Финансовая система современной России, характеристика ее структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система современной России, характеристика ее структуры



 

Финансовая система современной России представляет собою взаимосвязанное единство сфер, звеньев и подзвеньев финансовых отношений, опосредующих процесс общественного производства в стране. Структурные подразделения (т.е. сферы, звенья и подзвенья) финансовой системы России образованы в соответствии со следующими признаками:

-ролью субъекта в воспроизводственном процессе, относимой к признакам 1-го порядка;

-характером деятельности субъекта, относимым к признакам 2-го порядка;

-организационно-правовой формой, относимой к признакам 3-го порядка, причем для первой сферы финансовой системы важна организационно-правовая форма самого субъекта хозяйствования, а для второй сферы — организационно-правовая форма бюджета.

Исходя из признака группировки 1-го порядка, все виды финансовых отношений, складывающихся в общественном производстве России, можно разделить на 2 крупные сферы: финансы экономических субъектов и финансы субъектов публичной власти. Если первые обслуживают непосредственно воспроизводственный процесс, то вторые — потребности общества в целом, а также потребности государственно-территориальных и муниципальных образований.

Специфика деятельности разных экономических субъектов, накладывающая отпечаток на организацию их финансов, позволяет выделить в первой сфере финансовой системы страны такие звенья, особенности функционирования которых зависят от методов ведения хозяйства. В соответствии с характером деятельности экономических субъектов в первой сфере финансовой системы России можно выделить: финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы субъектов предпринимательства без образования юридического лица. Последнее звено финансов выделено потому, что товарное производство при рыночных условиях хозяйствования может быть организовано не только юридическими лицами, но и физическими, т.е. гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В сфере деятельности субъектов публичной власти организация финансов зависит, с одной стороны, от содержания, а с другой — от границ деятельности разных субъектов власти. Именно полномочия субъектов власти и их исполнение организационными структурами разного уровня влияют на функциональное назначение формируемых ими денежных фондов, размеры последних и структуру источников поступления денежных средств. В сфере финансов субъектов публичной власти в зависимости от характера деятельности и полномочий субъектов осуществления властных функций выделяются бюджеты многоцелевого назначения и бюджеты социальной защиты граждан.

Поскольку дальнейшая группировка финансовых отношений осуществляется на основе признака (критерия) 3-го порядка, то в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, выделяются: финансы акционерных обществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий, и т.д.; в составе финансов организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность — соответственно финансы учреждений (в том числе бюджетных учреждений), финансы фондов (паевых, инвестиционных и т.д.), финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций и др.; в звене финансов предпринимательства без образования юридического лица — финансы индивидуального предпринимательства, финансы фермерских хозяйств, финансы простого товарищества, финансы других форм хозяйствования.

Используя третий признак группировки финансовых отношений, в составе финансов субъектов публичной власти можно выделить применительно к России федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты; а в составе бюджетов социальной защиты граждан — соответственно бюджеты трех государственных внебюджетных фондов — бюджет Пенсионного фонда, бюджет Фонда социального страхования, бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.

Группировку финансовых отношений можно продолжать и дальше, выделяя внутренние структурные подразделения в составе звеньев и подзвеньев обеих сфер финансовой системы страны. Например, в зависимости от отраслевой принадлежности экономического субъекта можно выделить: финансы промышленных предприятий, финансы аграрных предприятий, финансы строительных организаций, финансы медицинских учреждений, финансы образовательных учреждений и т.д. В составе бюджетов субъектов РФ, исходя из различий в видах самих субъектов РФ, можно выделить: республиканские бюджеты республик в составе РФ; областные, краевые, окружные бюджеты; бюджеты двух городов республиканского значения (Москвы и Санкт-Петербурга); в составе местных бюджетов — соответственно районные, городские, сельские, поселковые бюджеты, бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и т.д.

Каждое структурное подразделение финансовой системы России (как и любой другой страны) занимает свое место в составе денежных отношений рыночного хозяйства, выполняя соответствующее ему общественное назначение и играя ту специфическую роль, которую оно призвано выполнять в общественном воспроизводстве. Эта роль поистине огромна, так как слабая неэффективная организация функционирования любого структурного подразделения финансовой системы страны приводит к сбоям в обслуживании экономики и социальной сферы, к нарушению нормального воспроизводственного ритма на микро- и макроуровне и как следствие — к огромным потерям материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а иногда — и утрате существенной части накопленного национального богатства. Вот почему так важно правильно оценить назначение и роль каждой сферы, любого звена и подзвена финансовой системы страны, стремясь организовать их использование с наибольшим эффектом.

Исходной сферой финансовой системы России являются финансы экономических субъектов, обслуживающие процесс распределения стоимости на микроуровне. Такое положение данной сферы обусловлено тем, что она обслуживает процесс общественного производства, где создаются материальные ценности и нематериальные блага, где формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. От состояния данной сферы, ее нормального бесперебойного функционирования зависит поступательное развитие общества, благосостояние его граждан. И наоборот — финансовая неустойчивость субъектов хозяйствования, нехватка у них финансовых ресурсов приводят к нарушению ритма их функционирования, к потерям и убыткам, к свертыванию производства и сферы обслуживания, а в конечном итоге при неверно принятых мерах — и к финансовому кризису.

Такое решающее влияние данной сферы обусловлено тем, что именно здесь происходит первичное формирование денежных доходов и накоплений, образование тех самых финансовых ресурсов, которые затем перераспределяются с помощью финансов субъектов публичной власти и финансовых рынков, обеспечивая нормальное течение воспроизводственного процесса на микро- и макро- уровнях. Невнимание к этой сфере финансовой системы, стремление решать острейшие проблемы неэффективно функционирующей экономики с помощью одних только монетаристских методов и изменений в организации бюджетных взаимосвязей ни к чему хорошему привести не могло, что и показал печальный опыт России последнего 10-летия ХХ века.

Финансы субъектов публичной власти, участвующие в распределении стоимости общественного продукта на макроуровне, занимают регулирующее и координирующее положение в финансовой системе страны. Эта сфера финансовой системы активно участвует в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении стоимости, тогда как для сферы финансов экономических субъектов характерно участие во внутрихозяйственном распределении. Назначение сферы финансов субъектов власти состоит в том, чтобы обеспечивать публичную власть финансовыми ресурсами, необходимыми ей для выполнения экономических и социальных функций, целенаправленного воздействия на объем и структуру общественного производства, регулирования отраслевых и других макроэкономических пропорций в интересах достижения лучших результатов хозяйствования.

Группировка финансовых отношений по звеньям финансовой системы выполняет важную организующую роль, позволяя таким образом структурировать финансовую систему, чтобы ее звенья лучше обслуживали рыночную систему хозяйствования. В частности, выделение в составе финансов экономических субъектов таких звеньев, как финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих организаций и финансы предпринимательства без образования юридического лица, позволяет точнее выявить специфику каждой из групп финансовых отношений и полнее учесть ее при построении соответствующего финансового механизма. Группировка по звеньям позволяет строить финансовые взаимосвязи в общественном производстве с прицелом на более полное использование существующих в рыночной экономике методов хозяйствования. В сфере публичных финансов подразделение на звенья позволяет учесть специфику управления соответствующими бюджетными потоками, четко выделить конкретных субъектов управления, организовать наиболее рациональную и эффективную систему мобилизации и использования бюджетных средств.

Между сферами, звеньями и подзвеньями финансовой системы России существует тесная взаимосвязь, регламентируемая нормами гражданского, бюджетного и финансового законодательства. Эта взаимосвязь, выражаемая разнообразными видами финансовых отношений, складывающимися, с одной стороны, между коммерческими предприятиями, некоммерческими организациями, предпринимателями без образования юридического лица, а с другой — бюджетами разных уровней и назначения, приводит к масштабному перераспределению финансовых ресурсов между сферами и звеньями финансовой системы России, а соответственно — и между сферами общественного производства, отраслями экономики, территориями страны. При этом каждый экономический субъект обязательно имеет финансовые отношения с бюджетами субъектов публичной власти и государственными внебюджетными фондами по линии платежей, а также может получать бюджетные ассигнования, если участвует в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Кроме того, финансовые отношения возникают и между самими экономическими субъектами, как и между субъектами публичной власти.

Группировка финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы страны не является раз и навсегда данной; она изменяется по мере развития самой экономики, изменения форм финансовых связей внутри страны и на международной арене, совершенствования методов хозяйствования и т.д. Не случайно структура современной финансовой системы Российской Федерации существенно отличается от финансовой системы бывшего Советского Союза, в котором господствующей являлась государственная собственность, а централизация государственного управления обусловливала всемерное распространение административно-командных методов управления.

Изменения в финансовой системе России (как и любой другой страны) связаны с целым рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. Прежде всего финансовая система меняется в соответствии с развитием экономики, обусловливающей появление новых видов финансовых отношений, неизвестных ранее форм взаимосвязей между субъектами распределительного процесса. Вместе с тем переход в экономике страны на новые методы хозяйствования, позволяющие добиваться лучших или более высоких результатов, тоже влечет за собою изменения в финансовой системе; они, как правило, связаны с развитием и совершенствованием организационно-правовых форм финансовых отношений как в сфере деятельности экономических субъектов, так и в границах деятельности субъектов публичной власти.

Одновременно с изменениями в самой финансовой системе происходят изменения и в научных представлениях о ней. Не случайно структура финансовой системы России неоднократно изменялась по мере радикальных преобразований в экономическом базисе и соответствующих ему методах хозяйствования. Последние крупные изменения пришлись на 90-ые годы XX века и начало XXI века, когда Россия начала осуществлять переход на рыночную систему хозяйствования.

Радикальные изменения в экономике России на рубеже XXI века привели к коренному изменению структуры финансовой системы страны: вместо выделения в ее составе централизованных и децентрализованных финансов, а в числе первых таких централизованных фондов, как государственный бюджет, государственное страхование, появились совсем другие критерии группировки финансовых отношений. В составе финансовой системы выделились такие звенья, как финансы коммерческих предприятий (с их разнообразными организационно-правовыми формами деятельности), как финансы некоммерческих организаций, (в составе которых появились неизвестные ранее финансы паевых фондов, негосударственных пенсионных фондов и др.), как финансы предпринимателей без образования юридического лица.

Поскольку научные представления о финансовой системе страны подвержены изменениям, что вполне логично и объективно оправдано, то отнюдь не случайно с появлением новых видов финансовых отношений, неведомых ранее организационно-правовых форм деятельности экономических субъектов и субъектов власти появляются и новые трактовки о структуре финансовой системы, о новых ее звеньях, о составе денежных отношений, включаемых в понятие финансовой системы страны. Появление новых трактовок влечет за собою дискуссии, имеющие целью выяснить правомерность и обоснованность вновь высказываемых взглядов и представлений. Главное, чтобы новые трактовки отвечали реалиям экономической жизни общества, не противоречили исходным постулатам, заложенным в само основание финансовой науки, а появление новых звеньев финансовой системы не приводило к дублированию уже имеющихся структурных подразделений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.017 с.)