Для специальностей: «Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальностей: «Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Таганрогский авиационный колледж им. В.М. Петлякова

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Конспект лекций по дисциплине

«Финансы, денежное обращение и кредит»

Для специальностей: «Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)»

«Государственное и муниципальное управление»


ВВЕДЕНИЕ

 

 

«Жизнь человека зависит от кровообращения, а жизнь народов зависит от денежного обращения, поэтому вопрос о финансах является главным и основным. Это вопрос жизни и смерти.»

(из дикрета парижской комунны.)

 

 

Наука о финансах является одной из важных и сложных наук. Финансы играют исключительно важную роль в жизни любого общества независимо от общественного строя. Цель дисциплины состоит в том, чтобы на основе ранее полученных знаний выработать представление о закономерностях развития финансово-кредитных отношений и финансовой системы страны.

Задачи дисциплины:

1. изучение основных понятий сущности финансово-кредитных отношений;

2. изучение структуры финансово-кредитной системы государства;

3. освоение основных понятий в области финансов предприятий;

4. определение особенностей международных финансово-кредитных отношений.

Дисциплина финансы является основополагающей в цикле финансовых дисциплин, и связана с такими науками, как менеджмент, экономика предприятия, бухгалтерский учет, налоги и налогообложение и др.

 

В современном мире огромную роль играют финансы, являясь важным инструментом реализации государственной финансовой политики и хозяйственного ведения организации. Необходимо каждому знать природу финансов и разбираться в особенностях формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в государстве.


ТЕМА: ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Сущность и происхождение денег

Деньги имеют товарное происхождение. Деньги являются исторически необходимой формой экономической связи товаропроизводителей с товаропотребителями. В акте обмена товарами всегда только один товар из двух выражает свою стоимость, а другой служит лишь выражением стоимости первого, то есть товар, находящийся в относительной форме стоимости выражается в стоимости товара эквивалента

В процессе развития товарного обмена использовались следующие формы стоимости:

· Простая или случайная, соответствовала ранним этапам развития обмена, когда он имел случайный характер. Один товар выражал свою стоимость в другом противостоящем ему товаре;

· Полная или развернутая, форма стоимости, связана с развитием обмена, в следствие первого крупного разделения труда. В этой связи в обмен включаются многочисленные предметы труда, и каждый товар, который находится в относительной форме стоимости, противостоит множеству товаров эквивалентов;

· Всеобщая форма стоимости, сформировалась на этапе, когда из товарной массы выделяются отдельные товары, за которыми на отдельных рынках закрепляется роль товаров эквивалентов. История знает различные образцы посредников товарообменных операций. Так в России обменные эквиваленты назывались «кунами» от меха куницы. Важным следствием развития товарообменного процесса на данном этапе стало отделение акта продажи от акта купли, т.е. в товарообменных операциях появляется посредник.

· Денежная форма стоимости, деньги становятся единственным товаром, выполняющим роль всеобщего эквивалента. Важным шагом данного этапа является переход к металлическим деньгам, так как использовавшиеся ранее эквиваленты имели следующие недостатки: трудоделимость, подверженность к порче, износу. Роль посредника в обмене закрепляется за слитками металлов. Первыми денежными металлами: были медь, бронза, железо. Позднее роль всеобщего эквивалента прочно закрепляется за драгоценными металлами, которые обладают следующими положительными свойствами: редкость, высокая ценность при малом объеме, однородность, легкая делимость, устойчивость к внешней среде. Таким образом, деньги являются специфическим товаром, с натуральной формой которого соединена общественная функция всеобщего эквивалента.

Виды денег

В процессе своей эволюции деньги имели следующие формы:

o Металлические;

o Бумажные;

o Кредитные.

Металлические деньги. Первоначально золотые и серебряные деньги имели форму ожерелий, колец, слитков, брусков, золотого песка, серебряных рыболовных крючков. Первые золотые монеты приписываются Лидийскому царю Гигесу (5 век до н.э.). Слово «монета» впервые появилось в Риме в 279 году до н.э. На Руси чеканка золотых и серебряных монет относится ко времени князя Владимира I (конец 10 – начало 12 веков)

В начале 17 века на Руси использовалась единая денежная единица «копейка», содержавшая 0,68 грамма серебра, разменными монетами были «деньга» (0,5 копейки) и «полушка» (0,25 копейки). Позднее в денежную систему были введены рубль, полтина, гривна, алтын, чеканившиеся также из серебра. Золотые деньги «червонцы» появились в России с 1718 года, но биметаллизм сохранялся до конца 19 века.

Металлические деньги обладают собственной внутренней стоимостью и поэтому обращаются как товар, выполняющие роль всеобщего эквивалента. Постепенно расширение товарооборота, возрастающие издержки на чеканку монет, а также такие факторы как стирание монет, сознательная порча монет государственной властью с целью получения дополнительного дохода в казну привели к внедрению в каналы денежного обращения бумажных денег.

Бумажные деньги. Являются знаками, представителями полноценных денег. Не имея самостоятельной стоимости, они снабжаются со стороны государства принудительным курсом и, таким образом, имеют представительную стоимость. На этой основе, выполняют роль покупательного и платежного средства.

Эмитентом бумажных денег является государство либо непосредственно в лице казначейства, либо косвенные через ЦБ. Эмитируя в оборот бумажные деньги, государство обеспечивает себе получение эмиссионного дохода, разницы между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска. Целью эмиссии является финансирование государства, покрытие бюджетного дефицита.

В России эмиссия бумажных денег, ассигнаций, впервые началась в 1769 году. Ассигнации использовались для выплаты жалованья государственным служащим, для государственных закупок продовольствия. С целью организации обращения ассигнаций был создам специальный Государственный ассигнационный банк. Позднее выпускались иные формы бумажных денег билеты государственного казначейства, совзнаки. Традиционно эмиссия бумажных денег возрастает в периоды войн, экономических кризисов, социальных конфликтов, когда от государства требуются высокие затраты финансовых ресурсов. Бумажные деньги являются неустойчивыми по своей природе и легко обесцениваются. Поэтому они практически лишены внутренней стоимости, то не могут выполнять функции сокровища, следовательно, отсутствует механизм изъятия излишка бумажных денег из каналов денежного обращения в форме образования сокровищ.

Кредитные деньги. Возникают из производства и кругооборота капитала, когда денежный капитал принимает форму кредитных денег. Различают следующие формы кредитных денег:

ü Вексель;

ü Банкнота;

ü Депозитные деньги.

Вексель – письменное обязательство должника (простой вексель) или приказ кредитора должнику (переводной вексель) об уплате обозначенной в нем суммы через определенный срок. Он характеризуется следующими особенностями:

- абстрактностью, вексель отделен от сделки, которая лежит в его основе;

- бесспорностью, обязательность платежа по векселю реализуется с помощью протеста векселя.

Индоссамент – передаточная надпись, с помощью которой осуществляется передача векселя как платежного средства. Дополнительные возможности обращения возникают при наличии акцепта векселя (письменного согласия о оплате) и аваля (поручительство по векселю).

Вексель как платежное средство имеет ограниченное использование, поскольку суммы векселей, сроки платежей по ним не всегда удовлетворяют потребностям платежного оборота. Вексель обслуживает только оптовую торговлю. В вексельное обращение вовлечен ограниченный круг участников, уверенных в платежеспособности лиц, обязанных по каждому конкретному векселю.

Банкнота – является обязательством, обращенным на эмитировавший ее банк. Характерные особенности:

- банкнота является бессрочным долговым обязательством;

- выпускается в обращение ЦБ и имеет государственную гарантию;

- возникла из функции денег как средства платежа;

- в условиях золотого монометаллизма банкноты свободно разменивались на золото в отличии от неразменных бумажных денег.

Современные банкноты сохраняют кредитную основу. Каналами эмиссии банкнот являются следующие:

- банковское кредитование экономики;

- банковское кредитование государства;

- прирост официальных валютных резервов.

Депозитные деньги – это частные кредитные деньги, связанные с движением текущих счетов коммерческих банков или депозитов до востребования.

Депозит – временно свободный денежный капитал, помещенный на текущий счет банка с целью получения процентного дохода или удобств другого характера.

НАУ-счета – это депозитные счета, на которые можно выписывать расчетные траты, аналогичные чекам. «НАУ» (NOW) – это абривиатура от Negotiable Order Withdraual – обращаемый приказ об изъятии средств или расчетная трата, которая может использоваться для платежей третьим лицам.

АТС-счета – (automatic transfer service accounts) – это способ повышения ликвидности депозитов, это сберегательные счета, с которых банк автоматически переводит деньги на текущий счет клиента, если остаток на счете падает ниже оговоренного уровня.

Формы депозитных денег являются;

- чек;

- пластиковая карточка;

- электронные деньги.

Чек – это разновидность переводного векселя, выписанного на коммерческий банк или ЦБ. Впервые чеки появились в Англии в 1683 году. Чек является письменным приказом владельца текущего счета банку о выплате определенной суммы денег чекодержателю или о перечислении ее на другой текущий счет.

Различают следующие разновидности чеков:

v Именные;

v Ордерные-именные;

v Предъявительские;

v Расчетные;

v Акцептованные.

Пластиковая карточка - средство расчетов, заменяющее наличные деньги и чеки, позволяющее получить в банке краткосрочную ссуду. В зависимости от функциональных характеристик различают:

- кредитные карточки;

- дебетовые карточки.

Электронные деньги – депозитное обращение с использованием новых информационных технологий. Они позволяют переводить деньги и регистрировать информацию об этих переводах безбумажным способом, впервые появились в 70-х годах, когда обращение кредитных карточек отдельных компаний стало переводится на электронную основу. Способы использование электронных денег: автоматизированные расчетные палаты, системы автоматизированного кассира, системы терминалов (рассмотрена выше).

Денежные системы

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежная система включает следующие элементы:

v Денежная единица – установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен товаров.

v Виды денег, являющихся законным платежным средством – это кредитные банковские билеты, бумажные деньги, разменная биллионная монета.

v Эмиссионная система – это порядок эмиссии банковских и казначейских билетов ЦБ и казначейством в каналы эмиссии.

Существует два типа денежных систем:

1. системы, имеющие в основе металлические деньги с внутренней (реальной) стоимостью, в том числе монометаллические и биметаллические;

2. бумажно-денежные системы, лишенные металлической основы, построенные на представительском принципе.

Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (золото и серебро), предусматривается свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. Здесь соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливается в зависимости от рыночной цены денежных металлов.

Монометаллизм – денежная система, при которой один денежный металл выполняет роль всеобщего эквивалента.

В зависимости от характера размена банкнот на золото различают следующие типы денежных стандартов:

ü золотомонетный стандарт;

ü золотослитковый стандарт;

ü золотодевизный стандарт (или золотовалютный);

ü золотодолларовый стандарт.

Для золотомонетного стандарта характерна покупка и продажа золотых монет на кредитные билеты (банкноты) по фиксированному курсу, т.е. банкноты и золотые монеты обращаются на равных. Он просуществовал до Первой мировой войны и характеризуется как наиболее устойчивая денежная система.

«Стоимость бумажных денег» = «стоимость представленного в обращении золота» = «стоимость обмениваемых товаров»

Вытесненное из розничного оборота золото продолжает использоваться во внутренней и международной оптовой торговле, но в форме слитков - золотослитковый стандарт. Для него характерен размен банкнот на слитки металла, как правило, весом 12,5 кг.

В Австрии, Германии, Дании был установлен золотодевизный стандарт (или золотовалютный): банкноты не обмениваются на слитки, чтобы получить золото, необходимо было обменять национальную денежную единицу (банкноту) на определенное количество валюты (девиз) той страны, где существовал золотодевизный стандарт, и уже эту валюту разменять на золото. Таким образом, валюты одних государств, ставились в зависимость от других валют.

В результате мирового экономического кризиса 1929 – 1933 г.г. золотой стандарт был отменен во всех странах. Произошел отказ на внутренних рынках от всех форм платежей в золоте, утрачена зависимость между объемами золотых резервов банков и размеров денежной эмиссии. Последним этапом разрыва денежных систем и золота стала отмена фиксированных золотых паритетов валют и переход к плавающим валютным курсам.

В современных денежных системах банкноты сохраняют кредитную природу, но подчинены законам бумажно-денежного обращения.

 

Функции денег

Функция меры стоимости – это способность денег измерять стоимость всех товаров, служить посредниками при определении цены. Сущность её состоит в том, что деньги выполняют её как мысленно представляемые идеальные деньги, когда осуществляется идеальный перевод товара в денежную форму стоимости. Мерой стоимости являются полноценные деньги. Кредитные деньги являются представителями стоимости. При обращении неразменных кредитных денег цена находит подтверждение непосредственно в товарах, а не в золоте, т.о. цена является формой менового отношения данного товара ко всем товарам, а не только к стоимости золота.

Функция денег как средства обращения – состоит в том, что деньги являются посредниками между актом покупки и актом продажи. Особенность этой функции – ёё должны выполнять реальные деньги в наличной или безналичной форме. При этом, при обращении понимается не разорванный во времени акт обмена одного товара на другой опосредственный деньгами.

Функция денег как средства платежа – функционирует, когда существует временной разрыв между покупкой и продажей товаров. Изначально функция выполнялась кредитными деньгами.

Функция денег как средства накопления – следует из двух вышеназванных функций. Как средство накопления деньги имеют самостоятельное существование вне сферы обращения и выступают в качестве отложенного платежеспособного спроса. Деньги выполняют функцию средства накопления, поскольку им присуща абсолютная ликвидность. Накопления кредитных денег представляется как накопление стоимостных обязательств.

Функция мировых денег – выступают всеобщим платежным средством, всеобщим покупательным средством.

Валюта – это национальные кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки и др.) которые используются в расчетах с иностранными контрагентами, или валюта является способом использования национальных денег через каналы международного платежно-расчетного оборота.

Схема функций денег.

 

 
 


Реальная денежная масса

Внутреннее обращение Сакровещное отношени Международное отношение

 

Деньги как средство Деньги как сокровища Мировые деньги как всеобщее

платежа платежное средство

           
     
 


Деньги как ср-во Мировые деньги как покупат.

обращения ср-во

           
     
 

 


Деньги как мера стоимости

 

 

Понятие финансов

Финансовое дело зародилось в глубокой древности, в документах индийской культуры в 4 веке до н.э., в первые упоминаются финансовые отношения. Возникновение финансов стало результатом перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, которое связанно с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Термин «Финансы» возник в 13 -14 веке в торговых городах Италии и связан с системой денежных отношений между населением и государством.

Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ, между государством и остальными субъектами воспроизводственных отношений.

Термин «Финансы» охватывает движение всех остальных потоков, включая и денежно-кредитные отношения, т.е. финансы, включают в себя:

1. Государственные финансы;

2. Кредитную систему;

3. Финансы отраслей;

4. Финансы домашних хозяйств;

5. Вторичный финансовый рынок;

6. Международные финансы.

Т.е денежное хозяйство страны это есть финансы.

Условием возникновения финансов является наличие в обществе товарно-денежных отношений. На основе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Особенностью этих отношений является связь с распределением и перераспределением общественного продукта между различными субъектами. Этот процесс сопровождается образованием различных фондов денежных средств имеющих целевое назначение.

Фондов денежных средств (ФДС) обособленные финансовые ресурсы, формируемые в уставном порядке и используемые на заранее установленные цели.

ФДС создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления называются централизованными.

А денежные фонды создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств называются децентрализованные.

Формирование ФДС носит строго регламентированный характер.

Признаки финансов:

1. Денежный характер финансовых отношений. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов.

2. Распределительный характер финансовых отношений. Финансы возникают и функционируют на стадии воспроизводственного процесса, где происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектами хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

3. Финансовые отношения находят своё материальное воплощение в централизованных и децентрализованных ФДС.

Финансы – это экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных ФДС в целях выполнения функций и задач государства, обеспечение условий расширенного воспроизводства, удовлетворение социальных потребностей общества.

. Также это экономический инструмент распределения и перераспределение ВВП.

Назначение финансов – обеспечить потребности государства и предприятий денежными средствами и осуществлять контроль за их расходованием.

Финансовые отношения всегда имеют конкретную форму – это денежные отношения:

· предприятий с государством (налоги);

· между предприятиями (совместная деятельность);

· предприятий с работниками (з\п, доходы);

· государство с населением (налоги, пенсия);

· предприятий и населения со страховыми организациями.

Функции финансов:

1. Распределительная – эта функция позволяет:

§ Создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения;

§ Осуществлять распределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами.

2. Контрольная – её основу составляет движение финансовых ресурсов, финансы служат средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общего продукта. Выполнение этой функции осуществляется финансовыми, налоговыми органами и банками.

 

Финансовая политика

Финансовая политика это деятельность государства по целенаправленному использованию финансов. Сущность финансовой политики выражают отношения между социальными группами по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, государства, партии, профсоюзы другие социальные общности.

Финансовую политику различают:

ü Внешнюю

ü Внутреннюю;

ü Экономическую;

ü Социальную;

ü Национальную;

ü Военную;

ü Культурную;

ü Обще-государственную;

ü Мировую;

ü Стратегическую (долгосрочную);

ü Тактическую (текущую).

Содержание финансовой политики:

1. выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

2. определение основного направления, использование финансов на перспективу и текущий период;

3. осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей.

Правовое оформление финансовой политики изучает финансовое право, это совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения, связанные с денежными фондами всех субъектов общества.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

1. финансовую стратегию;

2. финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупно-масштабных задач.

Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества (бюджет страны)

Цель финансовой политики наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выборочная финансовая политика:

Ø стимулирует рост производства;

Ø повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства;

Ø способствует укреплению и развитию мировых экономических связей;

Ø приводит к повышению материального и культурного уровня жизни населения.

При выборе финансовой политики необходимо учитывать все возможности государства отечественный и зарубежный опыт и историю развития финансов.

 

Типы финансовой политики

1. Классическая – основана Смитом Иррикардо, основное направление – это невмешательство государства в экономику, существовала до конца 20-х годов 20 века.

2. Регулирующая – основана Кейнсом на необходимости вмешательства государства в экономику, была эффективна в 30 – 60 годах 20 века и обеспечила в западных странах высокий экономический рост.

3. Планово – директивная – основана на государственной собственности и плановой системе управления.

4. Современная – признание свободы предпринимательской деятельности и умелое сочетание частной и государственной собственности.

Определяют финансовую политику следующие федеральные органы исполнительной власти,:

§ Правительство РФ.

§ Министерство финансов РФ.

§ Министерство экономического развития и торговли.

§ Федеральная налоговая служба.

§ Федеральная таможенная служба России

Сведения о финансовой политики является государственной тайной.

Государственная финансовая политика включает:

· Бюджетную,

· Налоговую,

· Ценовую,

· Таможенную политику.

Бюджетная политика – определяется конституцией РФ и бюджетным кодексом РФ, устанавливает функции органов власти в бюджетном процессе и законодательстве.

Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогов.

Ценовая политика это регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий (свет, газ).

Таможенная политика регулирование внешнеторгового обмена (импорт, экспорт через таможенные границы)

Финансовая политика предприятий – это целенаправленная деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

 

Финансовый контроль

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовых дисциплин всех субъектов хозяйствования. Он служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права государственных и экономических субъектов.

Финансовый контроль – это важный элемент управления финансами.

Объект финансового контроля: это распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех звеньях хозяйствования.

Предмет финансового контроля – это финансовые показатели:

ü Доходы и расходы бюджетов разных уровней;

ü Налоговые платежи, прибыль, доходы субъектов хозяйствования, рентабельность, себестоимость и т.д.

Сфера финансового контроля – это все операции совершаемых с помощью денег, взаимозачёты и бартерные сделки.

Виды финансового контроля:

1. Признак «по времени проведения»

ü Предварительный

ü Текущий

ü Последующий

2. Признак «по субъектам контроля»

ü Государственный

ü Внутриведомственный

ü Внутрихозяйственный (контроль внутри предприятия)

ü Муниципальный (органы местной власти осуществляют проверку)

ü Общественный (профсоюз, СМИ)

ü Независимый (аудиторский)

3. Признак «по сфере финансовой деятельности»

ü Бюджетный

ü Налоговый

ü Валютный

ü Кредитный

ü Страховой

ü Инвестиционный

4. Признак «по форме проведения»

ü Обязательный (внешний)

ü Инициативный (внутренний)

5. Признак «по методам проведения»

ü Проверка

ü Обследование

ü Надзор

ü Наблюдение

ü Ревизия

 

Управление финансами

Управление финансами – это целенаправленное воздействие субъектов управления на объект управления с целью достижения определенного результата.

Управление применяется во всех сферах человеческой деятельности.

Объект управления финансами: (то что подлежит управлению) это финансовые отношения и фонды денежных средств.

Субъект управления финансами: (те кто управляет) это органы законодательной и исполнительной власти, должностные лица, специальные службы и подразделения.

Методы управления финансами: (то с помощью чего ведется управление) это финансовое планирование, финансовый контроль, налоги, таможенные пошлины, льготы, законы, указы, постановления, информационное обеспечение.

Цель управления финансами: в зависимости от принадлежности финансовых ресурсов, цели могут быть различны.

В государственном финансировании это бездефицитность бюджета и снижения государственного долга. Для организаций и предприятий – это максимальная прибыль, снижение себестоимости, обеспечение финансовой устойчивости.

Органы в управлении финансами:

В РФ главными властными структурами по управлению финансами является:

1. Президент РФ;

2. Федеральное собрание, которое состоит из 2-х палат: верхней (совет федерации) и нижней (дума);

3. Правительство РФ.

На общегосударственном уровне финансами управляют:

1. Министерство финансов РФ – главной задачей его является проведение единой государственной финансовой политики; совершенствование бюджетной системы; методическое руководство бухгалтерским учётом, отчётностью и аудитом и т.д.

2. Счётная палата – является органом государственного финансового контроля. Основная задача её – это организация контроля за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов.

3. Федеральное казначейство – это специальный финансовый орган, который осуществляет контроль исполнения бюджета России на специальных счетах (3-ёх уровневое).

4. Минимущество России – является федеральным органом по управлению государственным имуществом.

5. Федеральная налоговая служба России – осуществляется контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

6. Федеральная таможенная служба – несёт ответственность за поступление таможенных пошлин.

Министерство финансов РФ. Главная задача – проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координация деятельности в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти.

На него возложены также задачи по: совершенствованию бюджетной системы, развитию бюджетного федерализма; концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях; обеспечению исполнения федерального бюджета, составлению отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджетов; управлению государственным внутренним и внешним долгом; разработке единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осуществлению государственного финансового контроля; обеспечению методологического руководства бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом. Основными подразделениями являются управления и департаменты: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирование госаппарата; оборотного комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; международных финансовых организаций; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного финансового контроля и аудита; методологии бухгалтерского учета и отчетности; Главное управление федерального казначейства.

Счетная палата РФ. Является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; определение эффективности расходов государственных средств и использование федеральной собственности4 финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; регулярное предоставление информации Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Федеральное казначейство. Главная задача: организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ; сбор, обработка и анализ информации о состоянии бюджетной системы РФ. Единая централизованная система органов федерального казначейства включает: Главное управление федеральное казначейство Минфина РФ (ГУФК); Управление федерального казначейства (УФК) по г. Санкт – Петербургу; УФК по г. Москве; УФК по автономным округам – 10; УФК по республикам в составе РФ – 21; УФК по краям – 6; УФК по областям – 49; УФК по автономной области – 1; отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (за исключением городов районного подчинения) районам и районам в городах – 2152. ГУФК – возглавляет заместитель министра финансов – начальник Главного управления. В составе ГУФК созданы отделы, в названиях которых выражены возложенные на них функции: отдел платежей, отдел учета операций государственного долга, отдел анализа исполнения федерального бюджета, контрольно – инспекторский отдел и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.191 с.)