Финансово-правовые органы общей компетенции: основы их финансово-правового статуса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансово-правовые органы общей компетенции: основы их финансово-правового статуса.



Финансово-правовые органы общей компетенции: основы их финансово-правового статуса.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов. Органы исполнительной государственной власти общей компетенции — Правительство Российской Федерации, правительства, администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль. В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции России (ст. 114) и федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль. Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и других, включая Органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему.

Финансово-правовые органы специальной компетенции: основы их финансово-правового статуса.

Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы: 1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятельности, они а) тратят бюджетные ассигнования; б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяется в бюджет. Они утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами; 2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. Все национально-территориальные и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций управления соответствующие республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

4. Финансовая система РФ: понятие, содержание, структура.

Финансовая система Российской Федерации как совокупность финансовых институтов включает:1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;2) внебюджетные специальные фонды;3) государственный и банковский кредит;4) фонды страхования (имущественного и личного);5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей. Государственная Дума, которая, являясь представительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, федеральные представительные органы и представительные органы субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ. Правительство РФ, которое, реализовывая исполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в пределах соответствующей территории. В компетенцию представительных и исполнительных органов власти, наряду с другими функциями, входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Российской Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ (Банк России), одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Вместе с Правительством РФ Банк России определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, проводит денежную эмиссию. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности: Федеральное казначейство Российской Федерации взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит за государственной казной; Счетная палата РФ, подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Конституционные основы и принципы финансовой деятельности.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Бюджетное право как раздел финансового права. Бюджетные правоотношения.

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

К бюджетным правоотношениям относятся:

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением. Субъекты бюджетных правоотношений делят на три группы: 1) государство, национально-государственные и административные образования (РФ, ее субъекты); 2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти (Правительство РФ, Правительства республик, министерства и т.п.); 3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения). Не являются субъектами бюджетного права - негосударственные организации и граждане. Особенность бюджетных правоотношений - длятся не более года, срок действия бюджета.

Административный способ

Административный способ представляет собой возможность обжаловать ненормативный акт налогового органа, а также его действие или бездействие в вышестоящий налоговый орган, в соответствии с правилами, установленными статьей 138 НК РФ.
Порядок и сроки обращения в вышестоящую инстанцию нашли свое отражение в статьях 139 и 101.2 Налогового кодекса.
Обратиться в вышестоящую налоговую фирма можно по средствам письменной жалобы (пункт 1, 3 стать 139 НК РФ). Этот документ может быть «простым» и апелляционным.

Апелляционный порядок

Апелляционный порядок обжалования регулируется статьями 101.2 и 139 НК РФ. На решение налоговой о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, до того момента, как это решение вступит в силу, то есть в течение 10 дней, может быть подана апелляционная жалоба. Обращаться с ней надо в тот же орган, который принял решение. И он в течение трех дней должен направить ее в вышестоящую инспекцию со всеми документами.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящая налоговая или вышестоящий чиновник могут, согласно статье 140 НК РФ:
— оставить решение нижестоящей налоговой без изменений, а жалобу – без удовлетворения
— отменить или изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять новое решение по существу вопроса
— отменить решение и прекратить производство по делу

Судебный способ

После того как досудебная стадия пройдена, или если налоговый спор имеет своим предметом действие или бездействие чиновников, налогоплательщик может переходить к следующей стадии – судебному спору. Данное право предоставлено ему статьями 137 и 138 НК РФ. Выбор «вида» суда в данном случае зависит от «личности» налогоплательщика. Если он юридическое лицо, то обращаться надо в арбитражный суд, если физическое – то в суд общей юрисдикции.
Итак, начинать применение судебного способа защиты надо с написания заявления в суд.
Глава 24 АПК посвящена рассмотрению дел «об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».
В статье 199 АПК изложены требования «к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными».

Во первых, такое заявление должно соответствовать правилам, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2, 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК. То есть оно должно быть:
— подано в арбитражный суд в письменной форме
— должно быть подписано истцом или его представителем
— в нем должно быть указано название арбитражного суда, в который подается иск
— в нем должны быть указаны наименование истца, его местонахождение
— перечень прилагаемых документов
— истец обязан направить заказным письмом с уведомлением о вручении копии искового заявления всем лицам, участвующим в деле, а также копии прилагаемых документов, в случае их отсутствия
Пункт 4 статьи 198 АПК предусматривает трехмесячный срок для обращения с заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в арбитражный суд. Этот срок является процессуальным, соответственно, если он пропущен по уважительной причине, то может быть продлен в соответствии со статьей 117 АПК. Для этого необходимо подать вместе с исковым заявлением ходатайство о восстановлении срока.
Заявление, в соответствии со статьей 200 АПК, рассматривается судьей единолично, в срок не превышающий двух месяца с момента поступления этого документа в суд, включая время затраченное на подготовку.

По итогам рассмотрения дела арбитражный суд в соответствии со статьей 201 АПК может:
— признать оспариваемый акт недействительным или решение незаконным полностью или в части и установить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца
— признать оспариваемые действия (бездействие) незаконными и установить обязанность соответствующих должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или каким либо иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в установленный судом срок
— отказать в удовлетворении требований заявителя полностью или в части
56. Порядок исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Налогоплательщики несут обязанности, предусмотренные

законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации

налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога,

подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы,

налоговой ставки, налоговых льгот.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по

уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах

и сборах (п. 1 ст. 45 Кодекса).

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в

установленные сроки (п. 2 ст. 58 Кодекса).

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик

уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (п.

2 ст. 57, п. 3 ст. 75 Кодекса).

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от

14.06.1994 N 5-ФЗ на территории Российской Федерации применяются

только те федеральные законы, которые официально опубликованы.

Неопубликованные законы не применяются.

По общему правилу акты законодательства о налогах и сборах

вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их

официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового

периода по соответствующему налогу, за исключением случаев,

предусмотренных ст. 5 Кодекса.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщик

вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную

информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и

сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии

с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов

и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях

налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы

налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Этому праву корреспондирует обязанность налогового органа,

предусмотренная пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса.

Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н утвержден

Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению

государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в

письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых

агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и

сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,

порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях

налогоплательщиков, плательщиков сборов, правах и обязанностях

налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов,

полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также

представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению

порядка их заполнения.

Экспорт

Порядок расчетов при экспортных поставках определяется нормативным актом, далее именуемым «Инструкция 86-И» (Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров»), а также производным от нее Положением 101-П (Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005).

Инструкция 86-И относится и к юридическим лицам, и индивидуальным предпринимателям. Отметим, что ее действие распространяется не только на расчеты в валюте, но и на расчеты в рублях(!).

Согласно Инструкции 86-И, на каждый экспортный контракт экспортер оформляет паспорт сделки (документ, содержащий реквизиты сторон и основные условия контракта), который вместе с копией самого контракта (или краткой выпиской из его, если он длиннее пяти листов) предоставляется в банк экспортера. Если контракт предусматривает отсрочку платежа более 90 дней, требуется также предоставить разрешение ЦБР на проведение капитальной операции.

Кроме того, в виде отдельного документа в банк предоставляются сведения о договоре в соответствии с Инструкцией ЦБР от 28 июня 1999 г. N 83-И (это относится только к экспортерам – юридическим лицам), предназначенные для идентификации некоторых «подозрительных» операций (определяемых по таким признакам как отсутствие в контракте штрафных санкций и т.п.). Сведения о подозрительных операциях идут в ЦБР. Эту инструкцию, впрочем, предполагается вскоре отменить, так как борьбой с легализацией капиталов в настоящее время занимается не ЦБР, а Комитет по финансовому мониторингу (КФМ).

Отметим, что все документы непременно следует оформить до поступления первого платежа по контракту. Если резиденту на счет пришла валюта, а паспорт сделки не оформлен – это нарушение валютного законодательства, о котором информируется территориальное учреждение ЦБР (деньги, впрочем, на счет зачисляются).

После оформления документов банк в качестве агента валютного контроля следит за соблюдением валютного законодательства. А именно, прежде всего проверяется поступление валютной выручки на счет экспортера в требуемый 90-дневный срок. Для этого экспортер предоставляет в банк копию грузовой таможенной декларации (ГТД), подтверждающей факт экспорта, а банк сопоставляет дату экспорта с датой прихода денег на счет. Копия паспорта сделки, а также информация о поступивших по контракту платежах, направляется банком в Государственный таможенный комитет. Если деньги пришли позже положенного срока, они зачисляются банком на счет экспортера, но в ГТК идет информация о нарушении. В случае нарушения именно ГТК принимает решение о привлечении экспортера к ответственности за нарушение валютного законодательства. Обобщенная информация по всем контрактам подается также в территориальное учреждение ЦБР.

Что касается рублевой выручки (ведь нерезидент может заплатить резиденту и в рублях со своего рублевого счета!), то положение о сроке в 90 дней к ней неприменимо. Дело в том, что операции в рублях между резидентами и нерезидентами, формально отнесенные к валютным, не делятся на текущие и капитальные, поскольку не являются операциями с валютными ценностями. Однако, согласно Инструкции 86-И, паспорт сделки все равно составляется и сведения в ГТК подаются. Срок оплаты, предусмотренный контрактом, в данном случае несущественен, не должно быть лишь явного отказа от получения экспортной выручки.

Рассмотрим кратко некоторые сложные вопросы, связанные с валютным регулированием при экспорте.

Существует проблема, связанная с возможностью зачета взаимных требований при экспорте, в результате чего средства могут поступить не от непосредственного покупателя по экспортному контракту, а от какой-то третьей стороны. Здесь надо иметь в виду следующее: выручкой по экспортному контракту, согласно букве Инструкции 86-И, считаются только средства, поступившие от нерезидента, причем в безналичном порядке. Таким образом, ни уступка прав требования, ни средства, внесенные в кассу, ни платеж от какого-либо резидента не могут быть признаны экспортной выручкой. Однако безналичный платеж от любого нерезидента (не обязательно именно от покупателя), в том числе в рублях, может быть ею признан. При этом на экспортере лежит обязанность доказать (ГТК), что полученные средства относятся именно к данному контракту. В определенных случаях валютной выручкой может быть признан даже полученный экспортером кредит (для чего необходимо внести соответствующие изменения в контракт).

Другая проблема – возможное уменьшение суммы контракта уже после оформления паспорта сделки (например, экспортируемый товар оказался ненадлежащего качества, и покупатель потребовал уменьшения цены). Эта ситуация не предусмотрена Инструкцией 86-И (а согласно указаниям ГТК, допускается уменьшение суммы контракта лишь на величину банковских комиссий). По букве Инструкции 86-И, экспортер должен получить платеж в полной сумме, отчитаться по контракту, а уже потом выплатить все штрафы, пени, неустойки и т.п., предоставив, разумеется, необходимые подтверждающие документы. При подобных выплатах никаких сроков уже не предусмотрено, как при платежах резидентов нерезидентам, так и наоборот.

В случае лизинговых операций резидентов с нерезидентами (они разрешены без ограничений) Инструкция 86-И неприменима, кроме случаев, когда объект лизинга переходит в собственность нерезидента. В этом последнем случае не является нарушением оформить паспорт сделки даже после вывоза товара из России, если изменения в договор лизинга, предусматривающие переход собственности, были внесены постфактум. ГТД необходимо сохранить и предоставить в банк. В качестве экспортной выручки при этом учитывается остаточная стоимость объекта.

Инструкция 86-И не содержит возможности расчетов при помощи ценных бумаг в иностранной валюте (векселя, чеки). Все операции с ними являются капитальными и требуют, как правило, особого разрешения ЦБР. Если нерезидент, паче чаяния, вдруг расплатился чеком, банк должен зачислить выручку, но сообщить о нарушении в территориальное учреждение ЦБР. Решение о возможном привлечении экспортера к ответственности в этом случае принимает Минфин. Рублевыми ценными бумагами, однако, можно рассчитываться без проблем, так же как и любыми аккредитивами (последние не относятся к ценным бумагам).

Импорт

Порядок расчетов при импорте определяется нормативным актом, известным как «Инструкция 91-И» (Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 4 октября 2000 г. N 91-И/01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров»).

Так же как и при экспорте, для осуществления платежа по импорту резидент обязан предварительно оформить паспорт сделки, копию (или выписку из) контракта, а также сведения о договоре по Инструкции 83-И (последнее – для юридических лиц). После ввоза товара в банк предоставляется также копия ГТД (ответственность за ее своевременное предоставление лежит на импортере). Расчеты могут быть и в валюте, и в рублях. Дополнительно предусмотрены расчеты некоторыми видами ценных бумаг: простым векселем, выданным импортером или переводным векселем, выписанным на импортера. (А векселями банков, например, рассчитываться пока нельзя!) Расчеты производятся, естественно, через счета импортера в уполномоченных банках.

Отметим, что расчет резидента валютным векселем без особого разрешения ЦБР допускается только в случае, если вексель не содержит так называемой оговорки эффективного платежа (например, «платить только в долларах США»). В этом случае платеж по векселю может совершаться и в рублях, а сам вексель, соответственно, считается как бы уже и не валютным. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2000 г. N 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей», п.42.)

Основной задачей валютного контроля при импорте является обеспечение ввоза товара в срок до 90 дней (если, конечно, нет особого разрешения ЦБР на отсрочку), либо, на худой конец, возврата резиденту уплаченного им валютного аванса. При этом возвратом аванса признается только платеж от нерезидента (не обязательно именно того самого, который должен был поставить товар. Впрочем, допускается также возврат аванса страховой компанией, если сделка была застрахована. Инструкция в принципе относится к платежам и в валюте, и в рублях, но при платежах в рублях 90-дневный срок не действует (см. выше).

Паспорт сделки и сведения о платежах передаются в ГТК, который при необходимости привлекает импортера к ответственности за нарушения. Обобщенная информация по всем контрактам подается также в территориальное учреждение ЦБР.

Рассмотрим теперь кратко некоторые сложные вопросы, связанные с валютным регулированием при импорте.

При лизинге (разрешенная операция) Инструкция 91-И не применяется, кроме случаев, когда объект лизинга переходит впоследствии в собственность резидента. Применимы положения, аналогичные тем, что обсуждались выше для случая вывоза: допускается оформление паспорта сделки даже после ввоза товара, если изменения в договор лизинга, предусматривающие переход права собственности, вносятся постфактум; необходимо сохранить ГТД; при переходе в собственность объект учитывается по остаточной стоимости.

Для оплаты штрафных санкций никаких сроков не установлено. Резидент может также без ограничений со стороны валютного контроля уменьшать сумму контракта в случае ненадлежащего качества и т.п.

При расчетах с использованием аккредитивов перечисление денег происходит в несколько этапов, поэтому не вполне очевидно, какой из этих моментов учитывать в качестве даты платежа для целей валютного контроля. Проблема эта была решена ЦБР следующим образом: в случае непокрытого аккредитива такой датой считается дата списания средств с корсчета банка-эмитента, а в случае покрытого – дату фактического списания средств со счета покрытия в пользу получателя (Информационное письмо ЦБР от 27 декабря 2002 г. N 21 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля», п.5).

67. Правила оформления паспорта сделки в валютном законодательстве.

В паспорте сделки должны содержаться сведения, необходимые для осуществления учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Такие сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. К подтверждающим документам относятся договоры, подписанные сторонами внешнеторговой сделки, документы, подтверждающие факты передачи, а также факты отгрузок и оплат экспортируемых товаров (накладные).Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС в согласованный с банком срок не позднее осуществления первой валютной операции либо иного исполнения обязательств по внешнеторговому договору следующие документы: два экземпляра ПС; контракт, являющийся основанием для проведения по нему валютных операций; разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;ПС, представляемый в банк ПС резидентом - физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, должен быть подписан этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверен его печатью. Если ПС представляется резидентом - юридическим лицом, то он подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи (руководителем и главным бухгалтером), или одним лицом, наделенным правом первой подписи, если в штате юридического лица нет лица, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, с приложением оттиска печати юридического лица.

Эмитенты

Эмитенты — профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые выпускают ценные бумаги в обращение и несут обязательства перед их владельцами. Эмитентами обычно бывают юридические лица.

На практике эмитенты — это первые продавцы ценной бумаги, хотя сам по себе ее выпуск необязательно должен сопровождаться сделкой купли-продажи. В понятии «эмитент» упор делается не только на выпуск ценной бумаги, но и на принятие эмитентом обязательств по ней, а значит, и на получение определенных прав, связанных с ценной бумагой, ее владельцем, покупателем. Эмитентами обычно бывают юридические лица, хотя некоторые виды ценных бумаг могут выпускать в обращение и граждане (физические лица).

Инвесторы

Инвесторы — участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, которые вкладывают свои свободные капиталы или сбережения в ценные бумаги. Инвестор одновременно будет и эмитентом, если он осуществляет собственный выпуск ценных бумаг.

Инвестор всегда будет приобретателем (покупателем) ценной бумаги, хотя и не всякий покупатель ее есть инвестор. Инвестор может одновременно быть эмитентом, если он осуществляет выпуск собственных ценных бумаг, и эмитент становится одновременно инвестором, если он инвестирует свои капиталы в ценные бумаги других эмитентов. Если эмитента и можно с определенной долей условности назвать первым продавцом его ценной бумаги (на самом деле часто не сам эмитент продает ее, а уполномоченное им лицо), то инвестор, как правило, никогда не станет «конечным» покупателем ценной бумаги. Он постоянно выступает то в роли продавца, то в роли покупателя в зависимости от ситуации на рынке, цен и доходности различных ценных бумаг. Поэтому неправильно отождествлять эмитентов только с продавцами ценных бумаг, а инвесторов — только с их покупателями.

И эмитенты, и инвесторы выступают одновременно и продавцами, и покупателями на рынке ценных бумаг. Деление участников рынка на эмитентов и инвесторов производится не по их положению относительно купли-продажи ценной бумаги, а по отношению к имущественным правам и обязательствам по каждой ценной бумаге.

Фондовые посредники

Фондовые посредники — профессиональные участники рынка ценных бумаг, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государственные лицензии на соответствующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги).

Брокеры — это фондовые посредники, осуществляющие операции с ценными бумагами за счет средств клиента в соответствии с договорами поручения или комиссии. Брокер получает доход в виде комиссионного вознаграждения.

В случае оказания брокером услуг по размещению эмиссиоционных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренные договором, ценные бумаги.

Дилеры — фондовые посредники, производящие операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход составляет разницу между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.

Управляющие компании — это фондовые посредники, осуществляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и/или денежными средствами, высвобождающимися от продажи ценных бумаг или предназначенными для их приобретения, по поручению и в интересах своих клиентов.

Фондовые посредники могут быть только юридическими лицами, могут образовываться в различных организационно-правовых формах, обязательно наличие для них государственной лицензии на соответствующий вид посредничества.

Организации инфраструктуры

Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы; и организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая и настоящий, — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.

Организаторы рынка ценных бумаг - это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами.

К организаторам рынка ценных бумаг относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка.

§ Расчетные центры — это организации банковского типа, специализирующиеся на ведении расчетных счетов участников организованного рынка ценных бумаг и осуществлении всех расчетов по сделкам с ценными бумагами.

§ Регистраторы ведут реестры владельцев именных ценных бумаг, если их число по данной бумаге превышает 500;

§ Депозитарии оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету и переходу прав собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.

Организации регулирования и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.

Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права по контролю и регулированию как со стороны государства, так и со стороны самих профессионалов рынка.

В законе РФ «О рынке ценных бумаг» определено, что основным государственным органом регулирования рынка ценных бумаг в России является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая имеет право наделять некоторыми функциями регулирования организации профессиональных участников рассматриваемого рынка путем придания им статуса саморегулируемых организаций российского рынка ценных бумаг.

Цель государственного регулирования — обеспечение доверия инвесторов к рынку ценных бумаг, что гарантирует выполнение последними своих экономических функций и регулирование деятельности участников рынка как соответствующих организаций, так и установление правил ведения ими любых операций на рынке ценных бумаг.

Фондовая биржа - организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.089 с.)