Понятие финансов как стоимостной экономической категории и их необходимость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансов как стоимостной экономической категории и их необходимость.



Понятие финансов как стоимостной экономической категории и их необходимость.

Финансы – исторически сложившаяся экономическая категория. Функционирование финансов определяется существованием государства и развитием товарно-денежных отношений.
Термин “финансы ” (от латинского ә “денежный платеж”) первоначально означал завершение расчета в денежных отношениях между населением и государством, а затем распространился как на все платежи в пользу государства и различных государственных институтов, так и на денежные операции по откупам, чеканке монет. В дальнейшем, когда финансовые отношения все больше становятся объектом контроля и регламентации со стороны государства, термин “финансы” начинает употребляться применительно к совокупности денежных отношений, связанных с системой государственных доходов и расходов.

Категория финансов характеризует сущность особой формы производственных отношений, связанных с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта и его неотъемлемой составляющей – национального дохода.
В процессе распределения и перераспределения национального дохода каждый субъект общественных отношений получают свою долю. Государство получают налоговые платежи, население чистую заработную плату, а в распоряжении хозяйствующего субъекта остается чистый доход.

Роль финансов в воспроизводственном процессе.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит9. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

лежащим в основе финансов, являются закономерности воспроизводственного процесса и денежные отношения, возникающие между участниками общественного производства на всех стадиях воспроизводственного процесса,

В воспроизводственном процессе (производство, распределение, обмен и потребление) происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта (выручка от реализации продукции) по целевому назначению и между субъектами хозяйствования, каждый из которых получает свою долю в произведенном продукте в денежной форме.

В воспроизводственном процессе финансы предприятий как экономическая категория проявляют и выражают свою сущность, свое внутреннее свойство через следующие функции: - формирование финансовых ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности; - использование финансовых ресурсов для обеспечения текущей производственной деятельности, при выполнении своих обязательств перед финансово-банковской системой, для социально-экономического развития предприятия; - контроль за формированием и использование финансовых ресурсов в воспроизводственном процессе.

Необходимость финансов, их природа

Понятие "финансы" охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами - потребностями общественного развития.

Сосредоточие у государства огромных денежных средств до последнего времени обосновывалось необходимостью планомерно осуществлять воспроизводственные процессы, финансировать наиболее приоритетные направления развития производства, научно-технический прогресс, социальные программы. Общество, устанавливая государственную форму своей организации, объективно предопределяет и необходимые финансовые отношения, а государство может лишь их использовать в том или ином виде, учитывая эту объективную необходимость.

Природа финансов вытекает из движения стоимости в денежной форме. Условиями этого движения является наличие товарно-денежных отношений и действия экономических законов, в том числе закона стоимости. Весь процесс распределения происходит как в натурально- вещественной форме с образованием фондов средств производства и предметов потребления, так и в денежной форме, посредством движения денежных фондов, предназначенных для приобретения упомянутых продуктов труда. Формирование фондов денежных средств, их использование в товарных отношениях производится с помощью финансов. Таким образом, финансы обусловлены товарно-денежными отношениями, являясь их следствием, и одновременно содействуют их совершению.

Понятия финансовых отношений и финансовых ресурсов.

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.
При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса.

Подсистемы, блоки и элементы финансового механизма

Подсистемы финансового механизма.

Финансовый механизм состоит из двух подсистем:

· управляющей;

· управляемой.

Управляющая подсистема.

Управляющая подсистема включает в себя финансовую службу предприятия и ее подразделения, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финансовая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.
Управляемая подсистема.

Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя:

· финансовые отношения;

· источники финансовых ресурсов;

· финансовые ресурсы предприятия;

· денежный оборот предприятия.

 

Управление финансами в РК

Управление финансами — процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций.

Следует различать два аспекта управления финансами: во-первых, государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления экономикой и социальной сферой и влияет тем самым на весь процесс общественного производства; во-вторых, сами финансы являются объектом управления: управляются формы финансовых отношений, фонды денежных средств, финансовый аппарат, то есть система финансовых учреждений.

Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство государственных доходов Республики Казахстан.

Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны, подписывает Акты Парламента и Акты, издаваемые по инициативе Правительства, вносит изменения и дополнения в ранее изданные Акты Президента или отменяет их. Во многом регулирование валютно-финансовых отношений проводится в ходе переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан. Внутренние проблемы экономики и финансов определяются при регулярном заслушивании докладов Премьер-министра об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех важнейших решениях. Президент утверждает представленную Правительством единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, заслушивает информацию о работе этих органов.

Виды управлениями финансами

Основной задачей финансовой деятельности является вопрос управления финансами, как собственными, так и привлеченными (клиентскими). Виды управления финансами можно анализировать с разных сторон и по разным критериям. Остановимся на следующей квалификации – рассмотрим три вида управления финансами – доверительное, оперативное и автоматизированное. 1. Доверительное или трастовое (от английского слова «trust» - доверять) управление финансами предполагает передачу денежных средств и другого имущества (ценные бумаги, банковские металлы) от клиенты – к управителю. В качестве последнего может выступать банк, инвестиционная компания (торговец ценными бумагами, компания по управлению активами), инвестиционный фонд. Управитель и клиент в договоре о доверительном управлении определяют направления инвестирования, виды инвестируемых средств и минимальный доход (ставку дохода). который управитель обязывается выплачивать клиенту.
2. Оперативное управление рассматривает управление финансами с точки зрения оперативности принятия решения финансистом (финансовой компанией) по управлению личными (собственными) средствами, включая заемные и клиентскими средствами, переданными в управление (в той или иной форме). Принятие решений должно быть взвешенным, быстрым и максимально учитывать текущую конъюктуру рынков, а также риски, присущие данному виду деятельности.
3. Автоматизированное управления финансами освещает применение автоматизированных систем, специальных программных продуктов и компьютерных технологий в вопросе управления финансами. Спектр использования IT технологий весьма широк и охватывает банковское дело, биржевую торговлю, инвестирование и прочее.

22. финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Функции: воспроизводственная, связана с обеспечением соответствия между движением матер и денежных средств в процессе их кругооборота при простом и расширенном воспроизводстве; контрольная, связана с обеспечением необходимого контроля за рациональным использованием трудовых, матер, природных и денежных ресурсов.

24. принципы организации финансов коммерческих предприятий:

Коммерческий расчет: самоокупаемость, самофинансирование, финн самостоятельность, финн ответственность, финн заинтересованность.

Плановость: финн показатели. Финн нормативы, финн планы.

Равенство форм собственности: государственная част, иностранная кооперация, акционерная

Наличие финн резервов: резервный фонд, фонд риска, фонды связанные с обеспечением производственного и социального развития, страховой фонд.

Виды налоговых ставок

Корпоративный подоходный налог. Кто является плательщиком корпоративного подоходного налога?

  • Юридические лица-резиденты Республики Казахстан, применяющие общеустановленный порядок
  • Юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.
  • Ставка: 10, 20 %

Особенности базой исчисления является совокупный годовой доход предприятия.

Индивидуальный подоходный налог. Кто является плательщиком ИПН?

  • физические лица - резиденты, имеющие объекты налогообложения
  • физические лица - нерезиденты, имеющие объекты налогообложения

Что является объектом ИПН?

  • доходы, облагаемые у источника выплаты - доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.
  • доходы, не облагаемые у источника выплаты - имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан
  • доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению -адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служебных командировках в пределах установленных норм, и некоторые другие доходы.

Социальный налог

Плательщики работодатель

Ставка 11 %

Особенности: базой исчисления является зарплата каждого работника

Земельный налог

Базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения
устанавливаются в расчете на один гектар и дифференцируются по качеству почв.

Пенсионный налог Обязательные пенсионные взносы 10%.

Принципы налогообложения

принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

А Смитт выделил 4 принципа: принцип справедливости

Определенности

Удобства

Экономии

В Казахстане:принцип обязательности

Гласности

Единства

Определенности

Справедливости

Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения. В своем классическом сочинении " Исследования о природе и причинах богатства народов" считал основными принципами налогообложения: 1) всеобщность, 2) справедливость, 3) определенность и 4) удобство.
- налог, который обязан уплачивать каждый - это бремя, накладываемое государством в форме закона. Право государства взимать налоги вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц;
- каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше того, что поступает в кассы государства;
- налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а непроизволен. Налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа;
- каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какой наиболее удобен для плательщика.

Понятие и роль бюджета

Виды страхования

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определённом объёме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования.

Вид страхования является первичным звеном классификации страховой деятельности. Выделяют следующие виды страхования:
Страхование имущества

Юридические и физические лица могут заключать договоры страхования на объекты, в отношении которых они имеют имущественный интерес: здания, сооружения, передаточные устройства, силовые рабочие и другие машины, оборудование, транспортные средства, ловецкие и другие суда, орудия лова, объекты незавершенного производства и капитального строительства, инвентарь, готовая продукция, товары, сырье, материалы, интеллектуальную собственность, например, программное обеспечение, и другое имущество.

Жилищное страхование

Риски стихийных бедствий

Страхование грузов

Личное страхование

Медицинское страхование

Титульное страхование

Понятие страхового рынка

Страховой рынок – это система экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая услуга, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка – необходимость обеспечения нор­мального воспроизводственного процесса путем оказания денеж­ной помощи пострадавшим хозяйствам и гражданам в случае неп­редвиденных неблагоприятных обстоятельств.
Страховой рынок можно рассматривать также как сово­купность страховых организаций (страховщиков), которые при­нимают участие в оказании страховых услуг.

71)Участники страхового рынка

*страховая организация

*страховой брокер

*страховой агент

*страхователь, выгодопреобретатель

*актуарий

*аудиторская организация

*общество взаимного страхования

*иные физические лица

72)Понятие и необходимость государственного финансового регулирования экономики

Государственное финансовое регулирование- процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъекты рынка для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и развитие экономики.

Государственное финансовое регулирование экономики оказывает большое влияние на струк­туру общественного производства. Необходимость государственного вме­шательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена ре­шением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего об­щества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инф­раструктуры и т.д. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансо­вое регулирование широко используется в хозяйственной практике.

73)Типы и виды государственного финансового регулирования экономики

По типам государственное финансовое регулирование экономики делится на: 1)экономическая 2)административная

По видам: 1)налоговая 2)бюджетная 3) госуд.кредитная 4)валютно – финансовое 5)таможенно-тарифное 6)внутрихозяйственное

Источники валютных ресурсов

Источники децентрализованных валютных ресурсов:

Валютная выручка от экспортируемой продукции

Валютные кредиты банков

Дополнительные вклады в валюте

Компенсации, страховые возмещения в валюте

Источники централизованных валютных ресурсов:

Доход от экспорта продукции Таможенные пошлины и платежи в иностранной валюте Поступления от налогов, бонусов, роялти в иностранной валюте Штрафы, пени в иностранной валюте Поступления от размещения депозитов в зарубежных банках Кредиты и займы иностранных государств

Поступление грантов в валюте

Понятие финансов как стоимостной экономической категории и их необходимость.

Финансы – исторически сложившаяся экономическая категория. Функционирование финансов определяется существованием государства и развитием товарно-денежных отношений.
Термин “финансы ” (от латинского ә “денежный платеж”) первоначально означал завершение расчета в денежных отношениях между населением и государством, а затем распространился как на все платежи в пользу государства и различных государственных институтов, так и на денежные операции по откупам, чеканке монет. В дальнейшем, когда финансовые отношения все больше становятся объектом контроля и регламентации со стороны государства, термин “финансы” начинает употребляться применительно к совокупности денежных отношений, связанных с системой государственных доходов и расходов.

Категория финансов характеризует сущность особой формы производственных отношений, связанных с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта и его неотъемлемой составляющей – национального дохода.
В процессе распределения и перераспределения национального дохода каждый субъект общественных отношений получают свою долю. Государство получают налоговые платежи, население чистую заработную плату, а в распоряжении хозяйствующего субъекта остается чистый доход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.07 с.)