Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, назначение и структура бюджета государства.

Поиск

Бюджет государства является сложным и многогранным явлением в обществе. Его рассматривают из трех сторон:

— по экономическому содержанию;

–– по форме проявления;

— по материальному содержанию.

По экономическому содержанию бюджет представляет собой совокупность денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения выполнения государством ее функций.

Основным источником формирования бюджета является ВВП. Права государства в его распределении основываются на двух факторах. Во-первых, на выполнении им отмеченных общественных функций. Централизация части ВВП в бюджете является, в сущности, платой общества за выполнение государством ее функций. Во-вторых, государство может принимать участие в распределении ВВП как один из субъектов его создания, будучи владельцем средств производства в государственном секторе, то есть выполняя предпринимательскую деятельность. Характер и масштабы участия государства в распределении ВВП зависят от модели финансовых отношений в обществе. Причем именно порядок и уровень бюджетной централизации ВВП определяют тот или другой вид модели.

Между бюджетом и ВВП существует сложная система взаимосвязи. Важным фактором увеличения доходов бюджета является рост ВВП. При этом при условии стабильных пропорций его распределения, растут доходы всех субъектов распределительных отношений, в том числе и государства. Однако стабильный рост ВВП создает предпосылки для уменьшения доли государства, поскольку ее потребности на финансовое обеспечение выполнения установленных функций относительно стабильны. Это постепенно ведет к уменьшению уровня налогообложения юридических и физических лиц, а в соответствии с увеличением доли ВВП на потребление и производственные потребности.

Специфическими признаками бюджетных отношений являются их перераспределительный, всеобъемлющий и законодательно регламентированный характер. Перераспределительныйхарактер заключается в перераспределении через бюджет доходов юридических и физических лиц. Такое перераспределение, с одной стороны, является необходимым, поскольку всегда есть лица, которые в определенное время требуют определенный объем финансовой помощи и поддержки. Однако, с другой стороны, такое перераспределение должно быть достаточно ограниченным, чтобы не подрывать стимулов производительной деятельности у тех субъектов, у кого изымаются доходы, и не создавать иждивенческих тенденций у тех, кто получает ассигнование, субсидии и дотации из бюджета. Бюджетное перераспределение осуществляется между отраслями экономики и социальной сферы, между отдельными регионами и между социальными слоями населения. При этом именно бюджет благодаря разветвленной бюджетной системе, которая охватывает все региональные формирования и населенные пункты, является основным инструментом перераспределения и реализации на этой основе экономической, финансовой и социальной политики.

Всеобъемлющий характер бюджетных отношений отражается в том, что они охватывают абсолютно всех – каждого гражданина, каждое предприятие, каждую государственную структуру. При этом, как правило, бюджетные отношения имеют двусторонний характер — платежи в бюджет и ассигнование из него. Поскольку на этой основе осуществляется перераспределение доходов, то взаимоотношения с бюджетом являются ключевыми инструментами финансовой регуляции деятельности общества в целом и каждого юридического и физического лица в частности. Именно поэтому процессы составления, рассмотрения и утверждения и выполнения бюджета находятся в центре внимания общественности и политических партий.

Поскольку бюджетные отношения имеют перераспределительный и всеобъемлющий характер и отражаются на формировании доходов юридических и физических лиц и государства, они регламентируются в законодательной форме. Регламентация осуществляется на трех уровнях: во-первых, соответствующими законами о построении бюджета и бюджетной системы, в которых определяется состав доходов и расходов бюджета, состав бюджетной системы и принципы ее построения, разграничения доходов и расходов между бюджетами, общие основы бюджетного процесса, то есть порядка составления и выполнения бюджета;

во-вторых, законами, которые регламентируют формирование доходов и финансирования расходов (налоговое законодательство, законодательство об отдельных направлениях деятельности государства, например об образовании, и основах их бюджетного финансирования);

в-третьих, на основе принятия ежегодных законов (или соответствующих решений местной власти) о бюджете на текущий год, в котором утверждается объем доходов и расходов бюджета текущего года, источники их формирования и направления финансирования, состояние бюджета.

По форме проявления бюджет является основным финансовым планом, в котором отражается деятельность государства и местных органов власти и управления. Как финансовый план бюджет представляет собой баланс доходов и расходов. В то же время это не просто роспись доходов и расходов государства – это отражение ее экономической и социальной, международной и оборонной, а главное финансовой (во всех ее направлениях) политики. Это форма проявления рассмотренной выше совокупности перераспределительных отношений в обществе.

Бюджет как финансовый план играет очень важную роль в деятельности государства. Он определяет ее возможности и приоритеты, ее роль и формы реализации закрепленных за ней функций. Это документ, который направляет финансовую деятельность государства, делает ее конкретной и финансово обеспеченной.

По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государства. Объем бюджета — это годовая сумма средств, которые проходят через этот фонд. Он находится в постоянном движении: практически ежедневно в него поступают средства и осуществляется финансирование расходов. В связи с этим необходима четко налаженная система управления бюджетом с целью обеспечения своевременного и полного поступления доходов и рационального и эффективного использования его средств.

Состав расходов бюджета определяется функциями государства и характером ее финансовой деятельности:

а) функции:

1) управленческая:

государственное управление;

— судебная власть и прокуратура;

— правоохранительные органы и служба безопасности;

— финансовые и таможенные органы;

— международные отношения;

2)оборонная

— национальная оборона;

3) социальная

— социальная защита;

— социальное обеспечение;

— социальная сфера;

4) экономическая

— экономическая деятельность государства;

— фундаментальные исследования;

б) финансовая деятельность

— обслуживание государственного долга

В отмеченном соотношении расходов бюджета и функций государства нужно учитывать определенную условность отнесения расходов на фундаментальные исследования к экономической функции, ведь эти исследования осуществляются и в оборонной, и в социальной сферах. В системе расходов бюджета это отдельная группа. Но основным направлением фундаментальных исследований является обеспечение развития экономики, и поэтому они отражают в первую очередь экономическую функцию государства.

С позиций использования централизованных в бюджете средств его расходы можно условно разделить на две группы — государственное потребление и бюджетное финансирование юридических и физических лиц.

Государственное потребление представляет собой расходы на содержание государственного аппарата – управленческого, правоохранительного, судебного и тому подобное, а также армии. Формирование доходов бюджета в этой части является платой со стороны общества государству за услуги, которые предоставляются им в сфере управления страной и обеспечения ее обороноспособности и правопорядка. Бюджетное финансирование отражает процесс перераспределения доходов в обществе. Если расходы бюджета в части государственного потребления возмещаются обществу в виде соответствующих услуг со стороны государства, то бюджетное финансирование является, в сущности, либо возвращением обществу, либо общественным потреблением, части централизованного в бюджете ВВП.

Бюджетное финансирование расходов, отражая перераспределение полученных государством доходов, отражается в формировании вторичных, а в отдельных случаях, и первичных доходов юридических и физических лиц. Оно может иметь прямой и непрямой (опосредствованный) характер. Прямой характер имеет формирование доходов конкретных получателей бюджетных ассигнований – распорядителей бюджетных средств, опосредствованный характер — потребление общественных благ, которые обеспечиваются за счет бюджета.

Бюджетное финансирование может осуществляться в таких формах:

- бюджетные инвестиции;

- государственные трансферты;

- бюджетные кредиты;

- сметное финансирование.

Бюджетные инвестиции могут осуществляться в разных формах. Основной формой является финансирование капитальных вложений. Выделение средств может осуществляться отдельным предприятиям, министерствам и ведомствам под определенные объекты, а может иметь форму проектного финансирования конкретного инвестиционного проекта. Бюджетные инвестиции могут направляться также на приобретение определенной доли акций акционерных обществ.

Государственные трансферты представляют собой целевое, безвозвратное и безоплатное (неэквивалентное) выделение средств из бюджета конкретным субъектам в виде государственных субсидий, субвенций и дотаций. Субсидии могут выделяться юридическим и физическим лицам и имеют форму финансовой помощи или возмещения потерь доходов. Например, в Украине предоставляются жилищные субсидии малообеспеченным гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. В странах с развитой рыночной экономикой распространенными являются субсидии производителям сельскохозяйственной продукции на возмещение потерь доходов в связи с поддержкой доступного уровня цен на продукты питания. Субвенции и дотации предоставляются юридическим лицам. Субвенции являются разновидностью целевых субсидий, которые предусматривают общее участие получателя и бюджета в финансировании определенных расходов. Государственные дотации выдаются на покрытие убытков предприятий, но в том случае, когда они вызваны независимыми от предприятий причинами.

Бюджетные кредиты – это предоставление средств из бюджета субъектам предпринимательской деятельности на возвратной основе, что в целом не свойственно бюджетным отношениям. В отличие от банковских кредитов они выдаются на более льготных условиях и за низшими процентными ставками.

Сметное финансирование означает выделение средств из бюджета на основе специального планового документа – сметы. Оно охватывает такие направления расходов, как социальная сфера, социальное обеспечение, фундаментальные исследования, оборона, управление. С точки зрения бюджетных учреждений оно является формой целевого, безвозвратного и безоплатного финансирования. Работники данных учреждений получают на этой основе свои первичные доходы. С позиций потребителей общественных услуг в социальной сфере, это так называемые бесплатные услуги, которые характеризуют вторичные доходы пользователей данными услугами.

Формирование доходов бюджета осуществляется за счет внутренних и внешних источников на основе использования разнообразных методов. Внутренними источниками являются произведенный в стране ВВП и национальное богатство. Внешние источники — это поступление доходов в бюджет на основе международного перераспределения доходов и финансовых ресурсов.

В процессе формирования доходов бюджета государство может использовать как общие методы, присущие всем субъектам финансовых отношений (от производительной деятельности, от имущества и государственных угодий, заимствования), так и специфические, свойственные только ей, методы (налоговый, эмиссионный):

Методы Доходы Источники
1) производительная деятельность    
-предпринимательская   часть прибыли государственных предприятий ВВП  
-государственные услуги     государственная пошлина ВВП
компенсационные доходы ВВП
2) от имущества и имущественных прав   постоянные (от сдачи в аренду и от корпоративных прав государства) ВВП
разовые (от реализации национальное имущества) национальное богатство
от государственных угодий     платежи за ресурсы национальное богатство
концессии национальное богатство
3) налоговый     налоги внутренние (ВВП) внешние
4) заемный     внутренние ссуды внутренние и внешние
внешние ссуды внешние
5) эмиссионный эмиссионный доход

Доходом государства от предпринимательской деятельности является прибыль государственных предприятий. По праву собственности он принадлежит государству. Однако, как правило, государство никогда полностью не централизует его в бюджете, а оставляет определенную часть на предприятии. Мобилизация части прибыли государственных предприятий в бюджет может осуществляться путем прямого исключения или на основе налогового метода. В любом случае это внутренние взаимоотношения в системе государственных финансов.

Доходы от государственных услуг поступают в бюджет в виде государственной пошлины — платы за нотариальные услуги, выдачу разрешений, патентов, документов и тому подобное и в виде компенсационных доходов за выполненные государством работы – геологоразведочные, дорожные и др.

Доходы от государственного имущества и имущественных прав могут поступать на постоянной и разовой основе. Постоянными доходами являются арендная плата — от передачи государственного имущества в аренду, и дивиденды от акций, которые отражают корпоративные права государства на долю имущества акционерных обществ, которой владеет государство. Разовые доходы государство получает от реализации своего имущества или корпоративных прав (например, доходы от приватизации).

Доходы от государственных угодий связаны с общенародной, в сущности государственной, собственностью на землю и, соответственно, на угодья, которые на ней находятся, и недра земли. Они могут поступать в виде платежей за использование лесных и водных ресурсов, за добычу полезных ископаемых, а также в виде доходов от концессий — передача прав пользования угодьями и ресурсами.

Налоговый метод формирования доходов бюджета связан с перераспределением доходов юридических и физических лиц в интересах государства. Основная часть налогов отражает перераспределение произведенного в стране ВВП.

Определенная часть налоговых доходов отражает международное перераспределение доходов и формируется за счет внешних источников (пошлины, которая платится нерезидентами при ввозе, вывозе или транзите товаров через таможенную границу; налоги, которые оплачены за счет доходов, полученных за границей, и тому подобное).

Использование государством ссудного метода формирования бюджета имеет специфический характер. Ведь, если у субъектов предпринимательства финансовая деятельность основывается на круговороте ресурсов (в том числе ссудных, которые после их использования в одном или нескольких оборотах могут быть возвращены владельцу), то государство осуществляет финансирование из бюджета, как правило, на безвозвратной основе. То есть привлечение ссуд требует и осуществления расходов на обслуживание государственного долга, который, кроме суммы задолженности, включает выплату процентных или дисконтных доходов. Это означает, что для финансовой деятельности государства заимствования целесообразны в том случае, когда они обеспечиваются надлежащей финансовой результативностью, прежде всего ростом ВВП. Если это не обеспечивается, то и внутренние, и внешние ссуды — это лишь временные доходы. В то же время из позиций бюджета текущего года – это поступления, которые обеспечивают финансирование его расходов. По признанной во всем мире методологии государственные ссуды принадлежат не к доходам бюджета, а к источникам его финансирования, то есть покрытия дефицита.

Если ссудные доходы государства являются временными, то эмиссионный доход, который представляет собой разницу между нарицательной стоимостью выпущенных в обращение денег и расходами на их печатание (достаточно значительными, но практически не ощутимыми по сравнению с нарицательной стоимостью), является, в сущности, фиктивным. Он не отражает ни стоимости созданного ВВП, ни реализованного национального богатства. С позиций текущего бюджетного года эмиссионный доход, как и государственные ссуды, обеспечивает финансирование предусмотренных расходов. Однако, учитывая его специфику, он тоже принадлежит не к доходам бюджета, а к источникам его финансирования.

Основой формирования доходов бюджета государства является налоговый метод, а главным источником — ВВП. По разным оценкам, доля налогов в доходах бюджета должна составлять 90—95%. Это объясняется, во-первых, их характером — обязательность, необратимость, неэквивалентность, регулярность платежей. Именно они больше всего отвечают схеме финансовой деятельности государства и ставят ее на стабильную основу. Во-вторых, другие методы формирования бюджета имеют существенные ограничения. Да, эмиссионный доход вообще является нежелательным и используется в крайнем случае. Ссудные доходы ограничены реальными источниками их погашения. При этом вообще считается, что бюджетный дефицит не должен превышать 2—3% от ВНП (ВВП), что относительно объема бюджета (при среднем уровне бюджетной централизации ВНП 40—45%) составляет 5—7%. Доходы от предпринимательской деятельности государства в условиях рыночной экономики достаточно ограничены, поскольку государственный сектор функционирует, как правило, в непривлекательных, то есть малодоходных или вообще убыточных сферах и секторах экономики. А доходы от государственных услуг, государственного имущества и угодий в подавляющем большинстве стран крайне ограниченны и нестабильны.

Финансовая политика государства может основываться только на реальном бюджете. Оптимизация состава и структуры доходов и расходов бюджета отражает сбалансированность финансовой политики.

Поскольку бюджет является системой всеобъемлющих перераспределительных отношений, то его формирование и состояние имеют особенное значение для государства, каждого юридического и физического лица и общества в целом. Формирование бюджета предусматривает решение тройной задачи. Во-первых, определение реальных объемов доходов. Во-вторых, оптимизацию структуры расходов на основе критерия обеспечения максимального уровня роста ВВП при удовлетворении минимума социальных потребностей. В-третьих, сбалансирования бюджета. Проблемы сбалансирования заключаются в том, что, как правило, потребности какого-нибудь субъекта, в том числе и государства, превышают возможности.

Сбалансирование бюджета возможно за счет:

а) увеличение доходов — введение новых налогов, повышения ставок или расширения объекта налогообложения с действующих налогов, расширение использования неналоговых доходов;

б) сокращение расходов — пропорционального или селективного;

в) на основе принятия бюджетного дефицита с установкой источников его покрытия (государственные ссуды или денежная эмиссия).

При наличии значительных финансовых проблем все эти способы сбалансирования бюджета могут использоваться в комплексе.

Состояние бюджета как финансового плана отражает не только финансовое состояние государства, но и характеризует во многом финансовую ситуацию страны в целом и поэтому интересует всех граждан и каждую предпринимательскую структуру. Он характеризуется тремя показателями:

- равновесие доходов и расходов;

- превышение доходов над расходами;

- превышение расходов над доходами.

Уравновешенность доходов и расходов является наиболее естественным и

целесообразным состоянием, которое выплывает из схемы финансовой деятельности государства: доходы –––> расходы. При этом финансовый результат деятельности государства не определяется, ведь, с одной стороны, государство должно собирать столько доходов, сколько ей нужно для обеспечения расходов бюджета, а с другой – она может профинансировать столько расходов, сколько собирает доходов. Следовательно, любое отклонение от этой уравновешенности является нарушением основ финансовой деятельности государства и нецелесообразно.

Превышение доходов над расходами в целом отражает стабильную финансовую ситуацию, хоть и не является целью деятельности государства. Оно может проявляться в разных формах. Во-первых, это могут быть своего рода бюджетные резервы: запланированное превышение используется для финансирования непредвиденных расходов в текущем году, а фактически полученное по итогам бюджетного года — переходит в доходы в следующем году, за счет чего могут быть либо увеличены расходы, либо сокращены доходы. Однако на практике бюджетные резервы, как правило, имеют правовые основы формирования, например, в Украине в составе Государственного бюджета выделяется Резервный фонд Кабинета Министров. Во-вторых, превышение доходов над расходами может возникать в результате избыточной (по сравнению с нормируемыми органами власти и управления высшего уровня расходами) доходной базы отдельных бюджетов. В Украине такое превышение имеет форму «бюджетного избытка» и подлежит изъятию в бюджет высшего уровня. В-третьих, такое превышение может иметь форму бюджетного профицита, при условиях сбалансированности бюджета в пределах не одного, а нескольких лет. В определенные годы установленного периода формируются бюджетные профициты, а в другие — дефициты. Объемы бюджетных дефицитов и профицитов при этом сбалансированы.

Превышение расходов над доходами, то есть бюджетный дефицит, является наиболее сложным явлением. В первую очередь, дефицит совсем не означает несбалансированности бюджета, ведь это превышение расходов только над постоянными доходами бюджета. Кроме того, дефицит бюджета нужно оценивать с позиций как отдельно государства, так и финансовой системы в целом. Для государства это всегда нежелательное и достаточно часто негативное явление. Другими же субъектами финансовых отношений, сфер и звеньев финансовой системы оно может оцениваться по-разному.

Объемы финансовых ресурсов и полученных доходов в обществе определяются мощностью и эффективностью финансовой системы в целом, а не состоянием бюджета. Нехватка средств в бюджете может иметь место и при достаточном обеспечении субъектов предпринимательской деятельности финансовыми ресурсами и достаточно высоком уровне доходов юридических и физических лиц. При таких условиях не может идти речь о финансовом кризисе той или другой страны – это только проблемы, связанные с формированием бюджета, которые вызваны определенными объективными или субъективными факторами. Но дефицит бюджета может быть вызван и ограниченностью финансовых ресурсов, что обусловливает незначительные объемы произведенного ВВП и, соответственно, низкий уровень доходов юридических и физических лиц. При таких условиях признаки финансового кризиса в стране очевидны и касаются всех субъектов.

Бюджетный дефицит рассматривается по форме проявления, по причинам возникновения и по направлениям дефицитного финансирования. По форме проявления выделяют открытый – официально зафиксированный, и скрытый дефициты. Сокрытие дефицита является признаком недейственной финансовой политики государства. По причинам возникновения различают сознательный и вынужденный дефицит. Сознательный возникает в условиях достаточности ресурсов в обществе и достаточно высоком уровне доходов юридических и физических лиц. Он связан с политикой умеренного налогообложения с целью укрепления финансовой базы предпринимательских структур. При таких условиях достаточно активной является политика ссудных финансов. Вынужденный дефицит связан с низким уровнем произведенного ВВП, когда даже высокий уровень налогообложения может обеспечить бюджет государства достаточными доходами. По направлениям дефицитного финансирования дефицит может иметь пассивный характер — направление привлеченных под его покрытие средств на текущие потребности, и активный — финансирование бюджетных инвестиций, в первую очередь капитальных вложений в высокоэффективные инвестиционные проекты.

Характеризуя бюджетный дефицит, нужно отметить, что в его основе всегда лежит банальная причина — попытка использовать средств больше, чем есть. Теоретически решить проблему дефицита достаточно просто — увеличить налоги или другие доходы или сократить расходы. Однако в действительности все намного более сложное: увеличивать налоги либо нецелесообразно, либо невозможно, а сокращать расходы тоже невозможно, потому что они достигли критического минимума. Поэтому система дефицитного финансирования государственных потребностей является достаточно привычной практикой у стран с разными финансовыми возможностями.

Структура бюджета как финансового плана отражает состав и удельный вес доходов и расходов. В целом она является достаточно стабильной, хотя ежегодно могут происходить определенные изменения. Структура сведенного бюджета Украины, за исключением целевых фондов (поскольку состав фондов, которые включаются в бюджет, постоянно изменяется, то это влияет на реальную структуру доходов и расходов) в последние годы характеризуется такими показателями:

Таблица

Сведенный бюджет Украины в %

Группы доходов и расходов 1996 г. 1 998 г. 2000 г.
Доходы Налоговые поступления из них: Непрямые налоги В том числе: НДС акцизный сбор пошлина Прямые налоги в том числе: налог на прибыль прибыльный с граждан налоги на собственность земельный налог Платежи за ресурсами и другие налоговые платежи                  
Неналоговые поступления      
Дефицит    
Расходы Социальная защита населения      
Социально-культурная сфера      
Фундаментальных исследования      
Экономическая деятельность государства      
Национальная оборона      
Управление      
Расходы на обслуживание государственного долга – вместе из них: внешнего внутреннего                  
Другие расходы      
Профицит  

Бюджетное устройство и бюджетная система

 

Вертикальная структура бюджета по уровням власти характеризуется двумя понятиями: бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетный устройство — показывает, каким образом построенная бюджетная система, то есть это организация вертикального структурного построения бюджета государства по уровням административно-территориального деления страны.

Бюджетная система — отражает составляющие бюджета, то есть это совокупность всех бюджетов, которые формируются в данной стране согласно ее бюджетному устройству.

Основы бюджетного устройства:

- выделение видов бюджетов;

- установка принципов построения бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

- организация взаимоотношений между бюджетами.

Выделение видов бюджетов основывается на политическом строе и административно-территориальном делении каждой страны. Установлены два основных вида бюджетов – центральные и местные. В странах с федеральным устройством существуют две разновидности центральных бюджетов: общегосударственный и центральные для членов федерации. В Украине центральными являются Государственный бюджет Украины и Республиканский бюджет Автономной Республики Крым. Состав местных бюджетов отражает территориальное деление страны: в Украине – области, районы, поселения. Соответственно местные бюджеты разделяют на две группы: централизованные (региональные) – областные, районные, городские и бюджеты базового уровня — сел, поселков, городов, районов в городах.

Принципы построения бюджетной системы являются определяющей основой бюджетного устройства. Они определяют характерные признаки и черты бюджетной системы каждой страны. За основу построения бюджетной системы принят принцип сочетания централизованных и децентрализованных звеньев, что дает возможность учитывать как общегосударственные, так и региональные потребности. При этом взаимосвязь разных звеньев бюджетной системы может устанавливаться на основе двух альтернативных принципов:

— единства всех бюджетов;

— автономности каждого бюджета.

Принцип единства означает, что все звенья бюджета в совокупности составляют единый (сведенный, консолидированный) бюджет, который складывается и утверждается в общем объеме. Принцип единства обеспечивается единой доходной базой всех бюджетов, единой системой расходов, а главное – управляемостью процессом составления и выполнения бюджета из единого центра.

Принцип автономности означает, что каждый бюджет, который входит в состав бюджетной системы, является относительно обособленным и самостоятельным звеном. Автономность бюджетов обеспечивается четким законодательным разграничением доходов и расходов между бюджетами с обеспечением каждого бюджета достаточно крепкой и стабильной доходной базой. Каждый бюджет составляется, утверждается и выполняется соответствующими органами власти обособленно и самостоятельно.

Бюджетная система, которая построена на основах автономности каждого бюджета, значительно более эффективна, чем основанная на принципе единства.

Разграничение доходов и расходов между бюджетами является важным элементом бюджетного устройства. Оно начинается с разграничения расходов, которое основывается на разграничении функций государства между разными уровнями власти и, соответственно, на назначении того или другого бюджета: из центрального бюджета финансируются расходы общегосударственного характера, из соответствующих местных бюджетов – расходы регионального значения. При этом может применяться два подхода: распределение по территориальным признакам (по местонахождению объекта финансирования), и распределение, исходя из ведомственного подчинения (финансирование ведется из бюджета того уровня, к которому принадлежит орган управления, которому подчинен данный объект финансирования).

Разграничение доходов является производным относительно разграничения расходов и может проводиться на основе двух методов. Первый — закрепление доходов за каждым бюджетом в полной сумме или за твердо фиксированными нормативами в условиях автономности каждого бюджета. Второй метод заключается в установлении системы бюджетной регуляции в условиях единства бюджета, то есть в проведении отчислений в бюджеты низших уровней, исходя из их потребностей. При этом все доходы разделяются на закрепленные и регулирующие.

Организация взаимоотношений между бюджетами предусматривает выделение их направлений, видов и форм. По направлениям взаимоотношений между бюджетами делятся на вертикальные — между бюджетами разных уровней, и горизонтальные — между бюджетами одного уровня (в Украине только вертикальные). Виды взаимоотношений: регламентированные законодательными и инструктивными документами; договорные — на основании соглашения между соответствующими органами власти или управления. Формы взаимоотношений: бюджетное субсидирование, исключение средств, взаимные расчеты; бюджетные займы. Субсидирование — это выделение средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня. Виды субсидирования: субсидии, субвенции, дотации. Исключение средств — передача средств из бюджетов низшего уровня в бюджеты высшего уровня. Взаимные расчеты — передача средств из одного бюджета в другой в связи с перераспределением между ними доходов или расходов после утверждения бюджета. Бюджетные займы — заимствование средств в связи с возникновением временного кассового разрыва — несбегания во времени финансирования расходов и поступления доходов. Могут предоставляться либо из бюджета высшего уровня, либо учреждениями банковской системы (на данное время в Украине займа можно получить только в банках).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.016 с.)