Счетная палата РФ: понятие, задачи, основные полномочия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Счетная палата РФ: понятие, задачи, основные полномочия.



Счетная палата – высший орган внешнего ФК (осуществляет независимый государственный ФК).

ФЗ от 11.01.1995 «О Счетной палате РФ» регулирует деятельность специализированного органа государственного ФК, устанавливает его организационную и функциональную самостоятельность, закрепляет принципы организации и деятельности, функции и полномочия Счетной палаты и ее должностных лиц, их ответственность и гарантии правового статуса.

Формы осуществления контроля:

1) предварительный контроль (при подготовке экспертных заключений по проекту федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов);

2) текущий контроль (при проведении проверок и ревизий распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей и иных участников бюджетного процесса);

3) последующий контроль (путем проведения проверок отчетов об исполнении федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов).

Задачи Счетной палаты РФ:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов ФЗ, НПА федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

7) регулярное представление СФ и ГД информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата в ходе реализации возложенных на нее задач осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

В ходе ревизий и проверок Счетная палата устанавливает законность, рациональность и эффективность использования государственных финансовых и материальных ресурсов:

1) Проверка законности – определение соответствия финансовой работы организации установленным нормам федерального законодательства и подзаконных актов, включая проверку постановки и ведения бухгалтерского учета, правильность расчетов с государством, договорную практику в плане соответствия гражданскому законодательству, соответствие расходов плановым показателям.

2) Проверка рациональности – определение целесообразности использования средств во времени и по назначению, анализ снижения затрат на выполнение работ по государственному заказу и другие качественные показатели бережного и обоснованного использования государственных средств.

3) Проверка эффективности – оценка финансовой отдачи от вложения государственных ресурсов.

Полномочия Счетной палаты:

1) вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций;

2) в случае выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения;

3) в случае неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний вправе по согласованию с ГД принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемой организации.


Билет № 19

19.1. Финансовая система РФ как экономическая категория: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (институтов).

Финансы – экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они являются экономической категорией, выражающей реально существующие общественные отношения (финансовые отношения). Финансы возникают с появлением денег и государства. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются предпосылкой возникновения финансов.

Финансы охватывают две группы отношений:

· Отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов (по уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; выделению средств из бюджета и из государственных и муниципальных внебюджетных фондов; распределению бюджетных средств между звеньями бюджетной системы);

· Отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов (по формированию, распределению (в ряде случаев и по использованию) доходов и прибыли предприятий и организаций).

Специфические признаки финансовых отношений:

· всегда денежные отношения;

· распределительные отношения (возникают на стадии распределения общественного продукта);

· безэквивалентные отношения (на стадии распределения – одностороннее движение денежной формы стоимости);

· движение финансов в форме фин. ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляется через фонды.

Функции финансов:

· распределительная (распределение стоимости валового общественного продукта и обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами);

· контрольная (способность финансов количественно отслеживать ход распределительного процесса).

Финансовая система – совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств.

Финансовая система РФ:

· совокупность финансовых институтов;

· совокупность государственных органов и учреждений (осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность).

Финансовую систему РФ составляют фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

· бюджетная система (состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов МСУ);

· государственные внебюджетные фонды;

· фонды, консолидированные в бюджете;

· внебюджетные децентрализованные фонды;

· фонды страхования;

· кредит (государственный и банковский);

· финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).

Для пополнения централизованных и децентрализованных фондов денежных средств используются специальные методы обязательных и добровольных платежей:

1) Налоги, сборы, пошлины. При уплате налогов часть прибыли или накоплений юридических и физических лиц перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, бюджетную систему или внебюджетные фонды. Бюджетная и налоговая деятельность государства регламентируются специальным законодательством (в основе КРФ, БК РФ, НК РФ).

2) Кредит (государственный и банковский).

Государственный кредит – деятельность государства по получению в кредит средств от юридических, физических лиц и других государств.

Банковский кредит – многосторонняя деятельность, которая использует как ресурс для кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности и предполагает расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

3) Страхование. Служит восстановлению нанесенного ущерба (при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах) (выплаты по страховым случаям); аккумулирует средства для профилактических мероприятий; дополнительно аккумулирует финансовые ресурсы в фонды денежных средств.

4) Эмиссия денег.

Основные формы использования фондов денежных средств:

5) бюджетные расходные обязательства;

6) кредитование;

7) выплаты по госкредиту;

8) выплаты по страхованию.

Финансированиебезвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на содержание социальной сферы, инвестиции, оборону, управление (осуществляется за счет централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов и децентрализованных фондов в соответствии с государственными программами).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.01 с.)