Налоговые правоотношения (НПО): понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговые правоотношения (НПО): понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика.



НПО – охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, представляющие собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами НП.

НПОвластные отношения по установлению, введению и взиманию нал. и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления нал. контроля, обжалования актов нал. органов, действий (бездействия) их должн. лиц и привлечения к ответ-ти за совершение нал. правонарушения (ст.2 НК РФ).

Для НПО характерны все признаки финансовых ПО:

1) складываются в процессе фин. деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств (носят распределительный характер);

2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связано с НПА; носят денежный; властный характер;

3) властно-публичный характер – государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает их обязательной стороной.

Специфические особенности НПО:

1) общественное отношение, урегулированное нормами НП, возникающее и развивающееся исключительно в сфере налогообложения;

2) форма реализации публичных интересов (оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение);

3) являются сложносоставными – совокупность трех типов правоотношений: имущественных, организационных и смешанных (организационно-имущественных);

4) юридическое неравенство сторон;

5) особый состав участников;

6) одна из сторон всегда – публично-правовой участник;

7) могут возникать по инициативе любой из сторон (наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, или возложение ею определенных обязанностей – единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения или прекращения НПО);

8) могут существовать только в правовой форме (при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения).

Классификация НПО:

1) В зависимости от функций норм права:

· материальные (отношения по поводу исчисления, уплаты налога и сбора, выполнения иных налоговых обязанностей);

· процессуальные (отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностями привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов).

2) По субъектному составу:

· отношения, возникающие между РФ и ее субъектами; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями (по поводу установления и введения налогов и сборов);

· отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений (по поводу взимания налогов и сборов, налогового контроля, привлечения к ответственности, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц).

3) По характеру межсубъектных связей:

· абсолютные (точно определена только одна сторона НПО – отношения по установлению и введению налогов и сборов (уполномоченный орган принимает НПА, носящий обязательный характер для неопредел. числа субъектов));

· относительные (конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами);

4) По содержанию– складывающиеся в процессе:

· установления и введения налогов и сборов;

· взимания налогов и сборов;

· проведения налогового контроля;

· привлечения к ответ-ти за налоговые правонарушения;

· обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

5) По цели:

· основные (отношения по взиманию, уплате налога или сбора);

· обеспечительные (отношения по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок).

Субъекты налоговых правоотношений:

1) основные субъекты налоговых правоотношений (указаны в ст.9 НК РФ);

2) иные субъекты налоговых правоотношений.

Основные участники налоговых правоотношений (9 НК РФ):

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами (лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов);

3) ФНС и ее территор. подразделения (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;

5) Гос. органы исполнительной власти и исполнительные органы МСУ, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и тамож. органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) органы государственных внебюджетных фондов.

Иные субъекты налоговых правоотношений:

1) лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов (суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния (регистраторы));

2) органы опеки и попечительства, социальные учреждения;

3) лица, обязанные содействовать налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые);

4) кредитные организации (банки).

Представительство в НПО – налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя:

1) законные представители налогоплательщика-организации – лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов;

2) уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Банки – одновременно и налогоплательщики, и налоговые агенты, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера:

1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

2) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

3) обязанность исполнять решение налогового органа

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

5) обязанность по представлению налоговым органам сведений о фин-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка.

Билет № 4

Министерство финансов РФ: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004;

Постановление Правительства РФ «О Минфине РФ» от 30.07.2004;

Минфин РФ – федеральный орган исполнительной власти и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ, координирует в этой сфере деятельность иных федеральных органов исполнительной власти; может создавать свои территориальные органы; взаимодействует с исполнительными органами власти субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия Минфина РФ:

· выработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики;

· нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение КРФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ, Правительства в финансовой сфере (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга в области аудиторской деятельности, б/у и бух. отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств);

· выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Основными задачами Минфина РФ являются:

· совершенствование бюджетной системы РФ;

· разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

· концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

· разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

· осуществление государственного финансового контроля;

· разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

· участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

· разработка программ и государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ, управление гос. внутренним и внешним долгом РФ;

· разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

· обеспечение методологического руководства б/у учетом и отчетностью, а также аудита в РФ.

Функции Минфина РФ:

· участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

· подготовка предложений и проведение мероприятий по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

· участие в разработке и осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров;

· участие в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов;

· участие в формировании и осуществлении единой политики цен;

· участие в подготовке федеральных целевых программ, федеральных инвестиционных программ и обеспечение их финансирования за счет федерального бюджета;

· участие в разработке проектов ФКЗ, ФЗ, других НПА, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением финансовой деятельности;

· разработка и принятие НПА в пределах своей компетенции;

· аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности; контроль за качеством проведенных аудиторских проверок;

· в области проведения гос. финансового контроля – по заданиям правоохранительных органов и органов государственной власти проводит документальные ревизии и проверки фин-хоз. деятельности организаций;

· лицензирование деятельности страховых организаций и осуществлению надзора за их деятельностью;

· по поручению Правительства РФ сотрудничает с международными финансовыми организациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.191.214 (0.024 с.)