Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие финансовой системы, объективная обусловленность ее сфер и звеньевСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Финансовые отношения чрезвычайно разнообразны; обусловлено это тем, что финансы буквально пронизывают все подразделения рыночной экономики, все уровни хозяйствования и все формы организации. А поскольку сама экономика — это сложный многосекторный комплекс с разными его отраслями, уровнями и методами хозяйствования, с разными правовыми формами организации общественного производства, то поэтому и возникает огромное разнообразие видов финансовых отношений. Изучение огромной совокупности разнообразных видов финансовых отношений невозможно вести без их группировки по определенным признакам, т.е. без их классификации. Именно группировка финансовых отношений, причем по объективно обусловленным признакам, позволяет превратить процесс познания глубинной природы разных видов финансовых отношений в научно-обоснованный, систематизированный процесс, в котором каждой группе финансовых отношений отводится свое, присущее только ей место, логически вытекающее из специфической роли этих отношений в общественном воспроизводстве. Финансовые отношения порождаются потребностями общества. Именно потребности субъектов хозяйствования и субъектов власти в денежных средствах, достаточных для их функционирования, а не деятельность государства самого по себе, обусловливают объективную необходимость в финансах. С помощью финансов обеспечивается удовлетворение, с одной стороны, постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей, поскольку финансы позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления, а с другой — потребности субъектов власти путем формирования и использования денежных фондов целевого назначения. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями названных субъектов и является основной формой использования их финансовых ресурсов. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой, позволяя теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями конкретных субъектов хозяйствования и субъектов власти. Формирование фондов целевого назначения – самый эффективный путь использования финансовых ресурсов, так как обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства. Через фонды, порядок их формирования и использования можно активнее воздействовать на экономические интересы субъектов, органически сочетая общественные, коллективные и личные интересы. Создание фондов позволяет обществу лучше и глубже контролировать процесс расширенного воспроизводства, степень удовлетворения потребностей государства, организаций (предприятий, фирм, объединений), граждан. Денежные фонды целевого назначения, отражающие процесс расходования финансовых ресурсов, относятся к финансовым фондам. Финансовые фонды внутрихозяйственного, территориального, общегосударственного, страхового и т.п. назначения – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в рыночной экономике. Будучи частью общей системы денежных фондов, финансовые фонды имеют с ними много общего. Вместе с тем финансовые фонды, выражая особую сферу стоимостного распределения, обладают свойствами, отличающими их от остальных денежных фондов. Общие и специфические черты финансовых фондов отражены на схеме
Общие черты и отличия между финансовыми фондами и денежными фондами
В сфере деятельности экономических субъектов фондовая форма использования финансовых ресурсов позволяет органически соединить производство с потреблением, сделав потребление отправной точкой, начальной стадией каждого нового воспроизводственного цикла. Если рассматривать процесс воспроизводства в динамике, то он предстанет как совокупность непрерывно повторяющихся циклов, состоящих из четырех последовательных стадий: производства (П), распределения (Р), обмена (О) и потребления (Потр), включающего производственное (Пр) и личное (Л) потребление
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как созданная в производстве и реализованная в процессе обмена стоимость подвергнется распределению (и перераспределению), в результате которого будут сформированы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей. Именно в ходе распределения создаются условия (потенциальные предпосылки) для будущего удовлетворения потребностей, причем происходит это в обезличенной (стоимостной) форме. Затем, благодаря обмену появляются реальные возможности для удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительных стоимостей. В составе потребностей общественного воспроизводства важное место занимают и те, что связаны с функционированием субъектов власти. Так, регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном разрезах, развитие непроизводственной сферы, защита окружающей среды и другие, подобные им общественные потребности удовлетворяются с помощью ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов публичной власти. Именно субъекты власти формируют целевые денежные фонды, призванные удовлетворять не только разнообразные социальные потребности граждан, но и потребности государственно-территориальных образований, а также общества в целом. Поскольку потребности возникают постоянно и так же постоянно должны удовлетворяться, то финансы превращаются в неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, причем элемент — жизненно необходимый на всех уровнях хозяйствования. Финансы одинаково нужны и субъектам хозяйствования — организациям, учреждениям, предприятиям, и государственной системе управления — органам публичной власти. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот капитала, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение в производство научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Наличие разных общественных потребностей у субъектов хозяйствования и субъектов власти приводит к возникновению разнообразных видов финансовых отношений. Совокупность последних составляет экономическое содержание финансов, характеризующееся многогранностью и разнообразием видов отношений. Отличаясь друг от друга, виды финансовых отношений одновременно имеют и некоторые общие черты, позволяющие объединять однородные финансовые отношения в отдельные, относительно обособленные группы. Группировку финансовых отношений можно осуществлять по-разному, закладывая в ее основание различные признаки и руководствуясь нацеленностью классификации на определенный результат. Главное, чтобы выбранный признак был адекватен реальным условиям функционирования финансов и способствовал лучшей их организации. При этом научно обоснованной признается такая группировка, которая строится в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения по своей природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего по субъектам, участвующим в общественном воспроизводстве. При этом субъекты формируют финансовые ресурсы и денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном воспроизводстве: являются ли непосредственными его участниками или осуществляют регулирование и координацию общественных процессов через публичную деятельность. Именно роль субъектов в общественном производстве, предопределяя соответствующую организацию их финансов, выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены две крупные сферы: финансы экономических субъектов и финансы субъектов публичной власти. Внутри каждой из названных сфер можно выделить звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, обусловленного соответствующими задачами и оказывающего определяющее влияние на источники формирования финансовых ресурсов, состав и назначение целевых денежных фондов, порядок их формирования и использования. Так, характер деятельности экономического субъекта обусловливает использование либо коммерческого расчета, либо организацию деятельности на некоммерческих началах. Коммерческий расчет характеризуется тем, что предприятие производит соизмерение в денежной форме затрат и результатов своей деятельности, стремясь получить максимум прибыли при минимуме затрат. Ведение хозяйственной деятельности на основе коммерческого расчета предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для продолжения деятельности; в противном случае предприятие попросту разорится и при объявлении его банкротом будет ликвидировано как неэффективное. Некоммерческие организации создаются для осуществления социально-культурных, научно-технических, управленческих и иных функций некоммерческого характера. В отличие от коммерческого расчета некоммерческая деятельность не преследует цель получения прибыли и строится на принципах сметного финансирования затрат, при котором доходы организации должны полностью покрыть все производимые ею расходы. В связи с этим существенно различается организация финансов экономических субъектов, функционирующих на коммерческих и некоммерческих началах. Организация финансов в сфере публичной деятельности зависит от экономического содержания и функционального назначения финансовых потоков, определяющих границы деятельности соответствующих субъектов власти. Так, любая совокупность денежных отношений, складывающихся у субъектов публичной власти с другими участниками общественного производства, получает выражение в бюджете соответствующего органа власти. При этом сами бюджеты в зависимости от функционального их назначения могут быть подразделены на бюджеты многоцелевого характера и бюджеты социального назначения. Управление последними может осуществляться как самими субъектами власти, так и уполномоченными на это специальными организационными структурами. Группировку финансовых отношений можно продолжить, выделяя в составе звеньев каждой из сфер финансовой системы еще и подзвенья. Для их вычленения можно использовать в качестве критерия группировки финансовых отношений правовые формы организации деятельности соответствующих субъектов, отраслевую специфику и т.д.; при этом должны учитываться особые признаки (критерии), отражающие специфику функционирования субъектов финансовых отношений в каждом звене. Сферы, звенья и подзвенья финансовых отношений, особым образом организованные и взаимосвязанные между собой, образуют в совокупности единую финансовую систему страны, все структурные подразделения которой характеризуются различной ролью в общественном производстве и особенностями формирования и использования денежных фондов. В разных странах, использующих разные организационно-правовые формы субъектов хозяйствования, а также характеризующихся спецификой государственного устройства, структура финансовой системы будет существенно различаться. Однако эти различия касаются признаков группировки частично второго, а также третьего, четвертого и т.д. уровней, и не затрагивают деление финансовых отношений на две крупные сферы. Понятие финансовой системы является логическим продолжением и развитием ключевого понятия «финансы». Если финансы — это абстракция реально существующих денежных отношений, то финансовая система — особая форма их организации, позволяющая проявиться роли каждого структурного подразделения финансовой системы через механизм формирования и использования денежных фондов. Постепенную трансформацию экономического содержания финансов в финансовую систему страны посредством группировки однородных видов финансовых отношений можно видеть на
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.008 с.) |