Понятие финансового права (ФП). Особенности предмета и метода правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансового права (ФП). Особенности предмета и метода правового регулирования.



ФП – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов МСУ, необходимых для реализации их задач.

Предмет ФП – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности (по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств) – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

Финансово-правовой метод носит императивный характер (государство аккумулирует, перераспределяет и использует денежные средства в строго публичных целях, обеспечивая финансами выполнение своих задач и функций). Нормы ФП регулируют отношения, складывающиеся в целом в хозяйстве объективно, независимо от воли людей.

Большая часть предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для финансовой деятельности.

В нормах ФП жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности.

Особенности ФП раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права. В связи с тем, что ФП распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти; закрепляет основы общественного строя и политики РФ, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов МСУ, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органам.

8.2. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, принципы, основы порядка. Понятие сметы, бюджетной росписи, их структура. Порядок их составления и утверждения. Порядок расходования бюджетных средств бюджетными учреждениями.

Финансирование – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств для осуществления соответствующей деятельности.

Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д.

Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.

Расходы государственного бюджета – это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов:

· целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки и т.д.);

· максимальной эффективности использования – обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах;

· соблюдения режима экономии – системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, но главным образом – с наиболее целесообразным использованием денежных средств;

· осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Сметно-бюджетное финансирование (СБФ) – это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой.

Сущность СБФ – государственные и муниципальные учреждения не производственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств – бюджетные ассигнования.

На СБФ находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы по атомной энергии), на ликвидацию вооружений, включая выполнение м/н обязательств.

Важное направление использования государственных средств - расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента РФ, ГД РФ, министерства и ведомства РФ, территориальные органы гос. управления. Режим СБФ распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры РФ.

Смета – это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций, а также план финансирования учреждений и расходования бюджетных смет.

Правовое значение сметы – она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов.

По кругу охватываемых учреждений и мероприятий:

· сметы централизованных мероприятий – составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов МСУ на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий, например проведение конференций, августовских чтений учителей и т.д.

· индивидуальные сметы – это смета, отражающая особенности отдельного учреждения.

· сводные сметы – объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

· Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Минфин РФ.

· Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Включают три основных раздела:

· общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов; оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице); расчеты по отдельным статьям сметы.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер. В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты могут изменяться. Поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление.


Билет № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.006 с.)