Роль финансов в воспроизводственном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль финансов в воспроизводственном процессе



 

Влияние финансов на экономику может быть:

1. Количественное влияние – характеризуется пропорциями мобильных, распределительных и используемых финансовых ресурсов;

2. Качественное влияние – характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Влияния финансов на общественное воспроизводство связано с двумя обстоятельствами:

1. Финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

2. Т.к. финансы это категории распределения, то они обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, а их сфера влияния не ограничивается областью стоимостного распределения, а распространяется на все стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости.

С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопление и отчисление, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства.

Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для территориальных сдвигов и повышения эффективности производства и др-е.

В сфере обращения, финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению, у покупателей формируются, целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение прибыли и выручки торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процессы распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления, финансы влияют на объём и структуру общественного продукта, на развитие не производственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.

В процессе стоимостного распределения, финансы взаимодействуют с ценой, зарплатой и кредитом.

Цена это денежное выражение стоимости товара или услуги, которое должен заплатить покупатель. Обычно цена продукта устанавливается продавцом на основании издержек на производство и продажу продукта, прибыли. Однако цена редко равна стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств, продавцу или покупателю. Это нарушает пропорции распределения и создаёт условия для финансового распределения, т.е. изменение диспропорций с помощью финансов. Еслицена выше стоимости, то по средствам финансов происходит изъятие дополнительной выручки через налоги. Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, бюджетных кредитов.

Заработная плата – это денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происходит возмещение потреблённой стоимости рабочей силы.

Кредит – это стоимость общественного продукта временно-свободного, который может быть предоставлен в долг на условиях возвратности, срочности и платности.

 

 

Финансовая политика

Финансовая политика это деятельность государства по целенаправленному использованию финансов. Сущность финансовой политики выражают отношения между социальными группами по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, государства, партии, профсоюзы другие социальные общности.

Финансовую политику различают:

ü Внешнюю

ü Внутреннюю;

ü Экономическую;

ü Социальную;

ü Национальную;

ü Военную;

ü Культурную;

ü Обще-государственную;

ü Мировую;

ü Стратегическую (долгосрочную);

ü Тактическую (текущую).

Содержание финансовой политики:

1. выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

2. определение основного направления, использование финансов на перспективу и текущий период;

3. осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей.

Правовое оформление финансовой политики изучает финансовое право, это совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения, связанные с денежными фондами всех субъектов общества.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

1. финансовую стратегию;

2. финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупно-масштабных задач.

Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества (бюджет страны)

Цель финансовой политики наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выборочная финансовая политика:

Ø стимулирует рост производства;

Ø повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства;

Ø способствует укреплению и развитию мировых экономических связей;

Ø приводит к повышению материального и культурного уровня жизни населения.

При выборе финансовой политики необходимо учитывать все возможности государства отечественный и зарубежный опыт и историю развития финансов.

 

Типы финансовой политики

1. Классическая – основана Смитом Иррикардо, основное направление – это невмешательство государства в экономику, существовала до конца 20-х годов 20 века.

2. Регулирующая – основана Кейнсом на необходимости вмешательства государства в экономику, была эффективна в 30 – 60 годах 20 века и обеспечила в западных странах высокий экономический рост.

3. Планово – директивная – основана на государственной собственности и плановой системе управления.

4. Современная – признание свободы предпринимательской деятельности и умелое сочетание частной и государственной собственности.

Определяют финансовую политику следующие федеральные органы исполнительной власти,:

§ Правительство РФ.

§ Министерство финансов РФ.

§ Министерство экономического развития и торговли.

§ Федеральная налоговая служба.

§ Федеральная таможенная служба России

Сведения о финансовой политики является государственной тайной.

Государственная финансовая политика включает:

· Бюджетную,

· Налоговую,

· Ценовую,

· Таможенную политику.

Бюджетная политика – определяется конституцией РФ и бюджетным кодексом РФ, устанавливает функции органов власти в бюджетном процессе и законодательстве.

Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогов.

Ценовая политика это регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий (свет, газ).

Таможенная политика регулирование внешнеторгового обмена (импорт, экспорт через таможенные границы)

Финансовая политика предприятий – это целенаправленная деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

 

Финансовый контроль

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовых дисциплин всех субъектов хозяйствования. Он служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права государственных и экономических субъектов.

Финансовый контроль – это важный элемент управления финансами.

Объект финансового контроля: это распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех звеньях хозяйствования.

Предмет финансового контроля – это финансовые показатели:

ü Доходы и расходы бюджетов разных уровней;

ü Налоговые платежи, прибыль, доходы субъектов хозяйствования, рентабельность, себестоимость и т.д.

Сфера финансового контроля – это все операции совершаемых с помощью денег, взаимозачёты и бартерные сделки.

Виды финансового контроля:

1. Признак «по времени проведения»

ü Предварительный

ü Текущий

ü Последующий

2. Признак «по субъектам контроля»

ü Государственный

ü Внутриведомственный

ü Внутрихозяйственный (контроль внутри предприятия)

ü Муниципальный (органы местной власти осуществляют проверку)

ü Общественный (профсоюз, СМИ)

ü Независимый (аудиторский)

3. Признак «по сфере финансовой деятельности»

ü Бюджетный

ü Налоговый

ü Валютный

ü Кредитный

ü Страховой

ü Инвестиционный

4. Признак «по форме проведения»

ü Обязательный (внешний)

ü Инициативный (внутренний)

5. Признак «по методам проведения»

ü Проверка

ü Обследование

ü Надзор

ü Наблюдение

ü Ревизия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.023 с.)