, что подавляющая часть национального дохода сразу централизовалась в бюджете и исключалась из распределительных отношений. Государство направляло в бюджет централизованный чистый доход - налог с оборота и часть децентрализованного чистого дохода - прибыли предприятий (через систему платежей с прибыли). Часть прибыли (до 40%) оставалась на предприятии, другая часть национального дохода выплачивалась рабочим и служащим в виде заработной платы, которая подлежала прибыльному налогообложению. Модель административной экономики может быть подана в таком виде.

Характерный признак модели заключается в том, что подавляющую часть своих доходов государство получает в процессе первичного распределения национального дохода.

Модель является закрытой и не отображает финансовых реалий в обществе:

во-первых, из нее не видно реального уровня доходов юридических и физических лиц;

во-вторых, доходы юридических и физических лиц не отображают их вклад в создание национального дохода;

в-третьих, невозможно достоверно определить уровень налогообложения;

в-четвертых, отсутствующие стимулы к производительному труду.

Пропорции первичного распределения национального дохода регулируются государством с помощью административных методов. Уровень заработной платы регулировался через установку тарифных разрядов и должностных окладов. На основе планового ценообразования фиксировался централизованный чистый доход государства (налог из оборота) и устанавливался уровень прибыли предприятий.

Конечно, выделение отмеченных моделей в известной мере имеет условный характер. В модели рыночной экономики собравшиеся элементы участия государства в первичном распределении с помощью непрямых налогов. Модель административной экономики, в свою очередь, включала элементы перераспределения. Отличие одной модели от другой состоит в различных пропорциях. В модели рыночной экономики преобладает участие государства в перераспределении ВВП, а в модели административной экономики - вмешательства в его первичное распределение.

За уровнем государственной централизации ВВП в рамках финансовой модели рыночной экономики условно можно выделить три основные модели: американскую, западноевропейскую и скандинавскую.

Американская модель, которая базируется на максимальном уровне самообеспечения физических и самофинансирования юридических лиц, характеризуется незначительным уровнем бюджетной централизации 25-30%. Финансовое вмешательство в экономику сведено к минимуму. В социальной сфере обеспечиваются только те слои населения, которые не в состоянии обойтись без государственной помощи.

Модель создает максимальную финансовую стимуляцию: с одной стороны, она дает возможность зарабатывать, с другой - требует этого. Это достаточно жесткая и жестокая модель, но она в то же время и высокоэффективная, поскольку основанная, в сущности, на принудительной финансовой стимуляции.

Западноевропейская модель характеризуется умеренным уровнем централизации ВВП в бюджете 35-45%. За счет высшего уровня централизации ВВП более разветвленной является и государственная социальная сфера, в первую очередь в отрасли образования. Сущность модели сводится к параллельному функционированию государственных и коммерческих учреждений в социальной сфере.

Скандинавская модель предусматривает достаточно высокий уровень бюджетной централизации ВВП -- 50-60%. Соответственно она характеризуется разветвленной государственной социальной сферой как в отрасли образования, так и здравоохранения. Она создает климат уверенности и социальной уравновешенности. Однако такая модель возможна только при условиях, во-первых, высокого уровня ВНП на душу населения, который обеспечивает высокий уровень и общественного, и индивидуального потребления, и, во-вторых, высокого уровня культуры и сознания народа, соответствующего отношения к труду и уважению к государственному сектору.

Выбор финансовой модели - это выбор пути развития общества, установки определенной системы экономических интересов, которые лежат в основе обеспечения влияния на темпы и пропорции этого развития.

Выбор модели финансовых отношений зависит от многих факторов. Это и уровень развития общества, и характер и масштабы деятельности государства, ее вмешательство в экономику, и тип осуществляемой ею социальной политики, и характер международной деятельности и военной доктрины, это и исторические традиции народа, уровень развития культуры и тому подобное. Основной критерий выбора –- влияние на общество через установку стимулов к труду и эффективному ведению хозяйства и обеспечению надежной системы социальных гарантий.

ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ

 

Сущность каждой экономической категории детально раскрывается в ее функциях, которые характеризуют общественное назначение данной категории. Назначением финансов, как уже отмечалось, есть обеспечение деятельности и функционирования юридических и физических лиц и государства. Это обеспечение осуществляется через процессы формирования доходов отдельных субъектов, которые, в свою очередь, являются результатом распределения и перераспределения созданного в обществе ВВП или накопленного национального богатства. Причем, поскольку эти процессы опосредствуют движением денежных потоков и отображают противоречивые отношения, они и требуют, и создают надлежащие предпосылки для контроля за деятельностью всех субъектов финансовых отношений. Отсюда вытекает, что финансы выполняют две функции:

- распределительную;

- контрольную.

Сущность распределительной функции заключается в том, что финансы являются целевым инструментом распределения и перераспределения ВВП. Причем они являются основным распределительным инструментом. Кроме них, хоть и в значительно ограниченных рамках, в первую очередь в сфере перераспределения, эту функцию могут выполнять цены. Причем перераспределение происходит в результате так называемого перекоса цен, когда на товары и услуги одних отраслей они более высокие от стоимости, а на другие товары и услуги - более низкие. То есть перераспределение с помощью цен происходит не потому, что ценам свойственна такая функция, а наоборот, потому, что в определенных случаях они неточно и неполно выполняют функцию измерения стоимости. В отличие от цен финансы в первую очередь предназначены для осуществления распределения стоимости ВВП.

Кроме того, распределение и перераспределение стоимости ВВП может происходить в результате криминальных нарушений - краж, злоупотреблений служебным положением, хищения имущества предприятий, укрытие от уплаты налогов и др. Однако это не экономические методы, и они являются предметом другой науки - правоведения.

Механизм действия распределительной функции финансов связан со схемой распределения ВВП. Он включает у себя несколько стадий:

1) первичное распределение;

2) перераспределение;

3) вторичное распределение.

Первичное распределение - это распределение добавленной стоимости и формирование первичных доходов субъектов, занятых в создании ВНП. Первичными доходами на этой стадии являются: у физических лиц - заработная плата, у юридических лиц - прибыль, в государства - прибыль государственного сектора, что централизуется в бюджете и поступление от государственных услуг, ресурсов, угодий, а также непрямые налоги.

Перераспределение заключается в создании и использовании централизованных фондов. За уровнем централизации они разделяются на общегосударственные, ведомственные и корпоративные. Общегосударственные включают бюджет и фонды целевого назначения. Ведомственные - это фонды, которые создают министерства и ведомства. Корпоративные фонды предусматривают централизацию части доходов структурных подразделений в корпоративных объединениях.

Перераспределение включает два этапа:

- изъятие части доходов у одних субъектов и формирования централизованных фондов. На данном этапе формируются вторичные доходы субъектов, которые создают эти фонды;

- использование централизованных фондов и формирование доходов отдельных субъектов. На этом этапе могут формироваться как первичные доходы – заработная плата физических лиц, занятых в бюджетной сфере, которые опять же подлежат перераспределению, так и вторичные доходы в виде разных выплат и предоставления бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований и выделения средств юридическим лицам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.013 с.)