Органы валютного регулирования и их полномочия по регулированию валютных операций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы валютного регулирования и их полномочия по регулированию валютных операций.



ФЗ РФ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»

Валютный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства, предусматривающая валютные ограничения при валютных операциях. Валютный контроль – деятельность уполномоченных государством органов по обеспечению:

1) определения соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений;

2) проверки выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

3) проверки обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверки полноты и объективности учета и отчетности по валют. операциям и по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Основные принципы валютного контроля (Статья 3 ФЗ):

2) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного контроля;

3) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

4) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

5) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

6) обеспечение гос-ом защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при валютных операциях.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами (ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ) и агентами (уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ) валютного контроля.

ЦБ РФ осуществляет контроль за валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж. Контроль за валютными операциями прочих резидентов и нерезидентов осуществляют в пределах компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

ФНС РФ обеспечивает валютный контроль:

1) внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы;

2) обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории РФ;

3) полноты поступления в РФ валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль:

1) за перемещением валюты РФ, ц/б в валюте РФ и валютных ценностей через таможенную границу РФ;

2) валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

3) своевременности и полноты поступления в РФ валютной выручки от экспорта товаров;

4) за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установ. ГТК РФ совместно с ЦБ РФ.

Минфин РФ как орган валютного контроля выполняет функции:

1) межведомственной координации и методологического обеспечения валютного контроля;

2) выявления и анализа валютных операций резидентов в целях предотвращения утечки капитала за рубеж;

3) целевых и комплексных проверок соблюдения валютного законодательства;

4) обеспечения функционирования единой системы экспертной оценки количества и качества валютоемких экспортируемых товаров;

5) создания единой системы учета валютных операций по реализации морепродуктов, добываемых за пределами таможенной территории РФ.

ЦБ РФ как основной орган валютного регулирования в РФ выполняет функции:

1) выдачи лицензий кредитным учреждениям на право осуществления валютных операций (предварительный контроль);

2) издания нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами (предварительный контроль);

3) установления единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций (текущий контроль);

4) определения режима валютных операций (предварительный контроль):

· сферу и порядок обращения иностранной валюты и ц/б в иностранной валюте, правила проведения резидентами и нерезидентами операций с ними;

· порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ц/б российскими резидентами;

· условия открытия для российских резидентов счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

· порядок приобретения и использования рублей нерезидентами на территории РФ;

· правила проведения нерезидентами операций с рублями и рублевыми ценными бумагами;

· совместно с Минфином РФ и Федеральной таможенной службой – порядок ввоза, вывоза и пересылки в РФ и из РФ рублей и рублевых ц/б резидентами и нерезидентами;

5) выдачи разрешений на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществления аккредитация представительств иностранных кредитных организаций (предварительный контроль).

Полномочия органов и агентов валютного контроля:

1) осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, за соблюдением актов органов валютного контроля;

2) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ;

3) определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Органы валютного контроля вправе: выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение указанных актов. Агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать необходимые документы.


Полномочия должностных лиц органов и агентов валютного контроля:

1) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

2) приостанавливать операции по счетам в уполном. банках в случае непредставления упомянутых документов и информации;

3) приостанавливать действие и лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за неисполнение функций, установленных ФЗ «О ЦБ РФ)», а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

 

Билет 27:

1) Источники финансового права: понятие, основания классификации, краткая
характеристика.

Источники финансового права – разнообразные нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы финансового права.

Источники финансового права:

1) Конституция РФ;

2) Кодексы РФ (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражно-процессуальный, Таможенный и др.);

3) федеральные законы;

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ;

6) акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции;

7) решения Конституционного Суда РФ;

8) международные договоры и соглашения РФ с другими государствами.

Финансовое законодательство - все нормативные акты, содержащие в себе нормы финансового

права в совокупности.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

Итак, источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты. представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.* В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы.

Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву. 31 июля 1998 г. приняты Налоговый кодекс РФ (Часть первая), который введен в действие с 1 января 1999 г., за исключением некоторых его статей и положений,* и Бюджетный кодекс РФ** (закона о введении его в действие пока не принято). Подобные правовые акты приняты в стране впервые, они призваны сыграть важную роль в формировании современного финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др. Данные акты, наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансового права.

Нормы финансового права содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (Российским статистическим агенством, Государственным таможенным комитетом РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними.*

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).

Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР в области отношений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например. Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г.*).

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства* приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

 

2) Порядок составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении
федерального бюджета согласно действующему законодательству.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

Минфин РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Министерством государственного имущества РФ готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяцев после представления Правительством РФ указанного отчета.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета включает:

1) заключение с указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц, допустивших осуществление таких платежей;

2) заключение с указанием выявленных сумм расходования средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи;

3)заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью;

4) анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

5) анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;

6) анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

7) анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

8) иные материалы.

Решения, принимаемые по результатам проверки отчета:

1) об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

2) об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы - предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Основные этапы санкционирования при исполнении расходов бюджетов:

1) составление и утверждение бюджетной росписи;

2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

3) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

4) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

5) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.

Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на Едином плане счетов.

 

Билет № 28

28.1. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах (общая характеристика).

Система источников налогового права зарубежных стран:

1) конституция;

2) конституционные и органические законы;

3) законы, принятые парламентом в соответствии с обычной процедурой;

4) международно-правовые акты;

5) судебная практика;

6) подзаконные акты.

Конституция – основополагающий источник налогового права:

1) содержит правовые принципы, определяющие нормативное регулирование центральных и местных налогов и являющиеся базовыми для материального и процессуального налогового законодательства;

2) устанавливает правовые основы налоговой деятельности государства.

Правовые принципы, составляющие основу налогового права и закрепляемые конституцией:

1) общие принципы права (устанавливают основы регулирования всех видов правоотношений):

· принцип законности (любые действия государственных органов должны осуществляться в соответствии с конституцией и действующим законодательством);

· принцип должной правовой процедуры;

· принцип неприкосновенности частной собственности и принцип свободы личности;

· принцип верховенства федерального права (присущ праву федеративных государств);

2) принципы налогового права (определяют основы регулирования налоговых отношений):

· принцип справедливого налогообложения (распределение налогового бремени сообразно возможностям налогоплательщиков);

· принцип законодательной формы учреждения налогов (налог может учреждаться, изменяться или упраздняться только путем принятия парламентского закона);

· право делегировать определенные законодательные полномочия исполнительной власти;

· принцип запрета обратной силы налогового закона.

Правовые основы налоговой деятельности государства. Конституция устанавливает правовые основы налоговой деятельности государства и компетенцию центральных и местных государственных органов в сфере налоговых отношений (закрепляются виды доходов федерации и ее составных частей, определяется перечень налоговых поступлений и порядок их перераспределения между федерацией и ее составными частями, устанавливается компетенция их финансовых органов).

Конституционные (органические) законы (не имеют широкого распространения в качестве источников налогового права). Выбор данной формы объясняется стремлением законодателя придать большую стабильность отношениям, возникающим в процессе осуществления финансовой юрисдикции государства и разграничения компетенции центральных и местных органов государственной власти в области финансов.

В ряде стран законодатель вводит в этот вид законов финансово-правовые нормы:

1) нормы, устанавливающие финансовую (налоговую) юрисдикцию государственных органов;

2) нормы, разграничивающие компетенцию центральных и местных органов государства в области финансов (налогов);

3) нормы, определяющие виды государственных и местных доходов (налогов).

Законы, принятые парламентом в соответствии с обычной процедурой (занимают ведущее место в системе источников налогового права). Две группы:

1) специальные налоговые законы (в зависимости от правовой традиции и подхода законодателя):

· универсальные (общие) (налоговые кодексы и общие законы о налогах, выполняющие функцию общей части налогового кодекса) (охватывают регулирование все аспекты налогообложения, являются наиболее полным источником налогового права, содержат исчерпывающий перечень материальных и процессуальных норм)

· регулирующие отдельные виды налогов или отдельные виды налоговых отношений;

2) законы, содержащие нормы налогового права наряду с нормами других отраслей права (законы, преимущественно являющиеся источниками других отраслей права, или финансовые законы, содержащие налоговые правовые нормы).

Судебная практика:

1) В государствах англосаксонской правовой традиции судебная практика определяет развитие национальной правовой системы (прецедент устанавливает ориентиры развития законодательства; закон устанавливает нормативное регулирование налоговых отношений).

2) В государствах континентальной (романо-германской) правовой традиции место судебной практики в системе источников национального права определяется ведущей ролью законов (в ряде государств судебная практика имеет значение прецедента).

Международный договор:

1) об избежании двойного налогообложения (заключаются практически всеми государствами);

2) учредительные договоры ЕС (определяют развитие налогового права государств – членов ЕС – ограничивается налоговый суверенитет, часть полномочий передается институтам ЕС).

Подзаконные акты (принимаются органами исполнительной власти общей и специальной компетенции в рамках осуществления функций управления в области государственных финансов).


28.2. Бюджетные права субъектов РФ и муниципальных образований.

Субъекты БП (носители юридических прав и обязанностей по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней):

1) государство и его территориальные подразделения (РФ; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования);

2) Президент РФ;

3) органы государственной власти РФ (законодательные и исполнительные);

4) органы государственной власти субъектов РФ (законодательные и исполнительные)

5) органы МСУ;

6) органы государственных внебюджетных фондов;

7) главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8) бюджетные учреждения;

9) государственные и муниципальные предприятия и иные получатели бюджетных средств;

10) органы денежно-кредитного регулирования;

11) кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

Право на соответствующий бюджет – основное материальное бюджетное право. Оно принадлежит государству, государственному или муниципальному образованию (не государственным органам), определяет их правосубъектность. Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав (права на получение и включение в бюджет определенных доходов, использование их на экономические, социальные и другие потребности). С ними связаны обязанности субъектов.

Конкретными процессуальными правами и обязанностями наделены представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и МСУ (полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные сроки при соблюдении установленных форм).

Бюджетное право – компетенция государства, его территориальных подразделений и органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Бюджетные права по юридическим свойствам сближаются с обязанностями (являются одновременно обязанностями). В большинстве случае бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права.

Бюджетные права (компетенция) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований – принадлежащие им в лице соответствующих государственных органов власти или МСУ в области бюджета полномочия по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Бюджетные полномочия субъектов РФ (отражают связи субъектов РФ по линии бюджета с федеральными органами власти; с органами власти других субъектов РФ; с органами МСУ):

1) законодательное регулирование бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса на территории субъекта, исходя из основ, установленных законодательством РФ;

2) установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъекта РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;

3) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

4) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

5) установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов;

6) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ и местных бюджетов; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

7) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ;

8) детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ;

9) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов МСУ;

10) (в случае и в порядке, предусмотренных БК РФ, ФЗ и законами субъектов РФ) установление ответственности за нарушение НПА субъекта РФ по вопросам регулирования бюджетных отношений.

Бюджетные полномочия муниципальных образований (их посредством создается финансовая база, необходимая для решения органами МСУ вопросов местного значения, а также финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам МСУ):

1) право муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом МСУ;

2) право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями;

3) установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

4) определение порядка предоставления и предоставление межбюджетных трансфертов из местного бюджета;

5) осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

6) детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету;

7) (в случае и в порядке, предусмотренном БК РФ, иными ФЗ) установление ответственности за нарушение НПА органов МСУ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

8) органы МСУ муниципальных районов осуществляют также следующие бюджетные полномочия:

· установление в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ нормативов отчислений в бюджеты поселений от налогов;

· установление порядка условий предоставления и предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

· определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

· составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района;

9) органы МСУ поселений осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Билет № 29

Финансовое право как наука.

Понятие "ФП" может употребляться в двух аспектах – как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

ФП, как отрасль российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.

ФП, как правовая наука, изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития ФП как отрасли российского права.

Наука ФП – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Предмет науки ФПзнания:

1) о финансово-правовых нормах (ФПН) – Действующее ФП – совокупность юридических норм. Действующие нормы систематизируются, объединяются в правовые институты и подотрасли (бюджетное право, налоговое право, банковское право). ФПН и их правовые институты изучаются как явления одного порядка, составляющие самостоятельную и единую отрасль в праве, имеющие свою область правового регулирования. Наряду с ФПН изучаются порождаемые ими финансовые правоотношения, их субъекты и объекты, юридические факты, виды правоотношений (бюджетные, налоговые, банковские, финансово-контрольные);

2) о финансово-правовых категориях – Финансово-правовые категории (государственные финансы, федеральный бюджет, бюджетный процесс, финансовая деятельность государства) – часть предмета ФП. В них выражено то главное, что характеризует ФП в его постоянном развитии и что отражает наука ФП. Финансово-правовые категории создают устойчивость науки, сохраняют ее целостность);

3) о практике применения ФПН – знания, связанные с практикой применения ФПН, правоприменительной деятельностью финансовых органов (Минфина РФ, ЦБ РФ, СП, ФНС).

Методология науки ФП (система используемых методов познания):

1) формально-догматический метод (специально-юридический) – приемы: описание и анализ ФПН и правоотношений, их толкование, классификация; большую роль играют классификация (финансово-правовые явления и понятия сопоставляются посредством группировки) и систематизация;

2) метод обращения к другим наукам – при анализе финансово-правовых явлений наука ФП использует положения и выводы, разрабатываемые другими науками (политэкономией и финансовой наукой);

3) метод сравнительно-правового исследования – способ исследования двух и более финансово-правовых институтов, решающий задачу их сравнения, выявления общего и различного (пример: российское и американское налоговое право); результат анализа – выявление отдельных преимуществ, перенос их к нам;

4) метод конкретно-социологического исследования – приемы: личное наблюдение деятельности финансовых органов, устные опросы финансовых работников, анкетирование, собеседования – получение информации из жизни;

5) сравнительно-исторический метод – исторический подход к анализу и оценке финансово-правовых явлений.

Система науки ФП (особенности):

· по числу подразделений шире системы отрасли права (система отрасли права распределяет по разделам ФПН, система науки включает знания о ФПН, о категориях);

· система науки ФП, превращая разрозненный материал в логически стройное единое целое, воздействует на систему норм права;

· система науки ФП определяет содержание учебной дисциплины ФП

Актуальные проблемы отечественной науки ФП:

· задача исследования изменения статуса бюджетного, налогового и банковского права – в связи с кардинальными изменениями в государственном устройстве они перестали быть правовыми институтами, стали подотраслями ФП, состоящими из правовых институтов;

· изучение налогового правонарушения и механизма ответственности за него;

· защита прав и интересов налогоплательщика и предоставление ему правовой возможности отстаивать свою правоту;

· вопрос об оптимальном статусе ЦБ РФ, реализующем государственно-властные полномочия по организации функционирования банковской системы в целом – принцип властности ЦБ РФ должен сочетаться с принципом независимости в деятельности кредитных учреждений;

· правово



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.137 с.)