Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.
Содержание книги
- Понятие финансов как экономической категории и в материальном значении. Особенности финансов как группы общественных отношений. Их функции.
- Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.
- Правовой режим валютных операции в РФ между
- Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной.
- Налоговые правоотношения (НПО): понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика.
- Организация безналичного оборота в стране. Виды
- Бюджетная классификация: понятие, состав, краткая характеристика. Роль в организации (упорядочении) бюджетной системы.
- Финансовые правоотношения: понятие, особенности, структура, основания классификации.
- Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы.
- Источники налогового права: понятие, основания классификации. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, структура, место в системе источников налогового права.
- Понятие финансового права (ФП). Особенности предмета и метода правового регулирования.
- Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.
- Понятие налогового правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
- Система налогов и сборов: понятие, состав, основания и значение их классификации. Направления ее совершенствования.
- Характеристика порядка взимания налога на доходы физических лиц (круг плательщиков, объекты обложения, налоговый период, Налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты).
- Банковская система РФ: понятие, состав, структура. Банки и небанковские кредитные организации. Особенности современного состояния банковской системы. Пути ее совершенствования.
- Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних.
- Понятие финансового контроля как предметы финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования.
- Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты бюджетных правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика.
- Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.
- Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве РФ.
- Понятие внебюджетных фондов как звена финансовой системы РФ. Бюджетно-правовое положение государственных внебюджетных фондов по БК РФ.
- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- Счетная палата РФ: понятие, задачи, основные полномочия.
- Понятие налога, сбора. Их функции. Принципы установления и взимания.
- Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
- Задачи и полномочия Банка России по регулированию и деятельности кредитных организаций.
- Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль в реализации в финансовой политики государства.
- Распределение доходов между уровнями бюджетной системы РФ: необходимость, понятие, правовые основы, методы.
- Бюджетная система РФ: понятие, состав, структура, принципы построения.
- Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение.
- Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, порядок выпуска денежных знаков нового образца и порядок замены на них ранее выпущенных денежных знаков.
- Принцип валютного регулирования валютного регулирования и валютного контроля.
- Органы валютного регулирования и их полномочия по регулированию валютных операций.
- Характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость.
- Понятие валютного контроля. Правовой статус органов и агентов валютного контроля.
- Акцизы, характеристика порядка взимания.
- Контроля, задачи, правовое регулирование.
- Характеристика порядка взимания налога на прибыль организаций.
- Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекта налоговых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика прав и обязанностей.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов МСУ соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Финансово-правовая норма (ФПН) (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
ФПН носят государственно-властный, императивный характер – государство предписывает юридическим лицам, гражданам правила поведения в области финансовой деятельности; участники финансовых отношений, урегулированных ФПН, не вправе изменить предписания нормы и условия ее применения.
Структура ФПН:
· гипотеза – определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения (ФПО), указывает на субъектов (участников этих правоотношений);
· диспозиция – содержит предписание о том, как должны поступать участники ФПО (определяет их права и обязанности);
· санкция – способ защиты правил, установленных ФПН – указывает на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов (пени, штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банком). Нарушение предписаний ФПН влечет материальный ущерб государству, поэтому применение ФПН имеет особенности (самую распространенную санкцию (пеню) финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение).
Классификация ФПН:
1) В зависимости от содержания:
· материальные – закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников ФПО (структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства);
· процессуальные – устанавливают порядок применения и действия норм материального права.
2) По характеру воздействия на участников ФПО:
· обязывающие – регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия;
· запрещающие – регулируют пассивное поведение субъектов и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность;
· уполномочивающие – содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме, – в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы, исходя из общих правовых принципов.
Специфические особенности ФПН – выполняют в государстве присущие только им распределительную, контрольную и стимулирующую функции (как и финансы).
Функции ФПН:
· Распределительная – ФПН должны конструироваться так, чтобы служить не только аккумуляции средств в фондах денежных средств и их перераспределению, но и содействовать развитию экономики и социальных процессов в государстве.
· Регулирующая – ФПН регулируют финансовую деятельность (в государстве постоянно осуществляются и проявляются прямые и обратные связи с помощью денег и одновременно глобальный финансовый контроль – контроль рублем, а также финансовый мониторинг).
· Стимулирующая – основные доходы бюджета – налоги (налоговая норма должна быть составлена так, чтобы регулировать перераспределение финансовых ресурсов государства, а также стимулировать развитие производства).
|