Социально-экономическая сущность бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность бюджета



Ведущее звено финансовой системы занимает федеральный бюджет, который имеет самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности за счет федерального бюджета, содержится армия, значительная часть здравоохранения и государство оказывает влияние на экономические процессы. В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Они определяются экономическим потенциалом страны, масштабностью решаемых задач на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством и предприятиями, организациями, населением, связанные с распределением и перераспределением ВВП и НД и формированием централизованных общегосударственных фондов денежных средств. Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, что и финансы, но имеет свои особенности. К числу таких особенностей относится особа форма перераспределения отношений, связанных с обособлением части НД в руках государства и использование его для общественных потребностей. Перераспределение НД между важнейшими сферами общественного производства внутри отраслей между производственной и непроизводственной сферой между регионами и территориями государства. Бюджетное распределение занимает центральное место в составе государственных финансов, что и предопределено бюджетом по сравнению с другими звеньями финансовой системы. Существование государственного бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения потребовало централизации общественных средств для функционирование экономики в целом. Для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решение задач оборонного характера, покрытие затрат управления и так далее.

На данном этапе развития экономики центральные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечить необходимые темпы и пропорции развития общественного производства, совершенствование отраслевой и территориальной структуры, формировать средства для первоочередных программ развития, проводить крупные социальные преобразования.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, позволяет Правительству концентрировать в своих руках крупнейшие доходы и осуществить необходимые расходы. Вместе с тем бюджет тесно связан и с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром, оказывает им необходимую помощь в форме субсидий, дотаций, гарантий, что и обеспечивает их нормальное функционирование. С помощью бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферу. Непроизводственная сфера не участвует в создании НД, однако она является активным его потребителем. Через доходы и налоги государственный бюджет регулирует и стимулирует экономику, осуществляемые инвестиции в нее и повышение эффективности производства. Так через бюджет оказывается финансовая поддержка отдельным отраслям экономики для реализации высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. При распределении финансовых ресурсов через бюджет, важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Основные ее направления это поддержка наименее защищенных слоев населения, образования, здравоохранения, культуры и решение жилищных проблем.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирование расходов. Таким образом, основными функциями государственного бюджета является: перераспределение созданного продукта и НД, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики и контроль образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Кроме вышеперечисленных функций, отдельные финансисты выделяют: информационную, институциализованную, регулирующую.

11.Состав и структура доходов федерального бюджета

Доходы бюджета – это денежное средство, поступающее в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ, в распоряжении органов государственной власти.

По экономическому содержанию доходы бюджета определяются как денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в процессе формирования их бюджетного фонда.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся: налог на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензированные сборы, налоги на имущество, налоги на совокупный доход, налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции и прочие налоги и сборы.

Неналоговые доходы – это доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности, от продажи земли, административные платежи и сборы, штрафные санкции и доходы от внешней экономической деятельности.

Безвозмездные перечисления – это перечисления от других уровней, от государственных внебюджетных фондов и от государственных организаций.

Налог на прибыль включает: налог на прибыль российских организаций, иностранных организаций, организаций при выполнении соглашения о размере продукции.

Налог на добычу полезных ископаемых.

Сборы включают за пользование водных биологических ресурсов, водный налог.

От внешнеэкономической: государственная политика.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации, но и по другим признакам.

Так в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на: собственные и регулирующие.

По социально экономическому признаку делят доходы, поступающие от юридических и физических лиц.

В зависимости от конкретных объектов обложения, это налоги, взимаемые с имущества или дохода.

По признакам источников уплаты, налоги, уплачиваемые из выручки, прибыли и налоги, относимые на себестоимость работы и услуг.

По конкретным видам налоги подразделяются: прямые и косвенные.

Исполнение федерального бюджета по доходам оказывает влияние на финансирования расходов.

12.Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета проявляются через конкретные виды с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, которые возникают при выполнении государством своих функций, эти затраты выражают экономические отношения, которые происходят в процессе использования централизованного фонда денежных средств государства.

На величину и структуру расходов федерального бюджета оказывает влияние множества факторов: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике.

Через бюджетные расходы финансируются бюджета получатели: это организации производственной и непроизводственной сферы, которые являются бюджета получателями и распределителями бюджетных средств.

За счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субсидии, ссуды. Расходы бюджета носит в основном безвозвратный характер, а возвратными являются бюджетные ссуды.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам: по роли их влияния на бюджет, на расширенное воспроизводство. Расходы подразделяются на: текущий и капитальный.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицом на их содержание, покрытие текущих средств. Эти расходы включают на поддержание экономической и социальной инфраструктуры, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственным учреждений, субсидии нижестоящих органов власти, государственным частным предприятиям, транспортные платежи, выплаты по государственному долгу.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капитала вложения за счет бюджетных средства в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты государственным частным предприятиям, а также органам власти.

Формами расходов бюджета являются: ассигнование на содержание бюджетных средств. Оплата по государственным контрактам, ассигнование на осуществление полномочий передаваемых другим уровням управления или власти. Бюджетные кредиты юридическим лицам субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам, инвестиции в установленном капитале юридических лиц, бюджетные ссуды, кредиты иностранным государствам, средства на обслуживание и погашение государственного долга и другие.

Под дотацией понимается предоставление средств бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, для покрытия текущих расходов.

Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.

Субсидии – это выделение средств бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

С переходом на рыночные отношения Правительство ведет интенсивную работу по совершенствованию системы управления бюджетными средствами. Перед ним ставится следующие задачи: удержать экономику от спада производства, обеспечить финансовую стабилизацию. Стимулировать инвестиционную активность, то есть, увеличить долю накопления в НД, сократить непроизводственные расходы бюджета, укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения, создать действенную систему финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств, усилить контроль за величиной государственного долга.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций и повышение эффективности производства. Важным признаком классификации расходов бюджета является функциональный. Расходы подразделяются на несколько групп: финансирование промышленного производства, социально культурных мероприятий, науки, обороны, содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы на обслуживание государственного долга и прочие расходы и выплаты, каждая из этих групп делится по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить каждой группе расходов соответствующие министерство, государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетное ассигнование.

Целевой признак показывает расходы на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения. Поэтому финансирование ряда статей расходов бюджета осуществляется с учетом их инфляционного увеличения.

Расходы бюджета классифицируются и по территориальному признаку: это расходы республиканского бюджета, расходов субъектов федерации и местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования, которое базируется на определенных принципах: 1)получение максимального эффекта при минимуме затрат; 2)целевой характер использования бюджетных ассигнований; 3)предоставление бюджетных средств по мере выполнения предусмотренных показателей с учетом использования ранее отпущенных ассигнований; 4)безвозвратность бюджетных ассигнований. Однако кроме безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире появляется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взымаются или взымаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по распоряжению Правительства на выполнение целевых программ развития: на покрытие расходов по формированию федеральных продовольственных фондов; на обеспечение агропромышленного комплекса; машиностроительного комплекса; на инвестирование программ конверсии оборонной промышленности; на приобретение скота.

Основными задачами в области бюджетных расходов является: сокращение числа федеральных целевых программ, снижение расходов на содержание государственного аппарата управления, осуществление финансирования инвестирования с привлечением инвесторов, снижение затрат и повышение эффективности использования средств на оборону, снижение уровня дотаций отдельным отраслям экономики, усилить контроль за использованием бюджетных средств и другие.

Когда расходы бюджета превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, и наоборот – профицит. Причинами бюджетного дефицита являются: экономический кризис, непродуманная финансовая политика в стране, чрезвычайные обстоятельства, значительный рост социальных расходов по сравнению с ростом ВВП.

Источниками финансирования дефицита могут быть: внутренние кредиты, полученные от кредитных организаций, государственные займы, бюджетные ссуды, внешние государственные займы за счет выпуска ценных бумаг, кредиты и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.014 с.)