Сущность, структура и роль оборотных активов в функционировании организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, структура и роль оборотных активов в функционировании организации



Оборотные активы включают имущество, способное превращаться в денежные средства в течение одного производственного цикла. Элементы оборотных активов выступают в двух формах: материальной (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары) и финансовой (дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения).

Оборотные активы играют важную роль в деятельности каждого субъекта хозяйствования, что объясняется следующими аспектами:

· наличие данных активов является обязательным условием начала и нормального функционирования производства и реализации продукции (работ, услуг);

· их объем, структура и скорость оборота отражаются на платежеспособности организации;

· эффективность использования оборотных активов оказывает существенное воздействие на финансовые результаты (уровень затрат, прибыль, рентабельность и т. д.)

По функциональному назначению оборотные активы подразделяются на оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды состоят из предметов труда (сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части), незавершенного производства, расходов будущих периодов, средств труда (инвентарь и хозяйственные принадлежности). Предметы труда целиком потребляются в процессе одного кругооборота и полностью переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт.

Фонды обращения включают готовую продукцию на складе, товары отгруженные, дебиторскую задолженность, краткосрочные ценные бумаги, денежные средства.

По степени ликвидности оборотные активы подразделяются следующим образом: · абсолютно ликвидные (денежные средства); · высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения и краткосрочная дебиторская задолженность); · среднеликвидные (дебиторская задолженность кроме краткосрочной и безнадежной, запасы готовой продукции и товаров); · слаболиквидные (сырье, материалы, инвентарь, хозяйственные принадлежности, незавершенное производство); · неликвидные (безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов).

Ликвидность оборотных активов является главным фактором, определяющим степень риска вложений средств в эти активы.

По источникам формирования различают оборотные активы, сформированные за счет собственных средств, заемных средств и привлеченных средств.

25. Управление оборотными активами

Главная цель управления оборотными активами заключается в повышении эффективности использования всех его составных частей и обеспечение на этой основе непрерывности и необходимой результативности организации. Выработка политики управления оборотными средствами предполагает решение следующих основных задач:

· обоснование и достижение оптимальной величины каждого элемента оборотных средств; · обеспечение оптимальной структуры источников финансирования оборотных средств; · вскрытие и реализация резервов ускорения оборачиваемости средств; · обеспечение ликвидности оборотных активов.

Основные элементы управления оборотными активами следующие:

· анализ оборотных активов за предшествующий период; · определение потребности в них и источников их формирования на предстоящий период; · контроль за текущим состоянием важнейших элементов оборотных активов и обеспечение их необходимой ликвидности и минимизации потерь; · разработка и внедрение в практику современных методов управления оборотными активами.

Управление запасами ТМЦ предполагает решение следующих задач:обеспечить оптимальный размер товарно-материальных ценностей; минимизировать текущие затраты, связанные с формированием и хранением запасов.

Механизм реализации данных задач предполагает выполнение следующих управленческих действий:

· систематический и тщательный анализ изменений основных параметров конъектуры рынка, показателей оборачиваемости материальных запасов, условий заимствования средств, уровня затрат на формирование и хранение запасов; · разработка рациональной ассортиментной и ценовой политики; · нормирование запасов; · постоянный контроль за состоянием и движением запасов и поддержание оптимального их уровня.

Управление дебиторской задолженностью. Дебиторская задолженность – задолженность организаций, работников и физических лиц организации (задолженности покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.).

Главной целью управления дебиторской задолженностью является ускорение ее оборачиваемости и оптимизация общего размера.

Процесс построения рациональной системы управления дебиторской задолженностью предполагает главным образом следующие этапы: · проведение анализа состояния дебиторской задолженности; · формирование кредитной политики по отношению к покупателям; · осуществление постоянного контроля за движением дебиторской задолженности и оценку ее реального состояния; · формирование процедуры взыскания данной задолженности.

Основными направлениями формирования кредитной политики по отношению к покупателями являются следующие: · изучение новых потенциальных покупателей на предмет платежеспособности и деловой репутации; · выявление приоритетных покупателей и корректировка состава контрагентов с целью минимизации и отсева финансово-неблагонадежных организаций; · установление взаимоприемлемых сроков расчетов; · выбор оптимальных форм и способов расчетов; · стимулирование своевременной оплаты товаров посредством введения системы поощрения и системы санкций за просрочку платежа.

Методы взыскания просроченной дебиторской задолженности могут быть разными: психологическими, экономическими и юридическими.

Так называемые мягкие методы предполагают психологическое воздействие на должников (постоянные напоминания по телефону (факсу, почте и др.), персональные визиты, сверка расчетов зачастую оказывают очень эффективное воздействие на должников).

К экономическим методам воздействия можно отнести взыскание финансовых санкций, приостановку дальнейших поставок, реализацию предметов залога (если залог был предусмотрен).

Юридические меры включают претензионную работу, досудебную переписку и, наконец, подачу иска.

Главной целью управления денежными средствами является оптимизация их размеров, обеспечивающих эффективное и непрерывное функционирование организации.

Показатели эффективности использования оборотных средств следующие:

· рентабельность оборотных средств, характеризующая норму прибыли, получаемой организацией от использования оборотных средств (прибыль отчетного периода или чистая прибыль, умноженная на 100% и деленная на средний остаток оборотных активов);

· коэффициент оборачиваемости, определяемый как частное от деления объема выручки от реализации продукции на средний остаток оборотных средств, характеризующий число оборотов оборотного капитала;

· длительность оборота, определяемая делением числа дней в анализируемом периоде на коэффициент оборачиваемости, характеризующая продолжительность оборота в днях;

· коэффициент загрузки, определяемый делением среднего остатка оборотных средств на объем выручки от реализации продукции, характеризующий расход (загрузку) оборотных средств на единицу продукции. Планирование, распределение и использование прибыли

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования и важным участником финансово-экономической работы.

При определении планируемого объема прибыли используют следующие методы: метод прямого счета; аналитический метод (на основе показателя затрат на рубль товарной продукции и с использованием показателя базовой рентабельности).

Суть метода прямого счета заключается в том, что плановая прибыль предварительно рассчитывается по каждому виду продукции или группам однородных изделий как разность между выручкой без косвенных налогов и полной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль по каждому виду изделий может быть также определена по следующей формуле:

Прп = Пн + ПтПк,

где Прп – прибыль от реализации продукции;

Пн – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планируемого периода;

Пт – прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;

Пк – прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планируемого периода.

Данный метод планирования прибыли применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

Аналитический метод базируется на определении плановой прибыли в целом по организации с учетом факторов, влияющих на прибыль (объем реализации, цены, себестоимость и др.).

Наиболее простым аналитическим методом планирования прибыли является ее расчет на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле

Птп = Т × (1 – НкЗ),

где Птп – прибыль от выпуска товарной продукции;

Т – товарная продукция в отпускных ценах на планируемый период;

Нк – косвенные налоги на рубль товарной продукции;

З – затраты на рубль товарной продукции.

Данная прибыль в последующем корректируется с учетом прибыли в переходящих остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Планирование прибыли аналитическим методом с использованием показателя базовой рентабельности используется только по сравнимой продукции. Расчет прибыли производится в следующей последовательности: на основе базовой рентабельности рассчитывается прибыль по сравнимой продукции, далее определяются суммы влияния факторов на прибыль (снижения себестоимости, изменений в ассортименте, изменений в качестве, изменений отпускных цен) и производится корректировка прибыли на данные суммы влияния, а в последующем – и на суммы прибыли в переходящих остатках нереализованной готовой продукции на начало и конец планируемого года.

Для определения прибыли по несравнимой товарной продукции используют метод прямого счета.

Для расширения деятельности организации, усиления материальной заинтересованности ее работников, приумножения благосостояния собственников важное значение имеет не только величина прибыли, но ее оптимальное распределение и эффективное использование.

Обеспечение оптимальных пропорций в распределении прибыли между государством и организацией, между прибылью, направляемой на накопление и потребление, являются основными принципами, лежащими в основе распределения прибыли.

При распределении прибыли учитывается следующее:

· налоговое законодательство;

· дивидендная, инвестиционная и социальная политика организации;

· обеспеченность собственными оборотными средствами;

· наличие альтернативных источников расширенного воспроизводства и возможности их привлечения и другие условия функционирования организации.

При распределении прибыли, полученной в текущем периоде,
в первую очередь уплачиваются налоги и другие обязательные платежи из прибыли государству.

Порядок распределения чистой прибыли устанавливает собственник, собрание участников (акционеров).

Чистая прибыль может распределяться на выплату дохода учредителям (участникам) или дивидендов акционерам, в резервный фонд организации, если его создание предусмотрено законодательством или учредительными документами.

Оставшаяся после данного распределения прибыль может направляться и использоваться на накопление (финансирование объектов основных средств и нематериальных активов, пополнение собственных оборотных средств), на потребление и другие цели.

26. Определение потребности в оборотных активах

Определение оптимальной величины оборотных активов (оборотных средств) является неотъемлемой частью выработки рациональной политики управления ими.

Актуальность данного процесса обосновывается следующими аспектами:

· оптимальная величина оборотных активов обеспечивает бесперебойное функционирование организации и максимальную для нее деловую активность, исключает возможность существования бездействующих излишних запасов и возрастание затрат на их формирование и хранение;

· без информации о необходимой потребности в оборотных активах невозможно выделить приоритеты в распределении прибыли, установить прогнозируемый объем банковского кредитования;

· в ходе планирования оборотных активов разрабатываются и реализуются организационно-технические мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости средств.

Конкретные размеры оборотных активов определяются текущей потребностью и зависят от следующих факторов: · объем производства и реализации; · длительность производственного цикла; · условия снабжения и сбыта; · характеристика складских помещений; · необходимость создания страховых запасов; · финансовые возможности организации; · учетная политика и система расчетов; · условия кредитования и другие факторы.

Процедура расчета потребности в оборотных средствах обычно называется нормированием. Процесс нормирования оборотных средств включает в себя разработку двух показателей: норм и нормативов.

Норма оборотных средств – это плановый размер средств, установленный в относительных величинах (в днях или процентах к обороту (расходу) или в сумме на одну расчетную единицу). За основу определения норматива оборотных средств взята следующая формула: Н=Нд*ОР,

где Н – норматив оборотных средств по конкретному элементу;

НД – норма оборотных средств в днях;

Ор – однодневный оборот (расход) ТМЦ (выпуск продукции).

Выделяют следующие методы нормирования оборотных активов:

1) Наиболее точным методом нормирования оборотных средств является метод прямого счета. Он заключается в определении нормы и норматива в целом, по элементам и видам оборотных средств с учетом конкретных условий снабжения, технологии и организации производства в данной организации. 2) Статистико-аналитический метод предполагает расчет норматива по всей совокупности оборотных активов, при этом учитываются соотношение между оборотными активами и объемом производства, возможности сокращения отдельных элементов оборотных активов, планируемый объем деятельности. 3)В долгосрочном планировании целесообразно использовать метод коэффициентов. При применении данного метода все запасы и затраты подразделяют на группы: · зависящие от изменения объема производства; · не зависящие от изменения объема производство либо незначительно от него зависящие (инвентарь, инструменты, расходы будущих периодов и др.).

По первой группе норматив оборотных средств определяется исходя их плановых размеров в базисном периоде, темпов роста производства, цен и возможного ускорения оборачиваемости оборотных средств.

По второй группе величина норматива может устанавливаться на уровне среднефактических остатков. Рассчитанные остатки корректируют на предполагаемый индекс инфляции.

27. Источники формирования и выбор стратегии финансирования оборотных активов

Основными источниками финансирования оборотных активов являются собственные и приравненные к ним средства, заемные и привлеченные средства. При создании субъекта хозяйствования собственные средства формируются главным образом за счет средств учредителей, паевых взносов.

Фактическое наличие собственных оборотных средств определяется по данным бухгалтерского баланса следующим образом: СОС = КР + РПРВА,

где СОС – собственные оборотные средства; КР – капитал и резервы; РПР – резервы предстоящих расходов; ВА – внеоборотные активы.

Величину собственных оборотных средств можно также рассчитывать путем вычитания из стоимости оборотных активов суммы краткосрочных обязательств, за исключением резервов предстоящих расходов.

Ключевыми условиями увеличения собственных источников в составе оборотных средств являются прибыльная деятельность и рациональное распределение прибыли.

Конкретный размер прибыли, направляемой на прирост собственных оборотных средств, определяется с учетом следующих основных факторов:

· потребность в приросте оборотных средств;

· фактическое наличие собственных оборотных средств;

· коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на начало планируемого периода, а также на конец периода – в соответствии с финансовым планом;

· величина чистой прибыли по финансовому плану;

· потребность в средствах на финансирование капитальных вложений, формирование фондов потребления, осуществление других расходов за счет прибыли;

· наличие иных, кроме, прибыли, источников прироста собственных оборотных средств.

К заемным источникам финансирования оборотных активов относят главным образом краткосрочные банковские кредиты и займы.
Их размеры зависят от потребности в оборотных средствах, степени обеспеченности собственными источниками их формирования, доступности кредитов, степени кредитоспособности, условий расчетов с поставщиками и других факторов.

В современных условиях пока еще самым распространенным источником финансирования оборотных средств является кредиторская задолженность. Она более доступна по сравнению с банковским кредитом, более дешева или может быть даже бесплатной, так как скидки за быструю оплату пока еще применяются редко, предусматриваются не всегда.

Согласуя величину норматива оборотных средств с источниками их формирования, руководству организации необходимо обеспечить следующее:

· соблюдение равновесных сроков функционирования оборотных активов и сроков погашения обязательств по внешнему финансированию;

· поддерживание минимальной стоимости средств привлекаемых к финансированию;

· увеличение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами.

Различают агрессивную, консервативную, умеренную стратегии финансирования оборотных активов. Агрессивная модель предполагает финансирование системной (минимальной, постоянной части) оборотных активов за счет собственных средств и долгосрочных обязательств; переменной (дополнительной из-за пиковых продаж либо производства) части оборотных активов за счет банковских кредитов и кредиторской задолженности. Консервативная модель предусматривает формирование и постоянной (системной) и переменной частей оборотных активов за счет собственных средств и долгосрочных обязательств.

Умеренная модель предполагает формирование за счет собственных средств и долгосрочных обязательств системной части и около половины переменной части оборотных активов. За счет краткосрочных обязательств формируется лишь остальная часть переменных оборотных активов. Данная модель обеспечивает поддержание ликвидности на достаточно безопасном уровне.

28. Денежные расходы организации, их классификация, состав и источники финансирования

В процессе деятельности организации осуществляют различные денежные расходы, связанные с их текущей, инвестиционной деятельностью, а также с обязательными платежами. С экономической точки зрения расходами организации считается любое выбытие средств из распоряжения организации.

Денежные расходы позволяют обеспечить непрерывность деятельности организации, выполнить обязательства перед государством, удовлетворить социально-культурные нужды работников.

По экономическому содержанию, целевому назначению и источникам финансирования денежные расходы подразделяются на шесть групп:

1. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), связанные с основной деятельностью организации и формируемые себестоимость продукции (работ, услуг). Финансируются данные затраты за счет выручки от реализации продукции.

2. Операционные расходы. Они связаны с движением имущества, капитала, процессом реализации, не относящейся согласно уставу к основному виду деятельности организации, и включают следующие расходы: · связанные с продажей и прочим выбытием · связанные с предоставлением за оплату во временное пользование активов организации · по взносам в уставные фонды других организаций или в совместную деятельность по договору простого товарищества; · по операциям с тарой; · по содержанию производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации и другие расходы.

Источниками покрытия операционных расходов являются операционные доходы.

3. Внереализационные расходы. Они представляют собой убытки и потери по операциям, не связанным с производственной деятельностью, и тем операциям, которые не приводят к появлению в будущем экономических выгод организации. К ним относятся следующие расходы:· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные, признанные организацией к уплате;

· убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году; · суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; · отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств; · расходы, связанные с рассмотрением дел в судах; · потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности; · суммы недостач, потерь и порчи ценностей, списываемых в соответствии с законодательством; · расходы на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, оказание шефской и социальной помощи и расходы на иные аналогичные мероприятия;др.

На сумму внереализационных расходов, неприкрытую внереализационными доходами, уменьшается прибыль организации.

4. Затраты на расширенное воспроизводство производственных фондов (инвестиции в основные фонды, нематериальные активы, прирост оборотных активов). Данные затраты приводят к росту производственного потенциала, повышению конкурентоспособности продукции, росту стоимости организации как целостного комплекса. Источниками финансирования данных расходов являются собственные средства (амортизационные отчисления, чистая прибыль и другие ресурсы), кредиты (в том числе лизинговый кредит), займы, бюджетные ассигнования и другие источники.

5. Расходы на социально-культурные мероприятия. Они включают следующие расходы:

· расходы на финансирование находящихся на балансе организации объектов жилищно-коммунального хозяйства и оздоровительного назначения, дошкольных учреждений и других объектов социального характера;

· расходы на оздоровление, выплату вознаграждений персоналу по итогам работы за год, предоставление финансовой помощи работникам на строительство жилья и другие социальные цели.

Основными источниками финансирования данных расходов являются прибыль организации, доходы от платных мероприятий, средства целевых бюджетных фондов, средства профсоюзной организации.

6. Расходы принудительного характера – налоги и приравненные к ним платежи.

Выделение данных групп затрат позволяет глубже изучить характер и состав затрат, усилить контроль за их уровнем, оценить инвестиционную и социальную направленность деятельности организации.

29.Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) формируют ее себестоимость и предоставляют собой денежное выражение использованных природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.

В зависимости от вида потребляемых ресурсов выделяют следующие экономические элементы затрат: · материальные затраты; · расходы на оплату труда; · отчисления на социальные нужды; · амортизация основных фондов и нематериальных активов; · прочие затраты.

Структура затрат по элементам дает возможность установить материалоемкость, трудоемкость и фондоемкость производства.

В соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) затраты подразделяются по статьям калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы, расходы на реализацию.

Данная классификация используется при определении плановой и фактической себестоимости продукции и осуществлении контроля за отдельными видами затрат.

По признаку зависимости от объема производства (реализации) выделяют: · условно-постоянные затраты, не зависящие от объема производства (топливо и энергия на нетехнологические цели, арендная плата, заработная плата руководителей и специалистов и др.);

· условно-переменные затраты, зависящие от объема производства (сырье, материалы, топливо и энергия на производственные нужды, заработная плата производственных рабочих и др.).

Данная группировка затрат используется в определении критического объема производства и реализации, при оценке финансовой устойчивости организации, регулировании структуры затрат, выборе ассортиментной и ценовой политики.

Различают следующие виды себестоимости продукции:

· производственную себестоимость валовой продукции – это совокупность всех затрат, связанных с производством продукции (работ, услуг);

· производственную себестоимость товарной продукции, которая равняется производственной себестоимости валовой продукции плюс (минус) снижение (прирост) остатков незавершенного производства за отчетный период;

· полную себестоимость товарной продукции (производственная себестоимость товарной продукции плюс расходы на реализацию);

· полная себестоимость реализованной продукции (остатки готовой продукции по производственной себестоимости на начало периода плюс полная себестоимость выпуска товарной продукции минус остатки готовой продукции на конец периода).

30.Денежные поступления и доходы организации, их понятие и структура. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)–основной источник поступлений средств организаций

Денежные поступления организации – это совокупность денежных средств, поступающая в ее распоряжение. Данная совокупность включает следующее: · выручку от реализации продукции (работ, услуг); · выручку от реализации излишних основных фондов и производственных запасов; · поступления от участия в уставных фондах других организаций; · полученные штрафы, пени и неустойки; · бюджетные ассигнования; · банковские кредиты; · суммы страховых возмещений; · средства учредителей и другие денежные поступления.

Доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки.

В зависимости от характера, условий получения, направлений деятельности организации доходы подразделяются на доходы от видов деятельности, операционные доходы и внереализационные доходы.

Основным источником денежных поступлений и доходом от основных видов деятельности организации является выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) – это денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг) по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

Значение выручки заключается в следующем:

· за счет выручки покрываются затраты на производство и реализацию продукции и формируется прибыль; · выручка является источником платежных средств организации; от ее величины, ритмичности получения во многом зависит платежеспособность и финансовая устойчивость организации; · выручка является одним из оценочных показателей результатов деятельности; на ее основе рассчитывается ряд относительных показателей, характеризующих эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации; · выручка является источником уплаты налоговых платежей, а для многих из них и базой для начисления налогов.

Важнейшим стоимостным фактором, от которого зависит величина выручки является отпускная цена, которая формируется исходя из полной себестоимости, прибыли и косвенных налогов.

Организация вправе выбирать один из следующих методов определения и учета выручки:

· кассовый (по факту оплаты расчетных документов покупателей);

· метод начисления (по факту отпуска продукции, работ, услуг покупателям).

При планировании выручки могут применяться следующие методы:

· метод прямого счета, который предполагает расчет выручки по каждому виду изделия исходя из планируемого объема реализации в натуральном выражении и отпускной цены изделия, а также определение общей суммы выручки;

· расчетный метод, при использовании которого выручка определяется по следующей формуле: В = О 1 + ТО 2, где О 1 и О 2 – остатки нереализованной продукции (на складе и в отгрузке) соответственно на начало и конец планового периода в отпускных ценах; Т – выпуск товарной продукции за период в отпускных ценах.

К операционным доходам относятся доходы от отдельных операций, не относящихся к основным видам деятельности организации. Они включают доходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей и других активов; доходы (проценты), связанные с участием в уставных фондах других организаций; доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользованием активов организации, когда это не является предметом деятельности; проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счетах в данном банке и другие доходы, признаваемые операционными.

К внереализационным доходам относят несистематические, носящие непроизводственный характер доходы, а также доходы, которым не соответствуют расходы. В их состав входят стоимость безвозмездно полученных активов; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; принятое к учету имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвентаризации; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; положительные курсовые разницы при переоценке имущества и обязательств и другие доходы.

31. Управление затратами

Основной задачей управления затратами является их системная оптимизация и поиск способов и резервов снижения.

Управление затратами в наиболее общем виде может быть представлено в виде следующих процедур: планирование затрат, финансирование затрат, анализ затрат, контроль и регулирование уровня и состава затрат.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции может осуществляться посредством прямого метода расчета затрат и аналитического метода.

Метод прямого расчета предполагает суммирование затрат по отдельным элементам в смете затрат на производство продукции, калькулирование затрат единицы продукции (по калькуляционным статьям).

Аналитический метод базируется на проведении технико-эконо-мических расчетов, основанных на учете калькуляции базового периода и факторов, влияющих на себестоимость продукции (работ, услуг). Для более точного планирования данный метод может предусматривать раздельное планирование условно-постоянных и условно-переменных затрат.

Плановые затраты на объем реализуемой продукции определяются с учетом переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода по производственной себестоимости.

Финансовый контроль за уровнем и составом затрат осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности.

На стадии планирования проверяется обоснованность норм (смет) отдельных видов затрат, устанавливается прогнозируемая их экономическая эффективность, выявляются возможные резервы снижения затрат. В ходе планирования затрат определяются такие показатели, как затраты на рубль готовой продукции в отпускных ценах, себестоимость единицы продукции.

На стадии финансирования затрат осуществляется контроль за соблюдением установленных норм и смет затрат.

На стадии экономического анализа (последующего контроля) изучается динамика структуры затрат, устанавливаются факторы роста (снижения) себестоимости продукции и расходов на ее реализацию, определяется сумму влияния изменения себестоимости на конечный финансовый результат, устанавливаются резервы их оптимизации.

Важнейшие резервы снижения себестоимости продукции связаны со следующими факторами:

· ростом производительности труда в темпах, опережающих рост средней заработной платы, что ведет к снижению расходов на оплату труда в себестоимости единицы изделия и общей суммы затрат на производство продукции;

· более эффективным использованием основных фондов, что ведет к снижению амортизационных отчислений в составе затрат;

· разработкой и внедрением более прогрессивных норм затрат сырья, материалов, энергоресурсов.

В современных условиях в управлении затратами возрастает значимость контроллинга, который ориентирован на опережающий контроль и оперативное отслеживание текущих событий по центрам возникновения затрат.

В регулировании структуры и уровня затрат, выявлении резервов снижения себестоимости важное значение имеет анализ динамики постоянных затрат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.133 с.)