Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекта налоговых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика прав и обязанностей.

Поиск

НПО – охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, представляющие собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами НП.

НПОвластные отношения по установлению, введению и взиманию нал. и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления нал. контроля, обжалования актов нал. органов, действий (бездействия) их должн. лиц и привлечения к ответ-ти за совершение нал. правонарушения (ст.2 НК РФ).

Для НПО характерны все признаки финансовых ПО:

1) складываются в процессе фин. деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств (носят распределительный характер);

2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связано с НПА; носят денежный; властный характер;

3) властно-публичный характер – государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает их обязательной стороной.

Специфические особенности НПО:

1) общественное отношение, урегулированное нормами НП, возникающее и развивающееся исключительно в сфере налогообложения;

2) форма реализации публичных интересов (оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение);

3) являются сложносоставными – совокупность трех типов правоотношений: имущественных, организационных и смешанных (организационно-имущественных);

4) юридическое неравенство сторон;

5) особый состав участников;

6) одна из сторон всегда – публично-правовой участник;

7) могут возникать по инициативе любой из сторон (наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, или возложение ею определенных обязанностей – единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения или прекращения НПО);

8) могут существовать только в правовой форме (при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения).

Классификация НПО:

1) В зависимости от функций норм права:

· материальные (отношения по поводу исчисления, уплаты налога и сбора, выполнения иных налоговых обязанностей);

· процессуальные (отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностями привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов).

2) По субъектному составу:

· отношения, возникающие между РФ и ее субъектами; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями (по поводу установления и введения налогов и сборов);

· отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений (по поводу взимания налогов и сборов, налогового контроля, привлечения к ответственности, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц).

3) По характеру межсубъектных связей:

· абсолютные (точно определена только одна сторона НПО – отношения по установлению и введению налогов и сборов (уполномоченный орган принимает НПА, носящий обязательный характер для неопредел. числа субъектов));

· относительные (конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами);

4) По содержанию– складывающиеся в процессе:

· установления и введения налогов и сборов;

· взимания налогов и сборов;

· проведения налогового контроля;

· привлечения к ответ-ти за налоговые правонарушения;

· обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

5) По цели:

· основные (отношения по взиманию, уплате налога или сбора);

· обеспечительные (отношения по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок).

Субъекты налоговых правоотношений:

1) основные субъекты налоговых правоотношений (указаны в ст.9 НК РФ);

2) иные субъекты налоговых правоотношений.

Основные участники налоговых правоотношений (9 НК РФ):

7) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы;

8) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами (лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов);

9) ФНС и ее территор. подразделения (налоговые органы);

10) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;

11) Гос. органы исполнительной власти и исполнительные органы МСУ, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и тамож. органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

12) органы государственных внебюджетных фондов.

Иные субъекты налоговых правоотношений:

5) лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов (суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния (регистраторы));

6) органы опеки и попечительства, социальные учреждения;

7) лица, обязанные содействовать налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые);

8) кредитные организации (банки).

Представительство в НПО – налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя:

1) законные представители налогоплательщика-организации – лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов;

2) уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.


Банки – одновременно и налогоплательщики, и налоговые агенты, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера:

6) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

7) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

8) обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

9) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

10) обязанность по представлению налоговым органам сведений о фин-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка.

Билет № 33

33.1. Правовые основы государственных и муниципальных расходов: понятие, источники, основные направления.

Государственные расходы – урегулированная нормами ФП деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения денежными средствами, финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством в каждый период времени.

Классификация государственных расходов:

!) по двум критериям: в зависимости от того, из каких фондов денежных средств эти расходы осуществляются; от того, на какой территории эти расходы осуществляются:

а) федеративные;

б) расходы субъектов РФ;

в) муниципальные расходы;

2) в зависимости от того, из какого фонда производятся расходы:

а) бюджетное финансирование (бюджетная система – государственные фонды денежных средств обеспечивают основные затраты всего государства);

б) финансирование за счет государственных внебюджетных фондов (финансируются социальные затраты государства – выплаты пенсий, социальное и медицинское страхование);

в) расходы за счет кредитования (деньги на расходы берутся на основании возвратности, возмездности и срочности в ЦБ РФ, коммерческих банках и других финансовых структурах);

г) бюджетное кредитование (деньги на определенные расходы выдаются из бюджетов на определенный срок и на определенных условиях (под банковские гарантии, поручительства, залог имущества); они могут быть беспроцентными);

д) страховые выплаты (по обязательному и коммерческому страхованию);

е) выплаты по государственному долгу (по внутреннему и по внешнему – в основном производятся из бюджета);

ж) адресные выплаты из эмиссионных средств (при определенных, строго ограниченных законом условиях);

з) расходы за счет децентрализованных источников финансирования (покрываемые за счет собственных средств организаций, предприятий и учреждений, всех юридических лиц).

Каждый расход государства на государственные нужды и нужды общества – финансово-правовое отношение (права и обязанности сторон строго урегулированы нормами права и не могут быть изменены и нарушены в процессе исполнения).

Выплаты из внебюджетных фондов, банковское и бюджетное кредитование, страховые расходы, выплаты по государственному долгу, расходы из децентрализованных источников финансирования – важные, но не основные расходы государства. Расходы в государстве за счет бюджетного финансирования являются основными по значению и по объему.

Расходы всей бюджетной системы – прямые затраты государства, связанные с его функционированием, покрываемые за счет бюджетных средств. Они обеспечиваются за счет бюджетного финансирования.

Бюджетное финансирование – урегулированное правовыми нормами предоставление государственных или муниципальных денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных законом (решением) о соответствующем бюджете на условиях безвозвратности и безвозмездности.

Бюджетное финансирование может осуществляться в двух формах:

1) в форме прямого финансирования (реальное выделение денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основах из бюджетов; оно является преобладающим; осуществляется на основе смет доходов и расходов бюджетных учреждений в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год);

2) в форме зачетного финансирования (осуществляется за счет средств бюджетов как исключительное явление в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств).

Основные принципы бюджетного финансирования:

1) безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

2) целевой характер выделения средств;

3) финансирование по мере выполнения поставленных задач.

Для правильного расходования средств большое значение имеет осуществление финансового контроля и финансового мониторинга с целью рационального расходования государственных средств; осуществление мероприятий в целях предотвращения разбазаривания финансовых средств, их хищений, необоснованного вывоза за рубеж.

Расходы бюджета осуществляются в полном соответствии с ФЗ о бюджете на текущий год, который составляется в полном соответствии с бюджетными обязательствами и с бюджетной классификацией. Расходы бюджетов – экономическая категория, опосредующая доходы и завершающая распределительные отношения.

В соответствии с БК РФ бюджетные расходы непосредственно исполняются органами Федерального казначейства.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.01 с.)