Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты бюджетных правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика.

Поиск

Бюджетные правоотношения – урегулированные нормами БП общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов.

Согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1) государство и его территориальные подразделения — РФ в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные ок­руга, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образова­ния; закрытые административно-территориальные образования);

2) органы государственной власти и МСУ — представительные (законодательные) органы государствен­ной власти и МСУ; исполнительные органы государственной власти и МСУ.

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права стано­вятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.

Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава:

1) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;

2) бюджетные правоотношения являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона о бюджете на очередной год;

3) в бюджетных правоотношениях, помимо органов государственной власти и МСУ, непосредственно в качестве субъектов этих отношений участвуют государство, государственные или муниципальные образования.

Бюджетные правоотношения возникают:

1) между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением;

3) в процессе привлечения к ответственности за бюджетные правонарушения.

Структура бюджетных правоотношений:

1) субъекты бюджетных правоотношений (государственные, т.е. РФ и ее субъекты и муниципальные образования);

2) содержание бюджетных правоотношений (юридическое содержание бюджетных правоотношений – субъективные права и юридические обязанности сторон – участников правоотношений; материальное содержание бюджетных правоотношений – поведение сторон (действие или бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей);

3) объект бюджетных правоотношений (финансовые средства (денежные средства в виде доходов или расходов бюджетов) и нематериальные блага (публичный правопорядок в бюджетной сфере)).

4) основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод бюджетно-правового регулирования – чаще всего императивный;

6) способ защиты бюджетных правоотношений.

Виды бюджетных правоотношений:

1) по характеру:

· материальные – закрепляют содержание бюджета: состав доходов и расходов, полномочия различных органов власти в бюджетной сфере и т.д.;

· процессуальные – закрепляют порядок функционирования бюджетной системы: порядок осуществления бюджетного процесса) составления, утверждение, исполнение и отчет об исполнении бюджета), формирования бюджетных и внебюджетных целевых фондов.

2) по субъективному составу:

· отношения по формированию федерального бюджета;

· отношения по формированию бюджета субъекта РФ;

· отношения по формированию местного бюджета.


Билет № 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.43 (0.007 с.)