Доходы и расходы гос. бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы и расходы гос. бюджета.



Бюджет - основной фин-ый план Г, отражающий систему эк-х отношений, связанных с формир-ем, распр-ем и использ-ем централизованного фонда денежных средств.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. При этом под доходами бюджета понимаются экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений выступают различные виды платежей, в том числе налоговые и неналоговые. В Республике Беларусь в соответствии с Бюджетным кодексом выделяются следующие группы доходов бюджета:

· Налоговые доходы,которые включают в себя республиканские и местные налоги, сборы (пошлины); пени за несвоевременную уплату налогов, сборов; проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов и др. Н алоги -обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с хозяйствующих субъектов и физических лиц в порядке и сроки, устан-ые законодательством, для фин. обеспечения деятельности Г и территориальных формирований. Сборы -обязательные взносы, взимаемые с организаций и физ. лиц, за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. Налоговые платежи являются основным источником формирования доходной части бюджета РБ.

· Неналоговые доходы,состоящие из сумм, получаемых в виде штрафов и компенсаций; доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности и др.

· Взносы на гос. социальное страхование.

· Безвозмездные поступления,к которым относятся необязательные текущие и капитальные платежи, поступающие от иностранных государств, международных организаций и т. д.

В зависимости от порядка распр-ия доходов между уровнями бюджетной системы, они делятся на и регулирующие. Собственные доходы бюджетов зачисляются в них по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов, которые предусмотрены Бюджетным кодексом РБ.

Расходы бюджета – это экономические отношения, опосредующие процесс распределения и использования централизованного фонда ДС Г. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов.

По экономическому содержанию выделяют текущие и капитальные расходы бюджета. Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в инновационную и инвестиционную деятельность, созданием государственных запасов и резервов.

По функциональному назначению расходы государственного бюджета РБ подразделяются на расходы по финансированию общегосударственной деятельности, нац. обороны, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, национальной экономики, охраны окружающей среды, жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, образования, соц. политики.

Бюджетное регулирование и управление бюджетным дефицитом.

В процессе исполнения Правительство, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов. С этой целью зачастую используется бюджетное регулирование, под которым понимается процесс перераспределения бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для достижения их сбалансированности. Бюджетное регулирование может осуществляться двумя основными методами: прямыми и косвенными. К прямым методам относятся дотации, субвенции, субсидии.

1) дотации –ДС, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств;

2) субвенции –ДС, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели;

3) субсидии –ДС, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

К косвенным – метод отчислений от регулирующих платежей и метод формирования различных фондов регулирования. При этом под регулирующими платежами понимают поступления, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.

Для управления дефицитом проводят следующие мероприятия, с одной стороны, стимулирующие приток поступлений в бюджет, с другой – способствующие сокращению расходов Г: повышение эффективности работы отраслей нац.эк-ки, привлечение иностранных инвестиций, оптимизация расходов и др. Основными источниками финансирования дефицита бюджета выступают внешние (кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций и др.) и внутренние. Последние, в свою очередь, подразделяются на инфляционные (эмиссия денежных знаков) и неинфляционные (кредиты центрального банка страны, выпуск государственных ценных бумаг в национальной валюте).

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это деятельность гос. органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Т.о., последовательными этапами БП являются: 1. Составление проектов бюджетов на очередной финансовый год. 2. Рассмотрение проектов бюджетов. 3. Утверждение бюджетов. 4. Исполнение бюджетов. 5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Участники бюджетного процесса: президент, правительство, местные исполнительные гос. органы, комитет гос. контроля, нац. банк.

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства РБ и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов РБ и местными финансовыми органами.

Рассмотренные и одобренные Правительством РБ проекты республиканского и консолидированного бюджетов РБ представляются на рассмотрение Президенту РБ. Президент РБ, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит в Парламент РБ проект закона о бюджете.

Закон о бюджете РБ на очередной финансовый год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих местных бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового года. При этом утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь, а местных – местные исполнительные и распорядительные орган.

Правительство РБ разрабатывает и представляет Президенту РБ для внесения в Парламент РБ отчет об исполнении респ-го бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента РБ не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчет об исполнении респ-го бюджета утверждается законом РБ. Проект закона об утверждении отчета об исполнении респ-го бюджета за предшествующий финансовый год рассматривается Парламентом РБ до рассмотрения проекта закона о бюджете РБ на очередной фин. год. Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов, которые производят их рассмотрение и утверждение. Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финн. год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной фин. год.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.006 с.)