ТЕМА: БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА



Социально-экономическая сущность бюджета

Центральное место в финансовой системе занимает бюджет. В переводе с английского термин «Бюджет» означает «сумка» или «кошелек».

Если рассматривать бюджет с точки зрения государственных финансов, то под бюджетом понимается централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач государства.

Как финансовый план бюджет – это роспись расходов государства и прилагаемых для их покрытия доходов.

Государственный бюджет - это основной финансовый план государства на текущий год, который имеет силу закона и утверждается парламентом.

Как юридически оформленный документ бюджет отражает процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением по распределению стоимости общественного продукта в процессе сбора и использования централизованного фонда денежных средств. Этот процесс называется бюджетными отношениями и характеризуется следующими свойствами:

1. Экономические отношения, они всегда носят денежный характер;

2. Распределительный характер, они связаны с образованием и использованием ФДС (фондов денежных средств).

Особенности бюджетных отношений:

1. Обязательным субъектом бюджетных отношений является государство в лице органов власти (федеральных и муниципальных органов);

2. Бюджетные отношения – это перераспределительные отношения (отношения первичного распределения в бюджете отсутствуют).

Как финансовая база бюджет определяется системой хозяйствования принятой в стране, задачами, решаемыми в обществе, историческими и национальными традициями.

Основные функции бюджета:

1. Перераспределение национального дохода и ВВП;

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. Финансовое обеспечение социальной политики;

4. Контроль за образование и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней на основе экономических отношений и регулируемая нормами права.

Бюджетная система состоит из бюджетов трёх уровней:

1. Федеральный бюджет (например: бюджет РФ);

2. Региональный бюджет (или территориальный бюджет) – это бюджеты республик, областей и автономий в составе РФ, г. Москва и г. Санкт-Петербург;

3. Местный бюджет – это бюджеты городов, районов, сельских поселений.

Бюджетное устройство государства – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры и взаимоотношения между отдельными звеньями.

В Федеральный уровень входит: 1-н бюджет;

В Региональный уровень входит: 21 бюджет республик;

6 бюджетов краёв;

49 бюджетов областей;

1 бюджет автономных областей;

10 бюджетов автономных округов;

бюджет Москвы;

бюджет Санкт-Петербурга.

Итого бюджетов России 89.

 

В Местный уровень входит: 1867 бюджетов районов;

1091 бюджетов городов;

329 бюджетов городских районов и округов;

1922 бюджетов посёлков городского типа;

24444 бюджетов сельских администраций.

 

Принципы построения бюджетной системы:

1. Принцип единства – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, порядка бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства и другое.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы России – это означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами всех уровней государственной власти.

3. Принцип самостоятельности бюджета – означает, что все бюджеты являются самостоятельными денежными фондами. Материальной основой такой самостоятельности является наличие основных денежных источников и прав их использования.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета – означает, что все доходы и расходы определены налоговым и бюджетным законодательством России подлежат отражению в бюджетах в полном объёме и обязательном порядке.

5. Принцип сбалансированности бюджета - означает, что объём предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономичности - означает, что при составлении и использовании бюджетов, уполномоченные органы и получатели бюджетных средств, должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств.

7. Принцип покрытия расходов - означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджетов и поступлений финансированием его дефицита. Все доходы не могут быть увязаны с определёнными расходами (такую увязку имеют внебюджетные фонды).

8. Принцип достоверности - означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчётов расходов и доходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжения конкретных получателей бюджетных средств и на финансирование конкретных целей.

Консолидированныйй бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Бюджетная классификация – это систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета под народным признаком включает:

v Классификацию доходов бюджета РФ,

v Классификацию расходов бюджета РФ,

v Классификация источников финансирования, дефицитов в бюджете,

v Классификация видов государственных доходов.

 

Доходы и расходы бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжении органов государственной власти вех трех уровней.

Доходы подразделяются на:

Налоговые;

Неналоговые.

Налоги – это обязательные платежи, безвозмездно взимаемые государством с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных образований:

· Федеральные (основа налоговой системы это все федеральные налоги)

· Региональные;

· Местные.

Неналоговые доходы:

§ Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

§ От продажи государственного имущества;

§ От реализации государственных запасов;

§ От продажи земли и нематериальных активов;

§ Административные платежи и сборы;

§ Штрафные санкции и возмещение ущерба;

§ Перечисление от бюджетов других уровней.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления:

По экономическому содержанию расходы подразделяются:

1. текущие: обеспечивают покрытие текущих потребностей органов государственной власти и местного самоуправления (жалования государственных служащих, оплата расходных материалов, коммунальные услуги т.д.) эти расходы образуют обычный текущий бюджет, на долю которого приходится большая часть всех бюджетных затрат.

2. капитальные: бюджетные расходы – вложение средств в инновационную и инвестиционную деятельность. Расходы на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности капитальные расходы, выделенные отдельным блоком и образуют бюджет развития.

С финансовой точки зрения бюджетные расходы – это часть финансовых отношений возникающих в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Бюджетные расходы строятся на следующих принципах:

1. Целевое направление средств – означает, что бюджетные расходы осуществляются по строго целевому назначению;

2. Безвозвратность расходованных средств – означает, что выделенные средства не нуждаются в обязательном их возмещении (подлежит исполнению через принцип № 1).

3. Бесплатность – это выделение бюджетных средств производству без уплаты государственным органам каких-либо доходов, виде процентов и другие.

4. Соблюдение режима экономии – означает минимальные затраты и максимальный результат, т.е. предполагается наиболее целесообразное использование средств.

Формы расходов бюджета:

1. Ассигнование на содержание учебных учреждений;

2. Средство на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственному заказу;

3. Трансферты населению;

4. Ассигнование на другие уровни власти;

5. Бюджетные кредиты, субсидии, дотации и другие.

Государственные расходы подразделяются:

1. Прямые расходы – осуществляются через систему расходов виде бюджетного фонда;

2. Косвенные расходы – включают расходы государственных предприятий, учреждений и организаций.

 

Бюджетное планирование (или бюджетный процесс)

 

Бюджетный процесс (БП) – это порядок составления и рассмотрения проектов бюджета, их утверждение и исполнение, а также контроль над их исполнением.

Участники БП:

1. Президент РФ – не позднее марта года предшествующего очередному финансовому году, направляет бюджетное послание федеральному собранию РФ, в котором определяется бюджетная политика очередного финансового года;

2. Государственная дума и федеральное собрание – рассматривают и утверждают федеральный бюджет, отчёт об исполнении бюджета, осуществляют контроль над исполнением бюджета и формируют счётную палату.

3. Правительство РФ – осуществляет свободное финансовое, планирование, составляет проект бюджета, исполняет бюджет и составляет отчёт об исполнении;

4. Банк России – совместно с правительством разрабатывает и предоставляет на представление в государственную думу основные направления денежно-кредитной политики и обслуживает счета казначейства;

5. Органы государственного финансового контроля – осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

6. Министерство финансов РФ – наделено особым бюджетным полномочиями и играет главную роль этого процесса;

7. Федеральное казначейство – несёт ответственность за: правильность исполнения бюджета и своевременность исполнения бюджета и другое;

8. Внебюджетные государств фонды – органы управления этих фондов составляют проекты бюджетов и отчёты об их исполнении.

Бюджетный цикл – это длительность деятельности государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчёта о его исполнении, длится приблизительно 2,5 года.

Бюджетное учреждение – учреждение, использующее бюджетные средства.

 

Ход бюджетного процесса

 

Составление проекта начинается не позднее марта, года, предшествующего перед отчетным. Ежегодно не позднее первого июля правительство представляет в государственную думу, счетную палату отчет об исполнении федерального бюджета.

1. Составление проекта бюджета – правительство министерства финансов разрабатывает проект в 2-а этапа:

На 1-ом этапе разрабатывается сценарные условия экономического развития на будущий финансовый год;

На 2-ом этапе производится распределения бюджетных средств между получателями.

2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета – на это стадии государственная дума рассматривает основные параметры бюджета и даёт оценку ожидаемого исполнения бюджета за текущий год. Утверждается проект бюджета четырьмя чтениями:

1-ое чтение – обсуждается концепция проекта бюджета, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, программы внешних заимствований.

2-ое чтение – утверждаются, общи расходы федерального бюджета.

3-ье чтение утверждается подразделы классификации расходов и главные распорядители бюджетных средств.

4-ое чтение идёт голосование по всему документу, по всему бюджету («Да» или «Нет»).

3. Далее законопроект поступает в совет федерации, где в течение 14-ти дней его одобряют. Одобренный советом федерации, федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5-ти дней направляется президенту России, для подписания и обнародования.

4. Исполнение бюджета – это стадия бюджетного процесса, на котором осуществляется мобилизация запланированных по бюджету доходов и финансирование расходных статей бюджета.

Существуют две модели исполнения бюджета:

1. Банковская;

2. Казначейское.

1. Банковская система исполнения бюджета действовала до 1998 года. При ней основными участниками процесса исполнения бюджета являлись банки, налогоплательщики, налоговые органы, центральный банк и министерство финансов. Средства налогоплательщиков поступали на счета коммерческих банков или ЦБ РФ.

2. Казначейская система исполнения бюджета – она отличается от банковской тем, что казначейство концентрирует доходные и расходные счета денежных средств в одном месте. Основой этой системы является принцип единства класса, который предусматривает зачисления всех поступающих доходов бюджета с единого счёта бюджета.

Исполнение бюджетом по доходам предусматривает:

1) Перечисление и зачисление доходов на единый счёт бюджета;

2) Распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

3) Возврат излишне уплаченных в бюджет суммы доходов;

4) Учёт доходов бюджета и соответствие отчётности о доходах.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счёте бюджета. При этом должны быть соблюдены основные этапы финансирования доходов бюджета:

1) Составление и утверждение бюджетной росписи;

2) Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распоряжений и получателей бюджетных средств;

3) Утверждение лимитов бюджетных обязательств;

4) Проверка и выверка исполнения денежных операций;

5) Проведение процедур финансирования.

Исполнение бюджетов всех уровней прекращается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств также прекращает свое действие. После 25 декабря принятие бюджетных обязательств не допускается. До 28 декабря должно быть завершено подтверждение всех бюджетных обязательств. 31 декабря в24 часа все счета, используемые в завершение бюджета, закрываются.

Отчетность об исполнение бюджета:

Бюджетный цикл завершается составлением и утверждением отчёта об исполнении бюджета, что является важной формой контроля над его исполнением. Отчёт составляется специальным органом - органом казначейства, на основании отчёта учреждений и организаций, кредитных учреждений участвующих в исполнении бюджета.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчётным годом представляется федеральному собранию отчёта об исполнении отчёта в форме проекта закона, в котором предполагаются документы и материалы, предусмотренные бюджетом кодексом.

Документы:

1) Отчёт о расходовании ресурсов фонда России и президента;

2) Отчёт о министерстве финансов о погашении бюджетных ссуд и кредитов, банковской гарантии;

3) Отчёт о внутренних и внешних заимствований и о состоянии внутреннего и внешнего долга страны.

4) Отчё федерального казначейства, нарушений федерального казначейства и взысканий.

Счётная палата проводит проверку отчёта после того, как он был представлен в государственную думу. По результату этих проверок готовит заключение по отчёту. Затем государственная дума принимает одно из двух решений: утверждается или отклоняется отчёт.

К нарушителям бюджетного законодательства применяются следующие меры:

1) Предупреждение;

2) Блокировка расходов;

3) Изъятие бюджетных средств;

4) Приостановление операций по счетам;

5) Наложение штрафа;

6) Начисление пени и другие меры в соответствии с законом.

Отчёт об исполнении бюджета должен быть утвержден до 1-го июня года следующего.

 

Бюджетное регулирование

 

Главная предпосылка бюджетного регулирования – единство доходной базы бюджетов всех уровней, основу, которой составляют налоговые доходы. Доходы различных бюджетов формируется в соответствии с налоговым законодательством. Существуют различные методы бюджетного регулирования:

· Налоговые;

· Прямая помощь из вышестоящих бюджетов;

· Образование фондов регулирования.

Налоговые методы применяются в следующих формах:

o В виде системы отчислений от государственных налогов и доходов, когда региональные и местные органы власти получают определенную длю от ряда налогов. Данная форма является пассивной, поскольку не позволяет нижестоящим органам власти участвовать в налоговой политике государства;

o В виде системы надбавок к государственным налогам и доходам. Такие надбавки устанавливаются как максимальные, и в этих пределах региональные и местные органы производят свои сборы. Примером является налог на прибыль, по которому установлены федеральная и региональная ставки.

Помощь из вышестоящих бюджетов может предоставляться в форме дотаций и субвенций.

Дотация – денежные средства, предоставляемые в твердой сумме безвозвратно для окончательного сбалансирования нижестоящих бюджетов в случае превышения их расходов над доходами.

Субвенция – вид денежного пособия предоставляемого в твердой сумме на финансирование определенных мероприятий. В случае нецелевого использования подлежит возврату.

Фонды регулирования создаются с целью помощи маломощным в социально-экономическом отношении регионам за счет более сильных. Обычно формируются за счет отчислений от одного, из двух наиболее универсальных налогов. Основу бюджетного регулирования составляет разделение доходов на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы – они полностью или в твердо фиксированной доле (в %) поступают в бюджет. В частности, для региональных бюджетов таковыми являются региональные налоги, часть налога на прибыль (в соответствии с региональной ставкой)

Регулирующие доходы – это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей. К ним относятся НДС, акцизы. В 1993 году во взаимоотношение федерального правительства и субъектов федерации была введена концепция минимального бюджета.

Минимальный бюджет – это расчётный объем доходов соответствующего регионального или местного бюджета, покрывающий минимально необходимые расходы.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит – это превышение расходов, над доходами предусмотренное в бюджете. Общие причины:

Ø Необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В данном случае бюджетный дефицит является следствием государственного регулирования экономики;

Ø Чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

Ø Кризисные явления в экономике.

Он имеет специфический интервал развития, который определяется:

ü Законами возрастания капитала – в данном случае бюджетный дефицит принимает активную форму;

ü Законами инфляции – это пассивная форма бюджетного дефицита.

С одной стороны бюджетный дефицит обусловлен ростом предельных общественных издержек, а с другой стороны, необходимостью регулирования социально-экономического развития страны. Пассивная экономическая форма бюджетного дефицита не должна превышать 5% от суммы расходов бюджета. В конце 80-х годов бюджетный дефицит составлял (в % от суммы расходов бюджета) Франция – 9,6%; США – 11,6%; Япония – 15,6%; Бельгия – 25,1%; Италия – 25,2%; Греция – 31,2%. Основные причины роста бюджетного дефицита в конце 80-х начала 90-х годов в отечественной практике:

v Низкая эффективность общественного производства;

v Нерациональная структура бюджетных расходов;

v Неэффективный бюджетный механизм4

v Консерватизм структуры финансовой системы и методов управления ею.

Источники финансирования бюджетного дефицита являются различные формы государственного кредита:

1. внутренние и внешние государственные замы;

2. кредиты ЦБ (эмиссия денег).

3. с 1995 года предусмотрено, что кредиты ЦБ могут привлекаться для покрытия внутренних разрывов между текущими доходами и расходами Федерального бюджета (кассовый дефицит), а также для выкупа облигаций при возникновении трудностей в их первичном размещении.

Государственный кредит

Он разделяется на отношения по поводу привлечения свободных денежных средств и по поводу их предоставления. В первом случае государство заимствует денежные средства у банков и других финансово-кредитных институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. Во втором случае кредитные институты государства (банки и другие финансово – кредитные институты) кредитуют различные сектора экономики.

Он может быть внутренним и внешним. В системе государственного кредита государство может играть различную роль: заемщика, кредитора, гаранта. Функционирование государственного кредита, прежде всего ведет к образованию государственного долга. Государственный долг может быть текущим и капитальным.

Капитальный государственный долг – это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Кредитором государство может выступать как внутри страны, так и на международном уровне. Внутри страны государство может предоставлять кредиты местным органам власти, предприятиям и организациям, а также по внешним государственным займам. Казначейский суды предприятиям (бюджетные кредиты) представляют собой отношения по оказанию финансовой помощи на условиях по срокам и уровню процентных ставок. При целевом и эффективном использовании возможно снижение уровня процентов. Государственные гарантии – обязательства государства выплатить платежи, в случае если основной должник не может осуществить их самостоятельно. Своеобразие данной формы государственного кредита состоит в том, что рост гарантий со стороны государства ведет к росту условной государственной задолженности, таким образом, происходит накопление потенциального или скрытого долга. Долговые обязательства государства в этом случае возникают не сразу, в момент предоставления гарантий, а только в случае возникновения неплатежа. Предметом государственных гарантий могут быть:

ü экспортные кредиты и операции;

ü региональные и муниципальные займы;

ü займы национальных предприятий.

В отечественной практике государственные гарантии связаны в основном с внешнеэкономической деятельностью. Таким образом, назначение государственного кредита, прежде всего состоит в том, что он является средством мобилизации в распоряжении государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности бюджета дополнительного привлекаемые ресурс, направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизируемые через систему государственного кредита средства используются на финансирование экономических и социальных программ. Которые лежат за пределами бюджетных расходов. Наличие государственного долга, необходимость его погашения требует дополнительных ресурсных поступлений в бюджет. Источником таких поступлений могут быть налоги и новые займы.

 

«Международные отношения»

Сущность и содержание бюджетного федерализма

 

Переход от централизованной системы управления к рыночной во многом зависит от преобразований сферы. Т.е. от необходимости централизованной бюджетной политики. При этом ключевая роль отводится сбалансированному функций всех звеньев бюджетной системы, применению бюджетных методов в регулированном развитии территориальной страны.

С помощью бюджетных инструментов государство имеет возможность, влиять на воспроизводственный процесс, решать внутриполитические проблемы, выравнивать социально-экономические условия жизни населения.

Федеральные принципы построение бюджетной системы направлены на сочетания самостоятельного и своевременного управления бюджетным процессом.

Федерализм предполагает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей, при сохранении целостности и ограничений самостоятельности каждой из сторон.

Принципы федерализма:

1. Политический – заключается в конституционном распределении между сторонами федеративного образования принадлежащих или по праву властных полномочий в реализации единой политики, при обеспечении ценности составных единиц федерации.

2. Экономический – состоит в разделении полномочий в отношении собственности, в разработки и реализации денежно-кредитной и структурной бюджетно-налоговой инвестиционной политики между федерацией и её субъектами.

Признаки федеральной системы:

1. Наличие иерархии;

2. Чётко сформулированные полномочия каждого уровня;

3. Установление автономий и суверенитет каждого из уровней.

В федерализме государства каждый уровень наделён зафиксированными полномочиями и властью, что обеспечивает автономное функционирование и децентрализованные принятия решений. В мире насчитывается более 20-ти стран, у которых федеральный устрой мира (США, Индия, Россия, ФРГ, Австрия, Канада, Бразилия, Индия и другие).

Система межбюджетных отношений не является определённым признаком федерального устройства. Они свидетельствуют лишь о необходимости упорядочения отношений между самостоятельными различными бюджетами.

Взаимоотношения между субъектами и между федеральным центром определяет характер и принципы федерализма.

Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении средств для финансирования региональных программ.

Межбюджетных отношения выступают в качестве механизма разделения полномочий в финансовой сфере между различными уровнями власти в государстве.

Бюджетный федерализм (БФ) – это форма автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанная на чётко сформулированных и закреплённых законодательных нормах и положениях.

БФ обеспечивает соблюдение интересов всех участников бюджетного процесса. Это понятие также рассматривает, как форму бюджетного устройства в федеральном государстве с учётом интересов всех участников бюджетного процесса (БП).

 

Модели бюджетного федерализма

 

Выделяют 3-и основные модели организации бюджетных систем:

1. Централизованная;

2. Децентрализованная;

3. Комбинированная.

1. При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам не сопровождаются на деление их собственными источниками доходов. Финансирование территориальных программ осуществляется за счёт централизованных средств из федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. Самостоятельность региональных и местных звеньев бюджетной системы сведена к минимуму.

2. Децентрализованный тип строится на признании самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. Проведение единой государственной политике весьма затруднительна. Децентрализация отрицательно сказывается на способности федеральных органов власти контролировать макроэкономические процессы. Действие региональных и местных органов власти могут вступать в противоречие с федеральным центром. Т.е отдельно взятый регион ставит свои интересы выше государственных.

3. Комбинированная модель характеризуется следующими моментами:

1) Использование механизмов горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания;

Вертикальное выравнивание – это процесс нахождения соответствия между объемом обязательств, каждого уровня власти, по расходам и доходам и компенсирование недостаточности в доходах за счёт дополнительных ассигнований. Т.е. недостаточность в собственных доходах покрывается за счёт дополнительных средств из вышестоящего бюджета.

Горизонтальное выравнивание – это пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации.

2) Повешенная ответственность федерального центра за создание условий для развития регионов (это ограничивает самостоятельность регионов и означает усиление контроля со страны федеральных органов власти);

3) Большая роль бюджетных ассигнований из выше стоящих ниже стоящим бюджетам для бюджетного регулирования.

Для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма должны выполнять следующие условия:

1. Разграничение и закрепление полномочий между всеми уровнями власти по расходам;

2. Наделение всех уровней власти доходными, источниками, достижениями для выполнения своих полномочий;

3. Вертикальное и горизонтальное выравнивание с использованием механизма межбюджетных отношений.

Модели:

1. Американская модель – строится на большой самостоятельности отдельных этапов. Её ещё называют классической моделью бюджетного федерализма. В США отсутствует горизонтальная система распределения доходов. Объём субсидий штатом зависит от объёмов долевого финансирования штатными и местными органами власти. Такая политика не направлена на выравнивания условий жизнедеятельности регионов (она содействует развитию богатых штатов). Отдельные штаты, местные органы власти имеют право осуществить собственную налоговую политику. Все штаты отделяются друг от друга.

2. Для германской модели характерно единообразие распределению ресурсов между землями. Бюджетная система базируется на общих налогах поступления, от которых распределяется между всеми её уровнями. Для выравнивания условий между богатыми и бедными землями используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов. Эта модель создала высокую степень однородности между регионами.

Механизм бюджетного федерализма в России близок к централизованному типу. В России имеются следующие типы взаимоотношений:

1. Раздельные налоги;

2. Сквозные федеральные налоги;

3. Финансовые трансферты субъектов из федерального бюджета в виде финансовой помощи особо нуждающемся регионам;

4. Дотации, субсидии и субвенции;

5. Целевые федеральные программы в их территориальных аспектах;

6. Взаимные расчёты;

7. Бюджетные ссуды;

8. Специальные системы финансовых отношений внутри регионов.

В межбюджетных отношениях Россия делится на 2-а принципа:

1. Унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов;

2. Дифференцированный подход на стадии формировании расходов бюджетов.

 

Российская модель межроссийского федерализма

 

Механизм бюджетного федерализма в России близок к централизованному типу бюджетного устройства.

В России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:

1. «Раздельные» налоги – федеральные, региональные и местные;

2. «Сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твёрдым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов федерации;

1. Финансовые трансферты субъектом из федерального бюджета, не имеющие конкретного целевого назначения и выполняющие функцию финансовой помощи нуждающимся и особо нуждающимся регионам;

2. Дотации, субсидии и субвенции;

3. Целевые федеральные программы в их территориальном аспекте;

4. Взаимные расчёты;

5. Бюджетные ссуды;

6. Обособленные системы финансовых отношений внутри регионов.

В механизме в межбюджетных отношений в России одновременно действуют 2-а принципа:

1. Унифицированный подход к регионам при оформлении бюджетных доходов.

2. Дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета.

Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, которые негативно влияют на те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты. Возникает временной разрыв передвижение бюджета в федеральный бюджет, а затем из федерального в региональный. Поэтому различные субъекты должны прибывать к различным кредитам и займом. Применение единых нормативов, отчислений ставит регионы в неравные условия и тем самым усугубляет положение тех, которые нуждаются в финансовой поддержки государства.

Управление финансовой стабильности регионов, формирование региональных финансов предполагает согласование различных форм финансовой политики центров.

Существующая модель межбюджетных отношений приводит к необоснованному завышению расходов федерального бюджета в следствии многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъектов федерации. Этот факт отражается в том, что у субъектов отсутствуют стимулы к развитию собственной доходной базы и сокращению расходов. При этом федеральные органы управления в таких условиях теряют возможность должного контроля за эффективностью использования финансовой поддержки.

Бюджетное регулирование в России сводится к регулированию межбюджетных отношений, что не являются оправданием в такой ситуации отношение между налогоплательщиками и бюджетополучателями остаются за рамками бюджетной системы, т.е. основной вопрос бюджетного устава не решён полностью.

В рамках данной системы межбюджетных отношений очень сложно рассмотреть и реализовать стратегический план.

Процесс формирования Российской модели необходимо пересматривать и включить законодательные оформления 3-х основных направлений бюджетного устава:

1. Совокупность механизмов, формирования доходного потенциала бюджетов всех уровней.

2. Меры по организации исполнения бюджетов всех уровней направленных на формирование национальной структуры расходов и единую систему контроля за исполнением доходной и расходной частей бюджета.

Системы межбюджетных отношений, которые включают механизм отношений разграничения расходных и доходных полномочий и комплекс методов оказания финансовой помощи субъектам.

 


ТЕМА: ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.023 с.)