Сущность и функции финансов, их роль в развитии экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции финансов, их роль в развитии экономики



Сущность и функции финансов, их роль в развитии экономики

Финансы - эк-ие, ден-ые отношения, связ-ые с формир-ем и использ-ем фондов ден-х средств, распр-ем и перераспр-ем ВВП. Финансы являются исторической категорией. Их возникновение было предопределено рядом факторов:1. Появление и развитие товарно-денежных отношений. 2. Возникновение государства. 3. Действие закона стоимости, обеспечивающего распределение ВВП и национального дохода (НД). Процессы распределения ВВП и НД можно охарактеризовать, используя следующую формулу:

ВВП = С + V + M, где С – стоимость потребленных средств производства; V – стоимость, затраченная на приобретение рабочей силы (ее найм); M – прибавочная стоимость (чистый доход).

Признаки финансов: 1) обязательность наличия товарно-денежных отношений;

2) существование государства и его активное воздействие на общественное производство;

3) в основном обслуживание процесса расширенного воспроизводства.

По мнению многих экономистов, финансам присущи две функции: распределительная и контрольная.

Распр-ая ф-я проявляется посредством обеспечения субъектов финансового распределения (государства, СХ и отдельных членов общества) необходимыми им финансовыми ресурсами. При этом объектами действия распределительной функции являются: ВВП, НД, амортизационные отчисления, часть национального богатства. Распределительный процесс осуществляется в различных сферах: производстве, потреблении и других областях, а целями его осуществления являются укрепление государства, развитие его производственных сил, повышение качества жизни различных слоев населения и т. д.

Контрольная функция проявляется в контроле за процессом распределения ВВП, НД по соответствующим денежным фондам, а также за их целевым использованием. Также выделяют оперативную, стимулирующую, воспроизводственную и др. ф-ции.

В распределении ВВП и НД наряду с финансами принимают участие и другие, взаимосвязанные с ними экономические категории: цена, заработная плата, кредит.

Сущность взаимосвязи цены и финансов заключается в том, что
с одной стороны, финансы могут функционировать лишь на основе цен, с другой стороны, цена не может существовать вне денежных отношений. Заработная плата используется для личной и коллективной материальной заинтересованности, а финансы – для повышения эффективности хозяйствующего субъекта в целом).

Кредит выражает движение стоимости в ее денежной форме, обеспечивает формирование и использование фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Также кредит является возвратным, предполагающая двухстороннее движение стоимости.

Понятие и состав финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы - денежные средства государства, хозяйствующих субъектов и населения, предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей. Понятия «ФР» и «ден. ср-ва» нельзя отождествлять, поскольку первое опосредует движение стоимости, а второе – смену форм стоимости.

Важнейшим источником формирования ФР является чистый доход, основной формой выражения которого выступает прибыль. Все финансовые ресурсы подразделяются следующим образом:

· ФР субъектов хозяйствования (децентрализ-ые ФР) используются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств и т. п., на социальное обустройство работников и др. Наряду с чистым доходом к важным источникам децентрализованных ФР относятся следующие: А) амортизационные отч-ия, кот. явл-ся частью стоимости потребленных средств производства (С); Б) прирост устойчивых пассивов, к которым относится постоянно находящаяся в обороте субъекта хозяйствования кредиторская задолженность; В) выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др.

Все вышеперечисленные источники формирования ФР субъектов хоз-ия явл-ся собственными. Также можно выделить заемные ФР, например, кредиты банка, и привлеченные (средства, полученные от выпуска акций, облигаций и т. п.).

· ФР государства (централиз-ые ФР), формируемые на макроуровне и предназначенные для финансирования расходов, связанных с выполнением государством своих функций и обязательств. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются следующие: А) налоговые и неналоговые платежи и отчисления, поступающие в бюджет в результате перераспределения ВВП и НД; Б) отчисления органам имущественного и личного страхования, государственного социального страхования; В) средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, размещения займов; Г) продажа золотовалютных резервов и т. д.

Т.О., в результате перераспределительных процессов централиз-ые ФР сосредотачиваются в гос. бюджете, целевых бюджетных и внебюджетных фондах, гос. фондах имущественного и личного страхования.

Следовательно, ФР, созданные в той или иной стране, распределяются между государством и хозяйствующими субъектами, причем это распределение осуществляется исходя из конкретных условий развития общества.

Бюджетное устр-во и бюджетная система Г

Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней, действующих на территории страны. В РБ бюджетная система включает в себя два уровня– республиканский и местные бюджеты. Местные бюджеты, в свою очередь, подразделяются следующим образом:

· бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

· бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

· бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет
г. Минска).

Респ-ий бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через респ-ий бюджет осуществляется перераспр-ие части финн. ресурсов между областями и г. Минском с целью выравнивания их эк-го и соц. развития. Кроме того, бюджетам областей и г. Минска при недостаточности у них средств для финансирования отдельных видов расходов из средств республиканского бюджета могут выделяться:

1) дотации –ДС, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств; 2) субвенции –ДС, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели; 3) субсидии –ДС, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юр. и физ. лицам в виде помощи или пособия.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и иных мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Свод всех бюджетов на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом.

Бюджетные системы современных государств базируются на принципах: единства, полноты отражения, реальности, гласности, самостоятельности, эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого назначения, ответственности участников бюджетного процесса и др.Все принципы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Бюджетное регулирование и управление бюджетным дефицитом.

В процессе исполнения Правительство, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов. С этой целью зачастую используется бюджетное регулирование, под которым понимается процесс перераспределения бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для достижения их сбалансированности. Бюджетное регулирование может осуществляться двумя основными методами: прямыми и косвенными. К прямым методам относятся дотации, субвенции, субсидии.

1) дотации –ДС, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств;

2) субвенции –ДС, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели;

3) субсидии –ДС, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

К косвенным – метод отчислений от регулирующих платежей и метод формирования различных фондов регулирования. При этом под регулирующими платежами понимают поступления, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.

Для управления дефицитом проводят следующие мероприятия, с одной стороны, стимулирующие приток поступлений в бюджет, с другой – способствующие сокращению расходов Г: повышение эффективности работы отраслей нац.эк-ки, привлечение иностранных инвестиций, оптимизация расходов и др. Основными источниками финансирования дефицита бюджета выступают внешние (кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций и др.) и внутренние. Последние, в свою очередь, подразделяются на инфляционные (эмиссия денежных знаков) и неинфляционные (кредиты центрального банка страны, выпуск государственных ценных бумаг в национальной валюте).

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это деятельность гос. органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Т.о., последовательными этапами БП являются: 1. Составление проектов бюджетов на очередной финансовый год. 2. Рассмотрение проектов бюджетов. 3. Утверждение бюджетов. 4. Исполнение бюджетов. 5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Участники бюджетного процесса: президент, правительство, местные исполнительные гос. органы, комитет гос. контроля, нац. банк.

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства РБ и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов РБ и местными финансовыми органами.

Рассмотренные и одобренные Правительством РБ проекты республиканского и консолидированного бюджетов РБ представляются на рассмотрение Президенту РБ. Президент РБ, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит в Парламент РБ проект закона о бюджете.

Закон о бюджете РБ на очередной финансовый год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих местных бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового года. При этом утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь, а местных – местные исполнительные и распорядительные орган.

Правительство РБ разрабатывает и представляет Президенту РБ для внесения в Парламент РБ отчет об исполнении респ-го бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента РБ не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчет об исполнении респ-го бюджета утверждается законом РБ. Проект закона об утверждении отчета об исполнении респ-го бюджета за предшествующий финансовый год рассматривается Парламентом РБ до рассмотрения проекта закона о бюджете РБ на очередной фин. год. Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов, которые производят их рассмотрение и утверждение. Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финн. год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной фин. год.

Содержание, виды и основы управления гос. долгом

Гос. долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед юр. и физ. лицами-резидентами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права.

Гос. долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный гос. долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий гос. долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В РБ гос. долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний гос. долг РБ – это общая сумма основного долга РБ по внутренним гос. займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Внешний гос. долг РБ – это общая сумма основного долга РБ по внешним гос. займам на определенный момент времени. Для того, чтобы внешний гос. долг не повышался, ежегодно в законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается предельный размер внешнего долга.

Основными причинами возникновения гос. долга являются низкая эффективность функционирования нац. экономики, приводящая к нехватке финансовых ресурсов в национальной валют; недостаточность финансовых ресурсов в иностранной валюте для расчетов с иностранными государствами и др.

Значимость государственного долга для страны предопределяет необходимость управления им, под которым понимаются мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. При этом под обслуживанием государственного долга РБ понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам. Под погашением – уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Управление гос. долгом РБ, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством РБ, которое в процессе управления использует различные методы регулирования государственного долга:

· аннулирование государственного долга · рефинансирование – погашение старых государственных займов путем выпуска новых;· новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;· унификация – объединение нескольких займов в один, когда несколько старых облигаций обмениваются на одну новую;· конверсия – изменение доходности займов;· консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных займов;· отсрочка – в отличие от консолидации не только увеличиваются сроки, но и прекращается выплата дохода по облигациям.

Конверсия, консолидация и унификация осуществляются только в отношении внутренних гос. займов.

В целом управление государственным долгом является важнейшим инструментом воздействия на социально-экономическое развитие того или иного Г.

12. Финансовая политика Г, цели, задачи элементы, требования

Финансовая политика - целенаправленная деятельностьГ, связанная с мобилизацией ФР, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. ФП можно рассматривать и как совокупность налоговой, бюджетной, таможенной, ценовой, инвестиционной политик Г. Гл. цель ФП – наиб. полная мобилизация ФР для удовлетв-ия потребностей общества.

Задачами, решаемыми в процессе проведения финансовой политики, являются следующие: обеспечение условий для формирования максимально возможных ФР;· установление рац-го распределения и использования ФР; · создание эффективной системы оперативного управления финансами; · уменьшение дефицита гос. бюджета и др.

В РБ на современном этапе ФП направлена на борьбу с инфляцией, совершенствование налоговой системы, привлечение иностранных инвестиций, повышение защиты отд-х категорий граждан, развитие малого и среднего бизнеса и др.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется следующим образом:

· финансовая стратегия – долговр-й курс ФП, рассчитанный на перспективу, курс на решение крупномасштабных задач; · финансовая тактика связана с операт-м изменением форм и методов финн отношений. Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

При выработке финансовой политики учитываются следующие факторы: политическое и экономическое устройство государства; исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции; конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития и др. При этом финансовая политика не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Она меняется в зависимости от этапа развития общества.

Требования к ФП: 1) учет конретного истор развития общества; 2) изучение и восприятие предш-го опыта, в т.ч. и зарубежного; 3) научный комплексный подход при выработке направлений ФП; 4) ориентация на повышение эффективности использования ФР.

Содержание финансовой работы в организации

Финансовая работа – это деятельность по управлению финансами организаций.

Задачами: обеспечение финансовыми ресурсами выполнения плановых заданий по основной хозяйственной деятельности, капитальным вложениям и удовлетворению социальных потребностей, а также наиболее эффективное использование ресурсов, современное и полное выполнение финансовых обязательств.

По экономическому содержанию выделяют следующие направления финансовой работы: · финансовое планирование, которое включает составление разного рода планово-экономических расчетов (норматива оборотных средств, смет затрат, планового размера кредита и т. д.), разнообразных видов финансовых планов; · оперативно-управленческая работа, которая связана с постоянным регулирующим воздействием на финансовые отношения, финансовые потоки с целью их оптимизации; · контрольно-аналитическая работа, включающая анализ и оценку эффективности хозяйственных и финансовых операций, использования ресурсов, финансового состояния организации.

Финансовая работа осуществляется специальной финансовой службой, которая может быть представлена следующим образом: · одним бухгалтером в организациях с незначительным денежным оборотом; · специальной финансовой группой, входящей в состав бухгалтерии или планово-экономического отдела, в организациях со средним объемом деятельности; · финансовым отделом или финансовой дирекцией на крупных предприятиях с большим объемом финансовой работы.

Финансовый отдел или финансовая дирекция может включать в себя несколько бюро (групп), за которыми закрепляются отдельные функции.

В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение финансовых обязательств, но и организация эффективного финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это специфическая область управленческой деятельности, направленная на оптимизацию финансовых отношений и финансовых потоков организации и достижение положительных конечных результатов хозяйствования, обеспечение ликвидности и платежеспособности организации. Финансовый менеджмент представляет собой систему управленческих мероприятий, приемов, технологий, позволяющих не только организовать финансовые отношения и финансовые потоки, но и эффективно управлять ими посредством использования элементов финансового механизма (финансовых методов, рычагов и инструментов, правового обеспечения).

Планирование, распределение и использование прибыли

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования и важным участником финансово-экономической работы.

При определении планируемого объема прибыли используют следующие методы: метод прямого счета; аналитический метод (на основе показателя затрат на рубль товарной продукции и с использованием показателя базовой рентабельности).

Суть метода прямого счета заключается в том, что плановая прибыль предварительно рассчитывается по каждому виду продукции или группам однородных изделий как разность между выручкой без косвенных налогов и полной себестоимостью реализованной продукции.

Данный метод планирования прибыли применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

Аналитический метод базируется на определении плановой прибыли в целом по организации с учетом факторов, влияющих на прибыль (объем реализации, цены, себестоимость и др.).

Наиболее простым аналитическим методом планирования прибыли является ее расчет на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле Птп = Т × (1 – НкЗ),

где Птп – прибыль от выпуска товарной продукции; Т – товарная продукция в отпускных ценах на планируемый период; Нк – косвенные налоги на рубль товарной продукции; З – затраты на рубль товарной продукции.

Планирование прибыли аналитическим методом с использованием показателя базовой рентабельности используется только по сравнимой продукции. Расчет прибыли производится в следующей последовательности: на основе базовой рентабельности рассчитывается прибыль по сравнимой продукции, далее определяются суммы влияния факторов на прибыль и производится корректировка прибыли на данные суммы влияния, а в последующем – и на суммы прибыли в переходящих остатках нереализованной готовой продукции на начало и конец планируемого года.

Для определения прибыли по несравнимой товарной продукции используют метод прямого счета.

Для расширения деятельности организации, усиления материальной заинтересованности ее работников, приумножения благосостояния собственников важное значение имеет не только величина прибыли, но ее оптимальное распределение и эффективное использование.

При распределении прибыли учитывается следующее:

· налоговое законодательство; · дивидендная, инвестиционная и социальная политика организации; · обеспеченность собственными оборотными средствами; · наличие альтернативных источников расширенного воспроизводства и возможности их привлечения и другие условия функционирования организации.

При распределении прибыли, полученной в текущем периоде,
в первую очередь уплачиваются налоги и другие обязательные платежи из прибыли государству.

Чистая прибыль может распределяться на выплату дохода учредителям (участникам) или дивидендов акционерам, в резервный фонд организации, если его создание предусмотрено законодательством или учредительными документами.

Оставшаяся после данного распределения прибыль может направляться и использоваться на накопление, на потребление и другие цели. 34. Управление прибылью организации

Главная цель управления П организации - обеспечение ее роста. Для реализации данной цели требуется решать, следующие задачи:

· обеспечить рост выручки; · добиться снижения уровня затрат и оптимизации их структуры; · изыскать и реализовать возможности роста прибыли за счет операционных и внереализационных доходов; · не допустить внереализационных убытков и потерь.

Управление П сопровождается расчетом следующих основных показателей: · объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную деятельность организации (порога рентабельности); · запас финансовой прочности;

· уровень операционного рычага; · рентабельность.

Порог рентабельности производства и продажи продукции (точка безубыточности). Валовая маржа (разница между выручкой от реализации и переменными затратами) может лишь покрыть постоянные затраты организации, а прибыль равна нулю.

Порог рентабельности (Прент) определяется по формуле: Прент=Зпост/(Цед-Зперем(ед), где Зпост – постоянные затраты на весь выпуск; Цед – цена единицы продукции (без косвенных налогов); Зперем (ед) – переменные затраты на единицу продукции.

Запас финансовой прочности отражает размер возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка и других неблагоприятных условиях. Запас финансовой прочности определяется как разность между фактической (плановой) выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности.

Деление затрат на постоянные и переменные позволяет производить анализ результатов в зависимости от состава затрат и объема производства. Любое изменение выручки от реализации всегда вызывает более сильное изменение прибыли. Это называется действием операционного рычага. Для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:

Ор=ВМ-Пр=(Вр-Нк-Зперем)/(Вр-Нк-Зперем-Зпост)

где Ор – операционный рычаг; ВМ – валовая маржа; Пр – прибыль; Вр – выручка от реализации продукции; Нк – косвенные налоги и отчисления; Зперем – суммарные переменные затраты; Зпост – суммарные постоянные затраты.

Сила операционного рычага отражает, в какой пропорции изменяется прибыль с изменением выручки.

Основными показателями рентабельности являются:

· рентабельность продукции =П от реал/себест-ть;

· рентабельность продаж =П/В

Данные показатели рентабельности дают наиболее точное представление об эффективности деятельности организации.

35.Сущность, задачи, принципы и методы финансового планирования. Система финансовых планов организации

Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение требуемого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и эффективное использование. Финансовое планирование - процесс обоснования движения ФР и капитала.

Объектами ФП являются ФР, капитал, ДС и непосредственно финансовая деятельность.

Задачи ФП: · обеспечение ДС планируемых затрат; · установление оптимальных пропорций в распределении ФР; · обеспечение финансовой устойчивости организации.

Принципы ФП:

· принцип системности – учет всех внутр-х и внешних факторов в ходе планир-ия; · принцип непрерывности и преемственности планирования, означающий согласованность оперативных, среднесрочных и долгосрочных планов;

· принцип согласованности и координации, означающий соблюдение строгой иерархии и соподчиненности всех планов; · принцип научности - разработка многовариантных расчетов, моделирование хозяйственных ситуаций и выбор наиболее оптимальных решений; · принцип эластичности, означающий необходимость корректировки плановых показателей при изменении финансового законодательства, экономической ситуации.

Методы ФП:

· прямого счета, предполагающий подробные расчеты каждого показателя плана; · расчетно-аналитический, основанный на результатах анализа движения ФР и денежных потоков за истекший период и прогнозных оценок на будущее; · нормативный, предполагающий расчет плановых показателей на основе установленных норм и нормативов; · балансовый, который используется для взаимоувязки ФР (ДС) и потребности в них; · оптимизации плановых решений, основанный на составлении нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают наиболее оптимальный исходя из выбранных критериев;

· экономико-математического моделирования, основанный на построении моделей, эмитирующих конкретные финансовые отношения, и базирующийся на экспертной оценке ожидаемого эффекта.

Совр. система фин. планов:

· перспективные (стратегические), которые отражают показатели финансового обеспечения стратегии развития организации, и разрабатываются в виде бизнес-планов, концепций финансового развития;

· текущие, которые конкретизируют и детализируют стратегические планы на конкретный год с делением на кварталы. Основными видам данных планов являются расчетный баланс доходов и расходов и план движения денежных средств (баланс денежных расходов и поступлений);

· оперативные, которые разрабатываются для оперативного управления финансовыми ресурсами и денежными потоками на ближайший краткосрочный период (месяц, декаду, неделю, день). Основными разновидностями данных планов являются платежный календарь, налоговый календарь, кредитный план, кассовый план.

Информационным обеспечением разработки финансовых планов являются утвержденные на планируемый период важнейшие производственные задания и показатели, бухгалтерская и статистическая отчетность и результаты ее анализа, действующие общегосударственные и ведомственные нормы и нормативы.

36. Финансовый план как раздел бизнес-плана

Финансовый план является заключительным разделом бизнес-плана. В нем обобщены и представлены в стоимостном выражении все предыдущие разделы и будущие хозяйственные решения обоснованны с точки зрения финансовых возможностей и конечных результатов.

Содержание данного раздела как и бизнес-плана в целом определяется целью его составления.

Бизнес-планы могут разрабатываться для обоснования перспектив развития организации; возможности получения инвестиционных кредитных ресурсов, целесообразности получения бюджетных ресурсов и т. д.

В финансовый план включают следующие финансовые расчеты:

· прогноз объема реализации (продаж); · план доходов и расходов (расчет финансовых результатов); · расчет чистого потока денежных средств (баланс расходов и поступлений); · баланс активов и пассивов; · график достижения безубыточности; · стратегия финансирования развития организации.

Расчет прогнозного объема выручки производится исходя из потенциальной емкости рынка, конкурентоспособности продукции, цен, возможностей производства. Данный расчет чрезвычайно важен для расчета финансовых результатов и является фундаментом для принятия стратегических решений.

Таблица доходов и затрат (план доходов и расходов) в финансовом плане бизнес-плана разрабатывается с целью расчета общего финансового результата деятельности организации. Данный план позволяет оценить влияние отдельных элементов плана на финансовый результат.

Расчет чистого потока денежных средств в финансовом разделе бизнес-плана представляется для обоснования эффективности инвестиционного проекта.

В расчете отражаются следующие показатели:

1. Приток ДС по периодам реализации инвестиционного проекта; 2. Отток ДС

3. Сальдо потока (чистый поток ДС).

На основании текущей стоимости чистого потока ДС рассчитываются основные показатели эффективности инвестиций (чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости).

Прогнозные данные о денежных потоках в бизнес-плане могут отражаться и в балансе денежных расходов и поступлений, что позволяет определить потребность в кредите и способность погасить его, предусмотреть другие меры по сбалансированию денежных потоков, обеспечению платежеспособности организации, рациональному размещению свободных денежных средств. Корректируя каналы притока и оттока денежных средств, прогнозные данные учитывают продолжительность периода наличия дефицита или избытка денежных средств и реальные возможности в тот или иной период изыскать дополнительные источники денежных средств или инвестировать свободные денежные средства в доходные и ликвидные активы.

Баланс активов и пассивов разрабатывается по форме бухгалтерского баланса, в котором статьи могут укрупняться.

Баланс активов и пассивов позволяет выполнить следующее: рассчитать основные финансовые коэффициенты и дать оценку прогнозируемым изменениям в структуре активов и пассивов баланса, финансовой устойчивости организации; согласовать компоненты других планов и оценить их достоверность и обоснованность;

Стратегия финансирования разрабатывается организацией, прогнозирующей техническое перевооружение, внедрение новых технологий. Ее задачей является обоснование потребности в ресурсах для осуществления намеченных инвестиционных проектов, определение источников их финансирования и расчет показателей эффективности и инвестиций.

37. Текущее финансовое планирование

Текущее ФП включает разработку расчетного баланса доходов и расходов и плана движения денежных средств.

Расчетный баланс доходов и расходов составляется на год с делением на кварталы. В нем отражается движение прироста ФР (собственных и долгосрочных заемных).

Основные разделы расчетного баланса доходов и расходов следующие:

1. Доходы и поступления (общая прибыль, амортизационные отчисления, долгосрочные кредиты и займы на капитальные вложения, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, прирост устойчивых пассивов, прочие доходы и поступления).

2. Расходы и отчисления (отчисления в резервные фонды, инвестиции в основные фонды и нематериальные активы, прирост собственных оборотных средств, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов, расходы на социальную поддержку и материальное стимулирование, прочие расходы).

3. Взаимоотношения с бюджетом, которые включают следующее:

а) платежи в бюджет (налог на недвижимость, налог на прибыль, местные налоги и сборы); б) ассигнования из бюджета (целевое финансирование и поступления из бюджета и целевых бюджетных фондов); в) превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета или превышение ассигнований из бюджета над платежами.

Составлению данного баланса предшествует следующая работа: определение плана прибыли, нормативов оборотных средств, плановой величины амортизационных отчислений, налогов и сборов; разработка инвестиционного плана, смет по содержанию, объектов социально-культурной сферы и т. п.

Если расходы в балансе превышают доходы, то предварительно предусматривают меры по увеличению доходной части (в том числе и по увеличению внешнего финансирования). При недостижении сбалансированности за счет увеличения доходов пересматривают расходную часть в сторону возможного уменьшения.

План движения ДС по своему содержанию близок балансу денежных расходов и поступлений в составе бизнес-плана и платежному календарю в составе оперативных планов. Он разрабатывается на предстоящий год с разделением на кварталы и отражает остаток денежных средств на начало периода, планируемые виды поступлений денежных средств, все виды денежных платежей и остаток денежных средств на конец периода. План движения ДС помогает создать механизм контроля за движением ДСств. Составлению данного плана предшествует разработка прогноза движения ДС по текущей (операционный), инвестиционной и финансовой деятельности.

При установлении излишка ДС выбираются каналы рационального их использования, а при выявлении дефицита – источники п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.103 с.)