Основы организации бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации бухгалтерского учета



Основы организации бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» осуществляется в соответствии с: Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ; Федеральным законом РФ «Об акционерном обществе» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н; Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н; Приказом Минфина России от 28.06.2000 г. №60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» и другими нормативными и законодательными актами с учетом последующих изменений и дополнений, а так же Учетной политикой ОАО «ЧАЗ» (Приложение 3, 4).

Бухгалтерский учет ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются: первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется приказами руководителя.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в ОАО «ЧАЗ» несет исполнительный директор акционерного общества. Бухгалтерский учет в акционерном обществе осуществляется главной бухгалтерией, которую возглавляет главный бухгалтер, назначенный на должность приказом директора и действующий на основании трудового договора. Кроме главного бухгалтера на предприятии есть заместитель главного бухгалтера, а так же бюро по учету затрат на производство, бюро по учету товарно-материальных ценностей, расчетное бюро, бюро по учету реализации готовой продукции и сводных расчетов, бюро по учету фондов, кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами. Всего в штате бухгалтерии 32 бухгалтера разной категории и квалификации.

Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи и использует рабочий План счетов бухгалтерского учета (Приложение 5). Бухгалтерский учет ведется автоматизировано с применением программы «ПАРУС», которая разработана программистами завода.

Рабочий план счетов (Приложение 5) основан на типовом плане счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. В плане счетов завода присутствуют некоторые особенности ориентированные на особенности работы ОАО «ЧАЗ», отраженные в субсчетах. На каждое бюро главной бухгалтерии существуют должностные инструкции. (Приложение 7)

В бухгалтерском учете имущество на предприятии определяется как совокупность оборотных и внеоборотных активов предприятия. При этом к оборотным активам относятся денежные средства, материалы, товары и готовая продукция, которые могут быть обращены в денежные средства или потреблены в течение одного года или обычного операционного цикла. Материалы в бухгалтерском и в налоговом учете на предприятии учитываются по учетной цене, а готовая продукция по фактической. Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы (НМА), основные средства (ОС), долгосрочные финансовые вложения. ОС принимаются и в бухгалтерском и в налоговом учете по первоначальной стоимости, а амортизация начисляется линейным способом. После завершения формирования стоимости инвентарного объекта составляется акт приемки-передачи основных средств, что и является основанием для принятия к учету.

Инвентаризация имущества ОАО «ЧАЗ» проводится ежегодно в IV квартале текущего года комиссией. (Приложение 6). Налоговый учет осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) передачи имущественных прав. Расходы на производство и реализацию продукции подразделяются на прямые и косвенные. (Приложение 2)

Учет текущих обязательств

На ОАО «ЧАЗ» учет текущих обязательств ведется специальными бюро по учету реализации готовой продукции и сводных расчетов; бюро расчетных операций; бюро по учету основных фондов, кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами.

Учет расчетов с поставщиками

Поставщики – это организации, которые поставляют сырье и другие товарно-материальные ценности, а так же оказывающие различные иды услуг и выполняющие разные работы.

На поставку продукции с поставщиком заключается договор поставки в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, а на поступившую продукцию обычно имеются расчетные документы поставщиков – счета-фактуры, товарные накладные и прочие (Приложение 18). В случае неотфактурованных поставок (поставки без расчетных документов), по поступившим ценностям начисляется кредиторская задолженность. При поступлении таких ценностей необходимо проверить, не числятся ли они как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со клада поставщиков. После проверки ценности должны быть оприходованы по учетным ценам, ценам предыдущих поставок. Далее при поступлении расчетных документов записи сторнируются и ценности приходуются по ценам, указанным в документах. В случае наличной оплаты, представителю поставщика необходимо предъявить доверенность. (Приложение 20)

Синтетический учет расчетов с поставщиками ведется на активно-пассивном счете 60, к которому планом счетов ОАО «ЧАЗ» предусмотрены 5 субсчетов, а так же субсчета второго порядка (Приложение 5). По кредиту данного счета отражается увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками, а по дебету ее уменьшение.

На предприятии по счету 60 делаются следующие записи:

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Поступление товарно-материальных ценностей Поступление основных средств Принятие выполненных работ и оказанных услуг 15, 41 20,23,25,26,44 60.01 60.02 60.03
2. НДС по поступившим товарам, продукции, работам и услугам    
3. Оплата поставки    
4. Взаимозачет   62, 76
5. Авансы выданные 60.01.2 60.02.2 60.03.2  
7. Зачет ранее выданных авансов   60.01.2 60.02.2 60.03.2
8. Возмещение НДС    
9. Курсовые разницы    

Аналитический учет расчетов с поставщиками на ОАО «ЧАЗ» ведется в разрезе каждого поставщика и по каждому договору.

Таким образом ОАО «ЧАЗ» ведет учет расчетов с поставщиками. Данные об остатках на начало и конец периода и обороты за период отражаются в оборотно-сальдовой ведомости. Учетными регистрами по счету 60 являются отчет о движении средств по счету (Приложение 19), журналы-ордера и главная книга по счетам.

Учет расчетов по претензиям

Учет расчетов по претензиям на ОАО «ЧАЗ» ведется на счете 76.02.01 «Расчеты по претензиям». На данном счете учитываются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям и другим организациям (за недостачу груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин, выявленные арифметические ошибки, брак и простои по вине поставщиков и прочее), а также по предъявленным и признанным штрафам, пеням и неустойкам за нарушение договорных обязательств. Аналитический учет по данному субсчету ведется по каждому поставщику и каждому договору.

При выявлении несоответствия оформляется акт (Приложение 29), а расходы, связанные с исправлением оплачиваются виновной стороной и все оправдательные документы прикладываются к акту (Приложение 28-31). На ОАО «ЧАЗ» по расчетом по претензиям оформляются следующие корреспонденции счетов:

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Начислен НДС по услугам по замене брака 19.04 76.02.1
2.   28.01 76.02.1
3. Удовлетворение (погашение) претензии   76.02.1
4.   62.01 76.02.1
5.   76.09 76.02.1
6. Списание претензий к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям за недостачу, порчу, брак, отказанных во взыскании арбитражным судом 91.02.1 76.02.1
7. Погашение претензий покупателей 76.02.1  

Данные по расчетам по претензиям обобщаются в оборотно-сальдовой ведомости, отчете о движении средств по счету и главной книге по счету 76.02 (Приложение 32).

Учет процесса производства

Учет процесса производство на ОАО «ЧАЗ» ведет бюро по учету затрат на производство. Учет затрат на производство ведется в соответствие с учетной политикой предприятия для целей бухгалтерского учета (Приложение 2). Расходами по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Учет затрат на производство ведется по местам возникновения затрат, экономическим элементам и статьям затрат.

Учет затрат на производство ведется на следующих счетах бухгалтерского учета:

20 «Основное производство» - на данном счете собираются затраты подразделений, продукция (работы, услуги) которых явилась целью создания ОАО «ЧАЗ». Учет затрат ведется с выделением затрат в разрезе отдельных цехов (центров учета).

23 «Вспомогательное производство» - на данном счете собираются затраты подразделений, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства ОАО «ЧАЗ» (инструментальные, энергетические, деревообрабатывающие, транспортные, ремонтные цеха, хозяйственные подразделения, лаборатории и др.). Учет ведется с выделением затрат в разрезе отдельных цехов. На каждый вид услуг (работ), оказываемых подразделениями вспомогательного производства, открывается заказ с составлением калькуляции. (Приложение 38, 41). Для списания затрат цехов вспомогательного производства и передачи их другим цехам и подразделениям-получателям составляется ведомость распределения услуг, акт выполненных работ (услуг), заказ или иной учетный регистр, учитывающий особенности вспомогательного цеха.

Услуги вспомогательных производств ежемесячно распределяются по объектам калькулирования и передаются другим структурным подразделениям по плановой нормативной себестоимости. Себестоимость встречных услуг одного цеха вспомогательного производства другому цеху вспомогательного производства определяется по плановым ценам. Разница между фактической и плановой нормативной себестоимостью (перерасход или экономия) продукции (работ, услуг) вспомогательных производств распределяется по другим объектам калькулирования пропорционально нормативно плановой себестоимости.

25 «Общепроизводственные расходы» - на данном счете собираются косвенные производственные затраты подразделений и после окончания отчетного периода распределяются на товарные группы (внутренний рынок и экспорт) пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

Общепроизводственные расходы учитываются в разрезе каждого цеха (подразделения) основного и вспомогательных производств Общества и статей расходов, а также с выделением аналитического счета по учету затрат по функциональным направлениям.

29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - на данном счете собираются затраты, связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами, состоящие на балансе ОАО «ЧАЗ»: столовых и буфетов, домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения.

28 «Брак в производстве» - на данном счете собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого, т.е. окончательного, брака, расходы по исправлению и т.п.) по каждому цеху.

26 «Общехозяйственные расходы» - на данном счете собираются затраты, связанные с управлением Общества. На счете 26 «Общехозяйственные расходы» на отдельном субсчете организован обособленный учет затрат, подлежащих распределению на НИОКР:

1) выполняемой сторонним организациям;

2) НИОКР, выполняемых для собственных нужд.

Указанные суммы включаются в общую стоимость расходов по конкретной разработке. Общехозяйственные расходы связанные с основной производственной деятельностью учитываются в разрезе статей расходов, каждого подразделения аппарата управления, а также с выделением аналитического счета по учету затрат по функциональным направлениям. Общехозяйственные расходы в конце отчетного периода полностью (без подразделений по видам продукции) списываются на субсчет «Управленческие расходы» счета 90 «Продажи» за данный период.

Для оформления процесса производства на ОАО «ЧАЗ» используются следующие первичные документы: заказ на роботу (Приложение 38), требование накладная (Приложение 39, 40), акт на списание материалов (Приложение 42), акт о несоответствии (Приложение 43), накладная на внутреннее перемещение товаров (Приложение 46). Так же в программе можно оформить отчеты о движении средств по счетам 20, 23, 25, 26, 28, 29 (Приложения 47-52).

Учет расходов на продажу

Основные нормативные документы: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н),. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.

Учет расходов на продажу ведется на одноименном счете 44. На данном счете собираются затраты связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг, к ним относятся:

1. содержание службы продажи (сбыта);

2. расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

3. по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

4. комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

5. на рекламу и содержание соответствующих служб;

6. другие аналогичные по назначению расходы.

Учет расходов на продажу осуществляется на субсчете 02 «Коммерческие расходы, в организациях, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность».

Расходы на продажу в конце отчетного периода полностью (без подразделений по видам продукции) списываются на субсчет «Расходы на продажу» счета 90 «Продажи» за данный период пропорционально среднему проценту издержек обращения.

Средний процент издержек = (Сн44+Транспортные расходы)/(Остаток товаров на конец+Продано товаров)

Сумма издержек обращения на остаток товаров=(средний процент*остаток товаров)/100

Сумма издержек обращения на проданные товары= Сн44+Произведено расходов на продажу-Сумма издержек обращения на остаток товара

Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции осуществляется по следующим товарным группам: внутренний рынок и экспорт.

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Списание материалов на упаковку готовой продукции    
2. Расходы по доставке товаров сторонними организациями    
3. Списание израсходованным подотчетных сумм    
4. Списание расходов на продажу 90.02  

Данные об основных средствах и нематериальных активах обобщаются в отчетах о движении денежных средств по счету 44 (Приложение 53). Так же формируется оборотно-сальдовая ведомость и главная книга по счетам.

Учет финансовых результатов

Нормативной базой являются: Федеральным законом «О бухгалтерском учете» о 21.11.1996 г. №129-ФЗ; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом финансов Российской Федерации от 29.07.1997 г. №34н; Положением по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации». Утверждено Приказом Министерства финансов российской Федерации от 06.05.1999 г. №32н; Положением по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации». Утверждено Приказом Министерства финансов российской Федерации от 06.07.1999 г. №33н.

Коммерческая организация в процессе своей деятельности может получать доходы, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. К таким доходам, например, относятся: штрафные санкции за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров; проценты, начисляемые банком на остатки средств на счетах коммерческой организации; стоимость реализации ранее приобретенных материалов; стоимость материальных ценностей, полученных в связи со списанием объектов основных средств; стоимость материальных ценностей, выявленных в процессе инвентаризации, и другие доходы.

К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности в т.ч. чрезвычайные доходы и расходы.

Для учета прочих доходов и расходов отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы» (Приложение 70).

Структура и порядок использования счета 91 «Прочие доходы и расходы» аналогичны структуре и порядку использования счета 90. К счету 91 открываются три субсчета (Приложение 5): 91-1 «Прочие доходы»; 91-2 «Прочие расходы»; 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

По окончании каждого месяца сопоставляются дебетовый оборот по субсчету 91-2 с кредитовым оборотом по субсчету 91-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток за месяц. Таким образом, Финансовый результат от прочих видов деятельности = Сумма прочих доходов (кредитовый оборот за отчетный месяц по субсчету 91-1) - Сумма прочих расходов (дебетовый оборот по субсчету 91-2).

Финансовый результат списывается в конце отчетного месяца на счет 99 (Приложение 74):

Дт 91-9 Кт 99 - отражена сумма прибыли за месяц

Дт 99 Кт 91-9 - отражена сумма убытка, полученного за месяц.

По окончании каждого месяца счет 91 сальдо не имеет, но у субсчетов этого счета остается дебетовый или кредитовый остаток.

После списания финансового результата за декабрь субсчета счета 91 закрываются. Для этого на субсчет 91-9 списываются остатки с других субсчетов:

Дт 91-1 Кт 91-9 - списано сальдо субсчета «Прочие доходы»;

Дт 91-9 Кт 91-2- списано сальдо субсчета «Прочие расходы».

Учет капитала и резервов

Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.

Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества, право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу, а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал.

При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательно.

Учет уставного капитала ведется на счете 80 «Уставный капитал» (Приложение 75). После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам.

Дт 75-1 К80 - сформирован уставный капитал

Дт 50 (51, 10, 08…) Д75-1 - внесены вклады учредителей в уставный капитал.

Вкладами в уставный капитал могут быть денежные средства, внеоборотные активы, запасы, ценные бумаги и другие активы.

Резервный капитал на ОАО «ЧАЗ» учитываются на одноименном счете 82, так же открыты субсчета: 82.01 – резервы, образованные в соответствии с законодательством и 82.02 – в соответствии с учредительными документами. В соответствии с законодательством ОАО «ЧАЗ» создает резервный фонд в размере не менее 5% уставного капитала. Резервный фонд формируется путем ежегодных отчислений. Так же в соответствии с учетной политикой ОАО «ЧАЗ» создается резерв на отпуска на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» (Приложение 71). Начисление резервов осуществляется на следующих статьях расходов 20, 23, 25, 26, 29. При этом, процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков с учетом взносов за минусом остатка резерва на 96 счете на 01.01.2010г. с учетом взносов к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда с учетом взносов. Процент отчислений в резерв на 2010 год рассчитывается в разрезе подразделений (центровответственности) по следующей формуле

Ежемесячный процент Предполагаемая годовая сумма - Остаток резерва на 96 счете

отчислений в резерв на = отпускных с учетом взносов (в руб.) на 01.01.2010г. (в руб.)

оплату отпуска ___________________________________________________________ х 100%

Предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда

с учетом взносов (в руб.)

Так же на ОАО «ЧАЗ» ведется учет добавочного капитала на одноименном счете 83. К этому счету открыты следующие субсчета: 83.01 – прирост стоимости имущества по переоценке, 83.02 – эмиссионный доход, 83.09 – другие источники. Переоценка основных средств на предприятии не проводится. По дебету счета 83 уменьшение добавочного капитала, по кредиту – его увеличение (Приложение 76).

Нераспределенная прибыль (убыток) представляет собой сумму: Нераспределенной прибыли (убытка) прошлых лет; нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года. Нераспределенная прибыль отчетного года - это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетном году. Этот показатель отражает конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году. Для учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предусмотрен активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (Приложение 84). Чистая прибыль в конце года при реформации баланса списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:

Дт 99 Кт 84 - списана чистая прибыль отчетного года

Дт 84 Кт 99 - списан убыток отчетного года.

По дебету счета 84 отражаются записи по использованию нераспределенной прибыли отчетного года. Остаток нераспределенной прибыли переносится на следующий год. Списание убытка отчетного года отражается записями:

Дт 80 Кт 84 - доведена величина уставного капитала до величины чистых активов организации;

Дт 75 «Расчеты с учредителями» Кт 84 - погашен убыток за счет взносов участников, учредителей.

Оценка неотъемлемого риска

(нужное подчеркнуть)

низкий средний высокий

Аудитор Проверил

Таблица 10

Изучение и оценка внутреннего контроля для целей планирования

Наименование аудируемого лица ОАО «ЧАЗ»

Отчетный период 2010 год

ФИО аудитора Кузнецова А.А.

Дата заполнения 4 апреля 2010 год

Нужное подчеркнуть:

Ответ «ДА» не менее чем 20 вопросов означает низкий риск аудитора

Ответ «ДА» на 14 -19 вопросов означает средний риск аудитора

Ответ «ДА» не более чем на 13 вопросов означает высокий риск аудитора

Перечень вопросов проверки Да Нет Примечание
       
Контрольная среда
1. Наличие финансового руководителя +    
2. Ограничения в общении с внешним аудитором отсутствуют +    
3. Препятствия для получения необходимой документации при проведении проверки отсутствуют +    
4. Наличие лицензионного программного обеспечения +    
5. Организация привлекает внешних консультантов для решения сложных вопросов в области учета и налогообложения +    
6. Предыдущее заключение было безоговорочно-положительным Если «нет», то указать вид заключения в графе «Примечание» +    
Средства контроля
7. Имеется подразделение внутреннего контроля Если «да», то проверяется наличие положения о внутреннем контроле. Если «нет», то отражены ли функции внутреннего контроля в должностных обязанностях главного бухгалтера и/или других(ого) лиц(а) (должность контролирующего лица или лиц указать в примечании)     +    
8. Санкционирование операций (подписи должностных лиц, распоряжения и т.д.) +    
9. Разделение обязанностей +    
10. Отсутствие свободного доступа к учетным документам посторонних лиц +    
11. Осуществление проверки правильности организации документооборота +    
12. Соблюдение графика документооборота +    
13. Арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей +    
  Осуществление проверки правильности корреспонденции счетов +    
15.   Проведение проверки соответствия данных первичных учетных документов бухгалтерским записям +          
16.   Проведение сверок счетов с дебиторами и кредиторами (указать периодичность в графе «Примечание») +       Ежегодно и по необходимости
  Выверка данных синтетического и аналитического учета +    
  Проверка соответствия отдельных статей бухгалтерской отчетности Главной книге +          
  Инвентаризация активов проводится регулярно (указать периодичность в графе «Примечание»)   +     Ежегодно и по необходимости
  Контроль проводится регулярно (указать периодичность в графе «Примечание»)            
  Оперативность внесения исправлений +    
  Отсутствие несанкционированного доступа к компьютерным базам данных (наличие паролей)   +        

Оценка контрольного риска

(нужное подчеркнуть)

низкий средний высокий

Аудитор Проверил

 

Для оценки бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов по страховым взносам аудитору необходимо ответить на следующие вопросы, представленные в таблице 11.

Таблица 11

Вопросы для изучения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда

№ п/п Содержание вопроса Ответ Примечание
ДА НЕТ
1. Существует ли на предприятии положение по оплате труда +    
2. Существует ли на предприятии коллективный договор +    
3. Заключаются ли с работниками трудовые договоры +    
4. Ведется ли учет расчетов с персоналом по оплате труда отдельно по каждому цеху +    
5. Ведется ли аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда отдельно по каждому работнику +    
6. Обосновано ли отнесены на счета расчетов суммы оплаты труда +    
7. Тождественны ли суммы расчетов по оплате труда в регистрах, оборотно-сальдовой ведомости, главной книге и отчетности +    
8. Ведется ли бухгалтерский учет страховых взносов на разных субсчетах +   Целесообразно открывать разные субсчета для расчетов по каждому фонду
9. Правильно ли определяется налоговая база по взносам +    
10. Правильно ли определяется класс профессионального риска на предприятии +    
11. Начислялись на предприятии пособия по временной нетрудоспособности за счет средств государственных внебюджетных фондов +   В настоящее время первые 3 дня по листку нетрудоспособности оплачивает преприятие, остальные - фонд
12. Если да, то оформлены ли надлежащим образом листки по временной нетрудоспособности +    
13. Правильно ли определены суммы взносов, подлежащих перечислению (если нет, то указать, по какому фонду не правильно) +    
14. Своевременно ли происходят перечисления взносов (если нет, указать почему) +    
15. Тождественны ли суммы взносов в отчетности, главной книге и регистрах +    
16. Своевременно ли предоставляется отчетность по страховым взносам +   В ПФР, ФФОМС и ТФОМС — до 1 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в ФСС — до 15 числа мес., следующего за отчетным периодом
17. Не применяется ли на предприятии регрессивная шкала для целей расчета вносов   -  
  Не начисляются ли страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих нарастающим итогом 415 тыс.руб.   -  
19. Начислялись ли страховые взносы на выплаты в пользу иностранцев (временно пребывающих) и ЛБГ   -  
20. Начислялись ли страховые взносы на выплаты, на которые они начисляться не должны   - Перечень указан в ст. 238 НК РФ, за исключением компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении, за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда
21. Была ли за последние 3 года проверка со стороны внебюджетных фондов +    

Таким образом, на данном этапе проведения аудита, аудитору необходимо удостовериться, соответствует ли учет расчетов на оплату труда на предприятии законодательству.

До начала составления плана и программы аудита необходимо рассчитать уровень существенности. Уровень существенности - это предельное значение искажения бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Таблица 12

Общий план аудита

Проверяемая организация ОАО «ЧАЗ»
Проверяемый период С 1 января 2010 по 31 декабря 2010г.
Планируемые трудозатраты (чел. дни)  
Состав аудиторской группы Кузнецова А.А.
Руководитель проверки Кузнецова А.А.
Срок проведения проверки 5-7 марта
Планируемый аудиторский риск Средний
Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечание
А Б      
  1. Проверка правильности начисления оплаты труда работников 5 марта Кузнецова А.А.  
2. Проверка правильности удержания НДФЛ 6 марта Кузнецова А.А.  
3. Проверка правильности страховых взносов 7 марта Кузнецова А.А.  

Руководитель аудиторской организации:

Руководитель аудиторской проверки: Кузнецова А.А.

«4» апреля 2011г.

 

Программа аудита расчетов на оплату труда

Проверяемая организация ОАО «ЧАЗ»

Проверяемый период 2010 год

Проверяющая организация ООО «БА-63Д»

Руководитель аудиторской проверки Кузнецова А.А.

Состав аудиторской группы Кузнецова А.А.

Планируемый аудиторский риск низкий

 

Проверяемый участок Период Проверяющий Источники информации Приложение
1. Проверка документального оформления трудовых отношений с работниками 5 марта Кузнецова Положение по премированию и оплате труда, коллективный договор, трудовые договоры, проверка первичных документов по перемещению работников  
2. Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета по счету 70 5 марта Кузнецова Учетные регистры по счету 70, оборотно-сальдовая ведомость, главная книга  
3. Проверка правильности начисления сумм заработной платы, отпускных, пособий по временной нетрудоспособности 5 марта Кузнецова Листки нетрудоспособности, расчеты отпускных и временной нетрудоспособности Выборочно
4. Проверка правильности начисления НДФЛ 6 марта Кузнецова Форма 2 НДФЛ Выборочно)
5. Проверка правильности определения базы по начислению страховых взносов (в сравнении со статьей 7 ФЗ 212-фз) 7 марта Кузнецова Учетный регистр по счету 70, ведомость начисления страховых взносов, РСВ-1, 4ФСС, первичная документация Выборочно
6. Проверка правильности начисления страховых взносов (в сравнении с установленными ставками) 7 марта Кузнецова Учетный регистр по счету 69, первичная документация выборочно
7. Проверка своевременности уплаты страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС 7 марта Кузнецова РСВ-1, 4ФСС 4ФСС — до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, РСВ-1 до 1 числа месяца, следующего за месяцем по истечении отчетного квартала
8. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете операций по страховым взносам 7 марта Кузнецова Учетные регистры по счетам 70, 69,  
9. Проверка тождественности сумм по счету 69 в оборотно-сальдовой ведомости и бухгалтерской отчетности 7 марта Кузнецова Оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс, Приложение к бухгалтерскому балансу  

Руководитель аудиторской организации:

Руководитель аудиторской проверки:

«4» апреля 2011г.

После проведенного аудита аудитор предоставляет аудируемому лицу следующую информацию:

Открытое Акционерное Общество

«Чебоксарский агрегатный завод»

Ермакову С.А., исполнительный директор

Исходящий №1

13 марта 2011 г.

ПИСЬМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

АУДИТОРА РУКОВОДСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ

С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Глубокоуважаемый...!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.093 с.)