Сущность, функции и формы государственного кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, функции и формы государственного кредита



Гос. кредит - совокупность экономических отношений по поводу мобилизации государством временно свободных ДС юр. и физ. лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью выполнения своих функций (покрытия бюджетного дефицита, дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства). В некоторых случаях государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими и физическими лицами, в данном случае оно является гарантом.

Гос. кредит– для покрытия бюджетного дефицита; государственный кредит всегда является средством сокращения денег в обращении и др.

Функции:

· распределительную, посредством которой осуществляется формирование централизованных денежных фондов Г, а затем их использование; · регулирующую,выражающуюся в активном воздействии на макроэкономические показатели общества (состояние денежного обращения, занятость, валютный курс и др.); · контрольную,которая органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Внешним проявлением содержания экономических отношений, которые выражает кредит, является его форма. Гос. кредит может выступать в двух формах – товарной (например, сахарный, автомобильный и т. д.) и денежной. Наиболее распространенным видом денежной формы государственного кредита являются гос. займы.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

· по эмитентам– займы правительства и займы местных органов власти;

· по держателям– реализуемые только среди населения, только среди юридических лиц и универсальные;

· по месту размещения– внутренние и внешние;

· по срокам привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

· по способу выплаты (получения) дохода – процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом;

· по методам размещения – добровольные и принудительные и др.;

· по другим классификационным признакам.

Наряду с государственными займами в состав государственного кредита включаются государственные гарантии, бюджетные ссуды и кредиты.

Государственные гарантии - обязательства РБ в качестве гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком-резидентом РБ обязательств по заключенному этим резидентом договору займа (кредита).

Бюджетная ссуда (заем) – это бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, которые являются резидентами РБ, ИП на возвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

ИНСТРУМЕНТЫ :1) облигация - гос. долговое обязательство, кот. дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. В РБ наиболее широко используются государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации (ГДО). Указанные облигации выпускаются от имени СМ РБ и размещаются среди инвесторов (юридических лиц) на добровольной основе. Доход от данных облигаций представляет собой разницу между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

2)векселя Правительства РБ.

Содержание, виды и основы управления гос. долгом

Гос. долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед юр. и физ. лицами-резидентами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права.

Гос. долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный гос. долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий гос. долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В РБ гос. долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний гос. долг РБ – это общая сумма основного долга РБ по внутренним гос. займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Внешний гос. долг РБ – это общая сумма основного долга РБ по внешним гос. займам на определенный момент времени. Для того, чтобы внешний гос. долг не повышался, ежегодно в законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается предельный размер внешнего долга.

Основными причинами возникновения гос. долга являются низкая эффективность функционирования нац. экономики, приводящая к нехватке финансовых ресурсов в национальной валют; недостаточность финансовых ресурсов в иностранной валюте для расчетов с иностранными государствами и др.

Значимость государственного долга для страны предопределяет необходимость управления им, под которым понимаются мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. При этом под обслуживанием государственного долга РБ понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам. Под погашением – уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Управление гос. долгом РБ, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством РБ, которое в процессе управления использует различные методы регулирования государственного долга:

· аннулирование государственного долга · рефинансирование – погашение старых государственных займов путем выпуска новых;· новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;· унификация – объединение нескольких займов в один, когда несколько старых облигаций обмениваются на одну новую;· конверсия – изменение доходности займов;· консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных займов;· отсрочка – в отличие от консолидации не только увеличиваются сроки, но и прекращается выплата дохода по облигациям.

Конверсия, консолидация и унификация осуществляются только в отношении внутренних гос. займов.

В целом управление государственным долгом является важнейшим инструментом воздействия на социально-экономическое развитие того или иного Г.

12. Финансовая политика Г, цели, задачи элементы, требования

Финансовая политика - целенаправленная деятельностьГ, связанная с мобилизацией ФР, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. ФП можно рассматривать и как совокупность налоговой, бюджетной, таможенной, ценовой, инвестиционной политик Г. Гл. цель ФП – наиб. полная мобилизация ФР для удовлетв-ия потребностей общества.

Задачами, решаемыми в процессе проведения финансовой политики, являются следующие: обеспечение условий для формирования максимально возможных ФР;· установление рац-го распределения и использования ФР; · создание эффективной системы оперативного управления финансами; · уменьшение дефицита гос. бюджета и др.

В РБ на современном этапе ФП направлена на борьбу с инфляцией, совершенствование налоговой системы, привлечение иностранных инвестиций, повышение защиты отд-х категорий граждан, развитие малого и среднего бизнеса и др.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется следующим образом:

· финансовая стратегия – долговр-й курс ФП, рассчитанный на перспективу, курс на решение крупномасштабных задач; · финансовая тактика связана с операт-м изменением форм и методов финн отношений. Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

При выработке финансовой политики учитываются следующие факторы: политическое и экономическое устройство государства; исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции; конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития и др. При этом финансовая политика не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Она меняется в зависимости от этапа развития общества.

Требования к ФП: 1) учет конретного истор развития общества; 2) изучение и восприятие предш-го опыта, в т.ч. и зарубежного; 3) научный комплексный подход при выработке направлений ФП; 4) ориентация на повышение эффективности использования ФР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.007 с.)