Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации



 

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при выходе на уровень дефицита менее 1,0% ВВП в 2018 году (таблица 7.1.).

Таблица 7.1.

Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

млрд рублей

Показатели 2015 год %% ВВП 2016 год %% ВВП 2017 год %% ВВП 2018 год %% ВВП
Доходы, всего 25 711,6 35,3 28 298,2 34,3 30 726,2 33,7 33 293,9 33,4
в том числе:                
Федеральный бюджет 12 539,7 17,1 13 958,8 16,9 14 916,6 16,4 15 932,7 16,0
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 12 423,2 17,0 13 872,6 16,8 14 916,6 16,4 15 932,7 16,0
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 9 133,7 12,5 9 783,5 11,8 10 669,3 11,7 11 359,4 11,4
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 7 686,3 10,5 8 428,3 10,2 9 142,2 10,0 9 984,4 10,0
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего 9 286,1 12,7 10 341,1 12,5 11 068,3 12,2 11 839,1 11,9
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 7 146,8 9,8 8 074,0 9,8 8 588,4 9,4 9 149,2 9,2
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 4 138,9 5,7 4 397,2 5,3 4 896,5 5,4 5 431,8 5,5
Бюджет Фонда социального страхования 519,5 0,7 604,4 0,7 666,5 0,7 728,8 0,7
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 484,5 0,7 580,1 0,7 641,9 0,7 704,5 0,7
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования 1 619,8 2,2 1 662,7 2,0 1 813,4 2,0 1 961,1 2,0
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 978,6 1,3 1 020,0 1,2 1 129,0 1,2 1 240,5 1,2
Расходы, всего 29 807,2 40,8 30 886,4 37,4 32 924,0 36,2 34 173,9 34,3
в том числе:                
Федеральный бюджет 15 215,0 20,8 15 865,0 19,2 16 650,5 18,3 16 598,6 16,7
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 10 723,7 14,7 10 806,7 13,1 11 401,4 12,5 11 502,5 11,6
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 9 804,8 13,4 10 425,1 12,6 11 217,7 12,3 11 733,8 11,8
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 9 183,6 12,6 9 803,2 11,9 10 557,3 11,6 11 040,5 11,1
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, (с территориальными ФОМС), всего 10 016,3 13,8 10 362,9 12,6 10 965,4 12,1 11 630,9 11,7
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 7 769,8 10,7 8 044,5 9,7 8 521,9 9,4 9 043,9 9,1
Бюджет Фонда социального страхования 602,7 0,8 623,0 0,8 658,4 0,7 711,6 0,7
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования 1 643,8 2,2 1 695,4 2,1 1 785,1 2,0 1 875,4 1,9
в том числе                
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (без учета межбюджетных трансфертов в ФСС и территориальные ФОМС) 229,6 0,3 201,4 0,2 117,5 0,1 122,7 0,1
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 1 414,2 1,9 1 494,0 1,8 1 667,6 1,8 1 752,7 1,8
Дефицит (-) /Профицит (+), всего -4 095,6 -5,5 -2 588,4 -3,0 -2 197,8 -2,4 -880,0 -0,9

 

В 2015 году ожидается исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по доходам в сумме 25 711,6 млрд рублей, из которых 48,3% составят доходы федерального бюджета.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2015 году составят 29 807,2 млрд рублей, при этом на долю федерального бюджета приходится 51,0% общих расходов.

Таким образом, совокупный дефицит бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2015 году будет равен (-) 4 095,6 млрд рублей, или 5,5% к объему ВВП, что на 4,3 процентных пункта ВВП выше чем в 2014 году. По уровням бюджетной системы Российской Федерации результат исполнения бюджетов, входящих в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составит:

дефицит федерального бюджета – (-) 2 675,3 млрд рублей;

дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – (-) 671,1 млрд рублей;

дефицит бюджетов государственных внебюджетных фондов –
(-) 749,2 млрд рублей.

В предстоящем бюджетном цикле доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 48,3% в 2015 году до 47,9%
в 2018 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 29,8% в 2015 году до 30,0% в 2018 году. Также прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 21,7% в 2015 году до 22,2% в 2018 году.

Доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации сократится с 35,9% в 2015 году до 33,7% в 2018 году.

Доля расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации возрастет с 33,7% в 2015 году до 34,0% в 2018 году. Также прогнозируется рост доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 30,8% до 32,3% в 2018 году.

Функциональная структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2015 - 2018 годах не претерпит существенных изменений (таблица 7.2.).

Таблица 7.2.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов

Наименование 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год изменения в % к итогу 2018 г. к 2015 г.
млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу
Всего 29 807,2 100,0 30 886,4 100,0 32 924,0 100,0 34 173,9 100,0 0,0
Общегосударственные вопросы 1 642,5 5,5 1 729,3 5,6 1 887,9 5,7 1 682,7 4,9 -0,6▼
Национальная оборона 3 109,9 10,4 2 933,0 9,5 3 067,0 9,3 3 067,7 9,0 -1,4▼
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 169,3 7,3 2 194,8 7,1 2 095,5 6,4 1 910,4 5,6 -1,7▼
Национальная экономика 3 777,2 12,7 3 808,2 12,3 3 879,3 11,8 3 848,8 11,3 -1,4▼
Жилищно-коммунальное хозяйство 1 029,1 3,4 1 050,9 3,4 1 055,4 3,2 1 085,6 3,2 -0,3▼
Охрана окружающей среды 72,4 0,2 77,1 0,2 75,5 0,2 77,5 0,2 0,0
Образование 3 150,8 10,6 3 327,6 10,8 3 564,0 10,8 3 786,3 11,1 0,5▲
Культура, кинематография 432,9 1,5 480,0 1,6 524,7 1,6 589,2 1,7 0,3▲
Здравоохранение 2 745,8 9,2 2 852,7 9,2 3 186,8 9,7 3 351,2 9,8 0,6▲
Социальная политика 10 640,9 35,8 11 244,8 36,4 11 910,6 36,2 12 617,0 36,9 1,1▲
Физическая культура и спорт 239,5 0,8 273,9 0,9 287,7 0,9 269,2 0,8 0,0
Средства массовой информации 115,4 0,4 101,6 0,3 105,8 0,3 106,8 0,3 -0,1▼
Обслуживание государственного и муниципального долга 681,5 2,3 812,6 2,6 867,4 2,6 951,3 2,8 0,5▲
Условно утверждаемые расходы         416,3 1,3 829,9 2,4  

 

Доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг (то есть социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт), в рассмотренном периоде составит порядка 60% суммарных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом наибольший объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (более 1/3 от общего объема расходов) будет направляться на цели социальной политики.

Второе место по объему расходов занимает раздел «Национальная экономика», включающий, в том числе расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификацию структуры экономики.

Общее снижение объема доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к ВВП определяет тенденцию к снижению расходов по отношению к ВВП по всем разделам классификации расходов бюджетов, кроме охраны окружающей среды, культуры, физической культуры и спорта, обслуживания долга (таблица 7.3.).

Таблица 7.3.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов

%% ВВП

Наименование 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Всего 40,8 37,4 36,2 34,3
Общегосударственные вопросы 2,2 2,1 2,1 1,7
Национальная оборона 4,3 3,5 3,4 3,1
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 3,0 2,7 2,3 1,9
Национальная экономика 5,2 4,6 4,3 3,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,4 1,3 1,2 1,1
Охрана окружающей среды 0,1 0,1 0,1 0,1
Образование 4,3 4,0 3,9 3,8
Культура, кинематография 0,6 0,6 0,6 0,6
Здравоохранение 3,8 3,4 3,5 3,4
Социальная политика 14,6 13,6 13,1 12,7
Физическая культура и спорт 0,3 0,3 0,3 0,3
Средства массовой информации 0,2 0,1 0,1 0,1
Обслуживание государственного и муниципального долга 0,9 1,0 1,0 1,0
Условно утверждаемые расходы федерального бюджета 0,0 0,0 0,5 0,8

 

При этом необходимо учитывать, что условно утверждаемые расходы федерального бюджета (0,5 и 0,8% ВВП в 2017 и 2018 годах) в дальнейшем будут распределены по конкретным направлениям с учетом приоритетов государственной политики, что приведет к некоторому уточнению данных пропорций.

Тенденция сокращения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рассматриваемом периоде полностью соответствует требованию, установленному в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года: снизить долю расходов консолидированного бюджета до 35% ВВП, в первую очередь за счет приведения обязательств федерального бюджета в соответствие с экономической ситуацией.

Ожидается, что снижение доли государственных расходов в ВВП, в первую очередь сокращение неэффективных трат, способно привести к повышению темпов роста российской экономики в среднесрочной перспективе.

 

_________________________________

 

 

Сформированный на основе изложенных выше направлениях бюджетной политики проект федерального бюджета на 2016 - 2018 годы должен стать одним из базовых инструментов управления преобразованиями в стране, в том числе способствовать запуску структурных изменений в экономике, стимулированию темпов экономического роста, формированию условий для импортозамещения и активизации частных инвестиций.

Повышение уровня предъявляемых к сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требований предполагает реализацию комплексного подхода к обеспечению устойчивости бюджетов, повышению гибкости бюджетных расходов и расширению границ бюджетного маневра.

Реализация представленных в Основных направлениях бюджетной политики мер по повышению эффективности бюджетных расходов будет опираться как на нахождение более тесных взаимосвязей между результативностью и объемами бюджетных ассигнований, так и на активное реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной политики. Это, в свою очередь, предполагает «донастройку» государственных программ с их более четкой привязкой к целям государственной политики, усилением проектных принципов их построения, созданием новой системы их внешнего и внутреннего аудита. Кроме того, должны быть реализованы меры по повышению качества предоставления государственных услуг, процедур проведения государственных закупок, предварительного и последующего государственного финансового контроля.

Неотъемлемым условием эффективной реализации обозначенной бюджетной политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.024 с.)