Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Распределение доходов между уровнями бюджетной системы РФ: необходимость, понятие, правовые основы, методы.
Содержание книги
- Понятие финансов как экономической категории и в материальном значении. Особенности финансов как группы общественных отношений. Их функции.
- Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.
- Правовой режим валютных операции в РФ между
- Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной.
- Налоговые правоотношения (НПО): понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика.
- Организация безналичного оборота в стране. Виды
- Бюджетная классификация: понятие, состав, краткая характеристика. Роль в организации (упорядочении) бюджетной системы.
- Финансовые правоотношения: понятие, особенности, структура, основания классификации.
- Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы.
- Источники налогового права: понятие, основания классификации. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, структура, место в системе источников налогового права.
- Понятие финансового права (ФП). Особенности предмета и метода правового регулирования.
- Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.
- Понятие налогового правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
- Система налогов и сборов: понятие, состав, основания и значение их классификации. Направления ее совершенствования.
- Характеристика порядка взимания налога на доходы физических лиц (круг плательщиков, объекты обложения, налоговый период, Налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты).
- Банковская система РФ: понятие, состав, структура. Банки и небанковские кредитные организации. Особенности современного состояния банковской системы. Пути ее совершенствования.
- Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних.
- Понятие финансового контроля как предметы финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования.
- Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты бюджетных правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика.
- Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.
- Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве РФ.
- Понятие внебюджетных фондов как звена финансовой системы РФ. Бюджетно-правовое положение государственных внебюджетных фондов по БК РФ.
- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- Счетная палата РФ: понятие, задачи, основные полномочия.
- Понятие налога, сбора. Их функции. Принципы установления и взимания.
- Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
- Задачи и полномочия Банка России по регулированию и деятельности кредитных организаций.
- Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль в реализации в финансовой политики государства.
- Распределение доходов между уровнями бюджетной системы РФ: необходимость, понятие, правовые основы, методы.
- Бюджетная система РФ: понятие, состав, структура, принципы построения.
- Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение.
- Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, порядок выпуска денежных знаков нового образца и порядок замены на них ранее выпущенных денежных знаков.
- Принцип валютного регулирования валютного регулирования и валютного контроля.
- Органы валютного регулирования и их полномочия по регулированию валютных операций.
- Характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость.
- Понятие валютного контроля. Правовой статус органов и агентов валютного контроля.
- Акцизы, характеристика порядка взимания.
- Контроля, задачи, правовое регулирование.
- Характеристика порядка взимания налога на прибыль организаций.
- Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекта налоговых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика прав и обязанностей.
Похожие статьи вашей тематики
Бюджетный федерализм – исходное начало (принцип) бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между РФ и ее субъектами.
Значимость бюджетного федерализма обусловлена особенностями государственного устройства РФ, сложными взаимосвязями федерального центра с регионами.
Сущность федеративных отношений в бюджетной деятельности государства обусловлена способом разграничения предметов ведения «по вертикали», системой разделения государственной власти между РФ и ее субъектами, правовым статусов субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников бюджетных правоотношений.
Отражением бюджетного федерализма является бюджетное устройство, приобретающее в федеративном государстве особую значимость, показывающее состав бюджетной системы, принципы ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня бюджетной системы. В РФ существует трехуровневая бюджетная система. Бюджеты различных территориальных уровней не находятся в подчиненном отношении, но и не полностью обособлены.
Бюджетный федерализм обуславливает особенности разграничения бюджетной компетенции:
1) полномочия, возникающие в указанной области общественных отношений, представляют собой неразрывное единство закрепленных законодательством бюджетных прав и обязанностей;
2) бюджетные полномочия РФ и ее субъектов закрепляются в соответствующих НПА;
3) бюджетные полномочия государства или государственно-территориального образования реализуются ими через властные действия нормоустановительного или распорядительного характера.
От соотношения финансовых интересов центра и территорий зависит устойчивость государства.
Наиболее полно федеративное устройство РФ в сфере бюджетных отношений отражает классификация бюджетных доходов на закрепленные и регулирующие (данная группировка отражает юридические механизмы действия принципа федерализма в бюджетном праве и объекты правового регулирования федеративных межбюджетных отношений).
Основополагающее начало бюджетных отношений – закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ.
Методы закрепления доходов в российской бюджетной деятельности (доходы за федеральным бюджетом и бюджетами РФ могут закрепляться в полном объеме или в части):
1) полное закрепление доходов бюджета (НДС полностью зачисляется в доход федерального бюджета; НДФЛ в целях бюджетного регулирования в полном объеме зачисляется в бюджеты субъектов РФ);
2) частичное закрепление доходов бюджета осуществляется:
а) методом квотирования ставок (доход в определенной процентной доле остается в распоряжении того субъекта РФ, на территории которого он получен);
б) методом присоединения ставок (наличие у субъектов РФ бюджетной компетенции относительно введения надбавок к федеральным налогам – размеры надбавок ограничены законодательством) (распределение налога на прибыль – ст.284 НК РФ устанавливается максимальная ставка взимания и фиксированная ставка его зачисления в федеральный бюджет, в оставшихся пределах налог закрепляется за региональными и местными бюджетами).
Правовой статус закрепленных доходов:
1) их перечень и объем (полный или частичный) устанавливаются законодательством РФ;
2) они закрепляются за региональными и местными бюджетами на постоянной основе.
Между РФ и ее субъектами складываются строго регламентированные нормами бюджетного права отношения по поводу закрепления доходных источников за федеральным и региональными бюджетами. Данные правоотношения носят публичный характер, поскольку выражают интересы всего государства в разграничении бюджетных доходов для финансового обеспечения своих целей и задач.
Правовое регулирование распределения доходных полномочий должно исходить из принципа целесообразности отнесения источника дохода к бюджету определенного вида.
Критерии, учитываемы мировой практикой финансово-правового регулирования:
1) степень мобильности доходных источников (чем выше степень мобильности доходности, тем должен быть выше уровень государственной власти, получающей доходы от этих объектов) (высокой степенью мобильности обладают труд и капитал, самой низкой – имущество);
2) экономическая эффективность (при налогообложении некоторых объектов на федеральном уровне может проявиться эффект масштаба, при налогообложении других объектов может возникнуть экономия за счет приближения уровня налогообложения к объекту обложения);
3) закрепление за федеральным центром доходных источников, через которые осуществляется бюджетное регулирование (в целях обеспечения государственной целостности) (личные подоходные налоги и налог на прибыль).
Билет № 23
|