Сущность и состав государственных финансов, организация финансовой деятельности государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и состав государственных финансов, организация финансовой деятельности государства



 

Государственные финансы представляют собой достаточно разветвленную систему отношений, которая опосредствуется формированием и использованием централизованных на разных уровнях административного деления фондов денежных средств. Разветвленность этой системы и наличие значительного количества фондов обусловливается разнообразием функций государства и задач, которые оно решает, а также разграничением функций и полномочий между разными уровнями государственной власти.

Государственные финансы — это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, которые возникают в процессе формирования и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.

Финансовые отношения, которые возникают у государства с другими субъектами, имеют достаточно сложный характер. С позиций государства, с одной стороны, формирование средств централизованных фондов характеризует и отношения обмена, и распределения, и перераспределения. Отношения обмена достаточно незначительны по объемам и удельному весу и связанны с поступлением доходов, полученных от реализации государственного имущества и ресурсов, которые принадлежат государству, от имущественных прав, от предоставления услуг и тому подобное. Отношения распределения отражают долю государства в созданном ВВП, которую оно получает в форме непрямых налогов. Отношения перераспределения отражают формирование фондов за счет налогообложения доходов юридических и физических лиц. В процессе использования государственных средств возникают отношения распределения и перераспределения. Распределительные отношения со стороны государства характеризуют использование той части государственных доходов, которая получена ею на основе обмена и распределения, а перераспределительныетех, что получены на основе перераспределения. С точки зрения юридических и физических лиц государственные финансы имеют в первую очередь ярко выраженный перераспределительный характер, хотя в них есть и элементы обменаплата за государственные услуги.

Состав государственных финансов, который отраженный на схеме 19, рассматривается по звеньям и уровням органов государственной власти и управления. Звеньями государственных финансов, как уже отмечалось, являются:

- бюджет государства;

- фонды целевого назначения;

- государственный кредит;

- финансы государственного сектора.

По уровням государственные финансы разделяются на общегосударственные и местные.

 

Общегосударственные финансы предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный характер и отражают интересы государства в целом. Они, с одной стороны, формируют финансовую базу высших органов государственной власти и управления, а с другой — в их руках является инструментом влияния на социально-экономическое развитие страны. Через общегосударственные финансы осуществляется территориальное перераспределение ВВП с целью сбалансированного развития отдельных регионов. С их помощью осуществляется также структурная политика, которая призвана обеспечить оптимальное отраслевое развитие страны.

Местные финансы представляют собой финансовую базу местных органов власти и управления. Они обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и доходах, их внутритерриториальное перераспределение. Основное назначение местных финансов - обеспечение относительной финансовой независимости и автономности региональных административных формирований (областей, районов) и поселений.

Основная проблема структурного построения системы государственных финансовустановка оптимального соотношения между ее уровнями.

С одной стороны, уровень общегосударственной централизации должен быть таким, чтобы надежно обеспечивать общенациональные интересы. Нехватка средств у центральных органов власти и управления подрывает их финансовую, а следовательно и политическую силу, сужает возможности их влияния, которое может негативно отражаться на стране в целом.

С другой стороны, уровень общегосударственной централизации не может подрывать финансовой базы регионов. Местные органы власти и управления требуют достаточно финансовых стимулов для эффективной деятельности. Если этого нет, местная власть превращается в обычных исполнителей, которые только получают средства, а не зарабатывают их самостоятельно.

Функционирование сферы государственных финансов характеризуется такими финансовыми категориями: государственные доходы, государственные расходы, государственный кредит.

Государственные доходы — это сумма средств, которая мобилизируется государством на обеспечение своей деятельности. По уровню их размещения они разделяются на централизованные и децентрализованные (схема 20). Централизованные концентрируются в бюджете государства и фондах целевого назначения. По методами мобилизации они разделяются на налоговые, ссудные, поступления от государственного имущества и угодий. Децентрализованные доходы размещаются на государственных предприятиях. В свою очередь, часть из них может централизоваться (и централизуется) в бюджете и фондах целевого назначения. При этом государство относительно своих предприятий может применять как налоговый метод мобилизации средств, так и прямое исключение части доходов.

Метод взаимоотношений государства со своими предприятиями определяется характером экономической системы. В условиях административной экономики преобладает прямое исключение доходов. В рыночной экономике государственные предприятия, находясь в рыночной среде, строят свои взаимоотношения с государством на общепринятых налоговых основах.

 

Основное назначение системы государственных доходов — создание надежной финансовой базы для обеспечения финансовой деятельности государства.

Государственные расходы – это сумма средств, которая тратится государством в процессе осуществления ее финансовой деятельности. В соответствии с уровнем размещения государственных доходов они также разделяются на централизованные (из бюджета и фондов целевого назначения) и децентрализованные (схема 21). По роли в общественном производстве различают текущие расходы и расходы на развитие. В отдельных случаях это закрепляется в официальном делении бюджета на две части: текущий и капитальный бюджеты. По формам финансирования различают такие государственные расходы: инвестиции, бюджетные кредиты, государственные дотации, субсидии и выплаты, сметное финансирование. В соответствии с целевым назначением расходы классифицируются по статьям расходов, например, капитальные вложения, капитальный ремонт, оплата труда, услуг, материалов и др.

Система государственных расходов призвана обеспечить рациональное размещение и эффективное использование государственных средств. Она характеризует государственную политику финансового обеспечения и социально-экономического развития страны.

 

 

Государственный кредит характеризует привлечение средств государством на ссудной основе. В отдельных случаях государство может быть кредитором (при предоставлении кредитов другим странам) или гарантом долговых обязательств предприятий своей страны. Средства, которые мобилизируются с помощью государственного кредита, поступают в бюджет. Они могут использоваться как непосредственно через бюджетные расходы, так и на конкретные проекты — при выпуске целевых ссуд.

Финансовая деятельность государства базируется на принципиально других основах, чем у предприятий, и характеризуется достаточно простой, на первый взгляд, схемой:

Мобилизация доходов –––––>Финансирование расходов

С одной стороны, это упрощает ее, поскольку не существует проблем мобилизации финансовых ресурсов, их размещение и обеспечение получения доходов от их использования — это задача предпринимательских структур. Вместо этого государство устанавливает и законодательно фиксирует систему и порядок формирования своих доходов. Но, с другой стороны, это ставит финансовую деятельность государства в прямую зависимость от результатов деятельности субъектов ведения хозяйства, ведь основой формирования ее доходов является перераспределение доходов юридических и физических лиц. При этом объемы доходов государства зависят от двух факторов — объемов выработанного ВВП и налаженности механизма исключения его определенной части на формирование государственных доходов.

Безусловно, основным фактором, который обеспечивает стабильность финансовой деятельности государства, является объем произведенного ВВП, ведь если он ограничен, то никакой механизм не обеспечит достаточности доходов, необходимых для финансирования государственных расходов. Такая зависимость государства от результативности функционирования экономики очень важна — она вынуждает государство всесторонне содействовать ее развитию. Поэтому, казалось бы на первый взгляд, необоснованная схема финансовой деятельности государства за счет перераспределения созданного в обществе ВВП является как раз логичной, оправданной и целесообразной. При такой схеме финансы государства не могут быть в лучшем состоянии, чем у предприятий и граждан. Напротив, осуществление финансовой деятельности государством по определенной схеме может привести к ситуации, когда ее финансовый потенциал будет достаточно мощным на фоне ограниченности доходов юридических и физических лиц (что, собственно, и было в недавнем прошлом в нашей стране).

С позиций подчиненности финансирования расходов поступлению доходов очень важной является налаженность механизма формирования государственных доходов. Именно поэтому в финансовой системе каждой страны такое большое внимание уделяется налоговой службе, которая должна обеспечить полное, регулярное и стабильное поступление налогов и обязательных платежей, которые являются основой системы государственных доходов. При этом очень важным фактором является налоговая дисциплина и сознание. Но для этого государство должно обеспечивать прозрачность своей финансовой деятельности, чтобы было видно, кто, сколько и как платит налоги и куда они используются.

Система государственных финансов характеризуется достаточно разветвленными денежными потоками, которые разделяются на внешние – с другими субъектами распределительных отношений и другими сферами и звеньями финансовой системы, и внутренние – между отдельными звеньями государственных финансов (схема 22).

 

Внутренние отношения в системе государственных финансов, которые отражаются в денежных потоках, складываются между бюджетом и фондами целевого назначения. В то же время эти отношения являются скорее исключением из правил, поскольку целевые фонды создаются именно с целью определенного обособления части доходов. Примером таких отношений является перечисление с бюджета в пенсионный фонд на выплату пенсий военнослужащим и инвалидам с детства. Перечисление средств целевых фондов в бюджет имеет исключительный характер.

В системе внешних отношений сферы государственных финансов приоритетными являются взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. Это, с одной стороны, уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, купля государственных ценных бумаг, взносы в целевые фонды, с другой – ассигнование и выплаты из бюджета и целевых фондов, возвращение долгов и выплата процентов по ссудам. Через бюджет обеспечиваются международные финансовые отношения государства — платежи международным организациям и финансовым институциям и поступлению от них. Временно свободные средства бюджета, и в первую очередь целевых фондов, могут размещаться на финансовом рынке, в результате чего формируются соответствующие доходы.

Характерным признаком сферы государственных финансов в целом, как видно из схемы финансовой деятельности государства, является сбалансированность входящих и исходящих денежных потоков в целом. В разрезе же отдельных субъектов, сфер и звеньев характерным признаком является именно несовпадение этих потоков как во времени, так и по стоимости, что и отражает перераспределительный характер государственных финансов.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.035 с.)